Колокольцева Полина Валерьевна: другие произведения.

Не гремучая проникновенность строк

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Зимние Конкурсы на ПродаМан
Peклaмa
 Ваша оценка:

  Если лирическая жемчужина не была опубликована в советскую эпоху, не была замечена в последующее за ней время, то это вовсе не означает, что жемчужина потускнела или превратилась в свою противоположность - подделку, покрытую прахом забвения. Она могла воспарить над судьбой человека и времени, тогда становится понятно, почему её не заметили: обратить внимание на такую жемчужину попросту не могли в силу поднебесной сущности создания, нездешности облика и мировосприятия. Лирическая жемчужина означает изящество, усиленное поэтическим напором, проникновенностью строк и полным неведением о том, как отзовутся на них окружающие. Это творчество такого разряда; его время либо наступает, либо пока - нет, но это не указывает на то, что оно не наступит никогда.
  Подобные мысли промелькнули у меня при чтении стихотворений Дмитрия Гавриленко, искренних и глубоких; причём я подумала: автора вроде бы и не заботит реакция читателя. Строки зовут в глубину осмысления мира, одновременно предупреждая - это глубина, и если вы привыкли к тем, кто широко печатается, кого неудержимо хвалят, то проникновенность непризнанных строк окажется недоступной. Она предполагает наличие культуры, основанной не на том, что признавали и захваливали, а наоборот, на всём оставшемся до поры до времени в тени. Тайна подлинного творчества заключается в его ненавязчивости, даже скрытности, но в большей степени - его человечности, определяющей сущность любого столетия. Если стихи востребованы, если их хвалят, значит, - их антропогенная суть неполноценна, страдает от сиюминутного, промелькнувшего и исчезнувшего.
  Поэзия Дмитрия Гавриленко не цепляется к эпохе, так как она с колыбели выше её. Вместе с тем строки этого необычного автора не враждуют со своим временем, не парят в облаках; частички его тщательно отобраны, взвешены и отражают объективно нечто большое, что может быть в слове и образе. Редким даром автора расширяется подтекст одновременно с человеком и концепцией мира. В качестве примера я хочу привести стихотворение, опубликованное в журнале "Арион" (Љ3, 2002 год, стр. 35-36):
  Слушает село единым ухом
  Тишину. Вся замерла окрестность,
  Словно судорогою её свело.
  Изредка могучим, резким стуком
  Наковальня оглашает местность.
  В кузнице упряталось тепло.
  Всего шесть строк, соединённых между собой необычным способом рифмовки и сверхзадачей исполнения. Важно, что почти каждая строчка заканчивается существительными: "ухом", "окрестность", "стуком", "местность", "тепло". Все они наполнены конкретикой сельского бытия, ожиданием зимы. Я увидела окраину деревеньки, уставшей от осенних забот, ждущей нового сезона как заслуженного отдыха. И одновременно поняла, что вся эта вещественность ещё далеко не всё в стихотворении. Она подкреплена эпитетами "могучим, резким"; они делают своё дело, неотразимо представляя кузницу. Но даже среди эпитетов здесь есть один, который возвышает это средство изобразительности до заоблачных высот и расширяет во все четыре стороны. Я имею в виду "единым", относящимся к уху. Село дружно работает, дружно отдыхает, дружно "слушает... тишину". Она, как и всё остальное в деревне, одна на всех. Эпитет "единым" - это символ общности, даже в какой-то мере соборности. Я готова рассматривать слово "ухо" в данном контексте как ключевое...
  Однако исчерпать наше межсезонье двумя образами невозможно. И тут появляется третье не потому, что Бог любит тройку, а потому, что в коротком стихотворении отсутствуют неподвижность и инерция. Это единственное сравнение в стихотворении ("словно судорогою её свело"), поясняющее словосочетание "замерла окрестность". Впрочем, не только поясняющее, но и слегка притормаживающее динамику. Попробуйте произнести вслух. Я полагаю, вы сразу ощутите фонетическую чащу из кустов с колючими шипами. Полагаю, неспроста Дмитрий Гавриленко снабдил строку столпотворением гласных звуков. Произнесение их - своего рода "судорога" для языка, а за ней - все тяготы труда хлебороба, стремление получить урожай даже тогда, когда природа усиленно возводит препятствия на расхлябанном пути. Я, к стыду своему, ни разу не была в кузнице и не знаю, сохранились ли они до сих пор. В этом произведении, возвышающем мгновения жизни, чувствую гимн труду тяжёлому, подчас изнурительному, громко заявляющему о себе, как наковальня, и при этом обыденному, неприметному. Может быть, по этой причине автор употребил необычный глагол "упряталось" применительно к теплу. Действительно, жизнь продолжается, и понадобятся силы для новых вдохновенных трудов, которые может взрастить в этом мире только "тепло" рук человеческих и сердец. Полина КОЛОКОЛЬЦЕВА
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com М.Лунёва "(не) детские сказки: Невеста черного Медведя"(Любовное фэнтези) М.Юрий "Небесный Трон 2"(Уся (Wuxia)) А.Кочеровский "Баланс Темного"(ЛитРПГ) Д.Сугралинов "Дисгардиум 5. Священная война"(Боевое фэнтези) А.Верт "Пекло"(Киберпанк) В.Кретов "Легенда 2, инферно"(ЛитРПГ) А.Кочеровский "Утопия 808"(Научная фантастика) А.Ригерман "Когда звезды коснутся Земли"(Научная фантастика) К.Кострова "Скверная жена"(Любовное фэнтези) А.Ардова "Невеста снежного демона. Зимний бал в академии"(Любовное фэнтези)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Батлер "Бегемоты здесь не водятся" М.Николаев "Профессионалы" С.Лыжина "Принцесса Иляна"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"