В любом явлении окружающей действительности существует ОСНОВА, основание, которое является предпосылкой существования явления (следствия), и служит объяснением; история науки представляет собой цепь поисков оснований и объяснений с их помощью явлений в обществе и природе.
В логике есть Закон достаточного ОСНОВАНИЯ, который гласит, что всякое суждение, для того, чтобы считаться достоверным нуждается в доказательстве, должны быть достаточные ОСНОВАНИЯ, в силу которых оно считается истинным. Надежным доказательством истинности мысли, является свидетельство, основанное на фактах; запрещая принимать что-либо на веру, Закон (один из главных принципов науки), выступает преградой против нелогичного мышления, не обоснованных суждений и предрассудков.
Ключевое движение в истории - процесс образования и развития народа: кто, откуда, почему пришел и как исчез, или куда переселился. Имена и термины в этом процессе - ОСНОВАНИЕ духовной и материальной культуры этноса.
Невозможно заимствовать иудеохристианское учение и сохранить языческую организацию культуры: лексику, образ мышления, традиции и обычаи; следовательно, в процессе христианизации территорий терялись племенные языки и языческие традиции. Из по-разному говорящих и верующих племён формировался новый народ, с абсолютно другой идеологией, языком, обычаями и традициями: "Языки в культурном и социальном отношении невесомые обречены, исчезнуть, какие бы меры для их сохранения ни принимались, так как они тормозят хозяйственное и культурное развитие своих носителей, ведут к их изолированности и отсталости" (Ларин Б.А. Ист. русс. языка и общее языкознание. М., 1974, с. 194).
В русском языке слова ОСНОВА, ОСНОВАНИЕ и производные, прямо указывают на предпосылки явлений, однако толковые словари не приводят рациональной этимологии, анализ этих терминов и является темой данной статьи.
1) Существующая этимология
а) Викисловарь/основа, основание
* Корень: -основ-; окончание: -а. Значение: главная, центральная, опорная часть чего-либо. Основа строения. Основа теории. Основа основ.
Спец. продольные нити ткани, переплетающиеся с поперечными, то есть с утком; лингв. часть слова до окончания, с которой связано его лексическое значение.
Значение: торопливо перемещаться, постоянно меняя направление. Пример: Он долго сновал по комнате; спец. подготавливать нити основы для тканья. Пример: сновать пряжу.
Этимология по Максу Фасмеру
Происходит от др.-русск. сновати, сную, русск.-церк.-слав. сноути, сновѫ; ср.: болг. снова "набираю основу ткани, сную", сербохорв. сновати, снуjем, словенск. snovti, snjem "набирать основу ткани; замышлять", чешск. snouti, snuji, snovati "набирать основу ткани; готовить, замышлять (перен.)", словацк. snоvаt "мотать, наматывать", польск. snuc się, snowac się "сновать, блуждать, шататься", в.-луж. snowac, н.-луж. snowas, snus, snuju "набирать основу ткани". Родственно латышск. snaujis "петля", snauja, готск. sniwan "спешить", sniumjan - то же, др.-исл. snuа "вертеть, мотать, плести", snuðr "поворот, узел".
Перед нами возникает проблема логического основания или иерархии терминов, какой из терминов, ОСНОВА или СНОВАТЬ является базовым, а какой второстепенным, производным от базового корня, в чем связь между ними отмеченная Викисловарём?
2) Русский язык XI-XVII вв. АН СССР, М., 1987; http://etymolog.ruslang.ru/doc/xi-xvii_13.pdf
а) Основа. 1. Фундамент, основание, тж. перен. (1276): "Отпаде стена у Святой Софии до основы, отъ Неревьского конца" Новгор. I лет.
2. Начало. "Начнем основу слову и зачало глемых" Житие св. Стефана Пермского.
3. Продольные нити ткани (в отличие от утка); "Основа ему (кресту, на котором был распят Христос) стваага дха сила (святого духа сила), а уток стая плъть, истыкающися дхмь (духом). Слово св. Ипполита об антихристе (XII в.).
б) Основание (ье)
1. Закладка, основание, начало строительства. "И как лес на церкви изготовить, и места церковные очистить, и ты бы на ОСНОВАНИИ храмомъ пел молебны и воду святил" 1592 г.
2. Фундамент, основание чего-либо. "Еже убо пра(в)оверьную веру имети, основания добрых дел (е)сть". Изборник Свсвятослава, 1076 г.
3. Главное исходное положение, основанные принципы и элементы чего-либо
"Словъ мусикийскихъ, иже суть основаниемъ пения есть семдь: написуют же ся латынски сице: A, B, C, D, E. F, G" Мусикийская грамматика Н. Дилецкого, 62, 1681.
4. То же, что основа (в значении 3).
* Основательный. Лежащий в основании, XV-XVI вв.
* Основати. Основать, утвердить, поставить. "Съзъда свою храмину на камени", Матф. 7:25, Остром. Еван., 1057 г.
* Основатися. Скрепляться, держаться на ч.-либо, XII в. и т.д.
в) Словарь русского языка XI-XVII вв., РАН, М., 2000, вып. 25; http://etymolog.ruslang.ru/doc/xi-xvii_25.pdf
Сновать. Значения: прокладывать основу ткани, 1672 г.; набрасывать, зацеплять, 1385 г., прясть, XVII в., основывать XV в., закладывать фундамент, 1535.
Сноватися. Основываться, начинаться, 1365.
3) Обобщение и вывод
а) Макс Фасмер считал, что термины ОСНОВА, ОСНОВАНИЕ "связано со сновать", "делать основу ткани", все последующие исследователи повторяют эту версию. Ссылки Викисловаря на ПРАславянский язык не имеют под собой исторического, лингвистического, а соответственно и логического ОСНОВАНИЯ, мнение отражает уровень знания, а в большей степени - политики начала XX века.
Исходя из примеров, приведенных в Словаре русского языка... слово СНОВАТЬ - диалектизм, провинциализм, вульгаризм (простонародный). Термин, применяемый в просторечии, который перекочевал в язык деловых документов.
ОСНОВАТЬ = О потерялось в речи = СНОВАТЬ; один и тот же термин, значения одинаковы, выводить из "сновать" - "основать" нельзя, логически неверно.
Интерпретация лингвистических фактов создающее видимость обоснования, из одного базового слова лингвисты произвели два; выделив "разные" корни, умудрились вложить в них одинаковое значение.
"Нетъ в них твердаго и праваго учения церковного, основанного на краеугольном камени, еже есть Христа... предание" (Аввакум. Книга бесед. 1675 г.).
Вывод
Целесообразно установить связь терминов с библейской терминологией и образами, связать слово с учением Церкви "основанного на краеугольном камени". Сознание и мышление средневекового человека было религиозным, мыслил библейскими образами, согласно примерам из древнерусской лексики необходимо искать в иврите термин - камень.
4) Терминология иврита и библейский образ
а) Философия "основы". Библейский образ
Выделим основное значение присущее всем трем понятиям - основа, основание, снование - ФУНДАМЕНТ, закладка здания есть его ОСНОВАНИЕ. Можно ли построить здание на фундаменте из песка или из почвы, что закладывается в фундамент любого строения? Очевидно - камень!
В лексике любого христианского народа существует понятие "Краеугольный камень" - первый камень, который кладут в основание строения, он принимает на себя основную нагрузку и определяет расположение здания. Согласно иудейской традиции в Святая Святых Храма Соломона находилась скала, считавщаяся краеугольным камнем мироздания. В Библии упоминаются "краеугольный камень" и "камень во главе угла", эти метафоры, обозначающее основу, начало, суть чего-либо, получили широкое распространение в мышлении, устной и письменной речи.
Ветхий Завет
* Быт. 28:18-22. "И встал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником, и возлил елей на верх его.
19. И нарек имя месту тому: Вефиль, а прежнее имя того города было: Луз.
20. И положил Иаков обет, сказав: если Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться,
21. и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом, -
22. то этот камень, который я поставил памятником, будет домом Божиим; и из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть".
* 3 Царств 5:15-18: "Еще у Соломона было семьдесят тысяч носящих тяжести и восемьдесят тысяч каменосеков в горах, кроме трех тысяч трехсот начальников, поставленных Соломоном над работою для надзора за народом, который производил работу. И повелел царь привозить камни большие, камни дорогие, для основания дома, камни обделанные. Обтесывали же их работники Соломоновы... и приготовляли... камни для строения дома".
* 3 Царств 7:9-10: "И в основание положены были камни дорогие, камни большие, камни в десять локтей и камни в восемь локтей".
* Новый Завет
Матфей 21: 42. Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? (Пс. 117:22). Это от Господа, и есть дивно в очах наших?
б) Терминология иврита
Приведём термины в форму приближённую к грамматике иврита, прочитаем их наоборот и выделим корень - ОСНОВА, ОСНОВАНИЕ, СНОВАТЬ = АВОН+СО, ЕИН+АВОН+СО, ЬТ+АВОН+С = общий корень АВОН, А.В.Н. У нас сразу же появляется соответствующий древней религиозной философии термин иврита ЭВЕН (А.В.Н.) камень (основа=камень).
Камень - несущая основа любого жилища; в мышлении иносказательно - опора, на которой воздвигаются все предметы или явления, связывающий элемент конструкции.
в) Источник
Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=H...
Hомер Стронга: H68. Оригинал: אֶבֶן. Произношение: эбэн (ЕВЕН). Часть речи: Существительное женского рода. Этимология: от the корень H1129 through the meaning to build - 1. камень; 2. гиря, вес.
При транслитерации имён и терминов еврейского языка на русский язык (разные алфавиты) изменялись огласовки (гласные), но сохранялись согласные знаки (они принадлежат Богу), слово подгонялось под племенную фонетику (отсюда разночтения на территориях), каких либо строгих правил в передаче основ иврита не было.
Основа в лингвистике - неизменяемая часть слова, которая выражает его лексическое значение, в иврите это корень, состоящий из 1-3 согласных букв.
Таким образом, в термин ОС+НОВА и его производные заложено библейское слово-понятие, что говорит об искусственном происхождении русской терминологии и связью её с лексиконом Библии. Первоначальная русская государственность возникла на территории подконтрольной Хазарскому (иудеохазарскому) каганату.
* Апостол Пётр цитирует пророка Исайю: "Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится" (Ис.28:16).
И заключает: "Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна, о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены" (1Петр.2:6-8).