Кондакова Лариса : другие произведения.

"Остров" Лунгина и Мамонова

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Это просто мое впечатление - не более того


   Посмотрела. В кинотеатре. На большом экране, с хорошим звуком.
  
   Знаю, что обсуждения на СИ идут в полный рост. Умышленно и сознательно не читала до просмотра ничего (хотя на столе и лежит несколько страничек в распечатанном виде) - не хотелось привязываться к чужому мнению.
  
   Отголоски обсуждений, конечно, слышала: О ЧЕМ фильм? О ВЕРЕ или о НЕВЕРИИ? Спасает монастырь Душу или нет? А что такое ПОКАЯНИЕ? А нужно ли оно вообще? И, наконец - О!!! Мамонов ушел в религию, а в этом фильме нашел СЕБЯ!
  
   Села в кресло, отключила все, что слышала до этого. (Получилось!!!)
  
   Мотор!
  
   ВОСПРИЯТИЕ СЮЖЕТА.
  
   Первые кадры.
   Страшно. Жутко. ПОДЛО!!! - я бы застрелилась! Хотя, примеряя на себя шкуру Анатолия, понимаю, что он на это не способен. Был бы способен - не пошел бы на подлость.
  
   Вторые кадры.
   Монахи подобрали. (Первая реакция - да лучше б ты замерз!)
  
  
   Все последующие кадры - до финала.
   Его терзает подлость, совершенная по молодости, по малодушию - под жутким страхом СМЕРТИ!!! (В какой-то момент даже мелькнула мысль - а не хотят ли авторы фильма показать, что он слегка тронулся умом? - отмела сразу, просто ПОВЕРИЛА Лунгину и Мамонову - они бы нашли нюансы, чтобы дать это понять без сомнений!). Нет - Анатолий живой!!!!!!! Он умный! Он добрый - и ОН СЕБЯ не потерял! Он просто САМ СЕБЕ не может простить то, что совершил! (Наверное, даже, не СОВЕРШИЛ, а СОТВОРИЛ!!!)
  
   Последние кадры.
   ...Вот так... Может быть, ТЫ зря всю жизнь терзал себя? Да ведь только мучался ты не из-за чужой смерти, а от того, что эту смерть ТЫ принес - от своего поступка, от своего СТРАХА тридцатилетней давности, от СВОЕГО ВЫСТРЕЛА!!!
  
  
  
   ПЕРВЫЕ ПОЛЧАСА ПОСЛЕ ПРОСМОТРА.
  
   Фильм неоднозначный. Потрясающий фильм! Трудно что-то сформулировать. Взгляд на него может меняться каждый день! (Вернее, не взгляд, а ракурс: под каким углом ни посмотри - возникают новые нюансы, новые мысли и даже новые сюжетные ходы!) - Спасибо авторам и тем, кто меня в кино направил!
  
   Но одно ясно - без вариантов! - ФИЛЬМ НЕ О ВЕРЕ. И НЕ О НЕВЕРИИ.
  
  
   СПУСТЯ ТРИ ЧАСА ПОСЛЕ ПРОСМОТРА.
  
   А разве фильм - о вере в Бога? Фильм о вере в себя, о ценности человеческой жизни и об отношении к этой ЦЕННОСТИ!!! И шпаргалкой к этой трактовке служат "вторые кадры" - ведь Анатолий не УШЕЛ в монастырь, его монастырь подобрал, спас, приютил!.. Да, он бы и не выжил без поддержки монахов!
   Мое восприятие - было бы режиссерским проколом, если бы Анатолий долгие годы мучался, работая, например, у станка и замаливая свой грех. И вдруг осознал, что только Бог ему поможет! - Но этого не было!!! - опять СПАСИБО АВТОРАМ!!! (Правда, тогда фильм был бы о БОГЕ!)
  
   Отношение к жизни и страху ЕЕ потерять идет красной нитью по фильму, начиная с первых кадров: Анатолий и Тихон - оба смотрят смерти в глаза! - и встречают ее по-разному. Враг с пистолетом - смотрит в глаза им обоим - и видит эту разницу! Он опустил пистолет. Мое восприятие: он не куражился над Анатолием. Он просто не смог выстрелить. Он зауважал. Он - дикий, злобный зверь! - сделал то, что должен был сделать сам - руками подонка!
   А "подонок" - сопливый, перепуганный мальчишка семнадцати лет (по сценарию) - примитивно спасал свою шкуру. (НЕ ДУШУ - А ИМЕННО ШКУРУ!!! - душа не может бояться смерти!) Шкуру спас, а Душу - обрек!
   - И НИКТО ИЗ НИХ В ТОТ МОМЕНТ О БОГЕ НЕ ДУМАЛ!!!
  
  
  
   Что наводит на мысли о Боге?
   то, что действие происходит в монастыре? - А если бы его подобрали студенты консерватории и объяснили, что для искупления греха он должен играть фуги на органе - то был бы фильм о музыке?
   или слово "грех"? - Но ведь это слово знакомо даже убежденным атеистам!
  
  
   Монастырь - всего лишь антураж. Пусть и изумительно подобранный. Но ведь Анатолий молится не Богу, не у Бога он весь фильм вымаливает прощения! - у себя и у Тихона! Молился бы Богу - наверное, обрел бы душевный покой! Но к Богу-то он не пришел! Да, похоже, не сильно и стремился - куражится, от икон отворачивается. (Для меня "вторые кадры" оказались ключевыми!) Он, хоть и согрешивший, но живой! Он исцеляет людей, искренне желая помочь, не добавляя этот неведомо откуда свалившийся на него дар в копилку своих добродетелей. Да у него и копилки-то такой нет! Он даже не пытается искупить свой грех - он знает, что это невозможно! (Не догадался он, грешный, минусы плюсами нейтрализовать!)
  
  
   Да, он не моется, спит на углях - но за этим не стоит убежденного аскетизма. Ему просто пофиг - он поглощен СВОИМ ГРЕХОМ!!! И выходка с сапогами и одеялом настоятеля, как мне показалось, была вызвана не протестом против роскоши, а элементарным удивлением - как можно при таких атрибутах рассуждать о схиме?
  
   Почти каждый человек в трудную минуту к Богу обращается. Бог протянул ему руку, привел в свою обитель - он зацепился, ЗАХОТЕЛ поверить, что в этом - спасение и искупление. Но - не проникся: он, повторяюсь - поглощен СВОИМ ГРЕХОМ!!!
  
  
  
   А Тихон - жив и давно простил его. И он просил себя. За один вечер - после тридцатилетних мучений! Видимо, прощение Тихона было для него важнее.
   И он легко умирает, когда узнает, его грех прощен!
   ЕМУ НЕ СТРАШНО - СТРАХ СМЕРТИ ОН УЖЕ ПЕРЕЖИЛ!!!
  
  
   "НИКАКАЯ ВИНА НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ПРЕДАНА ЗАБВЕНИЮ, ПОКА О НЕЙ ПОМНИТ СОВЕСТЬ" - СТЕФАН ЦВЕЙГ. А дальше - вопрос совести. Дальше - каждый сам для себя определяет, стоит ли та вина того, чтобы весь остаток жизни посвятить покаянию!
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"