Корень: -отар-; окончание: -а. Значение: большой гурт овец. Этимология - нет.
б) Этимологический словарь русского языка. - М.: Прогресс, М. Р. Фасмер,1964-1973
Отара, "стадо овец", южн., донск., атара - то же, укр. отара. Вероятно, из тюрк., ср. тат., башк. utar "скотный двор", казах. оtаr "пастбище, стадо" (Рясянен, ТаtL. 49); см. Преобр. I, 668.
в) А. Преображенский. Этимологический словарь русского языка, М., 1910-14 гг.
Отаpa, отары, южн. (известн. в севск.) овечье стадо, гурт овец; кал. толпа. мр. отар большое овечье стадо. - Из тюрк. отар пастбище; загон для овец; овечье стадо. По Коршу (1843-1915) (письм.) слово это употр. башк., кирг., ногайск.
2) Применение термина в русском языке
а) Словарь русского языка XI-XVII вв., АН СССР, 1987 г., вып. 13, с. 180; Отара (атара). 1. Пастбище, "на татарские атары старыя", XVII в.; 2. Табун, "лошади для их бережения велели послать в атары", 1649 г. Отарщик - пастух, табунщик, 1629 г.
б) Словарь церковнославянского и русского языка, Санктпетербург, 1847 г.; "Отара - стадо. Отарщик - пастух пасущий стадо".
в) Национальный корпус русского языка
Н. С. Лесков. Захудалый род (1874): "идти одной через бугор, где ночевала овечья отара, около которой бегали злые сторожевые собаки".
3) Обобщение и вывод
а) Термин "отара, атара" фиксируется в старорусских актах примерно с 1629 г., в русских словарях с 1847 г. Исследователи XIX-XX вв. "указывают" на "тюркское" (около 60 родоплеменных диалектов и языков) происхождение термина, и не представляют никаких письменных артефактов, текстов, где зафиксировано это слово.
Установить этимологию слова без опорного текста с указанием даты - невозможно. Применяемый лингвистами термин "тюркский" слишком обширен (тюркские ханы осуществляли свою деятельность от Китая и до центра Европы), иудеи-хазары тоже тюрки. Надо исходить из главенствующих идеологических доктрин, господствующих на территории Дикой степи: иудаизма (иврит), иудеохристианства (сакральный иврит) и ислама (арабский, много общих корней с ивритом).
б) Восточная литература. Абу Саид Гардизи "Украшение известий" (ок. 1050 г.)
Абу Амр Абдаллах б. ал-Мукаффа в книге "Четвертая часть мира" говорит, что, когда пророк Ной вышел из ковчега, мир был лишен населения. У Ноя было три сына: Сим, Хам и Яфет; между ними он разделил мир. Землю черных людей - негров, абиссинцев, нубийцев и берберов - и ту страну, сушу и море, также область Иран он дал Хаму; Ирак, Хорасан, Хиджаз, Йемен, Сирия и Ираншахр составили долю Сима; земли тюрков, славян, яджуджей и маджуджей до Китая достались Яфету. Так как область Туркестана была отдалена от населенных земель, то ей дали название Тюрк. ...
Причина объединения киргизов под властью своего начальника была следующая. Он происходил из славян и был одним из славянских вельмож; когда он жил в стране славян, туда прибыл посол из Рума; этот человек убил того посла. Причиной убийства было то, что румийцы происходят от Сима, сына Ноя, а славяне - от Яфета. ...
[Итак], тот начальник в споре убил посла и по необходимости должен был покинуть страну славян. Он ушел оттуда и пришел к хазарам; хазарский хакан хорошо обращался с ним до своей смерти. Когда на престол сел другой хакан, он обнаружил нерасположение к пришельцу; тот был вынужден удалиться, ушел и пришел к Башджурту. ... Хазарский хан отправил к Башджурту человека, требуя, чтобы он прогнал славянина; ... славянин отправился во владения..., с которыми он находился в родстве. По дороге он прибыл в одно место между владениями кимаков и тугузгузов; хан тугузгузов поссорился со своим племенем и рассердился на них; [многих из] них убили; [остальные] рассеялись и по одному или по два стали приходить к славянину.
Он всех принимал и оказывал им добро, так что их набралось много. Он послал человека к Башджурту, заключил с ним дружбу и этим усилился; после этого он произвел нападение на гузов, многих из них убил, многих взял в плен и собрал много денег, частью благодаря грабежам, частью благодаря пленным, которых он всех продал в рабство. Тому племени, которое собралось около него, он дал имя киргиз.
В Хазарский каганат (федерация племен) входили азовские и волжские булгары, кавказские и донские аланы, волжские буртасы, заволжские гузы, крымские готы, кавказские горцы, хорезмийские иранцы-аорсы, мадьяры-венгры, славяне и русы. В период расцвета каганата его власть простиралась до Дуная, а на восток - до Хорезма и Гургана, на север - до Верхней Волги, на юг - до Дербента.
Транзитная торговля между Востоком и Западом в 9-10 вв. находилась в руках еврейских купцов-раданитов, путешествовавших от Испании до Китая. Еврейско-хазарские купцы составляли неотъемлемую часть этого сообщества и вели торговые операции на территории Восточной Европы, но иногда и сами доходили до Константинополя, Кордовы и Александрии. Языком еврейско-хазарских купцов был славянский, что отмечено в сообщении персидского чиновника 9 в. Ибн Хурдадбиха о раданитах. Об использовании хазарами славянского языка сообщает еврейский купец из Испании Ибрахим Ибн Якуб в середине 10 в. На территории Хазарии, особенно в ее столице Атиле (Итиле), сложились крупные колонии мусульманских и славянских купцов.
Вывод
Целесообразно рассмотреть термин в связи библейскими образами и терминологией. Иудейский Хазарский каганат контролировал территории от Дуная и до Каспийского моря, вел обширную торговлю с соседними странами.
ᴵᴵ АТАР עתר быть в изобилии. - форма НЕТАР נֶעֽתַּר было в изобилии, было чрезмерным (в Библии встречается только Пр. 27:6). - форма ХЕТИР הֶעְתִּיר Он сделал обильным, сделал изобильным (в Библии встречается только Иезек. 35:13). ... Производные: АТАР עָתָר ᴵᴵ ХАТАРА הַעְתָּרָה ᴵ.
б) Библейский образ
* Иеремия 33:6 : "Вот, Я приложу ему пластырь и целебные средства, и уврачую их, и открою им обилие (ивр. АТЕРЕТ) мира и истины".
* Софрония 3:10: "Из заречных стран Ефиопии поклоники (ивр. АТАР множество) Мои, дети рассеяных Моих, принесут Мне дары".
Таким образом, термин "отара, атара" зафиксированный письменно в начале XVII века в старорусских документах (других данных обнаружить не удалось), тождественен (графика, фонетика, содержание) библейскому термину АТАР, АТЕРЕТ множество, группа (сонм), обилие и т. д. Вполне возможно, что термин передан через хазар-иудеев и имеет хазарское происхождение.