Кондулуков Сергей Васильевич : другие произведения.

В защиту Джоконды

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    в данной статье исходя из Деятельно Практической Философии, которая является развитием диалектикоматериалистических взглядов Карла Маркса и Фридриха Энгельса делаетсяпопытка проанализировать взгляды Зигмунда Фрейда на истоки творчестваЛеонардо да Винчи- титана эпохи Возрождения.


   В защиту Джоконды.
  
   Прелестной , очаровательной мисс Х
   Посвящаю
  
   "Итак, мы узнаём, что его художественные упражнения- пишет известный австрийский психиатр, отец психоанализа Зигмунд Фрейд в своём не менее известном эссе "Воспоминания детства"- начались с изображения двух родов объектов, которые должны нам напомнить два сексуальных объекта, найденных нами при анализе фантазии о коршуне"1 , пытаясь таким образом проникнуть в тайну рождения Джоконды, чья загодачная улыбка заставляла останавливаться и трепетать не одного мужчину покорённого этой улыбкой.
   Уолтер Патер пишет об этой картине так.
   "Ни в одной другой картине Леоанардо глубина и дымка атмосферы не переданы с таким совершенством, как в "Моне Лизе". Эта воздушная перспектива лучшая по исполнению. Однако прежде взгляд зрителя останавливается на лице изображённой дамы. "Мону Лизу" копировали чаще всех других картин мира. "Эта красота, к которой стремится изболевшаяся душа, весь опыт мира собраны здесь и воплощены в форму женщины... Животное начало в отношении к жизни в Древней Греции, страстность мира, грехи Борджиа... Она старше скал, среди которых сидит, как вампир, она умирала множество раз и познала тайны гробницы, она погружалась в глубины морей и путешествовала за драгоценными тканями с восточными купцами как Леда, была матерью Елены Прекрасной, как святая Анна-матерью Марии, и всё это было для неё не более чем звуком лиры или флейты" 2
   Со многим можно согласиться с этим страстным по форме и глубоко аналитичным по существу суждением английского критика. Но только не со следующими его словами "животное начало в отношении к жизни в Древней Греции.
   Гений Леонардо как известно принадлежал эпохе Возрождения, эпохе когда рушились старые ценности и возводились новые. Эпохе, когда человечество отрицая весь гнёт и аскетизм раннего христианства осмысляя себя, стремилось в своём сознании приблизиться к Богу. Но не унижая и не оскверняя его как это делали раннии христиане по отношении к языческим идолам, а напротив наполняя божественное человеским.
   Вот почему ранние работы Леонардо да Винчи Мадонна Литта, например, так разительно отличается от высоколобых и рахитичных мадонн других художников, изображения которых свидетельствует не о близости их к Богу не об их святости, а всего лишь о тяжёлом зловонном воздухе, заполняющим тогда узкие улочки средневекового города и о не здоровом образе жизни или как позднее сказали Карл Маркс и Фридрих Энгельс о противоположности города и деревни.
   Противоположности, которую они теоретически уничтожили в своих трудах и которая спокойно исчезла без всяких революций лишь только развитие производительных сил человечества достигло известной ступени своего развития.
   Но если в своих ранних картинах Леонардо до Винчи своей кистью мастера наполнил божественное человеческим, то поздний Леонардо до Винчи а Джоконда была им написана в 1503г на наш взгляд успешно осуществил противоположную задачу наполнил человеческое божественным.
   Здесь сразу следует уточнить, что говоря о Боге мы имеем ввиду не его обычное христианское понимание, а понимание антропологическое, которое развивали Ницше и Фейербах.
   Согласно которому не человек создан по образцу и подобию Божьему, а Бог создан по образу и подобию человеческому. Религия есть лишь выражение высшей природы человека, которое отымается, отчуждается от человека и переносится в трансцедентную, потустороннюю область. Религия обеднила, ограбила человека. Бедный человек имеет богатого Бога. Все богатства перенесены на Бога, сообщены Ему. Вера в Бога выражает слабость, бедность, рабство человека. Человек сильный, богатый, свободный не нуждался бы в Боге, он всё высшее имел бы у самого себя 3
   Такого сильного богатого человека Фейербах называл Богом, мы же называем человеком в котором полностью реализовано человеческое в человеке.
   Как известно восхождение человека к Богу Карл Маркс и Фридрих Энгельс связывали со сменой общественно-экономических формаций, вернее со сменой собственности на средства производства, которая как считали они в прежней своей частной форме порабощает закабаляет человека, делает его всего лишь говорящим придатком машин. Со сменой собственности на средства производства перехода её из рук частных в общенародную собственность исчезнут как считали они главные причины сковывающие творческие силы человека и он обретёт полную свободу. Свободу труда, который есть не только производство потребительных стоимостей, но в чём мы полностью согласны с основоположниками материалистического и диалектического взгляда на природу человека и на природу человеческого общества первое и основное условие существование Человека, при помощи которого по мере исторического развития человека и реализуется человеческое в человеке. История показала, что они были не правы, частная собственность на средства производства отнюдь не является тем ящиком Пандоры из которого с отвратительным шипом выползают ядовитые змеи антогонистических противоречий между трудом и капиталом. Развитие производительных сил в тех странах которые не пошли по пути указанном Марксом и Энгельсом убедительное этому доказательство. К этому совсем не простому вопросу мы вернёмся позднее, пока же продолжим разговор о Джоконде.
   И совсем не похожа на вампира эта прелестная моладая женщина полугрустно полуиронично смотрящая на нас из глубины веков.
   Наоборот нам кажется не случайно Леонардо да Винчи поместил её среди скал с струящимися между ними водопадами. Тем самым он показывает нам неразрывное тождество человека и природы.
   Тождество которое так ясно и так остро чувствовали древние, и которое так грубо было разорвано христианством с его приматом души над телом и которое так гениально изобразил Леонардо да Винчи.
   А её лукавая полуулыбка полуприщеренных глаз на наш взгляд лишь свидетельствует о богатстве и незарядности её натуры. Натуры живой ищущей страстной, но вместе с тем и умеющей властвовать собой. Потому мы и видим только отражение, только отблеск её страстей в её прелестных загадочных глазах. Но это натура не только страстная но и сильная ибо для того чтобы много раз "умереть" надо хотя бы один раз "воскреснуть", а это свойство по плечу как мы знаем натурам только сильным
   На этом можно бы было закончить краткую речь в защиту Джоконды, но Зигмунд Фрейд со свойственной ему аналитичностью учёного в своём пространном эссе, выходит далеко за рамки обсуждаемого предмета и говорит о природе художественного творчества вообще, выводя её из тёмных глубин подсознания, подавляемых развитым социумом человека.
   Поэтому остановимся на этой теме и мы рассматривая эту проблему сквозь призму марксизма, точнее говоря на той системе взглядов, которые объясняя природу и человека не прибегают к чему-то третьему как-то Богу, Абсолютному или Относительному разуму а объясняют природу как общества так и человека исходя из самой этой природы не забывая при этом о той простой вещи что как общество так и человек не только в разные промежутки времени а даже в один и тот же миг не остаются равными самому себе, не остаются тождественными друг другу а наоборот даже в эти краткие мгновения есть одно и тоже и в тоже время не одно и тоже, другими словами рассматривая мир не только материалистически но и диалектически.
   Как известно отправной точкой суждений Зигмунда Фрейда о природе творчества Леонардо да Винчи послужили записи самого Леонардо.
   "Кажется, что уже заранее мне было предназначено так основательно заниматься коршуном, потому что мне приходит в голову как будто очень раннее воспоминание, что когда я лежал ещё в колыбели, прилетел ко мне коршун, открыл мне своим хвостом рот и много раз коснулся хвостом моих губ". 4
   В дальнешем как показали исследования Уоллэйса цитату из которого мы уже приводили Зигмунд Фрейд в своём анализе творчества Леонардо да Винчи уже изначально пошёл по неправильному пути.
   "В своих рассуждениях Фрейд совершил ошибку, удивительную для учёного: он черпал материал из широко известной книги Дмитрия Мережковского Леонардо да Винчи, работы откровенно художественной. В дополнение к этому Фрейд пользовался неточным переводом записок Леонардо, в котором птица из его детской фантазии называлась ястребом. Опираясь на неправильный перевод, Фрейд втянулся в продолжительную сложную дискуссию о древнеегипетских сексуально-религиозных обычаях, связанных с ястребами. После замечания о том, что египтяне поклонялись ястребиноголовой богине матери по имени Мут, Фрейд торжественно восклицал: Мы можем спросить, является ли такая звуковая близость к нашему слову мать ( Mutter) просто случайной?!
   Между тем правильный перевод названия птицы- не ястреб а коршун. Эта птица из семейства хищных, широко распространённая в Европе. Таким образом рассуждения Фрейда о ястребах становятся совершенно неуместными.5
   Но допустим хоть на минутку, что правильный перевод названия птицы всё же ястреб.
   Так что значит рассуждения Зигмунда Фрейда относительно тех глубинных подсознательных мотивов которые двигали гениальной кистью итальянского художника верны.
   Чтобы ответить на этот совсем непростой вопрос вновь вернёмся к знаменитому эссе Фрейда и рассмотрим его с позиции, контуры которой были описаны выше.
   Краткое размышление-читаем мы в нём- понуждает нас теперь не удовлетвориться объяснением хвоста коршуна в детской фантазии Леонардо. Кажется, в ней содержится ещё кое-что, чего мы ещё не понимаем. Её самая удивительная черта всё таки в том, что она сосание материнской груди превратила в нечто пассивное, т.е. в ситуацию, несомненно гомосексуального характера. Мысль об исторической вероятности, что Леонардо вёл себя в жизни как гомосексуально чувствующий, ставит перед нами вопрос, не указывает ли эта фантазия на давнюю связь между детским отношением Леоанардо к его матери и его позднейшей явной хотя и не воплощённой на практике гомосексуальностью.6
   В эпоху когда жил Леонардо да Винчи равно как и в эпоху в которую жил Пётр Ильич Чайковский гомосексуальность, равно как и сама сексуальность считалась страшным грехом. О ней не предпочитали говорить открыто, но она ( сексуальность ) подавляемая жестокой духовной цезурой всё равно прорывалась яркими искрометными блёстками в блистательных новеллах Бокаччо или в озорных рассказах Бальзака.
   Само отношение к сексуальности, было страшным грехом о чём выразился сам Леоанардо да Винчи.
   Акт соития и всё, что стоит с ним в связи, так отвратительны, что люди скоро бы вымерли, если бы это не был освящённой стариной обычай и если бы не оставалось ещё красивых лиц и чувственного влечения7
   Внимательному читателю может показаться странным, что мы взяли слишком широкий исторический диапазон приравнивая век XV к веку XIX на самом деле странного ничего в этом нет как только мы вспомним что в это время как в Италии так и в России в делах общественного воспитания, морали царила церковь вернее христианство с его нетерпимым отношением ко всему плотскому, чувственному с его абсолютным приматом души над телом. Христианство лишило человека плоти и наполнило его духом.
   Но духом не дерзновенным, творящим а духом пассивным рабским, который в высшем взлёте своём по мнению апологетов христианства должен был познавать не самого себя а всего лишь божественные откровения придуманные в конечном счёте всё теми же апологетами.
   Отсюда и было с одной стороны признание человека всего лишь падшим ангелом а с другой объявление дьявольским кущенственным всего того что касалось плоти, чувственных наслаждений.
   Иначе говоря у христиан человек был дух.
   По иному смотрели на природу человека древние с их поклонением языческим богам с их поклонением Солнцу Огню Ветру. Они смотрели на человека а следовательно на его природу проще но и во много раз мудрее. В древние времени о которых говорит Фрейд не только изображение женщины сосущей член не считалось страшным грехом но и сам гомосексуализм в его явной форме нисколько не вызывал морального порицания древних.
   Кроме этих двух явных причин, его не менее мучила и любовь к Мегабату- читаем мы у Плутарха, хотя, когда юноша бывал с ним, он упорно всеми силами старался побороть эту страсть. Однажды, когда Мегабат подошёл к нему с приветствием и хотел обнять и поцеловать его, Агесилай уклонился от поцелуя. Юноша был сконфужен, перестал подходить к нему и приветствовал его лишь издали. Тогда Агесилай жалея, что лишился его ласки, с притворным удивлением спросил, что случилось с Мегабатом, отчего тот перестал приветствовать его поцелуями. Ты сам виноват,- ответили его друзья,- так как не принимаешь поцелуев красивого мальчика, но в страхе бежишь от них. Его же и сейчас можно убедить прийти к тебе с поцелуями, если ты только снова не проявишь робости8 и далее
   Так, например, он доказал это однажды, когда когда снимаясь поспешно с лагеря, покинул своего возлюбленного больным. Тот звал его и молил остаться9 ( Плутарх Стр 171 )
   А ведь речь у Плутарха здесь идёт не о простом смертном а о знаменитом древнегреческом полководце Агесилае который выступил как вождь всей Древней Греции.
   Интересно, а чтобы делал Агесилай со своими явно выраженными гомосексуальными наклонностями
   окажись он в эпоху Леонардо.
   Таким образом мы должны сделать первый печальный вывод, теория Зигмунда Фрейда отнюдь не является всеобъемлющей как думают некоторые её поклонники, а работает на ограниченном историческом материале. Конкретно её можно применить к эпохе когда в общественном сознании людей господствует христианство с его нетерпимым отношением ко всему плотскому, когда человек есть дух.
   Вот тогда и можно принять на веру его слова что сексуальное влечение человека загоняется вглубь в подсознание уродливой христианской моралью и что всё же выходя вырываясь из этих тёмных и мрачных глубин оно преобразуется или как пишет Зигмунд Фрейд сублимируется в яркий животворящий источник творчества как было в случае с Леоанардо.
   Принять но с небольшими оговорками речь о которых пойдёт ниже, пока же продолжим разговор о душе великого художника чьи мрачные и тёмные подвалы исследует в своей работе Зигмунд Фрейд.
   Мы не совсем согласны здесь с заявлениями отца психоанализа что духовное развитие индивидуума вкратце повторяет ход развития человечества аналогии с биогенетическим законом Мюллера-Геккеля нет здесь никакой пусть даже и самой грубой. Ибо человечество в своём развитии например на Западе проделало совсем иной путь нежели например в Южной Африке. Другое дело что Западная культура равно как и культура народов Южной Африки покоится на солидном историческом фундаменте включающем в свой нижний слой различные мифы, традиции и обряды.
   Далее Зигмунд Фрейд пишет.
   Ожидать от Леоанардо чего-нибудь большего, кроме следов непревращённого сексуального влечения, мы не вправе 10 ибо по его мнению Но мы и у него ( Леонардо С. Язев-Конд ) вправе искать те стремления, которые других властно толкают к сексуальному действию, потому что мы не можем себе представить душевной жизни человека, в построении которой не принимали бы участия сексуальные стремления в широком смысле либидо, хотя бы далеко отклоняющиеся от своей первоначальной цели или удерживающееся от выполнения11 То есть все творческие порывы Леонардо все его муки и радости все его слёзы сводятся Зигмундом Фрейдом всего лишь к неудовлетворенному или как он пишет неправращённому сексуальному влечению Говоря другими словами Фрейд сводит творчество Леонардо да Винчи его глубинные мотивы всего лишь к простой сумме или если угодно произведению его неудовлетворённых сексуальных влечений. А это на наш взгляд является грубейшей ошибкой такой же как представлять себе человеческое сознание как действие цепи условных рефлексов пусть даже и третьей и четвертой и высших степеней. Налицо сведение социального к биологическому, налицо отрицание развития материи причём развития не медленного и постепенного, а резкого скачкобразного когда она в своём развитии достигнув определённого уровня скачком переходит на новый иной более высший качественный уровень.
   Теперь вновь вернёмся к Фрейду, пусть его утверждение относительно глубинных мотивов творчества Леонардо да Винчи является верным. Пусть он по его утверждению писал свои гениальные картины лишь исходя из того что был скрытым гомосексулистом и его скрытая сексуальная энергия находила таким образом себе выход. Является ли его утверждение теорией. Ведь теория в отличии от единичного суждения должна объяснять не какой-то единственный факт а их совокупность. Например теория всемирного тяготения должна объснять законы движения всех планет а не какой либо одной, так и суждения Фрейда относительно глубинных мотивов творчества если они претендуют на теорию должны объяснять творческие порывы всех художников, композиторов и литераторов.
   Так ли это на самом деле. Для этого обратимся к творчеству к неменее великой личности чем Леонардо да Винчи к творчеству того, кого называют отцом русской словесности к творчеству Александра Сергеевича Пушкина.
   В последнее время с него сняли ореол святости и мы с глубоким удивлением и изумлением узнаём что у него было не меньше ста любовниц. Но перестал ли быть от этого Пушкин Пушкиным. На наш взгляд он а значит и его творчество стало человечнее и многомернее.
   Итак недостатка в любовницах у Пушкина не было а значит его сексуальная энергия текла быстрым потоком по глубокому и широкому руслу. Таким образом согласно теории Зигмунда Фрейда Пушкин вообще был не должен писать. А он писал и как писал.
   Я помню чудное мгновенье:
   Передо мной явилась ты,
   Как мимолетное виденье,
   Как гений чистой красоты
  
   Уже одних этих быстрых летящих строк было достаточно чтобы навсегда обессмертить его имя.
   А ведь он ещё создал полную скрытого лукавства Сказку о попе и о его работнике балде, непревзойдённые Маленькие трагедии, Бахчисарайский фонтан, Евгения Онегина- которого Белинский назвал энциклопедией русской жизни всего и не перечислить.
   Таким образом для объяснения глубинных мотивов творчества ещё одного гения теория Фрейда явно даёт сбои. Но значит ли из этого, что мы её должны подвергнуть остракизму и полностью отбросить как отбросить теорию Карла Маркса и Фридриха Энгельса объсняющую развитие человека и общества, только из за того, что страны следующие по пути начертанным ими не достигли царства божьего на земле как они обещали.
   Оставим Богу Богово а Кесарю Кесареву и поблагадарим Зигмунда Фрейда за то, что он подарил свою теорию психологического анализа человечеству, которая успешно излечивает неврозы и с радостью признаемся себе, что есть тот неуловимый светлый осадок в творчестве ВЕЛИКОГО ИТАЛЬЯНСКОГО ТИТАНА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ, который не растворился даже в едкой реторте психоанализа Зигмунда Фрейда.
   Но не сводимо социальное к биологическому в чём мы ещё лишний раз убедились рассматривая знаменитое эссе австрийского психиатра сквозь призму диалектического материализма. Не сводимо творчество художника, композитора, певца только к неудовлетворённым сексуальным инстинктам.
   И последнее мона Лиза была третьей женой флорентийского купца по имени Франческо ди Бартоломео деле Джокондо, ухаживала за своими детьми, ходила на рынок за зеленью и мясом точно так же как и все остальные женщины её круга и вполне вероятно так и бы и ушла незамеченной из жизни, если бы не Леонардо.
   Но почему он написал её именно такой, почему он увидел в ней Джоконду.
   Это для нас навсегда останется тайной, но это уже будет не тайна Джоконды, это уже будет тайной самого Леонардо да Винчи.
  
  
  
   С. Язев-Кондулуков.
  
  
  
   Список использованной литературы.
  
   Зигмунд Фрейд Воспоминания детства. Леонардо да Винчи. Леонардо да Винчи Суждения М. Эксмо-Пресс 1999 С 340.
   Роберт Уоллэйс Мир Леонардо М Терра 1997 С 140
   Н.А. Бердяев Истоки и смысл русского коммунизма М. Наука С 130
   Зигмунд Фрейд Воспоминания детства. Леонардо да Винчи. Леонардо да Винчи Суждения М. Эксмо-Пресс 1999 С 301
   Роберт Уоллэйс Мир Леонардо М Терра 1997 С 166
   Зигмунд Фрейд Воспоминания детства. Леонардо да Винчи. Леонардо да Винчи Суждения М. Эксмо-Пресс 1999 С 322
   Зигмунд Фрейд Воспоминания детства. Леонардо да Винчи. Леонардо да Винчи Суждения М. Эксмо-Пресс 1999 С 285
   Плутарх Рипол-Классик М 1998. С 170
   Плутарх Рипол-Классик М 1998. С 171
   Зигмунд Фрейд Воспоминания детства. Леонардо да Винчи. Леонардо да Винчи Суждения М. Эксмо-Пресс 1999 С 327
   Зигмунд Фрейд Воспоминания детства. Леонардо да Винчи. Леонардо да Винчи Суждения М. Эксмо-Пресс 1999 С 327
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"