Кондрашов Владимир Александрович: другие произведения.

Христианское нравственное учение

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-20
Peклaмa
Оценка: 5.51*7  Ваша оценка:


   ХРИСТИАНСКОЕ НРАВСТВЕННОЕ УЧЕНИЕ - основное нормативно-ценностное содержание христианской религии, особенностью которой стало представление о моральной сущности Бога, об отождествлении Бога с моралью. Известно выражение, что "христианство из морали создало Бога, создало морального Бога".
   Спецификой христианского нравственного учения является теснейшая связь всего ценностного содержания моральной концепции христианства с его основными вероучительными догматами о троичной сущности Творца, его отношении к миру и человеку, о греховной природе человека и необходимости спасения через веру в Бога, принесшего себя в искупительную жертву за грехи людей.
   Поэтому все этические проблемы - о происхождении и сущности нравственности, о нравственной необходимости и моральной свободе человека, о моральных требованиях и оценках, о нравственных качествах и добродетелях человека, о нравственном идеале, о добре и зле, о долге и совести, о смысле жизни и счастье, - рассматриваются здесь через призму христианского вероучения.
   Другой особенностью христианского нравственного учения стало наличие в ней пародоксальных с точки зрения нерелигиозной морали положений о необходимости страдания, о всепрощении и любви к врагам, непротивлении злу, о нравственном совершенствовании как спасении для "вечной жизни".
   Исходным пунктом христианского этического учения является представление о порочности человеческой природы, наследуемой от "первородного греха", о том, что с самого рождения человек "порабощен греху и злу", а потому обречен на страдания в земной жизни и наказания после смерти. Избавление от страданий и обретение блаженства, спасение как избавление от нравственной погибели оказывается невозможным человеку без помощи Бога. Ведь источником нравственности, праведного пути человека от греха и погибели, добродетельного образа жизни, является Творец всего сущего и его добрая воля. Только он дарует человеку "божественный нравственный закон", который от рождения присутствует в душе каждого человека и переживается через "внутреннее чувствование" - совесть. Кроме того, Бог преподаёт свой нравственный закон и внешним образом - в словесной форме как откровение, находящее своё выражение в заповедях, моральных поучениях и заветах, зафиксированных в Священном писании.
   Этот богооткровенный, или "внешний", закон и есть выражение нравственной необходимости, морального долга человека. Он является всеобщим, одинаковым для верующих, неверующих, еретиков и язычников, вечным и неизменным. Человек, наделённый Богом свободой воли, может следовать ему, однако встречает на этом пути серьёзные препятствия. Его выполнению и постоянному следованию препятствует греховная природа человека, делая его несовершенным, немощным, неспособным к духовной жизни и переживающим ощущение своей вины за это.
   Всякая вина требует своего искупления, прощения, жертвы, принимающей в христианстве совершенно необычайный вид. Вместо очистительного жертвоприношения людей Богу во имя искупления человеческого несовершенства здесь Бог, чтобы доказать людям свою величайшую любовь, совершает подвиг самопожертвования. В своем втором лице - в качестве Иисуса Христа - он сошёл на землю, родившись как человек, чтобы явить пример праведности, научить людей богоугодной жизни, принять на себя их грехи и страдания и умереть мученической смертью на кресте.
   Этим Бог продемонстрировал, что любит человечество превыше самого себя, чем только и мог вызвать бескорыстную ответную любовь и восстановление животворящей связи Творца и творения на искренней добровольной основе. Однако эта жертва искупает грехи не всех людей вообще, а лишь обратившихся к христианству, уверовавших в него, стремящихся постичь Бога и его законы и способных обрести его божественное содействие в деле спасения души - божественную благодать.
   Божественная благодать есть чудесная сверхъестественная сила, дар божий, который направляет душу к праведности, приносит умиротворение и блаженство. Она нисходит на человека различными способами, но вернее всего - через совершаемые церковью таинства. Осенённый ею человек уже не довольствуется переживанием в своей душе божественного нравственного закона в субъективно-чувственной форме, а сознательно обращается к христианскому вероучению, принимает участие в богослужении и культе, идёт по пути спасения с помощью божьей церкви.
   Становится понятной и роль страданий, мучительных переживания чувства боли от лишений и тягот жизни, которые являются обычным состоянием человека на земле и следствием его греховности, с одной стороны, а с другой, - посланным Богом испытанием крепости веры человека, его смирения и терпения. Страдания и зло, выпадающие на долю любого человека, оказываются необходимы для осознания собственной ничтожности и бессилия, для стремления к преодолению гибельного разрыва человека с Творцом. Бог не вмешивается в течение человеческой жизни, наполненной бесчисленными бедствиями и несчастьями, а лишь даёт верующим силы для перенесения тягот и страданий вместе с надеждой на будущее спасение. Страдание в христианстве - это не бессмысленное и бессловесное перенесение мучений, а всегда очищающее душу со-страдание, несение своего креста и со-распятие Христу, добровольно пострадавшему за людей.
   Христианская этика формулирует нравственные нормы, принципы, ценности, моральные добродетели и нравственный идеал христианства, черпая их содержание из вероучения.
   Прежде всего, это ветхозаветный декалог (см. "Десять заповедей"), новозаветные евангельские "заповеди блаженства" и другие нравственные наставления (см. "Нагорная проповедь"), образующие нравственный кодекс христианства.
   Наряду с этими словесными изложениями нравственного учения христианства здесь огромную роль играет сам облик Иисуса Христа, его жизнь, смерть и чудесное воскрешение, знаменующий новый, невиданный ранее нравственный идеал (см. "Христианский нравственный идеал"), позволяющий верующим следовать ему, даже не будучи основательно знакомы с содержанием учения христианства.
   Бессильный отказ угнетенных и обездоленных людей от борьбы за улучшение своего положения, отчаявшихся в реальном избавлении, настроения безысходности и разочарования в земной жизни, получают в христианстве религиозное оправдание и санкцию на смирение и покорность.
   Переживаемые человеком горечь и отчаяние от невозможности исправить царящее в мире зло и одновременно страстная надежда на справедливость заставляют верующего смириться со своим положением, перепоручив решение проблем Господу.
   Христианская нравственность учит обездоленных возлагать все надежды только на Отца небесного, а не на собственные разумения и силы, перенося осуществление чаяний человека на благополучие и счастье в потусторонний мир, способствуя этим пассивно-примиренческого отношения к действительности. Этим она способствовала умиротворению верующих и сохранению стабильности общества. При этом следует отметить, что таким образом утверждался соответствующий гуманистическим ценностям и единственно им адекватный ненасильственный способ построения межчеловеческих отношений. Сама же христианская мораль явилась значительным вкладом в развитие гуманистической идеологии, провозглашая любовь в различных ее проявлениях абсолютной ценностью человеческой жизни.
   Любовь как выражение сущности самого Бога и всего нравственного миропорядка лежит в основе всех ценностей христианской морали. Как "наибольшую" заповедь Христос провозглашает требование возлюбить Бога "всем сердцем, всею душою и всем разумением своим". Но любовь к Богу становится реальной в любви к ближнему, не знающему различия между "чужими" и "своими", "хорошими" и "плохими". Поэтому любовь относится к главным христианским добродетелям, то есть нравственным наклонностям человека к деланию добра (исполнению нравственного долга) и отторжению от зла. Наряду с нею к важнейшим христианским добродетелям относятся вера в Бога и надежда на него.
   Наряду с этими добродетелями в христианстве высоко ценятся производные от них - смирение, послушание, самоотречение, самоуничижение, кротость, милосердие, всепрощение и другие.
   Наоборот, - гордыня, самонадеянность, самомнение, заносчивость, якобы столь присущие язычникам и неверующим, есть прямое умаление и оскорбление Бога, следовательно, грех. Христианская мораль осуждает поэтому "человеконадеяние" и "человекоугодие", отвлекающие верующего от любви и служения Богу.
   Важнейшей добродетелью в христианстве выступает требование аскетизма, такого образа жизни, который характеризуется суровым самоограничением, отречением от жизненных благ, удобств и удовольствий, "подавлением плоти". В некоторых случаях это "подавление" и "умерщвление" плоти доходило до полного самоизнурения и самоистязания, чем прославились некоторые святые.
   Ценность аскетизма определялась его сущностной сопричастностью христианскому вероучению с его пренебрежением к земной жизни и её радостям во имя жизни вечной, со стремлением утвердить первенство духа над материей. Отсюда враждебное отношение христианства к человеческой телесности, плотским потребностям и чувственности, которые неизбежно отвлекают человека от духовных устремлений, разжигают в нём страсти и неизбежно влекут к пороку. Одновременно подчинение чувственности и страстям делает человека их рабом, способствуя развитию эгоизма, погруженности в земные дела и заботы о мелочных интересах, отвлекая его от Бога и спасения.
   К христианским добродетелям причисляются также молитвы, участия в богослужениях, исполнение таинств, соблюдение постов и религиозных праздников и т.п.
   К порокам и грехам относится всё, что препятствует человеку общению с Богом, отвлекает его от служения Богу, а значит, от обретения спасения. Вообще этические установки трёх основных христианских направлений построены на едином фундаменте, но имеют различия (см. "Православная этика", "Католическая этика", "Протестантская этика").
   В целом христианское учение о нравственности представляет собой важнейший этап в развитии идеологии гуманизма, имеющий культурно-историческое, познавательное и ценностное (идеологическое и нравственное) значение.
   Это достигается за счёт утверждения возвышенно-духовного характера морали, представлении о морали как высшей инстанции для установления истинных ценностей человеческой жизни. Христианство способствовало распространению идеи отождествления морали с человечностью, любовью и милосердием как высшими нравственным ценностями. Выработанный им величественный нравственный идеал человека всегда вдохновлял лучших представителей общества на служение нравственному развитию человечества.
  
  
  
  
  

Оценка: 5.51*7  Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com А.Найт "Наперегонки со смертью"(Боевик) К.Корр "Бестия в академии Ангелов"(Любовное фэнтези) К.Федоров "Имперское наследство. Вольный стрелок"(Боевая фантастика) В.Пек "Долина смертных теней"(Постапокалипсис) В.Бец "Забирая жизни"(Постапокалипсис) Д.Сугралинов "Дисгардиум 2. Инициал Спящих"(ЛитРПГ) Ю.Резник "Семь"(Киберпанк) Л.Огненная "Академия Шепота"(Любовное фэнтези) Л.Лэй "Над Синим Небом"(Научная фантастика) Т.Мух "Падальщик 2. Сотрясая Основы"(Боевая фантастика)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Колечко для наследницы", Т.Пикулина, С.Пикулина "Семь миров.Импульс", С.Лысак "Наследник Барбароссы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"