Колосов Александр Геральдович: другие произведения.

Годунов

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

🔔 Читайте новости без рекламы здесь
📕 Книги и стихи Surgebook на Android
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Годунов взлетел на трон. Разберём телесериал по косточкам.

Александр Колосов

А батогами нынче не потчуют...

Вот и окончилась телевизионная история взлёта боярина Бориса Годунова. Пришла пора подвести итоги увиденного.

Говоря по чести, старательно рекламируемый фильм смотреть я не намеревался. Я очень долго занимался историей Смутного времени, обращаясь и к летописям, и к мемуарам жителей того времени, и к историческим статьям. Происходило это в самый разгар "лихих девяностых" прошлого века. И чем дольше занимался я эпохой конца 16-го - начала 17-го веков, тем менее симпатичным становился для меня политический деятель Борис Годунов. А ведь когда-то А.К. Толстой в знаменитом романе "Князь Серебряный" вывел Бориса Федоровича в сугубо положительной роли...

Одним словом, я предполагал, что в новом телесериале гражданина Годунова станут выставлять непонятой окружающими трагической фигурой, и глядеть на это безобразие не собирался. Но тут мне поступил сакраментальный звонок из Москвы. В процессе последующего разговора один из моих друзей нанёс мне предложение таки внимательно ознакомиться с концепцией фильма и дать ему квалифицированную оценку. К этому же меня призвал и второй друг, живущий в "стольном городе Екатеринбурге". Друзья не часто обращаются ко мне с просьбами, поэтому я не счёл для себя возможным отказать им в такой малости.

Приступим, помолясь!

Увиденное на протяжении четырёх дней и восьми серий оставило по себе двойственное впечатление. "Картинка" мне понравилась, как зрителю. Старые фильмы, в которых простолюдины все, как один, мыкались по жизни в рванье и грязи, меня, как разумного человека возмущали своим странным подходом. Умываться всё-таки и при царской тирании возможно по нескольку раз в день. Да и постираться, зашить одёжку нормальный человек просто обязан. А так русский народ представал каким-то патологическим бомжом и распустёхой. "Годунов" в этом плане выгодно отличается от прежней концепции.

Порадовал меня и сценический образ Фёдора Никитича Романова - будущего патриарха Филарета. Щёголь, азартный охотник и великолепный наездник - таким он предстаёт в описаниях современников. В дальнейшем он проявит себя, как надёжная опора престола своего двоюродного брата, царя Фёдора Иоанновича, как любящий отец, муж, брат и предводитель клана родственников. А ещё он станет шантажировать царя, законопатившего его в Антониеву обитель (Архангельск), и ЗАСТАВИТ его (Бориса) прекратить убийства Романовых и их родни. А потом будет биться с войсками Лжедмитрия Второго. А потом ЗАСТАВИТ депутатов Земского Собора избрать в цари сына Михаила и до конца жизни станет править Русским царством. В фильме он очень похож на самого себя.

Неплохо прописана роль царицы Ирины Годуновой - жены Фёдора Иоанновича. Не очень понятно, почему она в сериале выставлена дурнушкой, хотя в реальности женщиной она была весьма привлекательной. Она действительно любила своего мужа - неказистого, но доброго Фёдора, но находилась под влиянием своего старшего брата. Что абсолютно неудивительно - в те времена старший брат в отсутствии отца замещал сёстрам и братьям его место.

И царь Фёдор выглядит вполне вменяемым. Это в его царствование Русская земля была защищена от внешних врагов, а внутренние неурядицы подавлялись быстро и без сантиментов. Именно этот "недалёкий и слабовольный человек" (по выражению польских дипломатов) в лучших отцовских традициях поставил на место своевольного и своенравного князя Василия Васильевича Голицына, когда тот стал меряться местами с Борисом Годуновым. Он бросил ему жёстко: "Чего дуришь?! Будешь дальше дурить, велю ВЕСЬ РОД на ступень ПОНИЗИТЬ!" Побольше б нам таких слабовольных! А эту фразу попрошу запомнить - она определяет жизнь тогдашнего правящего слоя.

Не забыли создатели фильма и мастера дипломатических войн Андрея Яковлевича Щелкалова (канцлера Русского царства, по выражению иностранцев). Прекрасная роль! Непонятно в этом аспекте только одно - с чего он так взъелся на англичан? На самом-то деле всё было крайне просто - именно английские купцы, к которым во время царской опалы он обратился за ссудой, дали её под чудовищные проценты да ещё посмеялись в лицо, когда он возмутился этим обстоятельством. В фильме не показано, что после смерти Ивана Васильевича братья Щелкаловы в компании с Никитой Романовичем Захарьиным-Юрьевым (отцом Фёдора Никитича) отняли у англичан и проценты, и саму ссуду. После чего купцы пожаловались королеве, та - Борису Годунову, а Андрей Щелкалов устроил Елизавете Первой дипломатическую выволочку, начинавшуюся словами: "Послушай, девица!" Понятно, что после таких выпадов отношения с Британским королевством слегка испортились.

На этом положительные стороны фильма "Годунов" для меня закончились. Для начала, отмечу следующее: если уж средневековую Москву взялись показывать в её великолепии, то нужно было идти до логического завершения и показать её в ИСТИННОМ ВИДЕ (пусть даже слегка и приукрашенном). Дело в том, что подавляющее большинство телезрителей сегодня не знает, что с середины 16-го по Смутные времена Москва была настоящим садом. А в зимнее время - ЗИМНИМ САДОМ. У каждого знатного человека: царя, царицы, боярина, боярышни и знатного дворянина был собственный маленький сад и располагался он НА ВТОРОМ ЭТАЖЕ. Причём в детском возрасте ВСЕ ДЕТИ ЗНАТНЫХ СЕМЕЙ за своими садами ухаживали САМОСТОЯТЕЛЬНО. Висячие сады Семирамиды московское общество того времени сделало РЕАЛЬНОСТЬЮ.

Теперь перейдём к более серьёзным нелепостям. Высшие слои русского общества показаны, как какие-нибудь мушкетёры, в одиночку пытающиеся вскарабкаться по карьерной лестнице. Между тем, пробиться вперёд в одиночку было практически невозможно. За власть сражались аристократические КЛАНЫ. Борис Годунов ОДИНОЧКОЙ НИКОГДА НЕ БЫЛ! И Григорий Лукьяныч Скуратов-Бельский, в просторечии Малюта Скуратов, Бориса и Ирину не мог усыновить по единственной причине - у них было полно родни в самой высокой сфере. Двое Годуновых уже заседали в Боярской Думе, причём один из них занимал четвёртое место. Годуновы и Сабуровы возглавляли один из четырёх мощнейших московских кланов, включавший 70 (семьдесят!) знатных семей. И Борис Годунов дрался не только за свои личные интересы, но и за интересы клана. А клан помогал ему не за страх, а за честь (что в те времена означало просто - за власть).

Повторяю - представители московского боярства не были мелкими гасконскими дворянчиками, они составляли верхушку феодальной лестницы. И поэтому шляться по лесам и неспокойным дорогам Русского царства в сопровождении единственного слуги им бы никто не позволил. В первую очередь, они не позволили бы себе этого сами. Без свиты выезжать на люди - это своему роду честь понизить, родня морду будет бить на завтрак, обед и ужин. Авторы фильма этого не понимают.

Далее. Семья боярина Захарьина-Юрьева на тот момент возглавляла интернациональный клан, САМЫЙ МОЩНЫЙ из московской четвёрки. Именно в этот клан входил Большой думский дьяк Андрей Щелкалов и его брат Василий. Годунову он помогать не мог, поскольку был его политическим ПРОТИВНИКОМ. То же самое касается и сына главы клана - Фёдора Никитича. Авторы фильма возвели поклёп на Андрея Яковлевича: никакого "вписания" в число опекунов царя Фёдора Щелкалов не совершал. Нам известен регентский совет Фёдора Иоанновича - в нём присутствуют бояре Мстиславский, Шуйский, Юрьев и ГОЛИЦЫН, никакого Годунова в регентах НЕТ. В дальнейшем Лжедмитрий Первый будет рассылать письма, в которых будет грозить Годуновым местью за крушение карьеры братьев Щелкаловых.

Следующий исторический подлог фильма заключается в том, что убийство царевича Димитрия организовала злокозненная дочка Малюты - жена Годунова. Это сделано, очевидно, исключительно для создания напряжённой линии в отношениях внутри семьи Бориса Фёдоровича. Но так ведь нельзя делать!!! Мы точно знаем инициатора убийства малолетнего ребёнка - его звали Андрей Клешнин, он был воспитателем (дядькой) царевича Фёдора Иоанновича и ходил в звании окольничего. Это он исполнял ту роль, в которой по фильму выступает несчастная Мария Григорьевна, он и один из родственников Бориса - Семён Годунов. Но согласие на акцию дал всё-таки Борис. Без команды главы клана ни один из его членов и пальцем бы не пошевелил.

И наконец, главная ненавязчивая подлая идейка, пропихнутая авторами фильма: радение Бориса Фёдоровича за общее благополучие страны - Русского царства. Не было у него никакого радения за общее благо!

На трон вскарабкался мелочный и мстительный ЭГОИСТ до мозга костей. Царём стал ХОЛУЙ и патологический ТРУС. В фильме показан эпизод встречи Годунова и Фёдора Никитича перед выборами царя. Историки знают, зачем приезжал Борис. Он приехал за поддержкой самого мощного клана Москвы, предложить его главе ДУУМВИРАТ, соправление. В противном случае, обещался заставить сестру править страной, чем она и шантажировала остальных бояр (я её, кстати, за эту позицию не виню - она ведь не только за себя, она за ВЕСЬ РОД Годуновых радела). А Борис радел за СЕБЯ.

Обосновываю свою позицию, своё утверждение. Вспомните, как вёл себя, придя к власти, патриарх Филарет (Фёдор Никитич Романов). Его сын был избран царём всей страной. Тем не менее, Романовы вели себя крайне сдержанно, без лишнего выпендрёжа и уж тем более, без репрессий. Вплоть до рождения НАСЛЕДНОГО царя. Урождённый государь - особа кардинально другого положения, чем государь ИЗБРАННЫЙ.

Но лакей ждать не может! Он же столько кланялся другим, так пусть СЕЙЧАС расстилаются ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ. По стране (о которой якобы заботился благонравный Борис Годунов) расползлась страшная социальная болезнь, спровоцированная ЦАРЁМ: повальное доносительство, предательство. И венцом этой подлой операции стало свержение соправителя - Фёдора Романова и его клана. За что их бросили в подвалы, монастырские кельи и пыточные камеры?

Да за то, что перед холуем не холуйствовали! За то, что перед трусом трусами не были. Попытка доказать заговор против царя ПРОВАЛИЛАСЬ - 2 тысячи (ДВЕ ТЫСЯЧИ) слуг запытали до смерти, никто доказательные показания не дал! Казнить оказалось не за что - начали убивать втихомолку, доводить узников до смерти. Пока об этом не узнал глава клана Фёдор Романов и не дал понять, что смерть родни позволит ему взяться за ХОЛУЯ всерьёз, рискуя ЛИШЬ СОБСТВЕННОЙ ЖИЗНЬЮ.

А то, что Годунов ТРУС знала не только вся Москва, но и иностранные дипломаты. В фильме показана операция по одурачиванию очередного Крымского хана. На самом деле всё было кардинально не так. Перебежчик донёс хану, что против него вышел Годунов, который "человек осторожный, и если бы не двойное численное превосходство московского войска, ни за что в поход бы не двинулся"! И хан поверил, потому что знал - Годунов и вправду трус. Прекрасная РЕКОМЕНДАЦИЯ!

Для чего сделана очередная попытка превратить интригана и эгоиста в рачительного государственного деятеля мне совершенно непонятна. С какой целью совершена массовая подмена событий и характеров - неясно. События борьбы за власть Большой Московской Четвёрки и без шулерских приёмов достаточно захватывающи, они читаются, как настоящий приключенческий роман!

Да, и напоследок лёгкий довесок к сказанному. За "базаром" в Москве следили похлеще, чем на зоне особого режима. Потому что за слова, прилюдно брошенные царскому шурину дворянином Нагим, любого не то что дворянина Нагого, а и боярина бы так же прилюдно БАТОГАМИ ОТЛУПИЛИ.

Жаль, что этот обычай сегодня ликвидирован - многие кинодеятели поостерегись бы над историей глумиться.


 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com М.Атаманов "Искажающие Реальность-7"(ЛитРПГ) А.Завадская "Архи-Vr"(Киберпанк) Н.Любимка "Черный феникс. Академия Хилт"(Любовное фэнтези) К.Федоров "Имперское наследство. Забытый осколок"(Боевая фантастика) В.Свободина "Эра андроидов"(Научная фантастика) Н.Любимка "Долг феникса. Академия Хилт"(Любовное фэнтези) В.Чернованова "Попала, или Жена для тирана - 2"(Любовное фэнтези) А.Завадская "Рейд на Селену"(Киберпанк) М.Атаманов "Искажающие реальность-2"(ЛитРПГ) И.Головань "Десять тысяч стилей. Книга третья"(Уся (Wuxia))
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Колечко для наследницы", Т.Пикулина, С.Пикулина "Семь миров.Импульс", С.Лысак "Наследник Барбароссы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"