Кондрашов Владимир Александрович: другие произведения.

Национальные религии: даосизм

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Создай свою аудиокнигу за 3 000 р и заработай на ней
📕 Книги и стихи Surgebook на Android
Peклaмa
Оценка: 6.00*5  Ваша оценка:


КОНДРАШОВ В.А.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ: ДАОСИЗМ

   Даосоизм - религия, сложившаяся в Китае во 2 - 3 веке новой эры на основе философского учения о "дао", возникшего в 6 - 5 веке до н.э.. Согласно традиции, основателем даосизма считается Лао-цзы ( Ли-Боянь, род. в 604 г. до н. э.), а виднейшим его представителем был Чжуан-цзы (369-286 гг. до н.э.) Учение даосизма изложено в трактатах, названных по именам этих мыслителей. Это трактат "Лао-цзы", который более известен под названием "Дао дэ дзин"( "Книга о пути и силе") и "Чжуан цзы".  
   Основным понятием даосизма является "путь" ("дао"), толкуемое как основа, закон, порядок вечного изменения мира и людей. Этот "путь" не зависит ни от богов, ни от человека и невыразим в словах, но предполагает "естественность" процесса изменения всего сущего. Являясь первоосновой и закономерностью бытия всего сущего, "дао" выступает в даосизме субстанцией-основой и извечным, естественным и всеобщим законом спонтанного возникновения и развития  Вселенной, человека и общества. "Дао" присутствует во всём, но не исчерпывается ничем единичным, не познаётся разумом и не выражается в словах. "Дао" также рассматривается как порождающее начало всего сущего и синоним единого мирового целого. 
   "Дао" присуща благая сила - "дэ" ("добродетель"), посредством которой оно проявляет себя в мире, причём формы проявления - действующие субъекты рассматриваются как воплощение "дао".
   Важнейшими принципами даосизма являются также "цзы жань" ("самоестественность", "спонтанность") и "увэй" ("неотклонение от пути", "недеяние"). Первый из них дословно означает то, что само по себе таково, каково оно есть. Это означает, что дао абсолютно свободно, ни от чего не зависит и следует лишь своей собственной природе. Отсюда вытекает принцип следования "дао", т. е. поведения, согласующегося в микрокосме с "дао" (природой) человека, а в макрокосме - с "дао" Вселенной. Мудрец не должен, исходя из собственных субъективно ограниченных желаний и пристрастий, противодействовать природе окружающих его вещей и явлений. Напротив, он должен "следовать вещам". Все вещи равны между собой, поэтому истинный мудрец свободен от пристрастия и предвзятости: он одинаково смотрит на знатного и раба, соединяется с вечностью и с Вселенной и не печалится ни о жизни, ни о смерти, понимая их естественность и неизбежность.
 С другой стороны, мудрец может, используя свое постижение природы той или иной вещи, поставить ее себе на службу, как бы "плыть по течению в нужном направлении". Постижение природы вещей и согласованность с ней позволяет "мягкому побеждать твердое" и "слабому превозмогать сильного".
 Всякое же действие, противоречащее "дао", означает пустую трату сил и приводит к неудаче и гибели. Вселенную нельзя привести в порядок искусственным образом - для установления в ней гармонии и порядка необходимо дать свободу ее имманентным качествам. Соответственно, мудрый правитель, следующий "дао", не делает ничего, чтобы управлять страной, и тогда она процветает, пребывая в спокойствии и гармонии. "Мудрый говорит себе: я освобождаюсь от стремления совершать (принцип "увэй",- В.К.),- и люди сами собой меняются к лучшему; я стремлюсь к тишине и покою, и люди сами собой приходят к порядку; я не ведаю делами управления, а люди сами по себе обретают достаток",- говорится в 57 стихе книги "Лао-цзы". Позднее под влиянием буддизма принцип "увэй" стал всё больше трактоваться как вообще отказ от активной внешней деятельности, как пассивность, компенсируемая внутренним усилием духа.
   Как религиозная система даосизм сформировался в 2 веке н.э. как синтез типологически близких учений Лао-цзы и Чжуан-цзы, усилившего мистическое истолкование "дао" и принципа "увэй", философских школ натурфилософов, верований шаманов, практики магов и доктрины "бессмертных святых". Постепенно сформировался и культ обожествления Лао-цзы.
        Во 2-3 вв. под влиянием буддизма в даосизме появляется монашество и монастыри, что было чуждо установкам первоначального даосизма. В это же время усиливается тенденция к доминированию в даосской религиозной практике психоделических методов созерцательной медитации. Основное внимание начинает уделяться приемам внутреннего самосовершенствования. Эта тенденция приводит к появлению в 12 в. в Северном Китае новых даосских школ, важнейшая из которой - школа "Пути совершенной истины" становится ведущим даосским направлением и остается таковым вплоть до настоящего времени. Основное внимание эта школа уделяет нравственному совершенствованию и даосской практике созерцания.
    Основной целью и центральной концепцией религиозного даосизма является достижение бессмертия . Учение о бессмертии предполагает, что последователь даосизма, посредством определенной практики, включающей в себя гимнастические и дыхательные упражнения, правила половой гигиены, медитацию и алхимию может достичь не только духовного, но и физического бессмертия, а также развить в себе сверхъестественную силу и способности. Поскольку даосизм отрицает бессмертие души, отделенной от тела и рассматривает человека в качестве целостного психофизического существа данная доктрина предполагала два аспекта религиозной практики: совершенствование тела (гимнастические и дыхательные упражнения) и совершенствование духа (созерцание, медитация).
Так как  источником жизни в даосизме считается "дао", то и само бессмертие рассматривается как достижение полного единства с ним. Из всех методов обретения бессмертия наиболее важным считается алхимия. Даосская традиция выделяет два типа алхимии: "внешнюю" и "внутреннюю". "Внешняя" алхимия основана на вере в возможность создания эликсира бессмертия или путем производства "искусственного золота", или путем создания эликсира из киновари и ее соединения с другими веществами.  "Внутренняя" алхимия, исходя из тезиса о подобии микро- и макрокосма, человеческого тела и Вселенной, считает возможным создать эликсир бессмертия в самом организме из его соков и тонких энергий ("ци", "цзин", "шэнь") посредством психофизических упражнений и созерцания. При этом было разработано оригинальное учение о строении человеческого организма, в основе которого лежит концепция "каналов" ("цзин"), по которым "ци" циркулирует по телу, и так называемых "киноварных полей" ("дань тянь") - своеобразных резервуарах и средоточиях "ци". Постепенно "внутренняя" алхимия вытеснила "внешнюю", которая, начиная с позднего средневековья, стала восприниматься как ложная.
   К 10 - 12 векам в Китае существовало уже множество постоянно возникающих и распадающихся даосских сект. Господствующий класс в целом игнорировал даосизм, хотя в отдельные периоды существовали попытки провозгласить его государственной религией, возводить даосские храмы и делать обязательным изучение "Дао дэ дзин".
   К XIII в. религиозный даосизм уже располагал сформировавшимся институтом священнослужителей, готовивших себе смену, детально разработанной системой обрядов, каноническими книгами и пантеоном многочисленных божеств, обладающих различной степенью могущества. При этом единой централизованной структуры, которая могла бы осуществлять верховное руководство всеми общинами, в даосизме так и не возникло.
   Даосское духовенство подразделялось на две основные категории. К первой из них, высшей, относились даосские монахи. Они жили при больших монастырях (являвшихся, как правило, духовным центром одной из даосских школ или сект, но организационно считавшихся самостоятельными), имели хорошее образование и посвящали свою жизнь медитации и изучению канонических трактатов, создавая большие библиотеки и коллекции рукописей. Они соблюдали строгое безбрачие, как правило, были вегетерианцами и отличались от мирян внешним видом.
 Под руководством монахов при монастырях проходили курс обучения проповедники, маги, врачеватели и гадатели, составлявшие вторую, низшую категорию даосского духовенства - его практиков. Получив необходимые знания в монастыре, священнослужители-практики разъезжались по стране и выполняли свои обязанности (гадания, предсказания, врачевание, призвание и изгнание духов и другие обряды) в местных общинах. Они обзаводились семьями и жили так же, как и окружающие их миряне, от которых они не отличались ни одеждой, ни внешним видом.
По традиции, перед совершением того или иного обряда даосский священнослужитель должен медитировать, соблюдать половое воздержание, а также не употреблять спиртных напитков и пряной пищи. После нескольких месяцев такой подготовки его тело "заряжается" силой звезд, которую он посредством обрядовых песнопений и телодвижений может передавать на землю. И только получив заряд такой энергии, священнослужитель может изгонять злых духов, лечить болезни и обновлять жизненные силы и плодородие земли в той общине, которая заказывает соответствующий обряд.
Даосский культ природы и учение о бессмертии оказали сильнейшее влияние на различные сферы материальной и духовной культуры Китая: науку (медицину и химию, уровень которой позволил сделать такие выдающиеся изобретения, как бумага и порох), искусство и литературу. Культ природы также сыграл огромную роль и в развитии китайской пейзажной живописи.
   Последователи различных направлений и сект даосизма выдвигали несходные принципы благочестия и образа жизни, но сходились в признании пяти заповедей и десяти добродетелей. Пять заповедей весьма напоминают выдержку из христианских "десяти заповедей", что демонстрирует их общечеловеческое содержание: не убивай, не лги, не пей вина, не воруй, не прелюбодействуй. Десять добродетелей отражают обычаи и традиции общинно-патриархального уклада Китая и характерный для даосизма культ природы, гармонии и порядка. Это сыновний долг, верность к старшим, любовь, терпение, увещевание против злых деяний, самопожертвование, разведение животных и посадка деревьев, постройка дорог и колодцев, просвещение неразумных, чтение священных книг и соблюдение церемоний.
   Наряду с этим нравственным кодексом даосизм включал множество всяческих суеверий и предрассудков, что характерно для стран с традиционным укладом жизни (гадания, заклинания, знахарство, призывания "добрых духов" и "изгнание злых", колдовство и алхимия).
   Начиная с позднего средневековья влияние даосизма стало ослабевать, и он постепенно стал вытесняться другими религиями. В настоящее время его влияние в современном Китае невелико.
  
  
  

    


  
  
  
  
  
  
   1
  
  
  
  

Оценка: 6.00*5  Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com И.Головань "Десять тысяч стилей. Книга третья"(Уся (Wuxia)) Ю.Резник "Семь"(Киберпанк) А.Рай "Семь желаний инквизитора"(Любовное фэнтези) Т.Мух "Падальщик 2. Сотрясая Основы"(Боевая фантастика) К.Федоров "Имперское наследство. Вольный стрелок"(Боевая фантастика) А.Куст "Поварёшка"(Боевик) В.Чернованова "Попала, или Жена для тирана"(Любовное фэнтези) Т.Ильясов "Знамение. Час Икс"(Постапокалипсис) В.Коломеец "Колонизация"(Боевик) Е.Кариди "Сопровождающий"(Антиутопия)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Колечко для наследницы", Т.Пикулина, С.Пикулина "Семь миров.Импульс", С.Лысак "Наследник Барбароссы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"