Аннотация: Краткая история русского хоррора (автор: Павел Виноградов).
Павел Виноградов
Хоррор в России больше...
Русская литература многое дала для развития жанра. Более того, некоторые его сюжеты и формы берут начало именно у нас. В частности, вампирская тематика. Как отмечал Яков Лурье, легенда о Дракуле проникла в Западную Европу не напрямую из Румынии, а через посредство древнерусской "Повести о Дракуле" (80-е годы XV века). Даже слово "вампир" в форме "упырь" впервые "встречается именно у русских". Слово "упырь" происходит от тюркского "убур" - злой дух, высасывающий кровь http://www.drevnyaya.ru/vyp/2011_1/part_6.pdf Тема упырей обычна для русских (украинских, белорусских) народных сказок, из некоторых можно сразу делать сценарий для Голливуда. Если же говорить о классической вампирской повести, то А.К. Толстой издал своего "Упыря" в 1841 году, то есть, раньше не только "Дракулы" Б. Стокера (1897), но и "Кармиллы" Джозефа Шеридана Ле Фаню (1872), на которую, как считается, Стокер опирался. Напрямую познакомить европейских читателей с вампирской темой могли повести Толстого "Семья вурдалака" (La famille du vourdalak. 1839) и "Встреча через триста лет" (Le rendez-vous dans trois cent ans. 1839), написанные на французском. На русском они вышли значительно позже.
Первая в русской литературе фантастическая повесть А Погорельского "Лафертовская Маковница" (1825), несомненно, создана под влиянием Гофмана и несёт элементы хоррора. Но самый мощный толчок развитию жанра дало творчество Н.В. Гоголя. Причём, он стал фактическим родоначальником не только классического хоррора ("Майская ночь, или Утопленница", "Вий", "Страшная месть", "Вечер накануне Ивана Купала"), но и хоррора "иронического" ("Ночь перед Рождеством", "Сорочинская ярмарка").
Следует упомянуть творчество таких представителей русского романтизма, как В.Ф. Одоевский, О. Сомов, А. Бестужев-Марлинский. Не чужд эстетике ужасного был и А. С Пушкин ("Пиковая дама", "Уединенный домик на Васильевском"). Позднее появляются "Мертвое озеро" Н. А. Некрасова и Н.Н Станицкого, "таинственные повести" И. С. Тургенева, "Бобок" Ф.М. Достоевского, "Вальтер Эйзенберг" К. С. Аксакова.
Серебряный век с его мистическими настроениями был характерен всплеском литературы хоррора. Трудно назвать писателя того времени, кто бы не прибегал, хотя бы эпизодически, к этому жанру. Александр Амфитеатров, Вера Желиховская, Вера Крыжановская-Рочестер. Символисты -- Валерий Брюсов, Фёдор Сологуб, Андрей Белый, Леонид Андреев, А. М. Ремизов -- восприняли жанр через французских поздних романтиков и Эдгара По. На более поздний период приходится расцвет творчества Сигизмунда Кржижановского и Александра Грина, у которого "хоррорные" мотивы отчётливо звучат в рассказах. В 1912 году вышел русский вариант "Дракулы" Стокера -- повесть "Вампиры", подписанная "Б. Ольшеври", то есть "больше ври". Настоящий её автор до сих пор неизвестен. Это один из первых случаев, когда русское литературное изобретение возвратилось в Россию в качестве "импортного".
Господство соцреализма и партийное руководство литературой, разумеется, подкосило весь русский хоррор, категорически не вписывающийся в общество строителей коммунизма. Однако мотивы хоррора можно найти почти у всех видных советских фантастов. Мелькают они у А.Н. Толстого, Мариэтты Шагинян, Александра Беляева, Ивана Ефремова. Стоит упомянуть созданный в 1933 году в эмиграции рассказ А. Куприна "Ночная фиалка". Несомненным явлением стал написанный на белорусском роман Владимира Короткевича "Дикая охота короля Стаха" (1958, издан в 1964-м). Отдельно стоит, конечно, творчество Мастера. М.А Булгаков стал одним из родоначальников не только современного фэнтези, но и хоррора. Повесть "Роковые яйца" (1924), несмотря на очевидную связь с "Пищей богов" Уэллса, является первым классическим примером "ужастика" о безумном учёном и генных мутациях. Сильны мотивы хоррора в "Дьяволиаде" и, разумеется, в "Мастере и Маргарите".
Отдельные образцы "ужасного" встречаются и в поздней советской фантастике ("Последняя дверь!" Михаила Емцева и Еремея Парнова, "Фирма "Прощай, оружие!"" Александра и Сергея Абрамовых). Особый случай -- мистическая проза Абрама Терца и Юрия Мамлеева, которая до перестройки в СССР не печаталась. В общем, несмотря на полулегальное существование, русский хоррор продолжал теплиться и даже, вероятно, иной раз оказывать влияние на зарубежную литературу. Во всяком случае, я убеждён, что выкапывающиеся из могил и возвращающиеся в родные дома мертвецы из "Пикника на обочине" АБС (издан в США на английском в 1977 году), благополучно перекочевали в "Кладбище домашних животных" Стивена Кинга (1983).
После перестройки и снятия идеологических барьеров к нам хлынул поток зарубежной литературы, в том числе и хоррора. Российский читатель воспринимал его как чисто западный мем, и те отечественные писатели, которые стали работать в этом жанре, опирались на авторитет Лавкрафта и Кинга, а не Гоголя и Булгакова. Нечто оригинальное пытались сделать немногие. Можно упомянуть Андрея Столярова, Андрея Измайлова, Ивана Куна. Мотивы хоррора сегодня звучат у многих фантастов, от Лукьяненко до Макса Фрая, но специализируются в жанре немногие: Алексей Атеев, Андрей Дашков, Максим Маскаль, Валерий Роньшин, Светлана Синявская (Синявская Лана), Виктор Точинов, Иван Карасев, Анна Старобинец.
Будем надеяться, что конкурс "КОСА - 2" хоть в малой степени поспособствует преодолению этого застоя. Жанр-то вкусный:)