Религиозный человек или нет, верит он в Бога или не верит, если он хоть немного думающий, то не станет отрицать большого значения религии в жизни человека, общества и государства. Естественно думающий человек не отождествляет какого-нибудь нерадивого батюшку с религией и верой. Если взять всё, что относится к религии: письменные источники, и устные предания, святых, как несомненно лучших духовных представителей народа, все грани религиозной культуры, являющейся важным пластом культуры народов, церковь и религию, как чистый духовно-нравственный источник, веру, как духовную опору, духовный стержень в жизни человека и прочее, то уже это краткое перечисление подтверждает мои слова и несомненно утверждает большое значение религии.
Однако я хочу сказать, что религия имела и имеет не большое, а громаднейшее, исключительное значение в развитии человечества.
Каждый новый этап в развитии религии являлся подведением гуманистических, нравственных, духовных итогов опыта человечества на протяжении тысячелетий, которое завершалось гигантским скачком от предшествующего более звериного, чем человеческого всё ближе к более человеческому, чем звериному в людях.
Развитие шло постепенно и осуществлялось многими поколениями духовных лидеров, менее или более ясно различавших добро и главное - зло. В то время как для миллионов древних людей естественным являлось полуживотное существование по полузвериным законам, всегда находились люди, осознававшие и ценившие не только размер дубинки и степень животной хитрости, но и благородство, честь, великодушие, справедливость, ум, знания, ценность жизни, греховность звериных и низменных страстей.
Однако скачок в духовно-нравственном развитии человечества совершали гении. Они были способны осмыслить накопленный опыт, и выделить в нём главное новое зерно, то есть, как бы сделать величайшее открытие, но главное - это были духовные гении. Все это настолько потрясало разум и душу миллионов людей, даже живущих полузвериной жизнью, что они с восторгом шли за пророками и мессиями и многие даже не страшились смерти на этом пути. Это неудивительно, поскольку ничто так сильно не потрясает человека, как примеры исключительного чистосердечия, бескорыстия, и мудрости, которыми в полной мере были наделены пророки.
В чем же заключалась суть указанных открытий? Пророки ясно обрисовывали людям на каждом новом этапе всё новые и новые, более и более возвышенные духовно-нравственные идеалы, идеалы как мерило всего, идеалы без которых человек не может выжить и жить как человек. Без этих идеалов человек не может осознавать себя человеком, он не отличается без них от животных.
Так постепенно формируются нормы моральные, нравственные, от простых, грубых, материальных, таких, как в первую очередь не убий и далее не укради, не занимайся чревоугодием и т. д., до таких, как "не судите, да не судимы будете" и далее к таким уже духовным нормам, как "возлюби ближнего как самого себя" и даже до "возлюби врага своего".
Человек, задумывающийся о боге и о своей душе понимает суть и величие последних идей-идеалов. И даже трудно представить, какие идеалы можно увидеть в далеком будущем, если человечество выживет и будет развиваться и совершенствоваться бесконечно. Трудно, потому что сейчас в нас биологического и бессознательного процентов 95 и лишь процентов 5 социального и сознательного, то есть мы пока ещё процентов на 95 (а скорее и больше) животные.
Без религии, когда Бог есть идеал, когда ищется не "животный идеал" в материальной жизни, а человеческий - в существе человека, в его сознании, разуме и духе, невозможно очеловечивание человека.
Жизнь человечества невозможна без духовного идеала, как жизнь животных невозможна без корма.
В.В. Коновалов, кандидат медицинских наук,
автор книг "Совсем другая медицина" и "Моя медицина".