"Это было крупнейшее судно из спущенных на воду, величайшее творение рук человеческих. В постройке и техническом обеспечении корабля были задействованы представители всех наук, профессий и специальностей, известных цивилизации. На мостике судна находились офицеры, представлявшие не только элиту королевских военно-морских сил, но и прошедшие суровые испытания по всем наукам, имевшим отношения к ветрам, приливам, течениям и географии морей. Они были не только мореплавателями, но и учеными. Точно такой же профессиональный стандарт применялся и при подборе персонала машинного отделения, а служба стюардов соответствовала требованиям первоклассного отеля.
Два духовых оркестра и театральная труппа развлекали пассажиров в дневные часы. Полчища медиков обеспечивали мирское, а корпус капелланов отвечал за духовное благосостояние всех присутствовавших на борту, в то время как отлично вымуштрованная пожарная команда рассеивала страхи наиболее нервозных пассажиров, разбавляя общую атмосферу веселья ежедневными маневрами со своими агрегатами.
Незаметные глазу телефонные кабели соединяли горделивый мостик со строгим машинным отделением в корме, "вороньими гнездами" на фок-мачте и всеми уголками корабля, где велась работа. Каждый провод увенчивался маркированным диском с передвижным индикатором, диапазон движения которого содержал все ответы и команды, необходимые для управления массивным корпусом судна, будь то в доке или открытом море. По большому счету, это позволяло избавиться от грубых и нервных выкриков матросов и офицеров.
Девяносто две переборки 19 водонепроницаемых отсеков можно было перекрыть за полминуты одним поворотом рукоятки из рубки на мостике машинного отделения и десятка других помещений, расположенных на палубе. Эти переборки автоматически перекрывались бы и при появлении воды. Корабль был способен оставаться на плаву при 9 залитых водой отсеках, но ни один потенциальный инцидент в море не был способен привести к такому финалу. Вот почему судно "Титан" считалось практически непотопляемым.
Корабль, полностью выстроенный из стали, предназначенный исключительно для пассажирских перевозок, был избавлен от взрывоопасных грузов, способных подвергнуть судно опасности пожара. Отсутствие потребности в грузовых отсеках развязало руки дизайнерам, позволив отказаться от плоскодонных очертаний, типичных для грузовых кораблей, и подарило судну стремительные обводы корпуса паровой яхты, что улучшило поведение "Титана" на воде. Длина судна составляла 800 футов, водоизмещение - 70000 тонн, мощность двигателя - 75000 лошадиных сил, а на пробных испытаниях "Титан" развил скорость в 25 узлов - и это с учетом встречных ветров, приливов и течений. Короче говоря, это был плавучий город, за железными стенами которого имелось все, что сводило к минимуму все опасности и неудобства вояжа через Атлантику и позволяло наслаждаться жизнью.
Непотопляемое и неразрушимое судно было оснащено лишь минимальным количеством спасательных шлюпок, которое позволял закон. Шлюпки в количестве двадцати четырех единиц были надежно укрыты и принайтовлены на верхней палубе. В случае использования они могли вместить 500 пассажиров. Бесполезных и неуклюжих спасательных плотов здесь не было вовсе, но - а этого требовал закон - в каждой из 3000 коек в пассажирских и офицерских каютах, а также в матросских кубриках имелось по пробковому спасательному жилету. Около 20 спасательных кругов были закреплены на рейлингах.
С учетом явного превосходства перед другими судами руководство судоходной компании применило к "Титану" то правило навигации, в которое полностью верили некоторые капитаны, хотя и не высказывали открытой поддержки. "Судно может идти на всех парах в тумане, во время шторма и при ясной погоде на рейсах Северной линии, зимой и летом по ряду существенных и не вызывавших сомнение причин". Во-первых, если другое судно столкнется с "Титаном", сила удара распределится по большей площади, если "Титан" будет двигаться полным ходом, а главный удар примет на себя другой корабль. Во-вторых, если "Титан" врежется в кого-то, он наверняка уничтожит этот корабль даже на малой скорости (но, возможно, повредит при этом свой корпус). В то же время на полном ходу "Титан" разрежет другой корабль на две части, причинив ущерб лишь краске на своих бортах. Третья причина состояла в том, что, развив полный ход, судно легко могло бы свернуть с опасного курса. В-четвертых, в случае лобового столкновения с айсбергом (единственным препятствием, которое судно не могло преодолеть в море) на полной скорости корпус "Титана" получил бы повреждения на несколько метров ближе к корме, нежели при нормальном ходе. При этом залиты водой были бы всего три отсека, а оставшихся шести было бы достаточно для поддержания на плаву.
Итак, существовало твердое убеждение, что, с учетом полной мощности двигателей, лайнер "Титан" будет доставлять пассажиров за 3000 миль со скоростью и регулярностью железнодорожного экспресса. Судно не только побило все рекорды во время своего первого рейса, но вплоть до третьего рейса так и не удалось уменьшить пятидневный срок путешествия. Потому среди двух тысяч пассажиров, загрузившихся на борт судна в Нью-Йорке, циркулировали неофициальные слухи, что в этот раз будет предпринята третья попытка".
Эти строки принадлежат перу американского писателя Моргана Эндрю Робертсона (1861-1915), написавшего в 1898 книгу "Тщетность, или гибель "Титана" и прозванного за это многими Нострадамусом ХХ века.
Описанные автором фантастические события воплотились в реальность спустя 14 лет во время катастрофы "Титаника". Морган Робертсон сумел предсказать все события с потрясающей точностью. Судите сами: в приведенной ниже таблице перечислены поразительные сходства вымышленной американцем катастрофы с реальными событиями.
"Титан" "Титаник"
Национальная принадлежность судна Британия Британия
Длина судна 800 футов 882,5 фута
Материал корпуса Сталь Сталь
Водоизмещение 70000 тонн 66000 тонн
Мощность двигателя 75000 л. с. 46000 л. с.
Количество винтов 3 3
Мачты 2 2
Водонепроницаемые отсеки 19 16
Количество спасательных шлюпок 24 24
Пассажиров на борту 3000 2228
Скорость столкновения 25 узлов 25 узлов
Место удара Правый борт Правый борт
Месяц Апрель Апрель
Время столкновения Полночь 23.40
Количество выживших 13 705
Сходство потрясает - оба корабля столкнулись с айсбергом в полночь апрельской ночью, получив одинаковые повреждения по правому борту. Робертсон в качестве места трагедии указывает точку, расположенную в 900 милях от Нью-Йорка, что примерно соответствует настоящей могиле "Титаника". Схожие размеры, типы и мощность двигателей, количество пассажиров, недостаточное число спасательных шлюпок, заявленная непотопляемость судна, наличие "сливок общества" на борту и даже два духовых оркестра - вот далеко не полный перечень верных догадок Робертсона.
Однако вопреки информации, представленной на различных сайтах в интернете, сходство все-таки не полное. Дело в том, что многие авторы публикаций о "Титане" и "Титанике", судя по всему, книгу Робертсона не открывали вовсе. Ошибочное утверждение, первоначально запущенное кем-то в глобальную паутину, было просто скопировано нерадивыми "исследователями", не удосужившимися ознакомиться с оригиналом.
Итак, ряд несовпадений, которые вовсе не умаляют дара предвидения Моргана Робертсона, но служат доказательством халатного подхода современных исследователей:
1. В отличие от "Титаника", "Титан" отправлялся не в первый рейс (как многие утверждают), а в третий. Следовало судно из Нью-Йорка в Британию, а не наоборот, и никаких европейских иммигрантов на борту быть не могло;
2. Ночь столкновения "Титана" с айсбергом вовсе не была туманной, напротив, стояла ясная погода;
3. Нигде в романе Робертсон ни разу не упоминает количество труб "Титана", что не дает возможности сравнить корабли по внешнему виду;
4. В книге пассажиры не устраивают борьбы за место в спасательных шлюпках, поскольку "Титан", по воле автора, затонул мгновенно - едва ли не все пассажиры и члены команды оказались запертыми в стенах лайнера. Более того, приказа о погрузке в спасательные шлюпки также никто не отдавал.
Пророчество Моргана Эндрю Робертсона не исчерпывается историей с "Титаником". В 1914 году он публикует фантастическое произведение "За пределами спектра", описывающее... войну США с Японией! Более того, ему удалось предугадать, что японцы первыми нападут на американские базы на Гавайях и Филиппинах. К сожалению, точного времени описываемых событий Робертсон не назвал.
Недобросовестные исследователи и тут "помогли" творчеству писателя. В критических отзывах о книге можно встретить неясные (а порой и прямые заявления) намеки - дескать, Робертсон предсказал появление ядерной бомбы и использование самолетов в боевых действиях. Вынуждены огорчить - нигде в книге вы не встретите упоминаний об аэропланах или "солнечных бомбах", во всяком случае никто здесь не стирает с лица земли целые города одним бомбовым ударом. А "солнечная бомба", о которой столько шумели "исследователи творчества" Робертсона, - не что иное, как установки на японских субмаринах, излучавшие ультрафиолет, временно ослеплявший американских моряков!
С другой стороны, без подобных "исследований" мир никогда бы не узнал множества интересных и увлекательных мифов и легенд. Кто знает, может, через несколько столетий Робертсона будут считать настоящим пророком.