Колибаба Сергей Николаевич : другие произведения.

Оружие, оружье - термин, этимология

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Юридические услуги. Круглосуточно
 Ваша оценка:

  
  
  Отверземъ убо дела тмы и облецемся во оружие света
  Иван Грозный. Ответ Яну Роките (1570)
  
  1) Существующая этимология
  
  а) Викисловарь
  Корень: -оружиj-; окончание: -е. Значение: приспособление для ведения боя, военных действий и т.д.
  Этимология
  Происходит от праслав. *ob-roz-ьje, от кот. в числе прочего произошли: ст.-слав. оружие (др.-греч. oplon, machaira), др.-русск. оружие (при исконном русск. ружьё), укр. оружжя, белор. ружжо, болг. оръжие, сербохорв. оружjе, словенск. orozje, rozje "оружие", чешск. oruzi, польск. orуz. (праславянское???)
  
  б) Этимологический словарь Макса Фасмера
  Оружие. Заимств. из цслав. при исконном ружье, укр. оружжя, блр. ружжо, др.-русск. оружие, ст.-слав. оружие ..., болг. оръжие, сербохорв. оружjе, словен. orozje, rozje "оружие", чеш. oruzi, польск. orez. Сюда же болг. ръгам "колю, сверлю" (Младенов 387). Родственно лит. rengtis, rengiuos "снаряжаться", apranga "снаряжение", aprengti "снабжать, снаряжать, одевать", isrengti "снимать, раздевать"; перечень авторов. Последний относит сюда же чеш. naruzivy "страстный", лит. rangstus "торопливый, поспешный", irangus "проворный, nодвижный". Неприемлемо сближение с орудие и объяснение из др.-сакс. arundi, д.-в.-н. arunti (вопреки Уленбеку у Пайскера 64). Ср. также ругать. (???)
  
  в) Этимологический словарь А.Г. Преображенского (1910-14): "Оружие - к ругать, первоначальное значение ругательство, поношение; затем стало пониматься, как средство действовать враждебно". (???)
  
  2) Применение термина в русском языке
  
  а) Словарь русского языка XI-XVII вв., АН СССР, М., 1987 г., вып. 13; http://etymolog.ruslang.ru/doc/xi-xvii_13.pdf
  Оружие, оружье. 1. Орудие, инструмент, снасть. Посла ми гь тебе дати от серпъ сих единого... имети ти въ оружие. Ж и ч Николы, XV-XI. Аще поимеь кто чужь конь, любо оружие... Правда русская XV-XI. 2. Оружие нападения и защиты (холодное). На разбоиника ли изидосте съ оружии и с дрькольями. Матф. 26:55, Остром. ев., 1057; и т.д. многочисленные производные.
  
  б) Национальный корпус русского языка
  * Житие Андрея Юродивого (сер. XII в.): "черньцемъ дасть оружие на брань и творить".
  * Новгородская 1-я летопись. Синодальный список (сер. XII в.): "же побегоша съ вечя въ товары и поимавше оружие".
  * Василий Калика. Послание Василия Новгородского Феодору Тверскому о рае (1347): "Речено бо имъ есть: "Уже пламенное оружие не хранить вратъ Едемьскыхъ"; приде бо Спасъ мой, вопия вернымъ: "Внидете паки в рай!".
  
  в) Летопис. Троянска притча. Правопис: Среднобългарски. Хранилище на ръкописа: Ватиканска Апостолическа библиотека. Дата на преписа: 14 в. (1344-1345 г.) (болг.); http://histdict.uni-sofia.bg/textcorpus/show/doc_...
  "И повеле краль изьiти вьсемь г(оспо)ж(д)амь из двора на море. И начяшу вьзимати, що коа любить, а Ацилеешь стоаше, поглядоуу на фарижа, яко соколь на птицу, и мину мимо него и реч(е): "Съи фарижъ под(о)бенъ есть подоброго витеза, и сие оружїе на егове широцеи плещи, | и съи щитъ на егове крепкуя мьiшцу". И сльiшавъ то урекшишь, и положи емоу свои руцу на раме его, и реч(е) къ Ацилеешоу...".
  
  3) Обобщение и вывод
  
  а) Происхождение буквы "Ж" не определено, мы не знаем, как произносилась эта буква в момент создания церковнославянского алфавита (ок. 862 г.), другие согласные можно сравнить с греческим и латинским алфавитом; предполагают заимствование из коптской письменности, из знака "джанджа" (дз).
  В русском языке отмечено явление "чередование согласных З-Ж": дружить - друзья - подружка; низ - ниже, резать - режу; возить - вожу; грозить - грожу и т.д.
  
  б) "Комментарии" исследователей не имеют вывода, перечислены территории, где главенствующей религией было иудеохристианство. Далее попытка объяснить термин посредством других слов, не имеющих лексической и логической связи с термином "оружие"; этимологии - нет. Праславянский вариант Википедии "ob-roz-ьje" - гипотеза, нет ни одного славянского и праславянского слова и текста.
  
  в) Оружие - всякое средство пригодное для нападения и защиты, рука человека сама является оружием; любой предмет, находящийся в руке человека, можно использовать как оружие или орудие. Руками человек создаёт предметы двойного применения; нож, палка, топор, багор, молот, лук, корабль - приспособления для ведения войны и орудия труда одновременно.
  Мы выделили образ ОРУЖИЯ - рука человека и любой предмет, находящийся в руке, есть ОРУЖИЕ.
  
  г) Какое оружие у Бога, какое оружие он передаёт Израилю???
  
  * Бытие 49:24, 25 (Благословление Иакова сыну Иосифу): "тверд остался лук его, и крепки мышцы рук (ивр. ЗЕРОА) его, от рук мощного Бога Иаковлева. Оттуда Пастырь и твердыня Израилева, от Бога отца твоего, Который и да поможет тебе, и от Всемогущего, Который и да благословит тебя ...".
  * Второзаконие 5:15: "и помни, что ты был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею (ивр. ЗЕРОА) высокою".
  * Второзаконие 33:27: "прибежище твое Бог древний, и ты под мышцами (ивр. ЗЕРОА) вечными; Он прогонит врагов от лица твоего и скажет: истребляй!".
  * 2 Паралипоменон 6:32: "Даже и иноплеменник, который не от народа Твоего Израиля, когда он придет из земли далекой ради имени Твоего великого и руки Твоей могущественной и мышцы (ивр. ЗЕРОА мощь, сила) Твоей простертой, и придет и будет молиться у храма сего".
  * Исаия 30:30: "И возгремит Господь величественным гласом Своим и явит тяготеющую мышцу (ивр. ЗЕРОА) Свою в сильном гневе и в пламени поедающего огня, в буре и в наводнении и в каменном граде".
  
  Согласно стихам Библии оружие Создателя - его рука-мышца, ивр. ЗЕРОА - поэтический образ СИЛЫ, МОЩИ, МОГУЩЕСТВА (религиозная идеология, идея???). Этот образ применяется практически во всех книгах Библии как характеристика силы и могущества БОГА-ТВОРЦА.
  Так как описать образ Всевышнего и его деятельность человек не может, древними авторами Библии был принят антропоморфный (человеческий) "образ" Сверхъестественного Существа - Бога. Человек творит руками (изготавливает предметы), ноги косвенно участвуют в творении (передвигают тело), следовательно, и Высшее Существо также должно было творить (производить предметы и явления) руками-мышцами. "И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему..." (Бытие 1:26).
  * Мы выделили общее понятие по отношению к Богу и человеку (по образу и подобию), акт Творения чего-либо (предмета-явления) происходит при помощи рук, в том числе оружия и орудий.
  Вывод
  Целесообразно связать русский термин "оружие" с термином библейского иврита ЗЕРОА рука, мышца.
  
  4) Терминология иврита
  
  а) Терминология
  Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита и выделим корень - ОРУЖИЕ = ОРУЖ+ИЕ, прочитаем термин наоборот (как в иврите) = ЕИ+ЖУРО = ЗУРО. У нас сразу же выявляется соответствующий термин библейского иврита - ЗЕРОА (ЗРОА) рука, мышца, рычаг.
  * Болгарские варианты написания термина - оружїе, оръжие; ЮС большой, с XII века - У, ранее произношение не известно, в видимой истории Ъ (шва - ничто, без звука).
  Общий вид
  русск. ОРУЖИЕ = наоборот ЕИ+ ЖУРО = ЖУРО = Ж.х.(нет звука) Р.О. = ЗРО = ивр. ЗЕРОА (ЗРОА) рука, мышца, сила, мощь. В переносном смысле в библейских стихах применяется как понятие военной и политической силы, армии и оружия Бога.
  Термин зафиксирован в письме наоборот аОРЗ = ОРЗ (З=Ж), т.е. оружие. Транслитерация, передача термина иврита знаками раннего церковнославянского языка.
  
  б) Источник
  * Штейнберг О.М. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878, с. 128; http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_128.h... Срезать, сокрушать чью-либо мышцу значит расслабить его, лишить силы. 1Ц. 2:31; Иов 22:9.
  * Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?hs=H2220&k=J...
  Hомер Стронга: H2220. Оригинал: זְרוֹעַ. Произношение: зэроа‛ зэроа‛ зэро‛а зэро‛а. Часть речи: Существительное женского рода. Этимология: от H2232 - рука, предплечье, мышца, плечо (животных); перен. сила, мощь, опора, военная сила, армия.
  
  в) Библейский образ
  * Исаия 44:12: "Кузнец делает из железа топор и работает на угольях, молотами обделывает его и трудится над ним сильною рукою (ивр. ЗЕРОА) своею до того, что становится голоден и бессилен, не пьет воды и изнемогает".
  * Иезекииль 30:22, 24: "Посему так говорит Господь Бог: вот, Я - на фараона, царя Египетского, и сокрушу мышцы (ивр. ЗЕРОА рука) его, здоровую и переломленную, так что меч выпадет из руки его".
  "А мышцы (ивр. ЗЕРОА рука) царя Вавилонского сделаю крепкими и дам ему меч Мой в руку, мышцы (ивр. ЗЕРОА рука) же фараона сокрушу, и он изъязвленный будет сильно стонать перед ним".
  * Захария 11:17: "Горе негодному пастуху, оставляющему стадо! меч на руку (ивр. ЗЕРОА) его и на правый глаз его! рука (ЗЕРОА) его совершенно иссохнет, и правый глаз его совершенно потускнет".
  
  Таким образом, используя терминологию иврита и библейские образы, мы установили логико-лексическую связь русского слова "оружие" с термином сакрального языка иврит.
  
  Кишинев, 18.10.2017 г.
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"