Аннотация: (Диагноз поставлен, а что дальше? "Лечить"? А хочу ли я этого?)
ГРАФОБЛОГОМАНИЯ
Вот такой "страшный" диагноз я сама себе поставила. Правда, вопрос, что здесь вторично, а что первично, для меня навсегда останется открытым. А, впрочем, я ведь знаю наверняка, что первично. Это, конечно же, неиссякаемый интерес к творчеству Певца Валерия Леонтьева. Ведь если разобраться в этом своем пристрастии откровенно, то это-то как раз и можно назвать настоящей манией.
Но я никогда не относила себя ни к рьяным фанаткам, ни к экзальтированным поклонницам, готовым на все ради того, чтобы только прикоснуться к телу кумира. Я считала себя обыкновенной... потребительницей, которая однажды из всего, что предлагала наша эстрада, выбрала лучшее и ни разу об этом не пожалела. Вот уже более тридцати лет. Я никогда не пойму тех, кто ездит за Ним по концертам из города в город, дежурит у подъезда дома или гостиницы, у служебного входа в концертный зал, охотится за автографами. Да, впрочем, и общаться с теми, кто этим занимается много лет, мне тоже никогда не будет интересным. Даже в Интернете.
Конечно, я пробовала и раньше писать о своих впечатлениях от песен, о моем восприятии творчества Певца. Но я никогда бы не назвала это графоманией. Желание написать что-либо появлялось довольно редко, и для этого всегда был повод. И как-то я не заметила того момента, когда это все уже стало переходить через край. Наверное, я так долго сопротивлялась Интернету, предполагая, к чему это может привести. И дождалась. Да, именно тогда, когда я узнала о существовании Блога, все и началось. Еще весной. Но это были осторожные попытки приобщения к "сообществу" поклонников Певца, которые вели активную работу в Интернете.
Впервые я поняла, что со мной происходит нечто неладное, в конце октября уже прошлого года.
Я все-таки сумела выкроить десять дней и слетать в Одессу. Я очень люблю этот город, и давно там не была.
И вот вернулась я домой. Вся такая отдохнувшая, надышавшаяся морским воздухом, обогретая последними осенними солнечными лучами, вдоволь набродившаяся по "коврам из желтых листьев", напитавшаяся любимой "изабеллой" и дарами одесских рынков, упоённая "юным" домашним вином и, конечно же, полная творческих порывов.
И первое, что я сделала, зашла на Блог, а там... Полный облом!
Конечно, я предполагала, что когда-нибудь все кончится, и очень была рада, что это случилось не летом. Но как же не хотелось отказываться от любимых привычек. Как же я была расстроена, я не хотела в это верить.
Но буквально через неделю я по уже сложившейся традиции, перед сном, повторила свою попытку, а там... такой приятный сюрприз. Новый пост, да и тема для обсуждения подброшена непростая. А главное, новая песня "Помоги!". Я тут же, ночью, "скачала" её и слушала до тех пор, пока спина не "одеревенела", так как из-за длины проводов наушников не было возможности устроиться в кресле поудобнее. А потом с интересом читала уже опубликованные отзывы на неё, с чем-то безоговорочно соглашаясь, а что-то и не принимая в душе. Я понимала, что тоже должна была принять участие в этом обсуждении:
"Удивительно, что у меня так и не возникло желания написать что-нибудь по поводу новой песни. Я просто её слушаю. Вот уже который день.
Но...
Каждый раз мой слух "цеплялся" за слово "никогда". Я знаю, что у меня с этим словом очень сложные отношения и, наверное, поэтому мне хочется, чтобы оно было пропето чётче и резче".
Вот и все, что я смогла из себя "извлечь" по этому поводу.
А потом в День милиции я сидела перед телевизором в надежде на то, что как обычно увижу Валерия Леонтьева в этом концерте с новой песней.
Но снова но...
И уж тут-то мне захотелось высказаться, и я написала довольно-таки объемное письмо в продолжение темы "формат-неформат".
"Вчера я решила заняться мазохизмом: посмотреть концерт, посвященный празднованию нашей доблестной милиции. На экране мелькали только картинки, так как слушать все то, что там пелось и говорилось, было выше моих сил. Звук включала лишь для того, чтобы узнать, что поет очередное "приевшееся" лицо. И как-то вспомнились слова редактора одного из музыкальных каналов: "Период пристрастия к каверверсиям и ремиксам слишком затянулся, и пора что-то делать".
Когда-то в давние восьмидесятые годы эти праздничные мероприятия собирали все самое новое и необычное из того, что появлялось на нашей эстраде. И впервые, после длительного отлучения от телеэкрана и Москвы, именно на такой концерт был приглашен и Валерий Леонтьев, после чего начался второй "виток" его в дальнейшем уже ничем не прерывающейся популярности.
Там появлялись, если мне не изменяет память, и Сергей Пенкин, и Шура, и "Ленинград" и всевозможные "девичьи" группы сверкали своими различными обнаженными "прелестями". Все самое "прогрессивное" было там. Но это было то время.
Интересно, а в какое время мы сейчас живем, думала я, глядя на публику с одеревенело-монументально-"праздничными" лицами. Кто решил, что все происходящее на сцене будет им интересно?
У меня сложилось впечатление, что в концерте приняли участие не те, кого пригласили, а те, кто согласился там участвовать. И поэтому осталось такое жалкое ощущение от всего увиденного
И, кстати, о "формате-неформате". Все, что там было показано, на мой взгляд, тоже является "неформатом", но с огромным знаком "минус".
И как же здорово, что Валерий Леонтьев не принимал участия во всем этом. Уже в прошлом году с "Криминаль-танго" он был единственным "красным" пятном на фоне пронафталиненной замшелости. А что петь в этом году? Надрывно взывать со сцены "Помоги!"?
Наверное, это тот случай, когда сложившуюся традицию лучше нарушить".
А оказалось, что Артист на другой день выступал на таком же празднике, но перед питерской милицией, да еще и ведущим, да еще и с новой песней "Петербург". И я очень была благодарна тем петербуржцам, которые познакомили "блогчан" с новой песней и видеозаписями с последнего концерта. Все было очень интересно.
И все это снова активно обсуждалось на Блоге.
Удивительная песня, навевающая грустное, но очень приятное настроение.
А для себя я отметила, что у Певца появился новый автор, Геннадий Привалов, с явно "неформатными", но такими нужными песнями для зрителей и слушателей, которые тоже в понятие современный "формат" как-то не особенно вписываются. И как же не хочется, чтобы хорошая песня подгонялась под этот пресловутый формат.
А через некоторое время снова новая песня, но уже знакомого и любимого всеми поклонниками Певца композитора Владимира Евзерова - "Мэри".
И вновь бурное обсуждение. И вновь не хочется давать втягивать себя в эти подзатянувшиеся и повторяющиеся обмены мнениями. Я знаю только одно, что очень часто песню сначала можно и не заметить, а потом, совсем неожиданно, она вдруг становится частью твоей жизни. Но "Мэри вышла на дорогу" как-то сразу "легла на душу", и я не удержалась, высказалась.
"И снова новая песня. Простите меня, и Александр Блок, и Владимир Евзеров, но для меня в этом случае был важен только Исполнитель.
Полночь. Очень грустно, очень тоскливо, очень одиноко. И вдруг этот Голос. Голос Великого Утешителя".
А еще мне подумалось, сколько же появилось новых песен, ремейков на старые, а диска все нет и нет. И я решилась еще на одно письмо на Блог.
"Спасибо за новые песни. Много говорить мне о них как-то не хочется, а хочется просто слушать... А вот вернуться снова к теме "формат-неформат" желание появилось. И я вот о чем подумала. Последний альбом "Падаю в небеса" увидел свет в конце 2005 года. Прошло уже три года, песен накопилось более чем достаточно, а нового альбома все нет и нет. И что делать тем, у кого нет возможности прослушивать новинки в почти "прямом эфире". Я тут произвела "инвентаризацию" всего накопленного, и у меня получилось следующее. Новые песни, не вошедшие ни в один из сборников: "Яхта белая", "Воздушные замки", "Голуби". "Молитва"", "Облако", "Криминаль-танго", "Рио-Гранде", "Коктейль желаний" (дуэт), "Песня Кондора", "Помоги!", "Петербург", "Мэри вышла на дорогу". А еще есть ремейки, которые звучат лучше и интереснее, чем первоначальные варианты. Это "Исчезли солнечные дни", "Ярмарки краски", "Человек дождя", "Дельтаплан", "Пароходы", "Годы странствий", "После праздника", и, конечно же, "Бал", "Маргарита" и "Там, в сентябре". И есть песни, о существовании которых я знаю, но самих песен не слышала: "Границы", "Люби меня просто", "Берег любви", "Пожалей меня". Кажется, я ничего не забыла. Как же это все хочется иметь на диске, чтобы можно было бы это кому-нибудь подарить и таким образом "пропагандировать в массы" весь этот "неформат".
А потом, уже 10 декабря, я снова не удержалась, захотелось поделиться впечатлением от увиденного.
"Кажется, в субботу по РТР показывали "Избранное" с "Новой волны", и я увидела Аллу Пугачеву с Максимом Галкиным. Звук, как всегда, был отключен, но я решила проявить любопытство и послушать, что же все-таки они поют. Но нажала случайно клавишу "запись", и пока соображала, что я сделала не так, у меня кое-что записалось, что я и просмотрела потом с большим интересом. А "похулиганила" я отчаянно: и кадры останавливала, и увеличивала, и замедляла, и по частям смотрела...
Вообщем, "удовольствие" получила неописуемое.
А потом, уже в самом конце, сообразила, что они поют... Оказывается, эту песню крутят уже по всем каналам, и я никак не могла понять раньше, кто этот "шедевр" исполняет. Ну, не узнавала я наших "мэтров"! Каюсь!
"Между нами непогода, грозы и дожди". Сколько же раз подряд им пришлось это повторить, а, главное, с ритма не сбиться. И я представила, как толпы хорошо подпивших россиян в едином порыве в новогодние праздники будут "отрываться" под этот "формат", и как им будет хорошо.
А мы тут еще пытаемся что-то обсуждать, дискутировать на темы "формат-неформат". А понимающие в этом толк люди давно уже все для себя решили, правда, артистами назвать их как-то язык не поворачивается.
Понимаю, что посягаю "на святое", но ничего с собой поделать не могу.
А ведь у этой песни еще и авторы есть? Интересно, кто?
Чтобы краснеть уж за всех сразу".
И еще одна новая песня, уже "Бродяга-аккордеон", которую все ждали с таким нетерпением. И вновь обмен мнениями...
И как же, оказывается, неуютно жить, все время думая о том, что все это в любой момент может на время "прикрыться" или даже "закрыться" навсегда.
А на Блоге все начали жить в ожидании нового Поста, и давно уже начали готовиться к главному празднику - Новому году, а у меня свой праздник, до которого осталась неделя. Это день 22 декабря, после которого уже можно будет думать и о чем-то другом. Именно с этого времени начинается увеличение светового дня. Тот, кто живет за Полярным кругом, меня очень хорошо поймет. А сейчас просто не хочется смотреть за окно, где даже в полдень, когда отключаются фонари на два часа, темно-серая непроглядная тьма, и, кажется, что в мире существует только одна сплошная ночь. Даже предпраздничная иллюминация и так искусно подсвеченные деревья, которые должны помочь как-то приукрасить "заполярное" настроение, не спасают от хандры, состояния абсолютно для меня несвойственного.
Но кто сказал, что нет выхода из неприятной ситуации. И, конечно же, я его нашла. И спасибо Валерию Леонтьеву!
Как-то неожиданно для себя в интернетском архиве я обнаружила две песни, изрядно подзабытые мною и которых не было в моей коллекции. И вот сейчас, слушая их постоянно, я поняла, что не все так уж и плохо.
Бабочки на снегу и "солнца" луч. Да простят меня авторы этой песни, я для себя заменила одно слово, хотя понимаю, что исказился философский смысл всей композиции. Но как же хочется, чтобы было "много, много света...", и только солнечного. И каждый раз, слушая эту песню, не устаю удивляться умению Певца выразить крик души, не повышая голоса. И этот негромкий голос пронизывает насквозь гораздо больше, чем самое яростное и мощное "форте" на свете.
А потом всего один щелчок переносит меня в маленький отель "в тишине швейцарских Альп", где уж точно небо необыкновенной голубизны, ослепительно искрящийся снег и солнце, солнце, солнце...
А взгляд почему-то все время устремляется ввысь, и вдруг понимаешь, что:
Где-то очень далеко,
В беспредельной вышине,
Станет вдруг душе легко:
Я забуду о тебе.
А хочется ли туда, в эту манящую беспредельную вышину?
Да, конечно.
Но только забывать ничего не хочется, и не хочется быть "судьбы покорным рабом".
А потом голос из ниоткуда подсказывает мне, что все-таки лучше вернуться туда, в уютный номер отеля, в надежде на то, что:
Ты придешь ко мне опять,
Тихо сядешь у окна
И зажжешь в ночи свечу.
Ты посмотришь на меня
И промолвишь: "Я люблю..."
Вот такие фантазии на темы двух песен из прошлого века, когда-то исполненных Валерием Леонтьевым, скрасят мне еще один месяц беспросветной тьмы.
И долой хандру! Я дождусь Солнца!
Но до Нового Года произошло еще одно долгожданное событие, о котором все знали и с нетерпением ждали. Валерий Леонтьев появился на экране телевизора почти в прямом эфире с новой песней "Бродяга-аккордеон" на Юбилейном вечере Юрия Николаева. По правде говоря, сам повод не очень радует, но пришлось просмотреть всю программу из боязни пропустить главное.
Понимаю, что юбилеи связаны, как правило, с немалыми цифрами. И собираются друзья, "обремененные" не меньшим возрастом, а в результате получается печальное зрелище, так как над режиссурой никто особенно не "заморачивается". Все делается по раз и навсегда написанному сценарию, абсолютно не задумываясь над тем, кому будет интересно из года в год смотреть на одни и те же лица, которые исполняют одни и те же песни. Просто "герои" мероприятий меняются. И все это очень грустно. Хотя не исключаю, что кто-нибудь с таким же душевным трепетом, как и я, ждал появления И.Кобзона или Л.Лещенко.
Но все равно не понимаю, зачем все это показывать на всю страну. Все-таки искренние чувства лучше выражать без всяких камер. Я сознаю, что заслуженных людей по случаю Юбилея необходимо вспоминать. Но не лучше ли по этому поводу просто снять хороший качественный документальный фильм.
Мне кажется, что как-то очень затянулся и уже устоялся стиль "ретро" в подобного рода передачах, который ни к чему не обязывает участников. Вспомнилось, как однажды ведущая радио "Ретро-FM" сказала: "Как хорошо, что Валерий Леонтьев поет давно, и мы можем использовать его песни в наших программах, хотя Леонтьев и Ретро - понятия несовместимые".
И, как никогда, понимаю отношение Певца к этим мероприятиям под названием "Поздравь коллегу так, чтобы ему было приятно".
И он сделал, что мог, в отличие от остальных, показав действительно качественный номер. Песня, на мой взгляд, остается вне обсуждений: легко запоминающаяся мелодия в ритме танго с незатейливым текстом, дающая заряд хорошего настроения. О чем тут говорить? А вот на этом "материале" выстроить запоминающееся зрелище, длящееся всего несколько минут, надо очень постараться. И тут все вне критики. Это нужно видеть, хотя претензий к операторам, как всегда, более чем достаточно.
Но понимаю, что в центре внимания всегда Юбиляр, который рискнул сесть рядом со своим ровесником Валерием Леонтьевым, и сразу стало видно, что существует такое понятие как человек без возраста. Кто сомневался в этом, смог убедиться наглядно.
Правда, глаза были уставшими. Но ведь это поправимо... в Новом году.
А Новый Год приближался, и, как всегда, встал вопрос, где и с кем его встречать. Очень хотелось встретить его "традиционно": я одна, шампанское и телевизор. Но понимала, что надо бы использовать возможность уехать из "темноты", тем более, что с пятого января у меня есть путевка в любимый подмосковный санаторий. И я поддалась на уговоры подруги встретить этот наступающий год на подмосковной даче.
Да и любимый Блог вновь не вынес "накала страстей" и оказался в очередной раз "прикрытым". И надо честно себе сказать, что именно это и явилось главной причиной для того, чтобы подсуетиться, и... 31 декабря я уже бродила по заснеженному подмосковному лесу. И так все здорово получилось. И так хотелось, хотя бы на время забыть обо всех своих "маниях". Побыть подольше и подальше от телевизора и компьютера.
Но не получилось.
Случайно на глаза попала программа телепередач, совершенно машинально её открыла и, конечно же, от глаз не укрылось известие о "Музыкальном ринге". И я тайно от всех все-таки решила его посмотреть, да еще ухитрилась записать поверх какого-то фильма, не спросив даже на то разрешения у подруги, зная заранее, что она меня простит за самовольство. И на следующий день тоже случайно включила телевизор, а там...
И все это как-то автоматически записалось, для того чтобы при удобном случае
можно было послать на Блог.
И как же приятно это оказывается перечитывать.
"Как-то не спится от полученных на днях впечатлений. Вот уж не думала, что наше телевидение может чем-нибудь порадовать, а тем более исполнять желания. Но в пятницу показали по пятому каналу "Музыкальный ринг с Валерием Леонтьевым", запись 1986 года.
Я очень хорошо помню этот ринг, после которого Леонтьев всех заставил смотреть на себя совсем другими глазами. Сколько у него после этого выступления появилось новых поклонников, которые до этого его просто не воспринимали серьезно. И публика в студии в него влюбилась помимо своей воли, такой был восторг.
Я смотрела на все это, забыв о том, что прошло более двадцати лет. Как будто бы все это видела впервые. Прозвучало восемь песен, которые очень интересно было слушать и сейчас. Как это было все современно, несмотря даже на допотопную технику, а главное, я смогла все это записать и теперь смотреть, сколько душе угодно. Живой звук, мгновенная реакция зрителей...
А на следующий день, все это просмотрев еще раз, подумала: а что бы я еще хотела не услышать, а именно увидеть. И не задумываясь, ответила на этот вопрос. Конечно же, "Бабочек на снегу"!
И вот уже вчера, прокручивая программы, наткнулась на молодого Раймонда Паулса, исполнявшего свою инструментальную музыку. Показывали фильм латвийского ТВ, снятого в 1984 году. Конечно же, выключить я это не смогла, а стала смотреть. Потом появилась певица, исполнившая на латышском "Кабаре", а затем Лайма Вайкуле и...
Валерий Леонтьев. Сначала прозвучала песня "Затменье сердца". Певец был в черной фрачной паре на красном фоне с взором, устремленном в никуда, и танцевала балерина в белом. Какой же он был красивый! А потом - "Полюбите пианиста", где в множестве зеркал мелькало его отражение, а потом... "Бабочки на снегу". И он, совсем юный, не знающий, что его ждет. А я смотрела на него и вспоминала все то, что с ним потом произошло. Ему было здесь тридцать пять лет, а яркая артистическая жизнь для него только начиналась. И сколько же всего еще будет!
И почему-то я стала вспоминать его теперешних сверстников и никого не смогла вспомнить, ведь всем уже перевалило за сорок. И Лагутенко, и Агутину, и Преснякову, и Маликову уже под сорок. За тридцать только Баскову, а что с ним будет дальше, к сорока он и петь может разучиться, будет только публику развлекать. И так обидно мне стало просто за песню, которой Валерий Леонтьев отдал всю жизнь. Ведь уже давно они стали превращаться в музыкальные композиции на один раз, а исполнители - в музыкальные проекты.
Неужели все это может превратиться в ничто?"
И уже позже, приехав к родственникам из санатория, я посмотрела очередной Юбилейный вечер, и снова поймала себя на мысли, что хочется увиденными впечатлениями поделиться на Блоге.
"Около недели я была лишена возможности смотреть телевизор, а вчера я все-таки решила доставить себе это удовольствие: посмотреть повтор творческого вечера в честь Юбилея Константина Меладзе, который транслировали по каналу "Интер". Этот композитор мне всегда был интересен своими песнями, и любопытна была его многолетняя работа с проектом под названием "ВиаГра", о вокальных способностях солисток которого, думаю, говорить излишне. А вот песни, которые они исполняют, почему-то всегда запоминаются. И вот их последняя работа "Emancipation!" как-то очень даже привлекла мое внимание своим настроением.
Мне очень хотелось бы написать, что от просмотра концерта я получила несказанное удовольствие. Но это будет неправда. Да, мне было это интересно. И, наверное, меня даже смогут убедить в том, что это лучший композитор на сегодняшний день не только Украины, но и России, хотя это и явный парадокс.
И вот сегодня, гуляя по подмосковному лесу, я все пыталась понять, что же все-таки было здесь не так. Да, были разнообразные по жанру и стилистике песни, были талантливые исполнители, профессиональный оркестр...
Но во всем этом сквозила какая-то излишняя академичность, и как-то именно это не стыковалось с понятием современная эстрада. А в зале люди сидели со скучающими лицами, оживившими только тогда, когда на сцене появилась Верка Сердючка со своим "Гимном Горилке".
Возможно, я не права, так как для того, чтобы почувствовать атмосферу зала, надо находиться по ту сторону экрана телевизора. Но я пытаюсь высказать свою точку зрения именно как телезритель.
Я очень внимательно следила за работой последней "Фабрики" из-за того, что с ней сотрудничал Константин Меладзе. И я рада, что он отобрал наиболее талантливых "фабрикантов" для своей продюсерской работы. Образовался новый "мальчиковый" дуэт, исполняющий песни для молодежной части публики. Появился вокальный ансамбль-квартет, который проектом уже назвать, я думаю, нельзя. Ведь каждый из этой четверки имеет свое лицо, запоминающийся голос, свою пластику, манеру исполнения, и где, к счастью, никто не "выпячивает" себя, а прекрасные голоса, сливаясь в единое целое, образуют запоминающиеся многоголосия, которые украшают современные аранжировки по-настоящему красивых музыкальных композиций.
Было много и украинских певцов, исполняющих песни на своем родном языке, напомнив мне, что это все-таки композитор Украины.
И, конечно же, закончил концерт Валерий Меладзе. У меня очень странное отношение к этому певцу. Я последнее время с удовольствием слушаю его по радио. Многие песни мне очень нравятся. Но видеть его на экране я по-прежнему не могу привыкнуть. Ну, никак мой "эстетический" взор не воспринимает эту импозантную, весьма внушительную внешность в роли певца-романтика. Ну, не чувствую я никакой гармонии между голосом и внешностью. А его попытки заигрывания с залом ничего, кроме удивления, у меня не вызывали, а главное, отвлекали внимание от самих песен. И очень бросилась "в уши" разница между студийной записью и живым исполнением, к сожалению, не в сторону последнего.
И вообще, все было очень шумно, очень громко, особенно во второй части концерта. И я поняла, что ничто не тронуло мою душу.
Наверное, многие певцы считают, что чем громче петь, чем быстрее дойдут до слушателя те чувства, которые они пытаются донести. Но ведь это не так. Для того, чтобы тронуть чью-то душу, совсем не обязательно переходить на крик, иногда и шепота достаточно.
И мне вдруг вспомнилась песня И.Николаева "Паромщик", которую до Аллы Пугачевой исполнял Валерий Леонтьев. И запомнился не душераздирающий крик певицы, а слова, шепотом произнесенные певцом в конце песни "а он один, давно один...", которые у меня всегда вызывали слезы.
К сожалению, мне не удалось увидеть, как Валерий Леонтьев исполнил "Помоги" на Песне Года. Но, судя по прочитанному на Блоге, у всех его выступление вызвало только восторг. Но ведь иначе и не должно было быть!
А ведь в этой песне тоже можно было бы легко перейти на крик, но ведь этого не случилось. Было совсем иное, было удивительное умение "вибрировать" голосом, который действительно пронизывает насквозь. И, наверное, эта способность управлять своим голосом как никто другой, делает его ни с кем не сравнимым и уникальным Певцом. И любая песня, которую он исполняет, где бы она не звучала: по радио, телевидению или, тем более, на концерте, не оставит ничью душу равнодушной".
А на любимом Блоге вновь "кипели страсти". И как же неприятно все это было читать. И я, понимая, что нарушаю свой санаторный ритм, во второй половине дня вместо того, чтобы заниматься в тренажерном зале, плавать в бассейне, садилась в маршрутку и ехала к родственникам, вернее к компьютеру, чтобы следить за тем, что там происходит и по мере возможности как-то не позволять скатываться совсем в "никуда". Но очередное "выяснение отношений" мог остановить только Админ Блога своей "властной" рукой, вновь "прикрыв" его до очередного Поста главного Героя. Но я все-таки успела высказать свое мнение о своем отношении к происходящему.
"Я отношу себя к числу тех, кто регулярно заглядывает на Блог искренне надеясь на то, чтобы узнать что-то новое о творчестве любимого Певца. К сожалению, в последнее время обсуждение постов, заявленных хозяином Блога, все чаще уходит от заданной темы.
Я понимаю, что новые посты бывают не так часто, как хотелось бы, и в течение месяца, а иногда и двух, невозможно говорить только об одной песне, и невольно предметом обсуждения становятся и другие темы, связанные с творчеством Валерия Леонтьева.
Но иногда это все превращается в ...
А вот тут я остерегусь называть своим именем все то, что иногда некоторые "блогчане" себе позволяют. Кажется, об этом все уже всё сказали. Я никогда не участвовала во всех этих "разборках", но с интересом наблюдала, а некоторых даже пыталась понять.
Но все-таки главное, что я поняла: никто не хочет, чтобы Блог закрыли. А по чьей инициативе, мне уже думается и не важно. У меня сложилось такое впечатление, что все поняли друг друга, принесли свои извинения и, главное, простили друг друга.
Сегодня заканчиваются уже для всех эти затянувшиеся праздники и давайте обо всем забудем. Начнем Новый трудовой год с чистого листа, не забывая о том, что это Год нашего общего Юбилея!
И, если это технически возможно, попросим убрать вновь появившийся по инициативе Админа Пост и все комментарии к нему. И просто забудем об этом инциденте. А вывод каждый сделает для себя сам. А если кто-то вновь постарается сделать что-то неподобающее, то не дадим втянуть себя во все это, просто проигнорируем.
И я желаю приятных тем для обсуждения. Хотелось бы, чтобы их "подбрасывал" сам Певец. Но вы, такие заслуженные, верные поклонники, разве сами не можете это сделать?"
И вот тут-то я и поняла, что такое жизнь "как зебра полосатая". Черная полоса - Блог закрыт, белая полоса - Блог открыт. Хотя, если честно себе признаться, то в душе я была даже рада, предполагая, что до Старого Нового года есть время, просто не думать о своих маниях. Жаль, что это всего три дня. А что, правда, жаль?...
Тогда почему я так обрадовалась, узнав в очередной раз, что блок снова открыт? Неужели я так ничем и не смогу отвлечь свое внимание от блоговских "страстей"? А может быть, попробовать не дать им разгораться, подбирая темы для обсуждения. И пусть они исходят не от самого Хозяина Блога, главное, что они все о нем, и вполне серьезно обсуждаются. А это значит, что есть возможность высказать снова свои мысли и принять участие в обсуждении очередной темы, поделиться своими воспоминаниями.
"Я с интересом прочитала высказывания Андрея Дементьева и Виталия Вульфа о Валерии Леонтьеве. И хорошо, что вспомнили участие В.Леонтьева в программе Разбаша "Час пик". А еще был "Серебряный шар" с Вульфом, сделанный по случаю пятидесятилетия с такой любовью к Певцу. А может быть, кто-нибудь помнит передачу "Без протокола" в прямом эфире, которую повторили по заявкам телезрителей перед Новым, кажется, 2003 годом.
В нашем районе города не показывал канал НТВ, и как же я была расстроена, что её не увидела. И когда повторили этот эфир, мне позвонила подруга и дала послушать её по телефону, включив телевизор на полную громкость. А ведь эта программа шла в очень позднее время. И я сидела в ночи, в темноте, и слушала голос Артиста, вообразив, что он разговаривает только со мной.
Но хочется снова вернуться к словам А. Дементьева. Я хорошо их помню. Это было сказано поэтом около десяти лет назад. И обратила я еще раз внимание не на выделенное слово ЛИЧНОСТЬ, а на другие - "Это, конечно, явление".
И вспомнилась недавняя программа "Гордон Кихот", где обсуждался "Хор Турецкого". И вопрос, кажется, был поставлен там так: "Явление это на эстраде или коллектив таким "дешевым" способом, используя чужой репертуар, зарабатывает деньги". А руководитель этого коллектива, к которому у меня очень даже неоднозначное отношение, был очень неубедителен, на мой взгляд, отвечая на нападки в свой адрес.
И мне запомнилась одна фраза г-на Борщевского, произнесенная им в порыве этого спора: "На нашей эстраде было только четыре явления. Это Иосиф Кобзон, Валерий Леонтьев, Алла Пугачева и Лариса Долина".
О И. Кобзоне, думаю, говорить не стоит.
Лариса Долина - прекрасная вокалистка и джазовая певица, имя которой известно многим и помимо России, но вот как просто эстрадную певицу я её не воспринимаю. Мне кажется, что ей явно не везет с песнями, очень редко попадаются запоминающиеся, а иногда даже вполне удачной песне сильный, мощный голос "перекрывает" душевность, истинное чувство, отвлекает от сопереживания.
А вот в том, что Валерий Леонтьев и Алла Пугачева стали явлениями, в этом, я думаю, никто не сомневается. Правда, разница между ними огромная. А. Пугачева была ЯВЛЕНИЕМ до середины девяностых годов (особенно запомнился период творчества с Р. Паулсом), а потом, мне кажется, с её легкой руки наша эстрада стала медленно и верно превращаться в "попсу". И это "явление", по-моему, стало приобретать несколько другой оттенок.
А Валерий Леонтьев и по сей день остается ЯВЛЕНИЕМ, причем недосягаемым.
И еще огромное различие между ними заключается в том, что В.Леонтьев всегда по своей творческой жизни шел один (что очень многим не давало покоя), а А.Пугачева была окружена свитой из мужей-родственников-друзей-приятелей.
А кого можно назвать "явлением" в наше время, не употребляя кавычек?
Конечно, мне очень интересно, как в дальнейшем сложится судьба и Витаса, и Земфиры, и Баскова, и Сергея Лазарева и Димы Билана, у которых сейчас есть разновозрастная публика (а я думаю, что это очень важно для молодого артиста), но хватит ли у них терпения надолго. Ведь уже многие из них отдают дань времени, пробуя себя на разных поприщах, мелькая на разных каналах в разных качествах.
Иногда я ловлю себя на мысли, что хотелось бы видеть и любимого Артиста почаще. А это может произойти только в том случае, если Он станет участником какого-нибудь очередного шоу, например, "Танцы со звездами", будет "заседать" в жюри на различных конкурсах или рекламировать что-нибудь. Но потом понимаю, что только не это!
Радуюсь тому, что хоть по большим праздникам он появляется на экране, зная, что для него самое главное это сольные концерты, где он может сам получить истинное удовольствие и доставить не меньшее удовольствие зрителям. Иногда удивляюсь, что он все еще регулярно появляется на "Субботних вечерах". Но думаю, что это уже забота о своих поклонниках, которые не могут быть на его концертах. Он чувствует себя ответственным "за тех, кого приручил". И интервью, к сожалению, очень редко, но дает, хотя по его собственному признанию "за столько лет уже давно все рассказал о себе".
И, конечно же, тоже понимаю, что время летит безжалостно быстро, и все когда-нибудь придет к логическому завершению. Но как же не хочется думать об этом".
И через день - очередная статья в газете "Аргументы Недели", и снова обсуждение. И молчать тоже не хочется.
"Только что на "Дельтаплане" прочитала интервью уже этого года. Я очень благодарна сайту за то, что они регулярно знакомят нас с новинками прессы. Заголовок меня очень даже заинтриговал. "Секреты звездного отшельника". А вот авторы мне были не известны. Да и название газеты мне тоже ни о чем не говорило. Но все-таки надеялась узнать что-нибудь новое. Но, увы...
Как всегда, вернее, чаще всего бывает, обычный набор вопросов и штампованные ответы. Как-то очень трудно поверить в то, что эта встреча действительно состоялась. Ведь нечто подобное можно было "состряпать" просто сидя за компьютером, используя информацию оттуда. Мне все-таки не верится, что журналисты, получившие возможность беседовать с Певцом, могли серьезно не задуматься над вопросами, которые они смогут задать в личной беседе. А если такая беседа действительно состоялась, то как-то не верится, что Валерий Леонтьев не смог перевести её совсем в другое русло. Я вспомнила, как в программе "Без протокола" в прямом эфире по телефону ему был задан набивший оскомину вопрос о пластических операциях, на который Певец с присущим ему юмором ответил: "А вот с этим вопросом, пожалуйста, к журналистам. Они все и всё про это лучше меня знают". Или ему уже настолько надоело отвечать на одни и те же вопросы, что он, с присущим ему терпением, заученно повторяет одни и те же ответы.
Но иногда мне кажется, что может быть уже и не надо этих интервью, а просто стоит написать статью, очерк об Артисте, если ты действительно интересуешься его творчеством. Я понимаю, что трудно написать такие статьи, как те, которые вспоминались уже здесь на Блоге. Я имею в виду Андрея Дементьева и Виталия Вульфа. Но ведь уже давно у каждого сложился в сознании свой Образ Певца, свой Леонтьев. Или это тоже "неформат"?"
А потом я решила сама над собой проделать эксперимент. А смогу ли последние пять дней прожить без компьютера? И конечно, я прожила без него, правда, мысли свои настроить на какой-нибудь другой лад удавалось очень с трудом. Я постоянно думала о поставленном себе диагнозе. Я даже не поленилась найти в библиотеке санатория энциклопедический словарь и уточнить для себя, что же все-таки это такое - графомания. И узнала: "страсть к бесплодному писанию, пустому сочинительству". И как-то сразу представила себе старичка, обложенного исписанными листами бумаги, собравшего вокруг себя всех членов семьи, чтобы прочитать то, что успел "накрапать" за день. Ведь настоящему графоману важно обязательно поделиться со всеми своим написанным. И как хорошо, что сейчас есть Интернет, и родственники от этой зависимости не страдают.
А стоит ли "излечиваться" от этой страсти, ведь "чем бы дитятко не тешилось..."
А вдруг всё это не так уж и "бесплодно", и так хочется надеяться, что кому-нибудь все это может показаться интересным или хотя бы развлечь немного.
По всему видно, что с этой своей "болезнью" я расставаться не собираюсь, тем более, что через несколько дней вновь вернусь к своему компьютеру, без которого я так соскучилась.
А ведь у меня есть и ещё одно заболевание - "блогомания". А вот тут-то точно придется излечиваться, так как все это в один прекрасный момент просто закончится, и стоит себя к этому подготовить.
Да, я с трудом, но пережила наложенный самой на себя запрет: пять дней до отъезда никуда из санатория не выезжала, никаких ручек-карандашей, бумаги-блокнотов, и компьютер - вне зоны досягаемости.
И не только пережила, да еще и разрешила свою проблему (как добраться до аэропорта, не беспокоя своей просьбой друзей), поделившись ею с "товарищами по приятным беседам". Оказалось, что одному из них именно в четверг надо было встречать родственников рано утром, правда, в другом "Шереметьево", и он с удовольствием предложил мне свои услуги с одним лишь условием: развлекать беседой, что бы он не уснул за рулем. На что я с радостью согласилась.
Очень смутно помню полет в самолете. Мне кажется, я окончательно проснулась только в машине, когда ехали уже из аэропорта домой, буквально, обалдев от той красотищи, которая меня окружала. Город остался внизу, в легкой дымке, а вокруг белые сопки и деревья в снегу. Настоящая зима! Небо было тоже дымчатым и только на востоке розовело, напоминая о том, что полярная ночь уже кончилась и скоро, пусть и поздновато, но наступит рассвет. И я точно знала, что сделаю, когда приеду домой.
Я бросила вещи нераспакованными, нашла спортивный комбинезон, достала лыжи, ботинки, еще с прошлого года уложенные в рюкзак, быстро переоделась и пошла на любимую гору встречать рассвет. Только бы успеть!
От моего дома до горы было около получаса хода. Но я шла так быстро, буквально вприпрыжку, по хорошо утоптанной пешеходной снежной дорожке мимо гаражных городков, уже забыв, что можно получать удовольствие от энергичной ходьбы. В Подмосковье в этом году все тропинки были или заледеневшими, или ноги просто проваливались в снежное месиво, и поэтому от пешеходных прогулок я увиливала при любом удобном случае. А сейчас я даже не чувствовала тяжести рюкзака и лыж, настолько велико было наслаждение от самой ходьбы.
И вот я на месте. Всё работает, народу немного. Купила абонемент, переодела обувь, и, поднимаясь в кресле подъёмника на вершину горы, представляла ту фантастическую картину, которая предстанет сейчас передо мной. Только бы солнце не очень спешило.
На вершине я была не одна. Оказывается, здесь собралась маленькая "толпа" с той же целью. А на небе дымка уже почти рассеялась, небо голубело прямо на глазах, и был виден краешек солнца. И вот оно стало медленно выплывать из своего укрытия. Все-таки нет ничего прекраснее восходов!
И первый свой спуск с горы в этом сезоне я посвящаю Солнцу! Ура! И это "ура" вырвалось не только у меня.
А где-то после третьего подъёма я стояла в очередной раз на вершине горы, уже одна, и почему-то вспомнились Красные Поляны. Как хотелось бы оказаться там, но только летом, и чтобы за спиной был дельтаплан: "Вот я надену два крыла, и ближе ты..." А вот слаломный спуск с той горы я бы все-таки не рискнула совершить.
Но сейчас вокруг зима, и я лечу вниз на лыжах!
Время пролетело совсем незаметно, и я еще успела пару раз прокатиться на "ватрушке". Встретила знакомых, у которых дети развлекались таким образом. Но вот на этом предмете я люблю кататься, когда гора немного обледеневшая, скорость тогда значительно возрастает. Но все равно было здорово! Немножко посидели в кафе, выпила горячий чай (все-таки мороз чувствовался, и хотелось согреться) и позволила себя соблазнить растягаем с семгой. Как хорошо, что я поместилась в машину и меня довезли до дому, так как бодрой прогулки на обратном пути у меня явно не получилось бы.
И вот оказавшись дома, я поняла, как устала. И хотелось только одного: спать. Но это как-то совсем не входило в мои планы. И я решила принять контрастный душ и сварить свой фирменный кофе, который я так давно не пила. Уж это меня точно взбодрит!
И вот, наконец-то, удобно устроилась в кресле с кружкой свежесваренного чудесного напитка, источающего дивный аромат по всей квартире. И вдруг раздался телефонный звонок. Ну, нет, только не это! И я отключила телефон, хотя и понимала, что меня все разыскивают. Перезвоню сама после того, как допью кофе. Что я потом с радостью и сделала. И проболтала столько, что даже не заметила, как в комнате стало темно, и пришлось включать свет.
А вот что делать потом, такой вопрос передо мной не стоял, так как знала, о чем я мечтала все последнее время.
И вот я стучу по клавишам, описывая свои последние впечатления, и снова думаю о поставленном себе диагнозе. Что же все-таки первично, а что вторично? А впрочем, что первично, я уже давно для себя выяснила, и здесь речь идет уже о "вторичном-третичном". Если я не буду заходить на Блог, то может быть и желание "творить" пропадет?
И ответ на этот вопрос пришел сам.
Я так давно не смотрела телевизор, а тут вот включила, а там как раз шел на НТВ анонс программы "Русские сенсации", в которой вновь "раскрывалась" тайна рождения Валерия Леонтьева. И, конечно же, я не смогла не посмотреть эту передачу. Интересно, а что будет на этот раз?
Но это оказался повтор программы, которая первый раз была показана на телевидении в конце сентября 2007 года. Я очень хорошо это помню, так как только что купила новый телевизор, и эта была почти первая программа, которую я увидела в новом современном изображении. Очень хорошо помню то чувство возмущения буквально "разрывавшее" меня. И хорошо, что у меня есть возможность найти то письмо, в котором я попыталась его выразить. Цитирую саму же себя.
"На днях случайно увидела на НТВ программу "Русские сенсации". Мне искренне жаль, что муссирование всяческих слухов в СМИ в течение этих пяти лет вас все-таки "достало", а терпение ваше иссякло, и вам пришлось сказать все, что вы думаете по этому поводу.
А меня "достал" непрофессионализм всей этой пишущей братии, их нежелание хотя бы перечитать, пересмотреть то, что они "понатворили". Им не знакомы даже азы арифметики, иначе смогли бы верно прибавить к тридцати шестнадцать. Ведь получается явно не сорок девять. Или им главное сохранить "интригу", самими же и придуманную?
А может это очередной повод к новому "журналистскому расследованию"?
Но это уже даже не смешно ..."
Очевидно, на этот "арифметический ляпсус" обратила внимание не только я, так как месяца через два вновь показали этот сюжет, но уже в откорректированном виде. Там, где звучал голос ведущего, прозвучал уже другой возраст юной Майи, девятнадцать лет, когда по мысли создателей этого ... (как-то на ум не приходит ни одно приличное слово), произошло появление на свет Валерия Леонтьева, а вместо записи в книге роддома крупным планом была показана чья-то трудовая книжка.
Но поскольку конец сюжета, где была снята "соседка", повествующая секреты своей подруги на всю страну, изменить уже было невозможно, то возраст "шестнадцать лет" так и остался.
И вот прошло уже больше года и кому-то снова захотелось "покопаться" в этой истории. Интересно, а на этот раз, какой вариант будет использован? И вновь я была поражена наглостью журналистов, которые сохранили на этот раз вторую редакцию фильма, но в заключение была произнесена фраза, которую я цитирую дословно "Непонятно, почему произошла путаница в годах. То ли певец решил "скостить" себе несколько лет, то ли соседка что-нибудь напутала".
Вот таким образом исправляют "телевизионщики" свои ошибки.
И, наверное, чтобы саму себя успокоить, я вновь "обратилась" к самому Певцу, который в своих интервью был вынужден отвечать на эти вопросы, пытаясь таким образом "закрыть" эту тему раз и навсегда. Но не тут-то было. Её пытаются вновь перетащить уже в этот год. Кому это надо? Народу, который "хочет все знать"? А кто знает, что хочет знать народ? А ведь народ хочет знать правду, и лучше от самого Певца:
"Я сам видел на российском телевидении передачу, в которой вещала какая-то женщина, якобы свидетельница моего "происхождения". Она в красках живописала, как совсем юной девушкой Майя полюбила красавца-цыгана, забеременела и, когда ей не было 18 лет, родила. Якобы меня от всех прятали, чтобы это обстоятельство скрыть, замять, и тогда мать Майи, а стало быть, моя бабушка, чтобы положить конец пересудам, всем объявила: "Это мой сын!" Я не очень верю в такую историю, потому что документов, подтверждающих ее, не существует.
Нет уж, мать моя Екатерина Ивановна. А сестра Майя - она и есть моя сестра. Зато актриса, которая выступала в качестве свидетельницы факта моего рождения, выглядела просто шикарно! Лет на двадцать моложе того возраста, чтобы как раз оказаться хотя бы ровесницей моего детства. А еще там присутствовал некий Богданович, мой очередной газетный "сынок". Но ему нужна квалифицированная медицинская помощь в условиях стационара. На программе ему ничем помочь не могли, там же журналисты, а не врачи.
И это все идет по центральному каналу. И это смотрят люди, и даже, может быть, некоторые верят всему этому бреду".
И как-то само собой это все написалось, правда, перечитав, поняла, что на Блог это "выложить" не смогу, слишком уж деликатная тема, явно не для обсуждения. И оказалось, что желание все записывать сильно во мне и без Блога. И уж, если быть честной до конца, то мне доставляет удовольствие сам процесс "написания". А на Блог я что-то и не спешу заглядывать. Боюсь узнать, что он все ещё закрыт? Или загляну туда перед сном?
Я так и сделала. И ни описать все то, что произошло со мной дальше я уж точно не смогу удержаться. Наверное, слишком долго во мне все это копилось.
Вот уже более полугода я слежу за работой моего любимого Блога, и меня постоянно преследует желание написать обобщенный "портрет" поклонницы Валерия Леонтьева. Кто она? И каждый раз я останавливаю себя: "Не делай этого!"
И сама себе задаю вопрос:
- Но почему? Слишком неприглядным получится этот портрет?
- Но ведь это все зависит от тебя.
- А как же объективность?
- А объективность у каждого своя. И вообще-то поднапрягись, понаблюдай, почитай внимательнее то, о чем пишут.
- Но ведь вопрос не в том, о чем пишут, а в том, кто пишет. Ведь, в основном, на Блоге "тусуются" одни и те же люди, которые, в первую очередь, решают какие-то свои проблемы, выясняют свои отношения, рассказывают о своей жизни. И если еще в начале здесь были новые посетители со своими взглядами, то сейчас, мне кажется, даже те, кого по-настоящему интересует творчество Певца, в лучшем случае, Блог просматривают... в недоумении.
- А может быть, ты сгущаешь краски?
- Нет-нет, конечно же, здесь иногда бывает довольно-таки интересно, познавательно. Особенно, если есть тема. Все это очень даже оживает, когда появляется новый Пост Певца. И первое время, действительно, были темы для беседы, и новые песни, новые номера по телевидению обсуждались. А как интересно было читать буквально свежие впечатления после концертов, которые оставляли ощущение и твоего живого присутствия, соучастия. А сейчас...
- А что сейчас? Сейчас Певец в заслуженном отпуске, и радуйтесь, что он вообще-то о вас еще помнит. Я удивляюсь, как это все ему еще до сих пор не надоело.
- Но, кажется, что именно теперь у него и есть время пообщаться со своими поклонниками, может быть, ответить на их вопросы...
- С вами только начни, а вы потом и на шею сядете, и ножки свесите. Нет уж, дистанция здесь просто необходима.
- Но ведь все равно хочется.
- Я чего-то не догоняю. Ты сама хочешь или выражаешь общее мнение?
- Ха-ха-ха! Кажется, я уже "растворилась" в образе усредненной поклонницы и просто непроизвольно обобщила их желание.
И, кажется, пришло время закончить этот диалог непонятно с кем, потому что настала пора самой поразмышлять на эту тему.
У меня не было возможности заглянуть на Блог в течение шести дней. И я не могу забыть то впечатление, которое я испытала, перечитав все то, что там появилось с вечера 24 по 29 января.
Ура! Открылся новый Пост! Причем, как оказалось, с последующим добавлением.
И вот сначала, как и положено, нескончаемые слова благодарности. Затем обычные сомнения в подлинности "авторства". Потом было обсуждено каждое слово, каждый знак препинания. И как всегда, недовольство по поводу выставляемых самим же себе, "плюсиков-минусиков".
А далее была просто дискуссия развернута на тему: "А кому они вообще-то нужны?". Некоторые даже делились "технологией" их выставления, подробно рассказывая, как увеличить свой "рейтинг". Детский сад какой-то!
А обсуждение темы "Каким именем называть любимого Певца"? Что это было?
И поздравления с личными именинами, днями рождения тоже не забыты.
Очень кстати поступило сообщение о продаже билетов на Юбилейный концерт Артиста в Питере. Приятно было разделить искреннюю радость с теми, кто для себя решил уже эту проблему.
А дальше снова стихи разного качества, сны, сказки-прибаутки, анекдоты... Какое-то всеобщее самовеселение, самовыражение! Или обмен ничего не значащими мнениями по таким же ничего не значащим "вопросам", не имеющим ничего общего с заявленной темой. А впрочем, темы-то как таковой и не было. Было просто очередное поздравление...
А я все продолжала читать, надеясь на то, что хоть что-нибудь новое узнаю. И единственная информация, которая меня заинтересовала, была о гастролях Певца в марте-апреле по Америке. И мне вспомнилось интервью Валерия Леонтьева, в котором он рассказывал о первых гастролях по этой стране с программой "Дело вкуса". Чем я и решила поделиться на Блоге, не очень-то рассчитывая на какую-либо реакцию.
Я и до этого изредка предпринимала попытки как-то "разворачивать" беседы, правда, не всегда это получалось. Но позже, когда я рискнула ответить на поставленный кем-то вопрос "Об успехе" словами самого же Певца, я просто не ожидала такой бурной реакции. Получилась, на удивление, занимательная беседа. А потом были уже "подборки" на темы "О возрасте", "О поклонниках", "О вере", "О путешествиях", "О России". Все это, я надеюсь, с интересом читалось, обсуждалось, дополнялось...
Но меня удивляло, что ни у кого не возникало вопроса, откуда все это появлялось?
И однажды я решила рискнуть, опубликовав очередной материал "Об одиночестве" под своим "ником", на что сразу же и получила "втык", на который, очевидно, не смогла ответить убедительно. А впрочем, как-то... нелепо вступать в дискуссию на тему "Об этике" с человеком под "ником" "ХМ", по которому даже пол невозможно определить.
Но в этом случае я все-таки не решилась делать "подборку" всех высказываний Валерия Леонтьева об Америке за прошедшие после первой поездки почти двадцать лет. Я опубликовала отрывок из большого интервью, которое Певец дал журналисту Михаилу Садчикову в 1990 году, где он помимо всего прочего рассказал и о гастролях в эту страну.
М. С. Для меня были несколько неожиданными твои две поездки в США. Я начитался твоих интервью, где ты говорил, что не хочешь ехать на Запад и чувствовать там себя "мальчиком для битья" - несолидно, невыгодно, обидно. Ты говорил: лучше поеду в Индию, на солидные коммерческие гастроли, в большие залы, на стадионы, чем отправлюсь в Париж, в клубы и рестораны. Но все-таки уехал в Штаты! В.Л. Сейчас все объясню. Дело в том, что я действительно года два-три последних ну, раз шесть точно отказывался от предложений поехать в те же Штаты, потому что организация тех гастролей была очень несерьезной. Брали меня и еще от силы трех человек. Так, как обычно и едут все наши,- лишь бы там что-то подзаработать, на красоты заморские посмотреть. Мне же хотелось дождаться такого приглашения, чтобы поехать с музыкантами, с балетом, в том виде, в каком сегодня существую на сцене. И вот такое приглашение сделала мне фирма "Поп-арт-продакшн". Мы были там весь июль, а потом и весь ноябрь. М.С. В Нью-Йорке? В.Л. В Нью-Йорке, Балтиморе, Филадельфии, Кливленде, Миннеаполисе, Чикаго, Сан-Франциско, Сан-Диего, Лос-Анджелесе. Может быть, что-то я и не назвал - все смешалось. М.С. Ну, и как успехи? В.Л. Не собираюсь сочинять истории, что Америка валялась у моих ног, как нередко преподносят свои гастроли мои коллеги. В основном, ко мне шла русскоязычная публика из эмигрантской среды плюс какие-то любопытствующие американцы. М.С. Говори уж прямо - пел в кабаках. В.Л. Нет, собирал залы. Пел в колледжах, но в основном в домах, залах - от тысячи до трех тысяч мест. В кабаке тоже пел, но в самый последний вечер - в "Национале", это был не столько концерт, сколько собрание моих друзей-знакомых. Их обнаружилось такое великое множество, что я подумать не мог. Когда я на "Ярмарке" выходил в зал и публика начинала петь со мной, я то и дело говорил: "Привет, ты тоже уже здесь?", завидев очередную улыбающуюся физиономию. М.С. Ну, а они не спрашивали: "Я-то здесь, а ты почему не здесь"? В.Л. Спрашивали, но это для меня совсем не сложный, совсем не мучительный вопрос. Я продолжаю считать, что жить надо в Союзе, а ездить по белу свету. М.С. А как тебе Штаты? В.Л. Страна фантастическая. Насколько прекрасна, настолько и жестока... Рассуждать, вспоминать можно долго, но, я думаю, это не входит в рамки нашего разговора.
М.С. Ну, хоть что-нибудь расскажи. Если не о том, что видел, то хотя бы о том, что... ел. Какие там встречал, хорошие продукты? В.Л. Плохих там не было, приходилось принимать то, что подавали. Очень полюбил океанские креветки, лангустов, омаров, которые почему-то уплыли от наших к их берегам. Покушать американцы любят. Едят, по-моему, больше, чем мы. М.С. Больше? В.Л. В кафе и ресторанах подают гигантские порции. Народ вообще чрезвычайно миролюбивый, неагрессивный - даже по отношению к иностранцам, которые бегут в Америку со всего света. В лифте, на улицах мне то и дело говорили: "Хай!". М.С. Жили вы в приличных отелях или, как все русские, на жилье экономили?
В.Л. Не в супер, не в пятизвездочных, но в отелях с бассейнами, с хорошей прислугой. В Лос-Анджелесе наш менеджер даже побаловал нас - поселил на Родео-драйв, самой дорогой улице в мире, которая вся забита супермагазинами. Я в них не заходил. Наши ребята любопытства ради заглядывали, но долго там продержаться не могли.
М.С. И, тем не менее, публику потрясают эффектные черные наряды - явно фирменные! - в которые одеты теперь и ты, и твой коллектив. В.Л. Спасибо! Наряды нам и самим страшно нравятся. Одевались мы в магазинах для артистов, где все зависит лишь от твоего желания, вкуса, стиля,- проблем никаких. М.С. Кроме наличия "зелененьких". В.Л. Понимаю, поэтому, упреждая вопросы, говорю, что получал я по тысяче долларов за концерт, а дал пятнадцать концертов. М.С. Неплохо. Вдвое больше высшей таксы для выступающих перед эмигрантами советских звезд. Валера, и все-таки: вот эти поездки на Запад что-то в творческом плане дают такому большому советскому артисту? В.Л. Вот видишь, Миша, ты даже не можешь без смеха произнести эту фразу. М.С.Да нет, ты меня не так понял. А впрочем, извини... В.Л. Любая поездка в любую страну дает, мне кажется, полезную информацию. Та же Индия - незаметно для себя я оттуда что-то вывез для какого-то внутреннего наполнения. То же и со Штатами - оттуда импортировал заряд хорошего настроения, бодрости, оптимизма, может быть, желание вгрызться в эту профессию еще больше, еще сильнее, еще лучше. (Валерий Леонтьев, "Танец птицы в клетке", 1990 год)
Я как-то предвидела несколько сценариев, по которым может развернуться обсуждение. Мне очень хотелось, чтобы прочитавшие это интервью обратили внимание прежде всего на то, что это были первые "порядочные" гастроли порядочного Артиста по Америке. Я бы не удивилась, если бы отметили впечатления Певца от страны, хотя и были высказаны они, как бы, между прочим, акцент все-таки был сделан на другом. Или кто-нибудь поделился бы своими воспоминаниями о пребывании в этой стране.
Надеялась на то, что тема расширится, выйдет за рамки обсуждаемого, может быть, кто-нибудь вспомнит и программу "Дело вкуса". Да много ли еще, что можно было обсудить? Но я никак не могла, даже частично, предположить то, что произойдет.
Основная масса высказываний была на тему "Америка - главный враг России". Поскольку я черпаю информацию только из "Эхо Москвы" и "REN-TV", то как-то была не в курсе, что "враг на пороге". Меня не удивило бы, что в этом могли бы быть уверены старики, еще помнящие войну, и которые всю жизнь прожили в этом страхе. Но то, что эту же точку зрения будут "с пеной у рта" защищать вполне молодые женщины, впитавшие свой менталитет, оказывается, не с молоком матерей, а своих, так уж выходит, скорее бабушек.
И самое удивительное, что многие почерпнули свои сведения о стране из рассказов Михаила Задорнова, и даже цитировали его. Тогда уж надо признать и "Комсомольскую Правду" самой правдивой и объективной газетой.
Почему же у нашего человека не получается просто жить, радоваться жизни, строить эту самую жизнь самостоятельно. Почему же во всем надо искать врага? Все время от кого-то обороняться? Почему люди так охотно верят в то, что в них постоянно "вдалбливают"? Почему все время надо жить прошлым, достоверность которого становится все более сомнительной? Почему? Почему? Почему?..
Но я поняла бы, если бы врагом считали Америку, потому что именно эта страна "забирает" себе любимого Певца. Смешно? Но хотя бы понятно. Но о Певце уже никто и не вспоминал, а редкие попытки кого-то сделать это оставались просто незамеченными. Здесь главное - "ура! патриотизм" с резким запахом кваса. И настолько все уверены в своей правоте, что этот запах никем и не замечался.
Даже не верится, что это как-то все вдруг затихло. И вновь анекдоты, стишки, рассказики и далее по кругу. Снова "болото", которое регулярно будет кто-то пытаться "осушивать", и так хочется надеяться, что не всегда безрезультатно.
А портрет у меня все-таки получился. Но я не осмелюсь назвать "её" поклонницей Валерия Леонтьева. Скорее, это постоянная посетительница блога. У неё семья, дети. Все, как положено. И у неё много свободного времени, преимущественно, на работе, которого хватает на бессмысленные перебранки, обсуждение сплетен (благо, что их все-таки теперь "вырезают"). Она очень патриотична и обязательно почитает Всевышнего. Я помню дискуссию "О вере", после которой в очередной раз закрыли блог.
И как хотелось бы, чтобы "она" не заполняла собой все пространство, помнила о том, что лучше все-таки промолчать, когда совсем нечего сказать, и давала бы возможность не бояться высказываться истинным ценителям творчества Валерия Леонтьева, которые, к огромному сожалению, уже давно обходят Блог стороной.
Да, я написала то, что хотела. И с диагнозом тоже не ошиблась: он все точнее со временем подтверждается. А дальше что? Надеяться на то, что любимый Певец когда-нибудь закончит свою активную творческую деятельность и станет, как все его коллеги, появляться по большим праздникам с одним и тем же репертуаром, перепевать свои лучшие песни и всё, что хранилось в "запасниках", вне всяких ротаций, "рейтингов". И поводов для написания всевозможных "перлов" просто не станет, а любимый Блог "затухнет" тихо и незаметно. И тогда моя болезнь пройдет сама собой?
Нет-нет, только не это! Я хочу, чтобы мой любимый Певец еще много-много лет жил, а не доживал, как это делают некоторые маститые артисты, исполняя один и тот же "шлягер" из концерта в концерт, из года в год. Хочу, чтобы современный шоу-бизнес не мешал Ему комфортно чувствовать себя на сцене, чтобы с Ним рядом всегда были самые талантливые композиторы, а желание творить не иссякало еще долго-долго! И главное, чтобы наступающий Юбилей не был последним!