НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ - сжатое изложение социальных и религиозно-нравственных принципов христианского учения, нормативная основа христианской этики. Проповедь эта была произнесена Христом на горе, откуда и название.
Ее основу составляют, так называемые "заповеди блаженства", провозглашающие новый, особый, вид духовного блаженства, проистекающего из сознания собственного смирения и кротости, несовершенства и греховности, той особой силы духа, что позволяет, не ропща терпеть невзгоды и страдания во имя святости и правды. Не злоба и мстительность, не возмущение несправедливостью и надежда утвердить ее силой, а сердечность и искренность в своей готовности претерпеть все несправедливости и гонения за правду, в которых виноваты, прежде всего, мы сами, готовность к покаянию через осознание своей причастности ко злу и желание исправления, милость и сострадание к несчастному человеку - вот единственный путь для праведника, наградой которому будет Царство Небесное.
Исторически обусловленное выражение отказа угнетенных и обездоленных людей, отчаявшихся в реальном избавлении от борьбы за улучшение своего положения, настроения безысходности и разочарования в земной жизни, получают здесь религиозное оправдание и санкцию на смирение и покорность. От имени Христа провозглашается невиданный ранее идеал смирения и всепрощения, самоуничижения и непротивление злу силой: "блаженны нищие духом", "блаженны плачущие", "блаженны кроткие, милостивые, алчущие и жаждущие правды", "блаженны чистые сердцем" и "изгнанные за правду". Ибо "их есть Царство Небесное", ибо "они утешатся", "наследуют землю", "насытятся" и "Бога узрят". Именно такие подвижники составляют "соль земли" и "свет мира", открывающие дорогу к новой праведной жизни.
Основными положениями проповеди стали заповеди: "не противься злому", "любите врагов ваших", "молитесь за обижающих вас и гонящих вас", "ищите же прежде Царства Божия и правды Его". Требования покорности и непротивления доводится до крайней степени: "кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему другую". В основе такого всепрощения лежит способность верующего человека любить ближнего не за что-то, не за хорошее отношение, а бескорыстно, так, как возлюбил людей Бог.
Скромность, сознание собственного несовершенства, бескорыстие и всепрощение провозглашаются непременными условиями подлинно нравственной жизни. Иисус призывает уметь прощать людям их поведение, проистекающее из неизбывной изначальной греховности, и не судить их с позиций собственной безгрешности, когда "смотришь на сучок в глазе брата своего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь".
Творение добра, общение с Господом не должно быть показным - "когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди", а "молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны".
В качестве важнейшего требования выдвигается приоритетность духовных благ, не подверженных тлению, подобно земным, материальным благам: "не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляет, и где воры не подкапывают и не крадут". Нравственное совершенство оказывается несовместимым с корыстью, погоней за богатством, с жадностью и алчностью: "не можете служить Богу и мамоне".
В качестве основной задачи человека, его спасения, утверждается стремление к достижению с помощью веры в Бога нравственного духовного совершенства: "будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный".
Нагорная проповедь учит обездоленных возлагать все надежды только на Господа, а не на собственные разумения и силы, перенося осуществление чаяний человека на благополучие и счастье в потусторонний мир, способствуя этим пассивно-примиренческого отношения к действительности. Этим христианская этика способствовала умиротворению верующих и сохранению стабильности общества, одновременно освящая отказ от активной деятельности по изменению и преодолению бесчеловечных условий жизни.
Нагорная проповедь является значительным вкладом в развитие гуманистической идеологии, провозглашая любовь в различных ее проявлениях абсолютной ценностью человеческой жизни.
На этой основе Иисус формулирует знаменитое "золотое правило нравственности", выступающее критерием нравственно-ценного поведения. Особенностью его формулировки этого правила является перенос акцента с самого действия на его мотив: "во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними". Такой подход усиливает моральное звучание всех заповедей, ибо можно соблюдать правила добродетельного поведения из страха осуждения и наказания, однако подлинную ценность оно будет иметь, только если совершается из любви к человеку и желания ему добра.
В целом в Нагорной проповеди собран целый свод требований и ценностей христианского гуманизма, ставшего на долгие века основой и критерием моральной оценки действительности с точки зрения её соответствия идеалам добра и духовности и сохраняющего свое значение поныне.