Согласимся с автором высказывания выведенного в эпиграф, действительно, дискуссия в Сети по проблеме происхождения термина "крестьяне" ничего определенного не внесла в этимологию. Слово разбирали по "косточкам" на всех возможных языках, тут и греческий, латинский, Законы Ману (санскрит), восточнославянские языки и прочее - нет только одного языка - еврейского, языка крестьянского (христианского) Бога.
Удивительный психологический парадокс сознания образованных людей - объяснять деяния иудейского Бога всеми лингвистическими средствами (в т.ч. и на языке племени НЯМ-НЯМ), но никогда в связи с его "родном" языком - иврит.
Почему, отчего, неужели это всё так сложно (достаточно взять словарь иврита), или работает, не понятая до сих пор психологами структура социально-политического СОЗНАНИЯ, проникшая на генетический уровень, религиозная пропаганда, сформировавшая европейское сознание в ходе исторического процесса???
"И насадил Господь Бог рай в Эдеме на востоке" (Бытие 2:8). Как же быть с Богом-творцом, подавшему человеку пример земледельческой деятельности, вычеркнуть его из "фонового знания" европейской цивилизации; не придется, ли тогда вычеркнуть и крестьянина?
Крестьяне - население, занятое в сельскохозяйственном производстве. Неотъемлемые признаки крестьянина: работа на земле, проживание в деревне или селе, регулирующая роль традиции во всех сферах жизни.
1) Существующая этимология
а) Викисловарь
Корень: -кресть-; суффиксы: -ян-ин-. Значение: сельский житель, основным занятием которого является земледелие или животноводство; человек, находящийся в личной зависимости от помещика и занимающийся сельскохозяйственным трудом. Этимология по Максу Фасмеру.
б) Этимологический словарь Макса Фасмера
Крестьянин, (в соврем. знач. - с конца ХIV в.), др.-русск. крьстьанинъ "христианин; человек", ст.-слав. крьстининъ (Супр.), болг. кръстянин "христианин", сербохорв. кршhанин, словен. krscan, чеш. krеstаn "христианин", польск. chrzescijanin - то же, в.-луж. krescijan - то же, н.-луж. ksescijan - то же. Заимств. из лат. christianus "христианин" (ср. поганый); см. Мейе, Et. 186; Скок, RЕS 7, 193; Тиц, "Slavia", 9, стр. 26. Менее вероятно, судя по ударению, посредничество д.-в.-н. christjani "христианский, христианин" (вопреки Бернекеру 1, 634 и сл.) или прямое заимствование из греч. christianos (которое якобы сблизилось с крьстъ), вопреки Фасмеру (Гр.-сл. эт. 102 и сл.), Кипарскому (236). (???)
в) Словарь русского языка XI-XVII вв. М. 1981.
Применяются формы: крестьянин, крьстианинъ, крстьянин и др.; звание и состояние крестьян - лиц, принадлежащих к низшему податному сословию на Руси.
Судя по датам, терминология оформилась в XIV веке, из-за близкой фонетики слов "христиане - крестьяне" произошло отождествление слов и деэтимологизация (утрата связи с корнями) понятия крестьяне; в словарях слово "кристиане" имеет два значения: 1. Христианин; 2. Крестьянин. (???)
2) Бытие крестьянина
В древних государственно-правовых и церковных текстах люди, принадлежащее к "подлому" (низшему) сословию фигурируют редко, крепостной крестьянин в России XVI-XIX вв. был во всех отношениях бесправен, поставлен вне официального общества и рассматривался исключительно в качестве объекта эксплуатации и имущественных сделок. Тем не менее деятели церковной и государственной элиты видели в крестьянах одну из важнейших составных частей общества, согласно учению о тройственной социальной организации (с XI в.), духовенство, дворянство и крестьянство были основными опорами монархии. Крестьяне представляли низший разряд триады, но их жизненная необходимость для функционирования социального целого была неоспорима.
Крестьянин был ближе к земле, чем любой другой член средневекового общества, он был "привязан" к земельному наделу, на котором трудились его предки. С этой землей он находится в интенсивном взаимоотношении, и не мыслил себя вне постоянного с нею общения. Жизнедеятельность и мировоззрение земледельца были связаны с природными сельскохозяйственными циклами, на аграрное бытие накладывалась иудеохристианская культурная программа.
1. Сельскохозяйственный годичный цикл
Основные мероприятия: вспашка, посев (насаждение растений), уход за растениями, сбор урожая.
2. Иудеохристианская культурная программа
Любое поселение в средние века имело в основе - церковный приход, низшая организация церкви, храм, где наряду с религиозной деятельностью, велся учет и изменения в гражданском состоянии прихожан, вокруг него организовывалась экономическая, социальная и культурная жизнедеятельность населения вплоть до XIX века. Годичный церковный цикл был "привязан" к сельскохозяйственной деятельности, главные религиозные праздники приходились на зимнее время и раннюю весну; ежедневные посещения церкви, церковные мероприятия давали почву для богоискательства (религиозной философии) и формировали мировоззрение крестьянина.
Выделим главные компоненты в жизни крестьянина, это - сельскохозяйственная деятельность по производству продуктов питания и культурная социально-идеологическая система, в которой он существовал - материальное (производитель продуктов) и духовное (принадлежность к системе иудеохристианства).
3) Обобщение и вывод
* Крестьяне - часть оседлого населения, занимающаяся производством продуктов питания, основа деятельности - земледелие, обработка земли и выращивание растений.
* Христиане - поборники определенной религиозно-философской системы организации общества, в нашем случае - иудеохристианства; христианство ведь еврейская религия, теория и практика возникла в Израиле, в еврейской среде, использует исключительно иудейские ветхозаветные и новозаветные документы.
Отождествлять термины "крестьяне" и "христиане" нельзя (несмотря на уподобление слов в древних текстах) - они принадлежат к разным классам понятий. Первое означает человека, который занимается сельскохозяйственной деятельностью (материальной), в нашем случае преимущественно земледельческой; второе - принадлежность человека к определенной социально-религиозной среде - духовная деятельность.
Вывод
Можно предположить, что понятие "крестьяне" должно в какой-либо форме отображать главные элементы сельскохозяйственной деятельности крестьянина, например: пахота, вскапывание земли, посев, насаждение растений. Так как деятельность крестьянина проходила в христианском социально-идеологическом пространстве, где сакральным языком был иврит, то соответственно и термин должен содержать корни иврита и понятия иудаизма.
4) Терминология иврита и библейский образ
Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита и выделим корни.
КРЕСТЬЯНЕ = КР+ЕС+ТЬЯНЕ или более древнее КР+ЬС+ТЬАН+ИНЪ; у нас сразу же выявляются соответствующие земледельческие понятия иврита.
** КР = КАРА כָּרָה копать, выкапывать из земли, арендовать.
Библейский образ, Быт. 26:25: "И раскинул там шатёр свой, и выкопали (КАРА) там рабы Исаковы колодезь".
Данный корень в значении "копать землю" употребляется в Библии 16 раз; в еврейской письменности гласные не пишутся (подразумеваются) и слово КАРА в письме выглядело как - КРх (последняя буква не произносится).
Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?hs=H6213&k=3J...
Hомер Стронга: H6213. Оригинал: עשׂה. Произношение: ‛ас́а. Часть речи: Глагол. Этимология: примитивный корень - A(qal): делать, производить, приготавливать, совершать, исполнять, заниматься, работать. B(ni): быть сделанным, быть приготовленным. C(pi): сжимать. D(pu): быть сделанным, быть устроенным.
** ТЬАН = слово прочитано наоборот - НАЬТ = НАТА נָטַע сажать, насаждать; НЭТА נֶטַע саженец, росток, насаждение; в письме, без огласовок НАТА выглядит как НТх (последний знак не читается); корень употребляется почти во всех книгах Библии 58 раз.
+ Библейский образ, Бытие 9:20: "Ной начал возделывать землю и насадил (ивр. НАТА) виноградник".
++ См. Штейнберг О.М. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878 г. соответственно по терминам; http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/
Общий вид
русск. КР+ЬС(ЕС)+ТЬАН = КАРА (КР) כָּרָה копать, выкапывать из земли, арендовать + ЕС или ЬС = АСА (С) עָשָׂה делать, производить + ТЬАН = наоборот - НАЬТ = НАТА (ТН) נָטַע сажать, насаждать.
Таким образом, слово-понятие "крестьянин" русские средневековые идеологи сформировали из трех корней иврита - обозначили земледельческое сословие, его основные занятия - вскапывать землю + насаждать, садить растения. С крестом и христианином нет ничего общего.
+ Библейский образ
Бытие 2:8: "И насадил (ивр. ЙИТА, форма от корня НАТА) Господь Бог рай в Эдеме на Востоке". Запад Господь почему-то "не призрел".