Константин Колонтаев "Заметки по истории милиции в Крыму и Севастополе" (Сборник статей)
1. Отрывки из работы "ЧК, Особые отделы и милиция в Крыму и Севастополе в 1918 - 1922 годах"
1.1. "Органы государственной безопасности и милиция Советской власти в Крыму и Севастополе в 1917 - 1918 годах"
В первый период существования Советской власти в Крыму и Севастополе, а именно с декабря 1917 по конец апреля 1918 года, местные ЧК на территории полуострова отсутствовали. Вместо них действовали различные структуры под различными названиями подчинённые местным органам Советской власти и местным партийным комитетам.
Например, в Севастополе, таких структур было несколько. Прежде всего, это был так называемый "Южный комитет защиты революции", возглавляемый матросом Николаем Арсеньевичем Пожарским, который одновременно занимал должности председателя Севастопольского городского Совета и Комиссара по охране Севастопольской крепости и возглавлял "Комиссию по охране города и крепости", которой так же подчинялась тогдашняя севастопольская милиция.
Биографическая справка. Пожаров Николай Арсеньевич (25 ноября (7 декабря).1895, деревня Золотково, ныне Владимирской области - 20 июня 1928, город Смоленск) Родился в крестьянской семье. С 1914 рабочий в Петрограде, с 1915 матрос Балтийского флота. В 1916 году вступил в одну из флотских подпольных большевистких организаций. В том же 1916 был арестован за революционную пропаганду. После Февральской революции 1917, освобожден из тюрьмы и был избран членом Исполнительного комитета Кронштадтского совета, с июня член Центрофлота; член Кронштадтского комитета РСДРП (б), Военно - технической комиссии при Исполкоме Совета, во время ликвидации Мятежа генерала Корнилова был комиссаром гаваней Кронштадта. В сентябре 1917, был командирован ЦК РСДРП (б) в Севастополь, где избран секретарём городского комитета партии. В декабре 1917 - председатель Севастопольского городского Совета, член Военно - революционного комитета и Комиссар по охране крепости и города. В 1918 член ЦИК Таврической Советской Социалистической Республики и Крымского губернского комитета РКП (б), затем член Военно - морского комиссариата в Москве. С июня 1918 председатель Ярославского уездного исполкома, Ярославского губернского Военно - революционного комитета, Ярославского губернского комитета РКП (б), участвовал в подавлении контрреволюционного мятежа в Ярославле в июне 1918 года.. В 1919 - 1920 годах - комиссар штаба Северного фронта, председатель ревтрибунала 16 - й, затем 6 - й армии. С 1921 работал в органах ВЧК, затем ГПУ. С 1923 на партийной и хозяйственной работе. Умер от туберкулёза в Смоленске в 1928 году. Был похоронен в Ленинграде на южной стороне Коммунистической площадке кладбища Александро - Невской лавры.
Кроме "Южного комитета защиты революции", органами государственной безопасности Советской власти в Севастополе в этот период так же были "Следственная комиссия", "Комиссия по охране города и крепости" и "Комиссия по борьбе с контрреволюцией".
"Комиссии по охране города и крепости", подчинялась севастопольская милиция которую возглавлял бывший унтер - офицер Севастопольской крепостной минной роты Федор Алексеевич Подкопаев.
Биографическая справка. Выпускник Новочеркасского Атаманского технического училища Фёдор Алексеевич Подкопаев в 1911 году был призван на военную службу и, как имеющий техническое образование, определён в Севастопольскую крепостную минную роту. В сентябре 1914 года ефрейтор Подкопаев был произведён в младшие унтер-офицеры. После Февральской революции 1917 года вступил в партию большевиков.
1.2. "Милиция Севастополя после вторичного установления Советской власти в Крыму и Севастополе в апреле - июне 1919 года"
Одновременно с городской ЧК в Севастополе в последних числах апреля 1919 года была создана и городская милиция первоначально именовавшаяся "Комиссариат по охране города". Спустя три надели 21 мая 1919, этот комиссариат был переименова в "Управление начальника Советской Рабочее - Крестьянской Милиции города Севастополя", с размещением в доме No 1 на улице Пушкинской. ( С1946 года - улица Пушкина. Дом был разрушен во время Второй героической обороны Севастополя 1941 - 1942 годов и после воны не восстанавливался. Его развалины, а так же развалины соседнего дома No 3 были снесены и на их месте создан Пушкинский сквер).
После создания Управления начальника милиции территория Севастополя была разделёна на шесть районов милиции. Начальником севастопольской милиции был назначен М. И. Конуга, который до этого занимал должность Комиссара по охране города.
Биографическая справка. Конуга Михаил Иванович (1892, Севастополь - 1968, Москва). До Великой Октябрьской социалистической революции рабочий мастерских Севастопольского порта. Участник установления Советской власти в Крыму и Севастополе в 1917 - 1918 годах. После оккупации Крыма и Севастополя сначала германскими, а затем французскими войсками с мая 1918 по апрель 1919 года - член Севастопольского подпольного горкома РКП (б). После вывода из Севастополя в конце апреля 1919, французских и греческих оккупационных войск, был назначен Комиссаром по охране города, затем начальник городского управления милиции. После окончания гражданской войны, окончил получил высшее образование в одном из институтов, затем окончил Военно - транспортную академию. В звании полковника участвовал в Великой Отечественной войне. После войны работал в Москве в министерстве путей сообщения СССР.
Вся эта описанная выше структура органов государственной безопасности и милиции Советской власти в Крыму прекратила свое существование к 24 июня 1919, когда вся территория полуострова была вновь захвачена белогвардейскими войсками генерала Деникина.
Данные отрывки и в целом работа "Органы государственной безопасности и милиция Советской власти в Крыму и Севастополе в 1917 - 1918 годах" была написана в ноябре 2016 года.
2. "Фронт без затишья"
Поздняя осень 1920 года. Крым освобожден от белых, затихли орудийные залпы, но на многих просёлочных, а подчас и больших по тогдашним меркам крымских дорогах, особенно в горнолесной местности продолжали трещать винтовочные и револьверные выстрелы, а так же часто и пулемётные очереди.
Не успевшие или не захотевшие бежать из Крыма, бывшие врангелевские офицеры и солдаты, остатки недобитых махновцев, крымскотатарские националисты и просто любители лёгкой наживы и "вольной жизни", всех мастей, устремились в горнолесную часть полуострова, что бы либо вести там "вольную жизнь" в своём понимании, либо бороться с Советской властью, в ожидании врангелевского десанта с моря и возвращения прежних времён.
Особенно расплодились банды в Симферопольском, Севастопольском, Ялтинском, Бахчисарайском, Карасубазарском (ныне Белогорский район) уездах. Здесь орудовали наиболее многочисленные и дерзкие бандитские группировки во главе с Захарченко (он же атаман Серёжка), Аркелова, Османа Шефкета и других. Всего к концу декабря 1920 года в горнолесных районах Крыма насчитывалось порядка 200 различных бандитских группировок общей численностью около 10 тысяч человек.
Для борьбы с ними были необходимые срочные, энергичные меры. И одной из таких мер стало решение Крымского революционного комитета (Крымревкома) от 19 ноября 1920 года о создании в Крыму органов рабочее - крестьянской красной милиции.
Вновь создаваемая в Крыму милиция, формировалась из числа демобилизованных красноармейцев, бывших красных партизан. С первых же дней её создания тогдашние партийные и советские органы власти оказывали созданию милиции ту помощь которая была в их силах. К сожалению, тогдашних ресурсов Крыма не хватало чтобы обеспечить сотрудникам милиции приемлемый хотя бы по тогдашним меркам уровень профессионального и личного материального обеспечения.
Тем не менее, к марту 1921 года, крымская милиция наравне с Крымской ЧК и частями Красной Армии, находившимися в Крыму, участвовала в борьбе с бандитизмом. На 22 марта 1921, в Крыму насчитывалось 2500 милиционеров. Из них в Симферопольском уезде - 508 человек, в Севастопольском - 584, Феодосийском - 409.
Вскоре для более оперативного преследования банд стали создаваться милицейские конно - пулемётные отряды. В Феодосийском уезде такой отряд состоял из эскадрона численностью, по тогдашней терминологии в 88 сабель и пулемётного взвода состоявшего из четырёх пулемётов. Всего в Крыму было создано семь подобных отрядов.
В результате действий крымской милиции к концу 1921 года, в Крыму её местными органами было арестовано 52 бандита и 704 их пособников, подавлено 55 контрреволюционных выступлений.
Активной совместной работой Крымской ЧК, милиции и частей Красной Армии, к исходу 1921 года, количество бандитов в горнолесных районах Крыма сократилось с 10 тысяч до 450, и таким образом по бандитскому движению на полуострове был нанесён сокрушительный удар. Хотя окончательное искоренение банд в горнолесной части полуострова произошло к концу 1923 года.
Данная статья была написана 16 июля 1988 года. Опубликована в газете "Российская община Севастополя" - 1996 - No 16 - с. 6.
3. "В то суровое время"
Осенним днём 15 ноября 1920 года, Севастополь покинули последние корабли бывшего Черноморского флота, эвакуировавшие остатки белогвардейских войск генерала Врангеля на территорию Турции. Спустя несколько часов после этого в город вошли войска Южного фронта и в Севастополе, была уже в третий раз установлена Советская власть. Среди тех проблем, с которыми новым властям Севастополя сразу же пришлось столкнуться, наряду с общей экономической разрухой, и связанными с ней нехваткой продовольствия и топлива, так выделялась и проблема охраны общественного порядка.
Сбежавшие в окрестные горы по разны причинам не эвакуировавшиеся солдаты и офицеры армии Врангеля, махновцы, разного рода уголовники и просто любители лёгкой наживы из числа ещё недавно казалось бы добропорядочных обывателей, стали питательной средой, как для политического, так и общеуголовной преступности, которая больше всего проявляла в виде различных видов бандитизма.
Поэтому уже спустя пять дней после установления в городе Советской власти, 20 ноября 1920 года, начала свою деятельность севастопольская милиция. Её формирование происходило, на основе подписанного Лениным постановления Совета рабочее - крестьянской обороны (с 14 апреля 1920 года - Совет труда и обороны) от 13 февраля 1920 года, согласно которому, в рабочее - крестьянскую охрану (она же рабочее - крестьянская красная милиция), принимались лица, достигшие возраста 28 лет, отслужившие, к этому моменту не менее шести месяцев во фронтовых частях Красной Армии и Флота, и обязательно грамотные.
Кроме этого постановления законодательной базой для формирования в конце 1920 года, в Севастополе органов милиции, являлись утверждённые к тому времени инструкции начальникам городских и уездных отделов милиции, так же инструкция волостным милиционерам (аналог современных участковых милиционеров действовавших в сельской местности). Все эти тогдашние нормативные документы, достаточно подробно определяли цели, задачи и функции, соответствующих милицейских органов, права и обязанности как их руководящего состава, так и рядовых милиционеров и сотрудников уголовного розыска.
В общем, в инструкциях, а так же другой нормативной документации недостатка не было. Но, к сожалению, на тот момент острый недостаток был в другом в гораздо более существенном, а именно в материальном и денежном обеспечении деятельности как органов милиции в целом, так и особенно их сотрудников. Об этом в одной из сводок севастопольского отдела милиции, от 16 июня 1920, отмечалось следующее: "Во всех пяти районных участках милиции Севастополя, по 5 - 7 человек в каждом участке больны цингой вследствии неудовлетворительного питания и ещё 5 - 6 человек в каждом районном участке не выходят в наряд из - за отсутствия обуви".
Спустя месяц, в июле 1921, в другом донесении отмечалось, что из -за голода отказались исполнять свои обязанности 75% надзирателей Севастопольской тюрьмы, которых пришлось заменить сотрудниками Севастопольской ЧК и красноармейцами из её охраны.
Положение тогдашней севастопольской милиции продолжало оставаться тяжелым и спустя два месяца, по этому поводу, начальник севастопольского уголовного розыска сообщал председателю исполнительного комитета севастопольского Совета следующее: "Денежные суммы, отпускаемые уголовному розыску ничтожны, и не могут удовлетворить и 10 % его потребности. Сотрудники ведут полуголодное существование. Их жалование, составляющее от 4,5 до 5,5 тысяч рублей в месяц, недостаточно, так как в других городских учреждениях, оклады сотрудников больше, а работа менее интенсивна и не связана с риском для жизни. Многие сотрудники не имеют оружия и вполне основательно отказываются без него отправляться на операции".
Однако, несмотря на всё это вышеизложенное милиционеры и сотрудники уголовного розыска Севастополя продолжали работать. Так в декабре 1920 - январе 1921, в ходе их участия в нескольких десятках общегородских облав, проходивших совместно с Особыми отделами армейских частей и флота, городской ЧК и отрядами рабочих, было задержано более 3 тысяч бандитов из числа бывших белогвардейцев, махновцев и просто уголовников.
Ещё более интенсивно, в это же время работал и севастопольский уголовный розыск. Если за первые полтора месяца с момента своего создания, в период с 20 ноября по конец декабря 1920, его сотрудники завершили расследование по 40 уголовным делам, с задержанием и арестами по ним 25 человек, то уже за один только январь 1921 были завершены расследования по 51 одному делу и задержано и арестовано 38 человек. И, наконец, в июне 1921 - соответственно 173 дела и 51 арестованный и задержанный.
В 1922 году, севастопольскую милицию ожидали новые трудности материального характера, поскольку, в соответствии с принципами принятой в РСФСР весной 1921 года так называемой "Новой экономической политики" (НЭП), с января 1922 года местные органы милиции переводились с государственного бюджета на содержание бюджетами тех административно территориальных единиц, на территории, которых, они осуществляли свою деятельность. Это вызвало резкое сокращение общей численности севастопольской милиции с 300 человек в конце 1921 года, до чуть более 80 человек, к середине 1922 года. Работы у тех, кто остался, стало заметно больше, в то время как денежное и материальное обеспечение если и улучшилось, то мягко говоря не слишком значительным образом.
С 1922 и до начала 30 - х годов, внутренняя структура севастопольской милиции, согласно тогдашней нормативной документации представляла собой следующее: Севастопольское управление районо - городской милиции, состоявшее из отделения службы и отделения уголовного розыска.
Отделению службы подчинялось пять милицейских участков в городе и три милицейских участка в сельской местности. Возглавляли эти участки - участковые надзиратели, так же именовавшиеся "старшими милиционерами". Им в свою очередь подчинялось от 3 до 5 "младших милиционера".
Отделение уголовного розыска состояло из активной и секретной части. Активная часть занималась текущей розыскной деятельностью, а секретная часть - агентурно - осведомительской работой.
Данная статья написана 10 мая 1989 года. Была опубликована в газете "Вечерний Севастополь" 4 июля 1996 - с.6, и затем в газете "Российская община Севастополя" - 1998 - No 11 - с.2.
4. "Письмо начальнику Управления внутренних дел Севастопольского горисполкома полковнику В. А. Белобородову"
В связи с обсуждаемым в настоящее время вопроса о возможном упразднении в в городе Севастополе деления на районы, возникает целый ряд серьёзных вопросов которые непосредственно касаются и севастопольской милиции, поскольку упразднение районного деления в городе неизбежно должно привести и к ликвидации районных отделов внутренних дел (РОВД).
В решении данной проблемы, если, она возникнет, может помочь изучение опыта структуры органов севастопольской милиции 20 - х годов. Думается, что опираясь на этот исторический опыт, можно будет успешно разрешить и современные проблемы, если они конечно возникнут.
В конце 20 - начале 30 - х годов в Севастополе действовало управление районо - городской милиции, территориальными органами, которого были 11 милицейских участков, которые так же периодически именовались "районы милиции".
Исходя из этого исторического опыта в случае ликвидации районного деления в городе Севастополе, то в этом случае, службы уголовного розыска, БХСС, ГАИ и ряда других буду сосредоточены в городском управлении внутренних дел. А функции службы участковых, ППС, паспортной службы будут переданы в территориальные отделения милиции с подчинёнными им участкам милиции и опорным пунктам.
В таком случае структура территориальных органов милиции подчинённых городскому УВД, может приобрести следующий вид:
1 отделение милиции - Северная сторона (милицейские участки и опорные пункты в посёлках Кача, Верхнесадовое, Любимовка и.т.д.)
2 отделение - Инкерман
3 отделение - Корабельная сторона
4 отделение - Красная горка и территория вокруг железнодорожного вокзала (в границах улиц Ревякина - Лагерная)
5 отделение - центральная часть города
6 отделение - микрорайоны Куликова поля и проспекта Острякова
7 отделение - микрорайоны горы Матюшенко
8 отделение - жилые массивы Стрелецкой бухты
9 отделение - микрорайоны проспекта Октябрьской революции
10 отделение - микрорайоны Камышёвой бухты
11 отделение - Балаклава
12 отделение - Байдарская долина
Численность личного состава отделений будет определяться численностью населения подведомственной территории - примерно от 20 до 35 человек, участков 7 - 10 человек, опорных пунктов 3 - 5 человек.
Данное письмо было написано 30 августа 1989 года. Ранее не публиковалось.
5. "Ставка на профессионализм"
Нынешняя обстановка в стране, связанная с усилением социально - политической нестабильности, и вызванного ею роста преступности, предъявляет новые серьёзные требования к профессиональной подготовке сотрудников правоохранительных органов и прежде внутренних дел, как основной силе, находящейся на острие этой борьбы. Эти требования предъявляются в сложившейся обстановке не только в правовой сфере, но и в области физической и стрелковой подготовке.
Одним из ответов на эти возросшие за последнее время требования стал недавно проведённый Первый городской смотр - конкурс профессионального мастерства среди комсомольцев и молодых сотрудников милиции Севастополя, организованный комитетом комсомола управления внутренних дел города Севастополя. В этом смотре приняли участие представители всех городских подразделений и районных отделов севастопольской милиции, в количестве 50 человек.
В программе смотра - конкурса были включены соревнования по специальной и огневой и физической подготовке (боевое самбо, бег на сто метров и подтягивание), в которых принял так же участие и главный организатор данного смотра - конкурса секретарь комитета комсомола городского управления внутренних дел Константин Царёв.
По итогам соревнований в командном зачёте призовые места были распределены следующим образом:
1 место - команда ГАИ
2 место - команда батальона вневедомственной охраны
3 место - команда батальона патрульно - постовой службы
В личном зачёте первое место занял Анатолий Козырев - участковый инспектор и комсорг Ленинского районного отдела внутренних дел, второе место у Александра Арбузова - сотрудника вневедомственной охраны, третье место у Геннадия Ковалёва - инспектора ГАИ.
Подводя итоги смотра - конкурса можно отметить, что несмотря на весьма скудную спортивную базу находящуюся в распоряжении севастопольской милиции, её молодые сотрудники показали весьма высокие результаты в этой области своего профессионального мастерства.
Данное информационное сообщение было написано 4 сентября 1989 года. Ранее не публиковалось.
6. "О серьёзном занимательно"
Пожалуй, что именно так можно определить сущность деятельности нового в нашем городе детского кукольного театра - студии "В гостях у Севы", который вот уже более полугода действует в Севастополе.
Этот театр - студия был создан в феврале нынешнего 1989 года, двумя молодыми, но хорошо профессионально подготовленными актрисами Еленой Александровой и Александрой Тарновской.
Небольшой коллектив театра (всего четыре человека) уже дал свыше семидесяти спектаклей в детских садах и начальных классах средних школ нашего города. Одним из наиболее популярных представлений для маленьких зрителей стало театрализованное занятие "Светофор", где главный герой - Сева, постоянно нарушая правила дорожного движения, и тем самым демонстрирует на своём печальном примере горькие последствия своего пренебрежения правилами дорожного движения.
Все спектакли этого театра проходят очень живо, вызывая живую и непосредственную реакцию маленьких зрителей. В результате журнал отзывов переполнен восторженными записями взрослых и детей. Так же довольны и сотрудники севастопольской ГАИ, не раз, отмечавшие наглядность и действенность этих кукольных уроков - спектаклей для детской аудитории.
Данная статья была написана 20 октября 1989 года. Была опубликована в газете "Слава Севастополя" 1 ноября 1989 года и в газете "Советский Крым" 4 ноября 1989 года.
7. Фрагмент "Письма Севастопольского горкома комсомола в редакцию газеты "Ленинская смена" города Актюбинска Казахской ССР"
Однако ещё большее наше изумление, если не сказать более, вызвала последовавшая за "Оловянными солдатиками", заметка того же Л. Балаяна "Патриотическое - да, военное нет!". В которой автор ничуть не смущаясь утверждал, что рост убийств в нашей стране в последние годы вызван интенсивным военно - патриотическим воспитанием, а большинство убийств совершили те кто изучал оружие в ходе военно - патриотических игр "Зарница" и "Орлёнок".
Будучи, скованным разного рода догмами, автор этих строк, не смог в отличии от Л. Балаяна предаться столь вольному полёту мысли, свойственному свободолюбивым репортёрам и потому, отправился в нашу городскую милицию дабы узнать как много бывших участников "Зарницы", "Орлёнка" и Поста No 1 были осуждены за убийства и тяжкие телесные повреждения в нашем городе в прошлом 1989 году.
В результате, информации полученной в севастопольской милиции оказалось, что среди осуждённых за тяжкие преступления нет ни одного участника "Зарницы" и "Орлёнка". Все осуждённые по этим статьям уголовного кодекса были из числа махровых бездельников, с трудом дотянувшие в своё время в школах до 8 а часто и до 7 класса, и только по одной этой причине они не были в состоянии учиться разборке и сборке автомата и стоять на Посту No 1, поскольку всё это происходит в 9 - 10 классах..
Зато в двух военно - морских училищах Севастополя, среди их курсантов немало тех, кто в своё время стоял на Посту No 1 и участвовал в "Зарнице" и "Орлёнке".
Данный материал был подготовлен Константином Колонтаевым в качестве инструктора идеологического отдела Севастопольского горкома комсомола, по поручению руководства горкома комсомола и Штаба Поста No 1 города Севастополя.
8. "Охрана порядка дело не только милиции"
В начале нынешнего 1991 года, исполнительным комитетом Гагаринского районного Совета города Севастополя было принято решение о выделении из районного бюджета денежных средств для материального обеспечения, создаваемого при Гагаринском районном отделе внутренних дел взвода патрульно - постовой службы. Обеспечение этого взвода транспортом и средствами связи взяли на себя ряд предприятий находящихся на территории Гагаринского района.
Основной задачей этого недавно созданного взвода патрульно - постовой службы будет поддержание общественного порядка на улицах и других общественных местах Гагаринского района, оперативное реагирование на разного рода случаи правонарушений и массовых нарушений общественного порядка.
Командиром взвода назначен старший сержант Сергей Сидоренко, который до этого много лет служил на различных должностях в отдельном батальоне милиции Управления внутренних дел города Севастополя, а так же имеет большой опыт взаимодействия с общественностью в охране общественного порядка, поскольку длительное время параллельно с основной службой возглавлял различные оперативные комсомольские отряды и военно - патриотический клуб "Дзержинец".
Комплектование этого взвода личным составом ведётся на основе привлечения в его ряды молодёжи недавно вернувшейся со срочной службы в вооруженных силах, прежде всего тех кто служил во внутренних и пограничных войсках. Морской пехоте и воздушно - десантных войсках.
Личный состав взвода будет получать гораздо более усиленную специальную и физическую подготовку, по сравнению с той которую получают в настоящее время сотрудники патрульно - постовой службы города. Физической подготовкой личного состава взвода будет руководить лично его командир, поскольку С. Сидоренко мастер спорта в области восточных единоборств.
Данное информационное сообщение было подготовлено 12 сентября 1991 года. Было опубликовано в газетах "Слава Севастополя" 18 сентября 1991 года и "Флаг Родины" 3 октября 1991 года.
9. "Общественная безопасность - общая забота"
Мало кому известно, что словосочетание "Коза Ностра", ставшее печально знаменитым название американской мафии 30 - 40 - х годов 20 - го века в переводе с итальянского на русский означает "Наше дело". К сожалению часто получается так, что если у преступников "дело наше", то есть общее, то у тех, кто страдает от них - у общества в целом и у граждан в отдельности, дело защиты от преступности, обычно общим делом не является и проходит под девизом "Спасение утопающих - дело рук самих утопающих".
В результате жители возмущаются бездействием властей и милиции, власти в ответ либо отмалчиваются, либо бормочут нечто невразумительное, а милиция выставляет становящиеся уже традиционными объяснения насчёт нехватки бензина для служебного автотранспорта, квартир для сотрудников и компьютеров для служебных кабинетов. То есть всё происходит по привычной русской пословице "Иван кивает на Петра, а Пётр кивает на Ивана".
К счастью необходимость сплочения всех здоровых сил общества в борьбе с растущей преступностью осознаётся всё большим количеством людей, в том числе и наделённых властными функциями. Пример этого, показывает Гагаринский район нашего города, где народные избранники - депутаты Гагаринского районного Совета, а так же директора предприятий расположенных на территории Гагаринского района, в начале нынешнего 1991 года на очередной встрече в районом Совете с начальником районной милиции -подполковником Липкиным, вместо традиционного вопроса: "Как милиция собирается бороться с растущей преступностью в Гагаринском районе?", задали другой, не совсем традиционный, но более разумный вопрос: "Что нужно милиции для борьбы с преступностью?".
Тут же выяснилось, что ответ очень простой в духе одного французского короля, сказавшего, что для того чтобы вести войну нужно всего три вещи - деньги, деньги и ещё раз деньги. Оказывается, что эта формула так же касается и войны с преступностью.
Собравшиеся отнеслись к этой формуле с пониманием и решили создать в районе из взносов предприятий денежный фонд для дополнительного финансирования районной милиции. Такие промышленные гиганты как "Атлантика" и "Югрыбтранссбыт", выделили по 60 тысяч рублей каждый, а более скромный по размерам "Южреммаш" поделился микроавтобусом. И даже районный родильный дом выделил на это дело 900 рублей.
Спустя полгода после этой встречи, директора предприятий, привыкшие считать деньги, пришли к выводу, что данные капиталовложения себя оправдали. Во Дворце культуры рыбаков (ДКР) появился стационарный милицейский пост, комплектованный дополнительно принятыми на службу сотрудниками, которые в первые месяцы своего дежурства ежедневно извлекали из этого учреждения культуры по 10 - 15 лиц либо находящихся в состоянии алкогольного опьянения либо при этом ещё пытавшихся совершать или совершавших разного рода хулиганские выходки. В результате, ДКР стал тем, чем должен был стать - местом культурного отдыха. Аналогичный стационарный пост появился и в находящейся поблизости от ДКР рыбацкой гостинице официально именуемой Межрейсовый дом отдыха рыбаков.
Но поскольку одним из основных показателей в деятельности милиции является порядок на улицах, по наличию которого и судят об эффективности её деятельности, то на эти же выделенные средства Гагринским РОВД был создан взвод патрульно - постовой службы со штатной численностью в 40 человек личного состава. В настоящее время во взводе проходят службу 15 милиционеров и ещё 24 являются стажёрами, проходящими профессиональную подготовку. Командиром взводя стал Сергей Сидоренко, один из самых опытных специалистов по патрульно - постовой службе в городе, до своего назначения командиром этого взвода, он командовал подразделением оперативного реагирования батальона патрульно - постовой службы Севастопольского городского Управления внутренних дел.
Данная статья была написана 2 ноября 1991 года. Бала опубликована в газетах "Слава Севастополя" 9 ноября 1991 года, "Флаг Родина" 14 ноября 1991 года, "Крымские известия" (Симферополь) 13 декабря 1991 года, в печатном органе Управления внутренних дел Крымской АССР, ежемесячной газете "Почти секретно..." в номере за декабрь 1991 года.
10. "Сахар, молоко, золото"
В 10 часов утра 20 декабря 1991 года, спустя 12 дней после распада СССР, многие сотни жителей Севастополя стали свидетелями или участниками нескольких акций гражданского неповиновения произошедших в центральной части города, на проспекте Нахимова и на улице Большой морской.
Первыми взбунтовались и перекрыли движение транспорта, стоявшие в очереди за сахаром в гастрономе на проспекте Нахимова, после того как им сообщили, что больше сахара нет и он соответственно продаваться не будет. Едва удалось погасить вспышку у гастронома, как аналогичный инцидент произошёл у находившегося рядом ювелирного магазина "Коралл", где свыше двухсот новобрачных ждали, но так и не дождались возможности купить золотых обручальных колец. Затем аналогичное возмущение произошло у молочного магазина на улице Большой Морской.
Два обстоятельства не дали этим акциям гражданского неповиновения перерасти в серьёзные беспорядки, с одной стороны - это выдержка сотрудников милиции, применявших метод словесного убеждения для снятия транспортной блокады, а с другой - не свойственная ранее городским властям оперативность в доставке в магазины, ставшие источниками социального напряжения того самого сахара, а так же молока и золотых обручальных колец.
Даная информационная заметка была подготовлена 21 декабря 1991 года. Была опубликована в газете "Крымские известия" 7 января 1992 года.
11. Затраты окупаются"
В начале прошлого, 1991 года, депутаты Гагаринского районного Совета города Севастополя, на очередной встрече с начальником районной милиции, вместо традиционного вопроса: "Как милиция собирается бороться с растущей преступностью?", задали другой не совсем традиционный: "Что нужно милиции для борьбы с преступностью?". Нужным оказалось достаточно много, но прежде всего деньги, чтобы всё это "многое" приобрести.
В результате этой встречи, ряд крупных предприятий находящихся на территории Гагаринского района, например "Атлантика" и "Югрыбсудоремнт", а так же некоторых других выделил деньги на приобретение для милиции Гагринского района деньги на приобретение нового транспорта, средств связи и ряда других видов технического оснащения. Так же на эти дополнительные внебюджетные средства был создан взвод патрульно - постовой службы, в котором многие видят новую форму милицейской организации, которая в будущем может стать основой для формирования того что именуют "муниципальной милицией".
О результатах работы этого взвода я недавно беседовал с его командиром лейтенантом Сергеем Сидоренко. За его плечами 12 лет службы в органах внутренних дел. До этого срочная служба в одной из частей армейского спецназа. Став милиционером прошёл все ступени службы, участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Отвечая на вопрос о первых результатах деятельности возглавляемого им подразделения он отметил, что прошедшие восемь месяцев с момента создания в составе Гагаринского районного отдела взвода патрульно - постовой службы показали его эффективность, несмотря на то, что свыше половины его состава, являются новичками милицейской службы, только что или недавно демобилизовавшимися из вооруженных сил. Их средний возраст 20 - 22 года.
Благодаря деятельности взвода ситуация с уличной преступностью в районе к лету 1991 года была взята под контроль. Об этом свидетельствует проишествие в торговом комплексе "Ахтиар", в ресторане которого началась массовая пьяная драка, грозившая перерасти в поножовщину. Решительные действия трёх милиционеров взвода, вызванных на место проишествия, быстро пресекли это правонарушение, угрожавшее жизни и здоровью находившихся поблизости граждан.
В результате активной деятельности личного состава взвода перестали быть очагами уличной преступности территории Дворца культуры рыбаков и Херсонесского историко - археологического музея - заповедника.
Так же с помощью взвода патрульно - постовой службы уголовному розыску Гагаринского РОВД, удалось активизировать раскрытие преступлений связанных с торговлей наркотиками, оружием, убийствами и другими посягательствами на личную безопасность граждан. Большинство таких преступлений благодаря содействию взвода стали раскрываться сотрудниками уголовного розыска "по горячим следам", то есть от нескольких часов до суток с момента их совершения.
Таким образом, остаётся только одно - начать распространение данного полезного опыта по другим районам Севастополя, с тем, чтобы, в недалёком будущем идея муниципальной милиции нашла в нашем городе своё практическое воплощение.
Данная статья была написана 18 февраля 1992 года. Была опубликована в газете "Флаг Родины" 21 февраля 1992 года.
12. "Хочется защищать всех, а не только избранных"
Вот уже больше восьми месяцев, как в составе Гаринского отдела внутренних дел города Севастополя на основе средств выделенных крупными предприятиями расположенными на территории Гагаринского района был создан взвод патрульно - постовой службы.
Многие, как в районе, так и в городе считают его прообразом будущей муниципальной милиции как районе так и в городе в целом. Такоже мнения придерживается и командир взвода лейтенант Сергей Сидоренко.
В ходе недавней встречи с ним я поинтересовался. Какие проблемы стоят сейчас перед возглавляемым им подразделением. Таковых оказалось достаточно много. Впрочем как это и бывает со всяким по настоящему новым делом.
В общем, проблема в денежных средствах. Ведь, когда создавался взвод, то на совещании в Гагаринском районном Совете с директорами предприятий было принято решение о выделении предприятиями района денежных средств на содержание взвода из расчёта один раз в год по семь рублей из фонда заработной платы одного работающего и три рубля в год из фонда развития предприятия из расчёта на одного в нём работающего. Для приёма этих средств был открыт в Жилсоцбанке расчётный счёт 142057. Но оказалось, что за небольшим исключением предприятия района это решение игнорируют.