Кольчак Виктор Валентинович : другие произведения.

Судьбу содружества независимых государств решит воля народов к достойной жизни

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


  
  
  

Сопроводительное письмо к статье "Судьбу содружества независимых государств..."

  
   Ключевые слова: СССР, развал, США, терроризм.
   Возможно, после Нострадамуса я был вторым (шутка с оттенком горечи ), кто про­рочествовал несчастья Соединенным Штатам Америки в статье, так и оставшейся неопубликованной. Впрочем, достаточно ограниченный круг людей (порядка 20 чел.) все же имел возможность ее прочесть. Среди них - президент Белоруссии А.Лукашенко, президент Украины Л.Кучма, президент России (тогда) Б.Ельцин.
   Несчастья, обрушившиеся на США 11 сентября с.г., заставили меня снова вспомнить об этой статье и разместить ее на короткий срок в одном из интернет- журналов.
   Слушая речи и наблюдая за действиями ряда известных политиков, включая В.Путина, хочу заметить, что они оказывают США "медвежью" услугу.
   Неправильным образом ведет себя и президент США Дж.Буш.
   По моему мнению, все усилия так называемого цивилизованного сообщества должны быть направлены на то, чтобы США глубоко переосмыслили свою политику за последнее полустолетие, сделали правильные выводы на будущее, а также нашли оптимальные пути своего дальнейшего развития с минимизацией уровня конфронтации с остальным человечеством.
   На начальном этапе желательно выслушать претензии к США этого "остального человечества", обсудить с заинтересованными сторонами, широко опубликовать результаты дискуссии.
   Политика "безжалостного подавления" террористов бес­перспективна. Если молодые талантливые люди, которые легко могли бы занять обеспеченное место в нише цивилизации, отдают самое дорогое, что им даровано Богом, - свою жизнь, - для того, чтобы отомстить, как они искренне считают, врагу, это уже запредельно страшно. Уничтожите их, "придут другие, често­любивые дублеры, те, кто лучше нас". Тем более, что в сложной обстановке американцы показали себя слабой, плохо подготовленной нацией, убаюканной собственным величием.
   Мне кажется, что из этой несколько устаревшей статьи кое-что полезное мог бы извлечь для себя и американский читатель, с тем, чтобы в последующем жизнь их народа была безопасной, долгой и счастливой.
  

В.В.Кольчак

СУДЬБУ СОДРУЖЕСТВА

НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

РЕШИТ ВОЛЯ НАРОДОВ

К ДОСТОЙНОЙ ЖИЗНИ

  
   В статье сжато излагаются взгляды автора, касающиеся перспектив заметного улучшения уровня жизни народов, проживающих на территории бывшего СССР.
  

Предисловие

   Распад Советского Союза явился величайшей трагедией для миллионов граждан страны, привел к резкому снижению их жизненного уровня, катастрофическому росту смертности населения, отбросил некогда могучее государство на задворки цивилизации. Это был плевок в душу народа, однозначно заявившего на референдуме о своем желании жить в едином государстве, первым сигналом того, что и впредь с его мнением считаться не будут.
   Вряд ли можно спорить о том, что в настоящее время президент Республики Беларусь А.Лукашенко является наиболее видным поборником исправления сложившегося положения.
   В латвийской газете "Панорама Латвии" 5 декабря 1997 г. он опубликовал статью "Содружеству независимых государств необходима воля к конкретным действиям".
   Предлагаемая публикация является откликом на указанную статью и в значительной мере оспаривает точку зрения А.Лукашенко.
   Примечательна судьба публикации. Естественно, она была предложена редакции газеты "Панорама Латвии", которая, не утруждая себя мотивировкой, отказала в публикации. Далее она была перенаправлена в г.Москву и предложена газетам левой ориентации - с тем же результатом.
   Попытка передать ее президенту Республики Беларусь через Белорусское посольство в Латвии окончилась безрезультатно.
   Поэтому она была отправлена нарочным и передана в приемную А.Лукашенко в г.Минске. Какого-либо ответа, а тем более помощи в публикации (о чем я просил) не было.
   Я опускаю подробности контактов с другими видными политиками и журналистами Латвии, сообщившими мне о невозможности под разными предлогами опубликовать статью. Скажу только, что она была передана также в посольство Китая. И оттуда не было никакого ответа.
   Вспоминается, что в конце 1994 г. мою статью с аналогичной тематикой, затрагивавшей вопросы эффективного сотрудничества в рамках СНГ стран Балтии и бывших среднеазиатских республик, дружно отказались публиковать латвийские газеты, выходящие на русском языке, с формулировкой: "Было бы нелепо, если бы мы предоставляли трибуну своим политическим оппонентам".
   Не отозвались и из аппарата президента Казахстана Н.Назарбаева.
   Так что выводы, сформулированные в нижеследующей статье, выстраданы.
   В нынешней ситуации последствия допущенных ошибок можно смягчить, внимательно изучая историю становления независимости других бывших республик, например, Латвии.
   Полустолетие (с 1940 по 1991 гг.) стало поистине золотым временем в истории Латвии. Оно вобрало в себя и героические годы совместной борьбы против немецко-фашистских оккупантов, скрепив наше единение, казалось, навеки, и трудные послевоенные годы, когда можно было переосмыслить итоги радостно-добровольного сотрудничества части латышей с фашистами.
   За эти годы достигли немыслимого ранее уровня наука, технология производства важнейших товаров широкой номен­клатуры, в т.ч. народного потребления, окрепло сельскохозяйственное производство, укрепилась дисциплина, общественный порядок, были сформированы богатейшие уникальные библиотечные фонды при высших учебных заведениях, выпущены наиболее полные словари латышского языка и учебные пособия (начиная с добротного учебника Паэглитиса, изданного в 1945 г.).
   Специалистам достаточно ознакомиться с засекреченными планами Латвийской Академии наук 1980-х годов, чтобы понять размах исследования и заодно вспомнить, что по некоторым направлениям исследований они были на уровне мировых достижений или даже превышали их.
   Коллеги из крупных научных центров (г.Москва и др.) месяцами стояли в очереди, чтобы поработать на оборудовании Академии.
   Латвия вне пределов СССР быстро оказалась на обочине научно-технического прогресса. Ее жители, особенно старшее поколение, уже в процессе перехода на новую национальную валюту понесли поистине огромные финансовые потери.
   Число лиц, получивших статус беженцев и вынужденных переселенцев, уехавших из Латвии в Россию за 1993-1997 гг., составило около 19 тысяч.
   Для сравнения: из Белоруссии уехало в Россию 0,5 тысяч, из Украины - 7 тысяч, из Казахстана - почти 222 тысяч человек.
   По индексу развития человеческого потенциала, учитываю­щему достижения страны в трех сферах - долгая и здоровая жизнь, уровень образования, доход - Латвия находится на 92-м месте в мире, Украина - на 96-м (доклад ООН за 1997 г. о развитии человека).
   По сравнению с показателями пика Великого экономического кризиса, когда в январе 1932 г. в Латвии было зарегистрировано 43500 безработных, положение ухудшилось: в декабре 1998 г. их стало 107000. Практика показывает однако, что фактические цифры могут быть значительно выше.
   В 1932 г. по сравнению с докризисным временем общий объем промышленной продукции сократился в Латвии на 36 %. Сейчас, во времена невиданного промышленного кризиса, предприятия практически остановлены или же объем промышленного производства снижен во много раз.
   К этому можно добавить, что попытки организации сколько-нибудь наукоемкого и самостоятельного производства наталки­ваются на неимоверные трудности.
   После посещения ряда технических выставок в Латвии можно уверенно констатировать, что развитые капиталистические страны не помогли и не помогут в дальнейшем встать на ноги промышлен­
   ности Латвии, передать ей как политическому партнеру на льготных условиях современные технологические процессы и оборудование, как это делали в свое время союзные республики.
   В заключение затронем один аспект отношений между Россией и Латвией - санкций по отношению к последней в связи с дискри­минацией части проживающего там русскоязычного населения (приблизительно 1/3 от общего числа жителей).
   Неуемным идеологом этого шумного мероприятия был мэр г.Москвы Ю.Лужков, который выходит сейчас на ударную позицию перед выборами президента России в 2000 году.
   Поговорили, опубликовали результаты исследований, извлекли из этого мероприятия политические дивиденды и все. Что касается десантов на латвийскую сцену звезд российской эстрады, проживающих, в основном, в г.Москве, то такого их звездопада из гнезда Ю.Лужкова да под аккомпанемент санкций не было за все годы советской власти.
   А ведь и Украина не обделена сценическими талантами. Могли бы тоже наезжать, получать очень приличные гонорары, тем более, что в санкциях не участвуют.
   В разрабатываемых мною планах возрождения страны видное место отводится республикам Средней Азии, Украине и в меньшей мере странам Балтии.
   Цифры требуют еще серьезных дополнительных расчетов и консультаций со специалистами, но полагаю, что можно говорить о нескольких десятках млрд.$, которые будут получаться ежегодно в результате совместного выполнения ряда проектов в рамках единого государства с единым политическим руководством.
   Бомбардировки и ракетные обстрелы Ирака силами США и Англии еще раз показали, насколько опасным для всех жителей планеты стал однополюсный мир, в котором США в полной мере взяли на себя роль мирового жандарма.
   Только существенное укрепление России и воссоздание нашей страны способно эффективно воспрепятствовать этой гибельной тенденции, и есть надежда, что в мире это будет должным образом понято и поддержано.
  
   1. Если ставить во главу угла задачу улучшения уровня жизни большинства населения стран, образовавшихся на территории бывшего СССР, то альтернативы объединению этих стран нет.
   Ибо они не нужны как равноправные партнеры Западу и не в состоянии самостоятельно создать предпосылки для достойной жизни своим согражданам как в ближайшем будущем, так и в далекой перспективе.
   Этот вывод касается не только участников СНГ - 12 независимых государств, но и трех стран Балтии.
   2. Важнейшая основа независимости государства - его наука, объем и уровень научных исследований.
   По сравнению с временами, предшествующими развалу Советского Союза, объем инвестиций для проведения научных исследований резко снизился, разорваны научные связи, складывавшиеся в течение десятилетий, обветшала материально-техническая база для проведения исследований, резко возросли цены на материалы для научных исследований, значительное количество научных сотрудников уехало за рубеж, резко умень­шился приток в науку молодежи, снизилось количество научных конференций и семинаров, встреч выпускников вузов и т.д.
   А ведь без серьезных научных исследований нельзя создать ничего, с чем можно было бы выйти на мировой рынок, организовать глубокую переработку сырья, что позволяет до сотен и более раз увеличить стоимость продукции, противостоять высокотехнологичным товарам Запада и удовлетворить хотя бы минимальные потребности своего населения.
   Основательный подрыв позиций промышленности (а в таких странах, как Латвия, за небольшим исключением, ее разрушение) углубляют ситуацию.
   То же касается сельского хозяйства, возможности полноценно накормить население, в основном, продуктами собственного производства.
   Если добавить сюда катастрофический кризис доверия народа к власти, то картина разрушения оказывается завершенной.
   Один только пример. В августе 1997 г. Институт социологии парламентаризма Нугзара Бетанели провел всероссийский опрос
   общественного мнения (август - один из лучших месяцев в году, когда могут быть получены наиболее благоприятные оценки).
   На вопрос: "Как Вы считаете, большинство высших должностных лиц страны представили в налоговые органы точные сведения о своем имуществе и доходах за 1996 год?" 61 % опрошенных ответили: "Явно скрыли реальные размеры своего имущества и доходов".
   Естественно, что в этих условиях для большинства населения страны делом "чести, доблести и геройства" является поступить так же. И любые попытки переломить ситуацию даже наиболее рекламируемых экономистов, типа П.Бунича, не будут эффектив­ными.
   Ибо начинать надо с совсем другого конца.
   Между тем, страсть стать высоким должностным лицом на постсоветском пространстве приняла угрожающий характер.
   В той же Латвии, карликовом государстве с числом жителей около 2,5 млн.человек, число политических партий - около четырех десятков.
   Почему "хлебная" работа по управлению государством схвачена в подавляющем соотношении национальными кадрами, независимо от квалификации представителей других националь­ностей?
   Ответ прост: работа исключительно выгодная, и отсутствует механизм жесткой ответственности за результаты своей деятель­ности, особенно в условиях мононационального высшего руководства. И здесь кроется важнейшая причина наших нынешних бедствий - для подавляющего большинства населения стран, знаменем которых стала скрытая или явно декларируемая ненависть к России.
   3. Утверждения о сокровенных в течение десятилетий или даже сотен лет желаниях иметь собственные независимые государства на просторах бывшего СССР ведутся скорее для отвода глаз.
   Небольшая часть более активного и предприимчивого населения (в лице высшего политического руководства) желает иметь свое персональное стадо овец (в лице населения), которое им, по возможности, никто не мешал бы стричь, чтобы над ними был только Бог (в которого они не верят) и Конституция (которую они под себя сотворили), активно используя для удовлетворения своих все более возрастающих потребностей возможности богатого Запада и соки собственного народа.
   В этом вся сермяжная правда.
   Вглядитесь пристально в лица нынешних Президентов и претендентов на этот пост. Многие из них совсем неплохо смотрелись бы в Политбюро, возглавляемом Л.И.Брежневым.
   И как выражения их лиц не похожи на то, что было у В.И.Ленина в 1921 г., измотанного напряженнейшей работой, колоссальным объемом ее (посмотрите биографическую хронику), каждо­дневными заботами о судьбе своей страны.
   А время-то сопоставимое - по тяжести ситуации.
   Между тем, тень судьбы Н.Чаушеску витает над значительной частью глав государств, образовавшихся на территории бывшего СССР, заставляя их держаться вместе, приходить на выручку друг другу, демонстрировать свои групповые целования перед взорами подданных, в душах которых созрело недовольство, нередко переходящее в ненависть.
   В этом смысле очень показательны события конца февраля 1998 г. на Украине. Достаточно было миллиону жителей Украины выйти на улицы с требованием отставки президента Украины Л.Кучмы, как сразу же Б.Ельциным и В.Черномырдиным были предприняты самые энергичные меры по поддержанию правящего на Украине режима.
   4. Ключевой вопрос, на который следует ответить, сохранился ли у разделенной и ограбленной страны - Советского Союза - потенциал, позволяющий решить задачи резкого улучшения уровня жизни большинства населения? И в какие сроки? Или же следовать совету тонущему куму (из украинского фольклора): "Не трать, куме, даром силы и спускайся на дно"?
   Примерно за 20 лет я внимательно ознакомился практически со всей страной - от Бреста до Еревана, Ташкента, Душанбе, Новосибирска, Иркутска, Владивостока- продумывая, в пределах своих возмож­ностей, вопросы углубленной интеграции страны в целом, осуществ­ления ряда новых крупных проектов, рассматривая этот процесс как единственную реальную возможность повышения уровня благо­состояния проживающих в стране народов.
   Я имел беседы и деловые контакты по научной работе с людьми десятков национальностей и учитываю то, что по особенностямхарактера они часто разительно отличаются друг от друга.
   В целом, полагаю, что у разделенной страны - Советского Союза - сохранился потенциал, позволяющий решить упомянутую задачу - заметного улучшения уровня жизни большинства населения в сравнительно короткие сроки - 5-10 лет.
   Более того, ряд факторов планетарного масштаба, включая глобальное и быстрое изменение климата, и ход некоторых геополитических процессов позволяют сделать вывод о наших предпочтительных перспективах, некотором перевесе по сравнению с другими странами планеты.
   В то же время ни у одной из 15 новых стран, образовавшихся на территории Союза, в том числе и у России, не просматриваются устойчивые благоприятные перспективы на длительный срок для большинства проживающего там населения.
   5. Какие основные критерии могут быть поставлены во главу угла, чтобы объективно, в основном, в виде численных показателей оценивать правильность выбранного стратегического направления и эффективность работы высшего руководства страны?
   На мой взгляд, они следующие:
   1) увеличение продолжительности жизни населения страны;
   2) повышение уровня здоровья;
   3) повышение уровня образованности;
   4) снижение уровня преступности;
   5) решение проблемы занятости населения;
   6) преодоление кризиса доверия к власти;
   7) уменьшение внешнего долга;
   8) увеличение золотого запаса страны;
   9) создание предпосылок, позволяющих решать поставленные задачи в условиях мира.
   Легко заметить, что ряд из этих критериев связан друг с другом, другими словами, имеют значимый коэффициент корреляции между собой. Но все же увеличение продолжительности жизни определить легче, чем увеличение продолжительности активной творческой жизни, что объединило бы показатели 1,2, 3.
   6. С целью решения задач 1)...9) по п.5 должен быть пересмотрен порядок выборов главы государства, кадровых назначений, порядок отстранения от должности высших руководителей. Сейчас он является неоптимальным.
   Политики, неоднократно заявляющие о своих претензиях на пост Президента России, должны отчетливо понимать, что этого поста им никогда не отдадут.
   Между тем, ряд из них можно было бы апробировать на важной государственной работе в структуре исполнительной власти.
   Например:
   В.Жириновский - зам.министра иностранных дел;
   Г.Зюганов - министр образования народов;
   А.Лебедь - министр-куратор силовых ведомств;
   Г.Явлинский - министр-координатор по связям и сотруд­ничеству с развитыми капиталистическими странами.
   Можно пояснить предлагаемые назначения.
   Решающим фактором для назначения В.Жириновского на пост зам.министра иностранных дел является то, что он правильно понимает внешнеполитические и геостратегические интересы государства и способен эффективно дополнить опытного и уравновешенного руководителя министерства.
   Пост министра образования - один из ключевых, здесь определяется дальнейшая судьба государства. Г.Зюганов является одним из образованнейших политиков, к тому же, в определенной мере, деликатным, но настойчивым, что могло бы сыграть важную роль при, скажем так, лечении глубоко запущенной болезни.
   По данным Центра стратегических и международных исследований (частная американская организация) приблизительно две трети экономики России находятся под влиянием преступных синдикатов. А сколько в России беспризорников?
   Назывались цифры в несколько миллионов человек. Так что работы генералу А.Лебедю хватит на многие годы. Пусть практически покажет свою молодецкую удаль и железную волю. А со стороны главы государства и Думы ему будет оказана полная поддержка. (Подобным планам не суждено было сбыться, на момент публикации генерал трагически погиб. Но в данном случае считаю важным методологический подход).
   В случае, если преемник Б.Ельцина не получит в дальнейшем власть, политика России будет носить в значительной мере антиамериканскую направленность. В этом случае Г.Явлинский могбы играть роль противовеса, выявлять, подчеркивать и способ­ствовать реализации того, что могло быть поддерживать наши отношения на приемлемом уровне.
   В качестве первого шага я предложил бы ему переиздать переписку глав государств и правительств - участников анти­гитлеровской коалиции. То были другие времена, когда нас принимали как минимум за равных, когда с нами считались, и неплохо об этом напомнить.
   Полагаю, что эти и ряд других политиков, работая под достаточно жестким и требовательным руководством главы государства, исключая однако волюнтаристский подход, при регламентированном участии Думы, могли бы в значительной мере способствовать решению задач, поставленных в п.5, и в довольно сжатые сроки.
   Для того, чтобы законным путем вырвать власть у сторонников нынешнего курса на очередных выборах, могут понадобиться очень крупные финансовые затраты.
   Для ориентировки укажу, что избирательная кампания, в результате которой Б.Ельцин в 1996 г. был избран президентом, согласно некоторым опубликованным данным, стоила России около 14,8 млрд. $ и на 5 % обеспечивалась из бюджета, а на 95 % - из пожертвований различных организаций.
   Результаты очередных президентских выборов окажут определяющее влияние на перспективы России как великой державы, на уровень жизни народа уже в ближайшие годы.
   Поэтому представляется важным ответственное и взвешенное отношение россиян к этой, понимаю, надоевшей, опошленной, пропитанной ложью процедуре.
   Достичь этого отношения непросто. Ибо, как справедливо отмечает Председатель КГБ СССР В.Крючков, советский народ, к сожалению, неискушен, доверчив в политике и простодушен в чувствах. Его легко обмануть, обвести вокруг пальца, сбить с толку.
   Добавлю, что после распада страны резко усилились негативные черты характера, в той или иной мере свойственные нашему народу.
   Большую часть вины за это я возлагаю на президентов государств. Истинно сказано о народах Советского Союза: "Обрушились народы в яму, которую выкопали; в сети, которые скрыли они, запуталась нога их" (Псалтырь, Псалом 9,16).
   В случае прихода к власти преемника Б.Ельцины, кризис растянется, вероятнее всего, на десятилетия, и многие десятки миллионов россиян уже не дождутся на этой земле лучшей жизни для себя и своих близких и ничего не смогут, как бы они ни старались, изменить в своей судьбе.
   7. Таким образом, если у народов бывшего Советского Союза созрело острое желание жить лучше, дольше, богаче, спокойнее, безопаснее, с перспективой устойчивого роста своего благо­состояния, то возможны два пути реализации этого желания.
   Первый - пошевелить хотя бы пальчиком во имя воссоздания разрушенной страны. А высшее руководство - оно видит на много шагов дальше простого народа и просчитывает все варианты во имя того, чтобы остаться у власти. Если народ захочет такого воссоздания, а политика суверенитетов грозит опасностью лишиться власти, что ж - руководство суверенных государств возглавит и этот процесс.
   Второй путь - всемерное повышение требовательности к высшему руководству со стороны народов новых суверенных государств - без единого слова о воссоздании страны.
   Здесь возможны различные варианты ответственности, которые следовало бы закрепить конституционно.
   Я лично предложил бы вариант вынесения ежегодного вотума доверия со стороны народа главе государства и гарантам правильности курса, в числе которых должны выступать лидеры партий, в целом поддерживающие выбранный курс, видные общественные деятели, деятели культуры (в настоящее время столь щедро и безоглядно оказывающие поддержку во время выборов определенному кандидату).
   Если получен вотум доверия, глава государства и гаранты правильности курса должны быть поощрены (сейчас они себя смело поощряют сами, как бы плохо ни работали),
   В случае вотума недоверия должен последовать ряд консти­туционных процедур, в результате которых не исключено отстранение главы государства от власти и наказание его лично и гарантов его курса.
   Повышение требовательности к высшему руководству резко ускорит интеграционные процессы, потому что, по большому счету, как уже отмечалось, нет других возможностей существенно повысить уровень жизни подавляющего большинства народа (уровень меньшинства - есть возможности, и чем больше дезинтеграция, тем больше этих возможностей).
   В истории с развалом Советского Союза есть еще один аспект, который, представляется, не обсуждался.
   Беды и несчастья, обрушившиеся на наши головы, особенно болезненно сказались на более утонченной и хрупкой нервной системе женщин. Среди них резко возросло число нервных и психических заболеваний, срывов, неадекватных реакций.
   Между тем, я убежден, что существует самый обобщенный показатель эффективности устройства и работы высшего руководства, заключающийся в том, чтобы в результате всех перестроек стало жить уютно и комфортно женщине.
   Все остальное приложится.
   Поэтому мне представляется, что главы независимых государств, образовавшихся на территории Союза, за небольшим исключением, а также ряд других деятелей, в том числе, овеянных ореолом мужественности, приверженцев истинной демократии, несгибаемых борцов за независимость, примерных семьянинов и т.п., совершили по отношению к, как они любят выражаться, лучшей половине человечества, простите, гнусный поступок.
   8. Воссоздание страны даст мировому сообществу в настоящее время и в перспективе ряд существенных выгод.
   Россия, потенциально остающаяся сверхдержавой, в результате проведения политики, направленной на тесное сближение с Западом, в качестве неравноправного партнера самым негативным образом будет влиять на положение дел и уровень благосостояния в странах Третьего мира - в Азии, Африке и Латинской Америке.
   Уместно отметить, что еще в 1985 г. Ф.Кастро дал обширное интервью конгрессмену, докт.фил.наук М.Даймэлли и профессору Д.Эллиоту, США, которое можно назвать пророческим.
   В нем он подробно осветил политику промышленно развитых, главным образом, западных стран в отношении менее развитых стран Третьего мира, направленную на увеличение их зависимости и утрату экономической самостоятельности.
   К сожалению, история повторилась (и так быстро!) с бывшими республиками СССР.
   Россия, а еще лучше восстановленное мощное союзное государство, может предложить странам Третьего мира широкие перспективы сотрудничества.
   Назову лишь некоторые:
   1) согласование цен на сырье для развитых стран Запада;
   2) совместные программы производства продовольствия, в том числе экологически чистых продуктов наиболее ценных видов;
   3) аренда на длительный срок отдельных земельных участков за рубежом для организации там производства сменными российскими составами и одновременно отдыха;
   4) проведения совместных работ, направленных на предотвра­щение экологический катастрофы в планетарном масштабе (последнюю работу, представляется, можно планировать с участием стран Третьего мира и Японии, с заключением с ней, вероятно, крупнейшего в мире контракта).
   По климатическим условиям Россия - это не Италия, Греция, Швейцария или США. На значительной части страны они суровые. Требуются большие капиталовложения и усилия всего лишь для поддержания жизнедеятельности. Однако, как уже указывалось, существует ряд факторов и потенциальных возможностей, которые позволяют надеяться, что время будет работать на нас и нашу страну.
   В связи с упомянутым выше п.2) отмечу следующее.
   Мы временно потеряли Украину как житницу Союза, и частично - в связи с аварией на Чернобыльской АЭС - навсегда.
   Но хотел бы обратить внимание на Приморский край - уникальный регион с огромными потенциальными возможностями (это сейчас его лихорадит). Чуть позже, при правильной и научно обоснованной политике, он будет кормить значительную часть страны и поставлять продовольственные продукты в ряд других стран.
   9. В числе важнейших предпосылок, определяющих в перспективе процветание России и ее граждан, имеется одно деликатное, болезненное и огромное по своим затратам мероприятие.
   Я имею в виду вопрос о переносе столицы России (а в последующем, убежден, и воссозданного Союза) из г.Москвы.
   Несмотря на явную запретность темы, в периодической печати этот вопрос иногда проскальзывает.
   Вкратце, моя точка зрения следующая:
   1) следует достаточно широко обсудить этот вопрос;
   2) поставить его на референдум;
   3) перенос столицы решить постепенно, возможно, в течение 5 лет, проведя предварительную подготовку.
   Из многих городов Союза, с которыми я знакомился как с потенциальными кандидатами на звание столицы, с моей точки зрения, предпочтение следует отдать г.Самаре.
   В перспективе г.Москву и территории, к ней примыкающие, следует превратить в единый и крупнейший в мире центр восстановления здоровья граждан страны, санаторного лечения, комплексного решения задач 1), 2), 3) п.5.
   Для этого в указанных районах необходимо резко улучшить экологические условия, построить сотни новых санаториев, домов отдыха, очистить реки, водоемы, апробировать новые методики поиска талантов, открыть десятки новых театров, музеев, учебных заведений и даже центров по совершенствованию в русском языке.
   Последнему принадлежит существенная роль в процессе углубленной интеграции страны.
   В принципе, как совершать всю эту работу, ясно, но подробная проработка потребует еще больших усилий специалистов.
   Никакой другой город России, кроме г.Москвы, справиться с подобными задачами не сможет. А решать их ведь надо.
   10. Президент Республики Беларусь А.Лукашенко в своей обстоятельной статье "Содружеству независимых государств необходима воля к конкретным действиям", опубликованной в газете "Панорама Латвии" 5 декабря 1997 г., привел немало убедительных доводов в пользу интеграции и рассмотрел возможные механизмы этого процесса.
   Со времени публикации статьи прошло более года.
   Вопрос, как сказали бы ранее, принят к сведению и только.
   Какой-либо широкой дискуссии не было, хотя я лично ждал ее с большим нетерпением. Можно утверждать, что столь детально проанализированные направления интеграции не показались реалистичными, "обреченными на успех".
   И время подтвердило опасения. Мы не продвинулись вперед в деле воссоздания бывшей великой страны. Попытки работать в этом направлении жестко пресекаются хорошо скоординированными и согласованными усилиями, оголтелой контрпропагандой в средствах массовой информации.
   С другой стороны, за 70 с лишним лет Советской власти народ привык к тому, что власть (в основном) служит народу, что она сохранит государство - как гаранта достойной жизни и обеспе­ченной старости.
   От этих заблуждений следует быстрее освобождаться и тем более нельзя на них конструировать схемы интеграции, ибо власть теперь, в основном, служит сбе лично, тому, кто финансировал ее избрание, т.е. капиталу, а всему народу - лишь пропорционально его жесткой требовательности к власти.
   11. В последние годы стал достоянием широкой обществен­ности целый ряд материалов, свидетельствующих об иезуитской изощренности руководства и влиятельных кругов США, направлен­ной на ликвидацию СССР, о трудно представляемых размерах инвестиций, вложенных в достижение этой цели.
   Поэтому у меня нет ни малейших иллюзий, что нас просто так отпустят "на свободу" - жить и развиваться так, как пожелало бы большинство населения России, а тем более - всего бывшего Союза.
   Слишком много потрачено энергии руководства и денег американских налогоплательщиков.
   О чем еще раз можно здесь упомянуть, на что мы можем надеяться и рассчитывать в сложившейся ситуации?
   На остающиеся крупнейшими в мире природные ресурсы (они в значительной мере и сравнительно быстро умножатся в случае прихода к власти компетентного руководства), на остающиеся островки коллективов выдающихся ученых мирового класса, на удивительное долготерпение нашего народа и, пожалуй, на Бога - такие злодеяния по отношению к нашей стране, вылившиеся в личные трагедии миллионов наших граждан, могут ведь и не остаться безнаказанными.
   Если Вам когда-нибудь приходилось поддерживать костер в заснеженном лесу, ночью, в стужу, вспомните, как трудно он разгорается, набирает температуру, но щедро согревает потом многие часы. Но растяните сучья в стороны, и уже вместо яркого пламени - дым, лишь юрко шевелятся искорки, словно нацио­налисты в суверенных государствах в своей недолгой пляске.
   В подобном дыму большинство народа бывшего Советского Союза пока лишь ведет индивидуальную борьбу за свое личное выживание.
  

В.В.Кольчак,

гг.Рига-Москва-Владивосток-Харьков-Минск,

   07.01.1999 г.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"