Цель статьи - поиски этимологии распространенного в наше время понятия ПИАР, которое обычно применяют в негативном контексте или в нейтральном. Это политико-социальное явление связывают со странами "демократии", где (как считают многочисленные комментаторы) оно и зародилось. До периода "перестройки-перестрелки" мы пользовались понятиями "агитация" и "пропаганда" (католическая инновация 1623 г.) - комплекс государственных мероприятий направленных на формирования нужного партии социально-политического сознания у населения.
ПИАР по своим задачам (влияние на массовое сознание) соответствует системе советской пропаганды и агитации, отличием является более тонкое политическое и коммерческое содержание, "мягкие" методы воздействия на массовое сознание - не зрима поддерживающая репрессивная организация.
1) Развитие "пиара" в обществе
Манипуляция общественным сознанием возникла в Древнем мире, типичная форма агитации - выступления перед народным собранием или перед войском. Основной метод донесения информации до аудитории - устное выступление пропагандиста: вождя, полководца, сенатора, религиозного деятеля (пророка), монаха или священника.
Колоссальное значение в развитии иудаизма и иудеохристианства, а соответственно всего европейского общества имела "проповедь" - религиозная пропаганда, обращение в веру (монотеизм) осуществлялась путем УБЕЖДЕНИЯ язычника в справедливости, необходимости новой общественной организации и новой морали. Со временем церковь отработала методы психологического воздействия на прихожан, для удержания населения в повиновении было привлечено искусство: скульптура, живопись, музыка, что позволяло неграмотному крестьянину средневековья воспринимать на слух и считывать информацию (образ Христа) со стен.
Стены церкви - "Библия для неграмотных", через проповедь, её музыкальное и театральное оформление и "чтение" того, что написано, нарисовано на стенах - внедрялись понятия иудеохристианства. Распространению терминологии Библии способствовала религиозно-театральная деятельность, для усвоения проповеди в церквях разыгрывали драмы на темы Святого Писания, которые ставились в грандиозных масштабах. Например, спектакль "Мистерии Ветхого Завета" продолжался несколько недель и состоял из 40 пьес (50 тыс. стихов), в нем было задействовано до 250 актеров.
Церковь использовалась государством как информационный канал, одобренные властью сведения передавались по церковной сети в приходы, где сельский священник доводил их до народа (например, победа в какой-либо битве, восшествие на престол, рождение наследника). В XVII веке государственная пропаганда получает новый инструмент - газету, СМИ, которая вплоть до XX века оставалась наряду с церковью, важнейшим средством воздействия на сознание масс.
2) Пиаристы (реже пиары)
Лат. Ordo Clericorum Regularium Pauperum Matris Dei Scholarum Piarum (Орден бедных регулярных христианских школ во имя Божией Матери) - католический монашеский орден, занимающийся обучением и воспитанием молодёжи; лат. Piarum - почтительный, покорный, исполненный сознанием долга, послушный долгу.
Декларируемая цель - христианское воспитание юношества в школах и семинариях, название - от школы (первая бесплатная), учрежденной создателем ордена святым Иосифом Каласанским; помимо традиционных обетов пиаристы давали обет "бескорыстной заботы об образовании и воспитании молодёжи". Основан в 1621 году, устав ордена утвердил папа римский Григорий XV; был распущен папой Иннокентием Х в 1646 году после серии педерастических скандалов в неаполитанском отделе ордена, восстановлен в 1669 году. Распространил свою деятельность на Венгрию, Германию, Австрию, Испанию, Литву, в 1706 г. имел 94 монастыря, объединённых в 8 провинций, и 950 монахов.
В школах ордена был введён ряд новшеств: чистописание и родной язык, введена концепция разделения на классы, отменены телесные наказания, от учителей требовали уважительного отношения к ученикам. Пиаристы стали широко известны в XVIII в., возглавляли коллегии, семинарии и были профессорами в известных университетах; в 1965 году - 2535 монахов, 179 обителей и около 80 тысяч учеников, проходящих обучение в их школах.
3) Существующая этимология
Викисловарь
Корень: -пиар-. Значение: экон. или полит., жарг., неол. информация, предназначенная для популяризации образа компании или ее продуктов либо определённой личности, а также область деятельности, связанная с распространением такой информации. Этимология: происходит от англ. PR, сокр. от public relations, буквально: "связи с общественностью". (???)
4) Обобщение и вывод
Целью ПИАРА является получение определенного заказанного результата в какой-либо сфере человеческой деятельности: представить обществу политика в выгодном свете, привлечь внимание масс к продукту киноиндустрии, торговли, новой технологии; т.е. навязать обществу свое мнение, приукрасить реалии, похвастать, прославить.
"Связи с общественностью" очевидно, предназначены для проведения диалога власть-народ (в средневековье для этой цели служила "исповедь"), цель - получение информации о том, как народ воспринимает действия власти. "Связь с общественностью" носят исключительно законный характер, ПИАР - применяет и незаконные (ложь, дезинформация, клевета); в последнее время замечено стойкое "отвращение" населения к рекламе торговой и политической - НЕ ВЕРЯТ.
В главе 61:1 пророк Исайя говорит, что Бог "ПОМАЗАЛ" его, дал право проповедовать, пророчествовать, благовествовать: нищим, узникам, исцелять "сокрушенных сердцем". Переводя на современный язык - пропагандировать, агитировать; вселять надежду на лучшую жизнь, оказывать психологическое воздействие на людей.
* Исайя 61:3, 60:13: "Возвестить сетующим на Сионе, что им вместо пепла дастся украшение (ивр. ПЕЕР), вместо плача - елей радости, вместо унылого духа - славная одежда; и назовут их сильными правдою, насаждением Господа во славу Его".
По Щедровицкому Д. В. (теолог, культуролог; gumer. info) - игра слов: "Пеплом, как известно, на Древнем Востоке посыпали голову в знак самоуничижения и покаяния. Выбор между послушанием и противлением Богу - это выбор между славой (ПЕЕР - прославление) и бесславием (ЭФЕР - пепел); пепел и прославление содержат одинаковые буквы: алеф, пе, реш, расположены по-разному.
Таким образом, наши современники ничего "революционного" в ПИАРЕ не сотворили, все технологии управления массовым сознанием были созданы и практически "обкатаны" в античности и средневековье различными религиозными организациями, откуда нам и досталась специальная терминология, применяя которую, мы почему-то выдаём её за собственное творение.
Проповедью католическая церковь собирала и направляла массы в крестовые походы и на освоение Нового Света, пуританская колонизация Северной Америки шла под лозунгом - "Построим Новый Иерусалим", а мы пытаемся внести чужеродное светское содержание, типа "связи с общественностью", в еврейский идеологический термин - ПИАР, тем самым лишая понятие очевидного смысла.
Таким образом, в еврейском термине ПААР, ПЕЕР мы имеем начало процесса воздействия на сознания человека - хвалить, ПРОСЛАВЛЯТЬ (Бога), в католическом термине PIARUM - конечный результат - ПОКОРНОСТЬ, ПОСЛУШАНИЕ (Богу). Вы нам говорите о какой-то "связи с общественностью"?!
"Господь Бог изрек - кто не станет пророком?" (Амос 3:8).