Колибаба Сергей Николаевич : другие произведения.

Молча, молчи, молчание, молчать - термин, этимология

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  
  
  Того ради подобает, разумев добре,
  хвалити, или, не разумев, молчати
  Послание мудрого Феофана монаху Прохору (1375-1400)
  
  1) Существующая этимология. Викисловарь
  
  * Корень: -молч-; суффикс: -а; глагольное окончание: -ть. Значение: ничего не произносить, не говорить; перен. не высказывать публично своего мнения, не сообщать публично какой-либо информации; не подавать о себе вестей; не давать о себе знать.
  Этимология, молчать
  Происходит от праслав. *mьlcati, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. мълчати, ст.-слав. мльчати (др.-греч. siopan), укр. мовчати, белор. мовчаць, болг. мълча, сербохорв. мучати, мучим, словенск. molcati, molcim, чешск. mlcet, словацк. mlcаt, польск. milczec, в.-луж. mjelcec, н.-луж. Mjelcas. (???)
  * Этимология, молчание (вставка - праслав., у Фасмера нет)
  Происходит от гл. молчать, далее из праслав. *mьlcati, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. мълчати, ст.-слав. мльчати (др.-греч. siopan), укр. мовчати, белор. мовчаць, болг. мълча, сербохорв. мучати, мучим, словенск. molcati, molcim, чешск. mlcet, словацк. mlcаt, польск. milczec, в.-луж. mjelcec, н.-луж. mjelcas. Родственные связи достоверно не установлены. Сближают с др.-в.-нем. molawen "tаbеrе", ирл. mаlсаim "гнию", греч. malakos "мягкий", лит. smulkus "мелкий", smilkti "отмирать". С др. стороны, эти слова сближаются с лит. mulkis "дурак", др.-инд. murkhas "глупый", греч. Malki malki "оцепенение от холода", malkio "цепенею от холода". (???)
  
  2) А. Преображенский (1850-1918). Этимологический словарь русского языка, М., 1949; "Чать - только с предлогом; начать, зачать...", (с. 55). (???)
  
  3) Применение термина в русском языке
  
  а) Срезневский, Измаил Иванович (1812-1880). Материалы для словаря древне-русскаго языка по письменным памятникам, 1902, с. 119
  * Мълчаливыи = малъчаливыи; "Англъ (ангел)... кротъкъ и млъчалив", Панд. Ант. XI в.
  * Мълчальникъ (обет молчания), Козм. Инд.
  * Мълчании (е) = млъчании(е) = мълъчании (е) - йотированное (есть). Молчание имеаху, И. Навин 5:8, по списку XIV в.
  * Мълчати = млъчати = молчати = молчУ. Мълъчи, чадо, и не рьци никомоу о томь слова. Нест. Жит. Феод.
  
  б) Словарь русского языка XI-XVII вв., АН СССР, М., 1982, вып.9; http://etymolog.ruslang.ru/doc/xi-xvii_9.pdf
  Молчаливый (млъчаливый), малоговорящий: "Бе бо муж смереномудрь... млъчалив", Патер. Син., XI-XII вв.
  Молчалъ (мъльчаль), молчание, безмолвие, XII в. Молчальник (млъчальник) - монах-отшельник, 1387 г.
  Молчание, мълчание, млъчание. 1. Молчание, безмолвие. Изб. Свят. 1076 г. 2. Благое молчание - икона изображающая Христа, 1683 г. ...
  Молчати (мълчати). Хранить молчание, безмолвствовать... 1096 г.
  
  в) Национальный корпус русского языка
  
  * Филофей. Послание великому князю Василию (1505-1533): "Убо сия писахъ, но паче рыдая горце самъ азъ окаянный о своих согрешениях, но боюся молчати, аки онъ рабъ, сокрывый талант".
  * Федор Карпов. Послание Максиму Греку о третьей книге Ездры (1515-1525): "Аще и стужати тебе срамляюся, молчати же утесневаюся: не премолчитъ бо во мне многопутный мой помыслъ, хочешь ведати, ему же несть господинъ, и тщится найти, его не несть изгубилъ, мыслить чести, его же нестъ училъ, хочешъ победити, ему же несть победимъ".
  * И.Т. Посошков. Завещание отеческое к сыну своему... (1718-1725): "Аз мню, что лучши, уста своя заградив, молчати".
  
  4) Обобщение и вывод
  
  * Лингвисты XIX-XX вв. не смогли объяснить термин в связи с его графикой, фонетикой и содержанием. Праславянского языка (как и славянского) мы не знаем, нет текстов, слов, славяне племена бесписьменные; письменность появляется на славянских землях с момента принятия иудеохристианства.
  В регионе Днепр-Волга существовал Хазарский каганат VIII-XI вв., где государственным языком был иврит (первое письмо вышедшее из Киева ок. 950 г. написано на иврите), а гос. религией - иудаизм, Бог на Русь "пришел" из Иерусалима. Методически неправильно рассматривать термины церковнославянского языка и при этом не опираться на лексикон библейских текстов.
  Алфавит языка оформился в Крыму во время дипломатической миссии Кирилла и Мефодия в 862 г. в Хазарию, позже литературно-религиозное развитие церковнославянский язык получает в Великой Моравии, Болгарии и Сербии.
  Вывод
  Целесообразно рассмотреть термины в связи с библейскими образами и терминологией.
  МЪЛЧАТИ = МЛЪЧАТИ= МОЛЧАТИ = болг. МЪЛЧА, слов. MOLCATI, чеш. MLCET - согласно общему мнению исследователей эти понятия тождественны, хотя графика (состав знаков) отличается, что можно отнести к территориальным особенностям церковнославянского языка. Гигантская территория распространения, соответственно, мало языковых контактов между деятелями иудеохристианства.
  
  Очевидно, что термин состоит из основного корня М.Л. + частицы (?) ЧАТИ, ЧАТЬ; МОЛЧА, МОЛЧАТЬ, МОЛЧАНИЕ = МОЛ+ЧА, МОЛ+ЧАТЬ, МОЛ+ЧА+НИЕ.
  Корень нас выводит прямиком на библейский термин АЛАМ (по буквам АЛЕФ - 0 звука, утерян) + Л+М) - сжимать губы, молчать, безгласие, немой, без слов; прочитан и зафиксирован в церковнославянской письменности наоборот - ЪЛМ = ивр. АЛАМ, наоборот МЛЪ, МАЛА.
  
  * Частица ЧАТЬ (есть такая в русском языке и в др.) по мнению исследователей выражает - вероятность, допущение: по-видимому, вероятно, или она же усилительная частица: ведь, все-таки; с 1837 г. встречается в текстах.
  Найти отдельно существующую частицу "Чать" в древнерусских и среднерусских текстах не удалось; во всех терминах, где она (?) якобы применяется как частица - буква Ч замещает последнюю букву корня слова, обычно буквы: К, Т, Ц., или Ч входит в состав корня слова. Например: криК - криЧать, велиК - велиЧать; замеЧать - замеТить; конеЦ - конЧать и т.д.
  Ясно, что ЧАТЬ указывает на ДЕЙСТВИЕ - молчание = действие. Дальнейшая разработка темы вероятно даст возможность объяснить частицу ЧАТЬ или скорее всего, сочетание Ч+АТЬ.
  В иврите корень АТ (алеф+тет) тихо, тихий говор, шепот, шептуны; чародеи (шепчущиеся у идолов).
  
  5) Терминология иврита и библейский образ
  
  а) Терминология
  
  Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита и выделим основной корень.
  
  Общий вид
  
  * МОЛЧА= МОЛ+ЧА = без гласных и наоборот Ч + Л.М. = Ч(?) + ивр. АЛАМ אָלַם замолчал, немой, тихий, безгласный (в письме х.Л.М. = АЛЕФ (0 звука, утерян) + Ламед (Л) + Мем (М).
  * МОЛЧАТЬ, дрв. МЛЪЧАТЬ = МОЛ+ЧАТЬ, дрв. МЛЪ+ЧАТЬ = ЬТАЧ(?)+ЛОМ, ЬТАЧ(?) + ЪЛМ = общие знаки М.Л. = ивр. Л.М., АЛАМ אָלַם замолчал, немой, тихий; прочитано наоборот М.Л., с огласовками М.А.Л.А. (чать).
  * МОЛЧАТЬ, дрв. МЛЪЧАТЬ = МОЛ+ЧАТЬ, дрв. МЛЪ+ЧАТЬ = ЬТАЧ+ЛОМ, ЬТАЧ + ЪЛМ = форма ивр. ИЛЕМ אִלּם немой, тишина (не могу говорить), безгласный (от АЛАМ).
  
  б) Источник
  * Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=...
  Hомер Стронга: H483. Оригинал: אִלּם.Произношение: иллэм. Часть речи: Прилагательное. Этимология: от H481 - немой, безгласный.
  * Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=...
  Hомер Стронга: H481. Оригинал: אלם. Произношение: алам. Часть речи: Глагол. Этимология: примитивный корень - B(ni): быть безгласным, быть безмолвным, онеметь. C(pi): вязать, связывать.
  * См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878, с. 28; АЛАМ אָלַם сжимать губы, молчать; ЕЛЕМ אֵלֶם безгласие.
  
  в) Библейский образ
  * Притчи 31:8: "Открывай уста твои за безгласного (ивр. ИЛЕМ) и для защиты всех сирот".
  * Аввакум 2:18: "Что за польза от истукана, сделанного художником, этого литаго лжеучителя, хотя ваятель, делая немые (ивр. ИЛЕМ безгласный) кумиры, полагается на свое произведение?".
  * Псалом 39:10, оригинальный еврейский текст: "Я стал нем (НЕЕЛАМТИ, от АЛАМ), не открываю уст моих; потому что Ты сделал это".
  
  Таким образом, на сегодняшний день, при истолковании терминологии "мол+ча, мол+чать" мы можем опираться на корень сакрального иврита АЛАМ безгласие, молчание и библейский образ; которые собственно и раскрывает смысл слова.
   Кишинев, 3.8,2019 г.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"