Конюшкова Елена Георгиевна: другие произведения.

От автоматизации к разуму

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Конкурсы романов на Author.Today
Творчество как воздух: VK, Telegram
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Что есть разум? Что такое алгоритм и имеет ли он отношение к разуму? Где переход от автоматического алгоритма к творческому разуму?

  
  От автоматизации к разуму?
  
  Казалось бы, правильнее сказать: "От разума к автоматизации?", ведь именно так идет этот процесс в нашей цивилизации? Мы, разумные люди, постепенно овладеваем разными знаниями и автоматизируем всякие утомительные производственные процессы. Но, если взглянуть шире, то, похоже, тут круговорот, потому оба варианта уместны.
  
  Характерной чертой любого живого организма, как нам давно известно, являются рефлексы, инстинкты и прочие подобные, несомненно запрограммированные, процессы в организме. Так нам говорят ученые, исследующие мир, да мы и сами это можем наблюдать вокруг себя и порою в себе. Множество примеров известно всем, потому останавливаться на этом не буду, лишь упомяну на всякий случай парочку, чтобы было понятно, о чем речь. Например, строительство гнезд птицами, высиживание птенцов, ежегодные постоянные миграции многих видов животных и прочее, и прочее.
  
  Несомненно, деятельность любого живого существа в огромнейшей степени обеспечена некими бессознательными программами, отвечающими за поведение существа в самых разных обстоятельствах и даже вообще за согласное функционирование его организма. Базовая часть этих программ заложена в любое существо от рождения. Не напоминает ли это вам ту же производственную автоматизацию, которая имеет место сейчас, наверное, почти при любом производстве (разве что, кроме кустарного)?
  
  Естественно, говоря о программах в живых существах, я имею в виду не АЛГОЛ или РНР, но совершенно другой уровень программирования и другие способы реализации этих программ, нам пока неизвестные. Но принцип действия остается тот же.
  
  Правда есть и очевидная разница между автоматизацией и живым существом: производственный процесс, столкнувшись с какой-то поломкой или нестандартной ситуацией, как правило, останавливается и ждет вмешательства мастера, а животные нередко сами ищут и порою находят выход, меняя алгоритмы действия. То есть, они прибегают к творчеству, которое в условиях нашей автоматизации, если и имеет место, то довольно ограниченное.
  
  Тем не менее сходство процессов тоже очевидно. И это наводит на мысль о том, что сильно продвинутая автоматизация применительно к отдельному автоматизируемому объекту может привести к появлению у этого объекта разума и, в той или иной степени, сознания.
  
  Процесс творчества начинается при встрече с неожиданными обстоятельствами, мешающими реализации намеченных действий. Тогда происходит автоматическое формирование новых программ, что есть тот самый высокий уровень автоматизации, которым мы пока в полной мере не владеем. Это уже имеет прямое отношение к понятию разума.
  
  Прежде природа разума была непонятна людям. Но с началом эры компьютеров появилось понятие алгоритма как последовательности логически зависимых действий, решающих какую-то проблему. Если присмотреться к работе разума, то ее тоже во многих случаях можно описать как алгоритм, хотя, конечно, алгоритм более высокого порядка.
  
  Потому, думаю, можно сказать, что разум базируется на автоматизации очень высокого уровня, а автоматизация, соответственно, предшественник разума. И двигаясь по пути усложнения алгоритмов, мы подходим ближе к понятию разума.
  
  Разум есть "способность логически и творчески мыслить", а кроме того - познавать. Слово "мыслить" относится в основном к человеку. Но по существу мы можем наблюдать лишь результаты этого мышления, сам процесс субъективен и наблюдать его может лишь этот самый субъект. Но мы также можем наблюдать результаты "мышления" компьютера, с точки зрения стороннего наблюдателя процессы однотипны и могут быть оценены лишь по результату.
  
  Так что, можно сказать, что "логически мыслить" есть свойство любой компьютерной программы уже на нашем этапе развития. А вот "творчески мыслить" означает уметь находить нестандартные решения в сложных ситуациях, т.е. создавать новые алгоритмы, анализируя факторы реальности.
  
  Впрочем, новые алгоритмы программы уже давно умеют конструировать самостоятельно, подбирая фрагменты кода из имеющихся вариантов. Подобная автоматизация широко распространена, например, в интернете. Но пока она осуществляется под контролем человека, выбирающего нужные функции из имеющихся. Для того чтобы она полностью проходила в автоматическом режиме у самой программы-конструктора должны появиться личные предпочтения, каковых на данный момент у нее нет.
  
  А откуда они могут взяться у голого математического алгоритма? Нонсенс. Они могут появиться только у чего-то, открытого восприятию из внешнего мира. Причем воспринятое должно иметь некую эмоциональную окраску - вот это хорошо, а вот то плохо. И тогда следует стремиться от плохого к хорошему. Это уже выбор, предпочтения.
  В примитивном варианте подобное, конечно же, можно смоделировать и сейчас, но без внутренних эмоций это будет псевдовыбор и к зарождению разума не приведет.
  
  Итого получаем. Даже самые изощренные и целенаправленные программы автоматизации могут привести к появлению разума лишь в том случае, если они будут помещены в некую потенциально воспринимающую, чувствующую и деятельную структуру, иначе говоря, в некое тело, организм, способный к познанию. То есть, бесчувственную железяку даже со сложным специальным программным обеспечением наделить разумом, т.е. нестандартным мышлением вряд ли возможно. По крайней мере, так видится мне из дня сегодняшнего.
  
  Получается, что разум есть функция, базирующаяся на восприятии, ощущении и переработке этих сигналов в некие внутренние представления, заставляющие к чему-то стремиться, а чего-то избегать. Для порождения творческого мышления должны быть какие-то стимулы и какие-то проблемы, которые необходимо решать и искать для этого средства. А средством для решения как раз и служат новые модели поведения, т.е. новые формируемые алгоритмы.
  
  И вот выходит, что автоматизация, дошедшая в союзе с организмом до свободного творчества, и есть тот самый разум. Иными словами, разум есть средство, обслуживающее потребности организма, основанное на изощренном целенаправленном программном комплексе, способном к собственной ограниченной модификации ради достижения определенных целей.
  
  Кроме того, разум не существует изначально как некая константа! Вначале есть лишь набор базовых алгоритмов, где-то там как-то закодированных. Это не разум, это, если хотите, по сути диск с записанными программами. А разум развивается в процессе жизнедеятельности организма с использованием этих программ, в столкновении его с неожиданными обстоятельствами. Разум невозможен как некая замороженная стабильность, разум это всегда процесс взаимодействия организма со средой для решения поставленных задач.
  
  Так что автоматизация имеет самое непосредственное базовое отношение к появлению разума. В общем, приехали, куда и собирались.
  
  И вот теперь, немного отдалившись от конкретного новоявленного субъекта, посмотрим шире. Факультативный вопрос. Возможен ли разум такого типа (а другие типы разума нам неизвестны) вне деятельного существа? Вне субъекта как деятельного организма, занятого постоянно обеспечением существования или подобными, хотя и более широкими задачами?
  
  Как с этой колокольни можно относиться к гипотетическому единому абсолютному и одновременно разумному Богу, принятому в большинстве религий? По крайней мере, разума доступного нам типа, обслуживающего организм, там как-то не просматривается, как и, кажется, самого организма. Ибо организм в нашем понимании должен иметь среду обитания и прочее, с абсолютностью никак не увязанное.
  
  И вообще, нечто абсолютное, как я думаю, не может контактировать с относительным - слишком разные сущности. И никакое взаимопонимание между столь разными по своей природе сущностями невозможно.
  
  Надо полагать, мир устроен как-то иначе, чем представлялось людям прежде. Получается, если кто-то и создал нашу цивилизацию, тем более, как пишут "по образу и подобию", то только подобная же, но более продвинутая цивилизация. Кто-то же должен писать программный комплекс, обеспечивающий нашу жизнедеятельность? Что-то я сомневаюсь, что эволюция на это способна. Так вот. Круговорот разума в природе.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"