ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ УМЕЛ ТВОРИТЬ ЧУДЕСА
Давайте разберёмся, что такое чудо.
Это нечто не совместимое с законами
природы и произведенное усилием воли,
нечто такое, что не могло бы произойти,
если бы кто-то не сделал подобного усилия.
Герберт Дж. Уэллс "Чудотворец"
Казалось, шарик был живым. Он прыгал по поверхности стола, останавливался, менял направление движения, замирал, поворачивался - и всё это с неуловимой грацией, присущей только живому созданию. А если шариком всё-таки управляли, то, надо признать, делалось это очень умело. Правда, непонятно, как это можно управлять обыкновенным шариком для пинг-понга...
За столом на кухне, служившей одновременно и гостиной небольшого одноэтажного дома (таких в этом провинциальном захолустье большинство, цивилизация с её элитными строениями улучшенной планировки сюда ещё не добралась), сидели три человека.
Во внешности хозяина дома не было ничего особо примечательного. Ему можно было с равной долей вероятности дать и тридцать пять, и пятьдесят пять лет. Его непослушные светлые волосы лежали так, как им хотелось, напрочь игнорируя вмешательство расчёски, а лицо было лицом человека, ведущего здоровый образ жизни и не злоупотребляющего теми соблазнительно-приятными излишествами, которые могут быть предложены современным обществом тотального потребления платёжеспособному индивидууму. И одет он был так, как одевается человек, равнодушный к веяниям моды и к существующим условностям - в рубашку с короткими рукавами и в выцветшие джинсы. Судя по всему, визит гостей был для него важным событием, но многолетняя привычка хозяина дома ставить во главу угла удобство и утилитарность всё равно взяла верх, и он не стал облачаться во что-то солидное, более соответствующее протоколу официально-деловых встреч.
Самым интересным в облике этого человека было именно его лицо - открытое, с чистыми и ясными глазами, как будто хозяин дома никогда и не встречался с мелкими и крупными гадостями огромного и сложного мира начала двадцать первого века от Рождества Христова. И улыбка - так могут улыбаться только дети, верящие в волшебные сказки и не набившие ещё на своём коротком жизненном пути болезненных шишек и ссадин. Соседи называли его Чудаком; и это имя-прозвище как нельзя лучше подходило владельцу домика на окраине, за которой кончался асфальт и начинался лес.
Двое других людей разительно отличались от хозяина дома - они выглядели столь же неуместными в скромным интерьере кухни, как неуместными выглядят роскошная машина на раскисшей грунтовой дороге в деревне или бриллиантовое колье на девчонке-подростке в застиранной футболке.
Внешний вид одного из гостей свидетельствовал о его принадлежности к той касте, которая причисляет себя к хозяевам жизни. И этим свидетельством был вовсе не дорогой костюм, сидевший на Большом Боссе с непринуждённым изяществом, словно вторая кожа, а неуловимые штрихи его облика, буквально кричавшие: "Господин - это я!". Нет, наглость отнюдь не сквозила в чертах Большого Босса - приёмы на высшем уровне и великосветские рауты придали его натуре необходимый внешний лоск, - однако одного взгляда на его холёное жёсткое лицо с холодными глазами стального цвета было достаточно, чтобы вспомнить строчку из досье знаменитого предпринимателя Генри Моргана: "Умён, жесток, беспринципен". Все движения Большого Босса, сидевшего прямо напротив Чудака, были мягкими и неторопливыми, и этим он напоминал хищника, выжидающего удобного момента для броска.
Второй гость - а он действительно казался вторым на фоне Большого Босса, однако вторым, который со временем надеется стать первым, - сидел чуть сбоку от шефа, как и положено референту. Встречу эту организовал именно он, и он же надеялся извлечь из этой встречи максимум для себя выгоды. Помощник Большого Босса старался, очень старался, но без излишней угодливости - Второй Человек знал себе цену и был готов стребовать эту цену с кого угодно и любыми способами. Одет он был также строго по-деловому - костюм, ослепительно белая рубашка, галстук, - но с соблюдением всех мелочей, подчёркивающих неукоснительное следование неписаной табели о рангах. Например, материал пиджака или запонки Второго Человека ни в коем случае не должны были быть дороже, чем у Большого Босса, и в то же время цена этих атрибутов статуса не должна была быть ниже некоего установленного для Вторых Людей уровня.
В общем, компания эта была очень странная: ну что может быть общего у воротил большого бизнеса с анахоретом с внешностью свободного художника из заштатного городка, скорее даже посёлка?
А шарик всё продолжал свой танец, выделывая замысловатые пируэты на столе и над ним.
- Ну и что вы этим хотите сказать? - Большой Босс нарушил наконец затянувшееся молчание, с известным интересом продолжая наблюдать за маленькой белой сферой. - Пока я не вижу ничего, что выходило бы за рамки ловкого фокуса. Не уверен, что это стоит хотя бы того бензина, который мы сожгли по пути сюда, не говоря уже о потери времени.
Чудак улыбнулся, а шарик мягко опустился на пластик крышки стола и замер, чуть покачиваясь.
- Дело в том, - произнёс он с улыбкой, - что я умею творить чудеса, то есть делать то, что считается лежащим вне пределов человеческих возможностей. Шарик - это так, гимнастика мысли, а мои способности гораздо шире.
Если Большой Босс и был удивлён, то никак этого не выказал. Второй Человек явно намеревался что-то вставить, но передумал - молчать зачастую гораздо полезнее.
- Конечно, я рискую быть принятым за шарлатана или, хуже того, за сумасшедшего, - невозмутимо продолжал хозяин дома, - но мне хотелось бы, коль скоро вы ко мне всё-таки приехали, быть выслушанным до конца. Вы об этом не пожалеете...
С этими словами Чудак поднялся, подошёл к электрическому щитку в дальнем углу кухни, открыл дверцу и щёлкнул выключателем - урчавший холодильник поперхнулся и затих. После этого Чудак закрыл щиток и перевёл взгляд на разлапистую трёхламповую люстру, висевшую над столом. И под его взглядом все лампы - одна за другой - послушно загорелись, а потом так же послушно погасли.
- А чтобы уменьшить ваши сомнения, я сделаю так. - Он дотянулся до одного из плафонов, вывернул лампу и положил стеклянный пузырь на стол. - Смотрите.
Нить накала засветилась, стала ярче, и вот уже лежавшая на столе лампочка горела, как ни в чём не бывало - как и положено подключенному к сети электротехническому изделию.
- Жалко пластик - расплавится, - сказал Чудак и выключил горевшую непонятно как лампу. - Я не буду демонстрировать вам телекинез и кое-что ещё, могу только сказать, что я готов предъявить свои способности любой экспертизе - лишь бы ко мне отнеслись серьёзно и непредвзято. У меня уже есть негативный, скажем так, опыт общения с общепризнанными научными авторитетами... А пока - не пора ли нам перекусить? Изысков не обещаю, но...
На столе медленно возникли, сгустились из ничего, обрели форму и плоть три тарелки, на каждой из которых аппетитно дымилось по куриной ножке с поджаристой корочкой в обрамлении риса и свежих овощей. Процесс материализации занял около минуты, в конце которой Чудак поморщился и вытер со лба капельки пота.
- Это всё-таки не так просто, - сказал он извиняющимся тоном, - но, как видите, вполне возможно. Ешьте, это вкусно, и неотличимо от настоящего. Впрочем, это и есть настоящее, только полученное иным способом, без помощи плиты или микроволновки.
Гости приняли приглашение к трапезе с известной осторожностью, но уже через пару минут попробовавший непонятно откуда появившееся блюдо Большой Босс посмотрел на Чудака гораздо более внимательно. Этот человек умел делать выводы и принимать решения - иначе он вряд ли стал бы Большим Боссом.
- Предположим, что вы действительно можете творить чудеса, - веско произнёс он, - хотя, естественно, требуется тщательнейшая проверка. Но остаётся ещё целый ряд вопросов: границы ваших возможностей, сферы их применения и так далее. И два самых главных вопроса: как вы это делаете и зачем вам мы? Опускаю вопрос о нашей выгоде - это само собой разумеется.
- Как делаю? Как бы вам объяснить покороче и попонятнее, я ведь понимаю, что ваше время дорого стоит... Я очень много занимался пограничными областями человеческих знаний, теми, которые лежат на стыке науки и мистики. Это отняло у меня лет шестьдесят, - при слове "шестьдесят" оба гостя недоумённо воззрились на Чудака, но он этого словно не заметил, - не меньше, но мне удалось много достичь. Полагаю, что у меня есть и природный дар - талант, сродни таланту художника или мыслителя.
Я старался выделить рациональное зерно из вороха мусора, - заметно было, что Чудак постепенно воодушевляется, - и, кажется, мне это удалось. Прежде всего надо было понять - правильно понять! - суть окружающего нас мира и принципы взаимодействия его категорий: материи, пространства, энергии, времени, и, конечно, мысли - разума, причём не только человеческого. Не буду утомлять вас подробностями философских воззрений, скажу только, что мысль и в самом деле материальна, более того, она способна инициировать - в прямом смысле слова - любые процессы: химические, физические и иные-прочие.
- Вы сказали "шестьдесят лет", - не выдержал референт, - так сколько же вам...
- Я очень хорошо помню времена англо-бурской войны, - ответил Чудак, и лицо его вновь осветилось всё той же простодушно-детской улыбкой. - Дело в том, что вся эта... - он провёл ладонью своей левой руки по кисти правой, - ...биоорганика может регенерировать, если её хорошенько попросить, точнее, заставить. Это уже к вопросу о выгоде - как вам перспектива весьма продолжительной молодости, а? Бессмертия не обещаю - вряд ли это у меня получится, но лет сто пятьдесят - да ещё каких лет! - реально. А как я это делаю...
Возьмём процесс создания человеком чего угодно. Сначала замысел рождается у него вот тут, - Чудак коснулся собственного лба своими тонкими и чуткими, как у музыканта, пальцами, - а уже потом при помощи орудий труда становится осязаемой вещью, чем-то таким, что можно потрогать, и чем можно воспользоваться. Иногда требуется ещё некое промежуточное звено - набросок, чертёж, модель, - а под осязаемой вещью я подразумеваю не только предметы, но и продукты интеллекта: скажем, научную теорию или произведение искусства. А инструмент - это необходимый на данном этапе развития человеческого разума посредник между мыслью и результатом творчества. Вы бизнесмены, и прекрасно знаете, что посредников лучше не иметь, правда? Ведь это гораздо выгоднее!
Когда мы с вами что-то обдумываем, - продолжал хозяин дома, - то нашим сознанием рождается мыслеформа - мысленная модель того, что мы хотели бы видеть в реальности. Но наши мыслеформы - твари хиленькие, и самостоятельно они существовать не могут - за редким исключением. Их ещё нужно воплотить в жизнь - кстати, эта лексическая форма очень точно отображает суть процесса творения. Вот я и подумал: а если... Над этим я работал много лет, используя методики совершенствования сознания, описанные в древних трактатах самых разных народов. И мне повезло - у меня оказались соответствующие способности, их только надо было пробудить и развить. Вот так - в общих чертах, конечно же...
- Для любого производственного процесса, - эмоций в голосе Большого Босса было не больше, чем у телефонного автоответчика, словно речь шла всего лишь о запуске новой поточной линии; и непонятно было, верит он Чудаку или нет, - кроме идеи-концепции и оборудования, нужны сырьё и энергия. С этим как?
- Профессионала видно сразу... - усмехнулся Чудак. - Да, вы совершенно правы: эти составляющие необходимы. Сырьё - это окружающая нас материя, существующая в разнообразных формах. Формы эти изменяются под воздействием объективных законов Мироздания, без вмешательства человеческого разума - стихийно.
Но стихиями можно научиться управлять - научился же человек плыть под парусами не строго по воле ветра, а именно туда, куда ему, человеку, нужно. А энергия - она везде. Что происходит в двигателе вашего автомобиля? Химическая энергия топлива превращается в тепловую при реакции окисления кислородом углеводородных соединений; механическая энергия, полученная в результате теплового расширения газообразной материи, через трансмиссию поступает на колёса - вы едете. А энергия, совершив работу и переместив вашу машину, никуда не исчезает: она просто меняет форму своего существования и рассеивается.
Это как с водяной мельницей: вода стекла вниз, и теперь её надо зачерпнуть, подать наверх, и она будет работать снова. Вот я и черпаю из этого океана вселенской энергии - когда угодно и сколько угодно. И океан этот поистине неисчерпаем - всё зависит только от моих сил, от того, насколько тяжёлое ведро с водой я смогу поднять. Этой энергией я наполняю творимые мною мыслеформы, и они облекаются плотью.
Правда, надо ещё чётко представлять себе, что именно ты хочешь сотворить, какими заранее заданными свойствами будет обладать сотворённый тобой объект или явление - очень чётко представлять. Точно скопировать что-нибудь малознакомое не так-то просто - поэтому-то я и предупредил, что побаловать вас деликатесами мне будет несколько затруднительно... Впрочем, эта проблема неразрешимой не является: просто в каждой области должен будет работать специалист, знающий суть и свойства вещей, которые он будет творить, вот и всё.
- А разрушать вы тоже можете?
На это раз Чудак посмотрел на Большого Босса уже без улыбки.
- Я знал, что вы зададите мне этот вопрос. Разрушение, или разупорядочивание, - это то же творение, только со знаком минус. Да, я могу и это. - Стоявшая на столе тарелка начала таять, и через несколько секунд исчезла совсем. - А можно и эффектнее...
Огненный столб в метр высотой, без следа испаривший тарелку перед Вторым Человеком, заставил того невольно отпрянуть - жар вспышки был очень ощутимым.
- Можно разрушить и не только мною созданные предметы, просто мне не очень хочется выбивать стёкла - вставляй потом снова - или ломать ни в чём не повинные деревья... Вам, помнится, хотелось узнать о пределах моих сил - в первую очередь, вероятно, разрушительных? Вашу машину, - Чудак бросил взгляд в окно, за которым был виден джип, припаркованный перед домом, - я могу превратить в металлолом или даже, попотев, и вовсе развоплотить, а вот возьмись я за многоэтажный дом или попытайся зажечь-погасить свет в целом городе... Тут и надорваться недолго - для масштабных процессов творения-разрушения нужны совместные усилия. Вот здесь-то мы и подходим к вашему вопросу: "А зачем мне вы?".
Я уверен, что имеющиеся у меня способности не уникальны, наверняка есть и другие люди, способные творить чудеса, - только они сами об этом ещё не знают. И наверняка есть гораздо более талантливые, чем я. Научить играть на каком-то музыкальном инструменте можно почти любого, но подлинный талант - в любой сфере человеческой деятельности - это явление редкое. А таких людей надо искать, и мне одному с этим не справиться. Нужна организация, финансирование, наконец... А вы - вы в любом случае внакладе не останетесь. Мировая слава отцов человека нового типа - разве этого мало? Да вас запросто могут причислить к лику святых - ещё при жизни!
- А разве вы сами не умеете делать деньги - в прямом смысле этого слова? - Второй Человек снова нарушил обет молчания. Вероятно, впечатлений он получил достаточно, а может, просто брал на себя ответственность за глупые вопросы, на которые сам Большой Босс права не имеет - это прерогатива его помощника.
- А зачем мне деньги? Это искусственный инструмент, условность, атрибут нашей экономической системы. Всё мне потребное я могу получить и так. И потом, если речь идёт о банкнотах, то могут возникнуть определённые трудности с неотличимостью от оригиналов - номера серий, степени защиты и так далее. Я ведь не представляю себе во всех деталях процесс печатания бумажных купюр, поэтому могу и ошибиться.
- Допустим, я вам верю, верю в эту изложенную вами околонаучную теорию, - медленно процедил Большой Босс, сделав ударение на "допустим". - А вам-то что от всей этой затеи с поиском людей, наделённых колдовскими способностями? Насколько я сумел понять, вы самый счастливый человек на Земле - ведь практически любое ваше желание может быть реализовано. Это ли не счастье - разве не так? Вы уникальны, так зачем же вам выращивать себе конкурентов?
- Не знаю, поймёте ли вы меня... Не всё в нашей жизни меряется мерками деловых взаимоотношений, поверьте. Я просто хочу, чтобы люди стали счастливее, чем сейчас. Вы только представьте себе, сколько самых болезненных проблем человечества может быть решено, если люди - пусть даже часть из них - смогут стать такими, как я! Энергетический кризис, социальное неравенство, конфликты из-за нехватки ресурсов - перечислять можно долго. Я с вами откровенен - других целей у меня не было, и нет.
- Скажите, а мы, - снова встрял Второй Человек, - мы сможем... это, как бы сказать, колдовать? После соответствующего обучения? Я имею в виду нас двоих...
Чудак некоторое время внимательно смотрел на гостей - им показалось даже, что они попали под очень мощную рентгеновскую установку.
- Вы - нет, - произнёс он наконец сурово, но с оттенком жалости. - Поздно. Работать надо с детьми, которые ещё не задавлены стереотипами общества и сохранили свежесть восприятия. Только среди них можно будет отыскать настоящие жемчужины.
- Золотой век человечества... - задумчиво сказал Большой Босс, и непонятно было, серьёзно он это говорит или иронизирует. - И вы верите во всё это? Верите, что люди, истребляющие друг друга и вырывающие друг у друга кусок из глотки, станут ангелами, а не сожгут сами себя с помощью пробуждённой с вашей помощью возможности творить чудеса - в том числе и разрушительные?
- Верю, - твёрдо сказал Чудак. - У тех, кто настолько примитивен, просто-напросто ничего не получится. Существует достаточно совершенный механизм самозащиты, - сейчас не важно, объективный он или субъективный, - который охраняет Вселенную от подобных шалостей глупых детей.
- Хорошо, - неожиданно произнёс Большой Босс и встал из-за стола. Он умел чётко вычленять информативную составляющую из общего потока сведений - без этого человеку его уровня никак. - Вы меня заинтересовали. Полагаю, что в ближайшее время мы с вами встретимся снова - для подробного обсуждения деталей. Берегите себя, хотя, - добавил он со странной интонацией, - ваша магия, наверно, дарует вам неуязвимость от несчастных случаев?
- Ну что вы, - ответил ему Чудак, обезоруживающе улыбаясь своей замечательной детской улыбкой, - я не сверхсущество, я обычный человек. Ну разве что умею творить чудеса...
Гости направились к двери, но хозяин дома остановил их.
- Подождите! Одну минуточку... Возьмите это.
На столе, рядом с так и лежавшими там белым шариком и вывинченной из люстры лампой, возник дивный цветок - великолепная роза с нежными лепестками.
- Подарите жене. Роза настоящая, - и тонкий аромат подтвердил слова Чудака. - Она, конечно, завянет со временем, как и любой цветок, но довезти её вы довезёте. Вашей жене понравится... До свиданья!
- Прощайте! - сказал Большой Босс и шагнул за порог.
- И как вам моя находка? Кажется, мы не зря потратили время? - спросил сидевший за рулём Второй Человек, когда джип выбрался с просёлка и резво побежал по асфальту шоссе.
Шеф на заднем сидении молчал. Референт поднял глаза, взглянул в зеркальце, и его хорошее настроение как ветром сдуло. Глаза Большого Босса напоминали глаза разозлённой ящерицы, а Второй Человек хорошо знал, что может случиться, когда его шеф так смотрит.
- Сто лет молодости... Даровая энергия и хлеб с маслом для всех... Только вот кто будет решать, кому дать, а кому и не дать такую благодать? Ты же слышал, что сказал этот социалист-утопист - мы с тобой на волшебников не тянем! Зачем нам новый мир, в котором мы уже не сможем быть первыми? И он думает, что я за свои же деньги сам буду рыть себе яму? А вот ... ему в ...! - грязно выругался Большой Босс, разом позабыв все свои бережно взлелеянные утончённые манеры, и резким движением швырнул в темноту за приоткрытым окном машины лежавший рядом с ним на сидении цветок, подаренный человеком, который умел творить чудеса.
Маленький сонный городок был потрясён - такого здесь никогда не случалось. Ночью в его же собственном доме застрелили Чудака. Действовали, судя по всему, профессионалы - каждая из двенадцати ран на теле жертвы была смертельной. О высоком профессионализме киллеров свидетельствовал и тот факт, что никаких следов следствие не обнаружило. И ещё, похоже, ночные убийцы боялись Чудака: как только хозяин - труп лежал на пороге - открыл дверь, они сразу же буквально изрешетили его - чтобы наверняка. А это было уже и вовсе непонятно - Чудак по праву слыл самым безобидным человеком во всей округе, и никто не мог сказать о нём худого слова.
Врагов у покойного не было, наоборот, его все любили - особенно дети. Родители не возражали, когда их чада часами пропадали в доме на окраине посёлка - им почему-то было даже как-то спокойнее за своих отпрысков. Правда, потом ребятишки иногда рассказывали какие-то сказки о фокусах, которые им показывал хозяин дома, но пусть уж лучше дети сочиняют сказки, чем смотрят телевизор или занимаются чем-нибудь сомнительным.
Возможных мотивов этого очень странного убийства установить также не удалось. Опрос жителей городка не дал ровным счётом ничего, никаких зацепок - вот разве что упоминание о навороченном джипе, стоявшем у дома Чудака за пару дней до убийства. Такие машины появлялись в захолустье крайне редко, и любопытные мальчишки обратили внимание на этого пришельца из другого мира.
Молодой и энергичный инспектор, расследовавший преступление и горящий желанием отличиться и заявить о себе как о подающем большие надежды криминалисте, затратил уйму времени и сил на розыск джипа. Ему удалось найти эту машину, и даже выяснить, кому она принадлежит. Но когда инспектор, преисполненный энтузиазма, доложил о результатах своему непосредственному начальству, то вместо похвалы получил ушат холодной воды.
Начальник внимательно перелистал кропотливо собранное досье, и брови его чуть дрогнули, когда он наткнулся на фамилию владельца автомобиля. Помедлив, умудрённый зубр уголовного розыска выдвинул ящик письменного стола и спрятал туда принесённую инспектором папку. Потом начальник поднял глаза и посмотрел на инспектора, стоявшего перед ним с видом охотничьей собаки, взявшей след и рвущейся с поводка.
- Я считаю, - произнёс он бесцветным голосом, - что дело следует закрыть. Почему, спросите вы? Отвечу. Подрастёте - поймёте, молодой человек.
- Я всё-таки не совсем понимаю, - Второй Человек нервным движением поправил идеально завязанный галстук, - почему вы прибегли к столь радикальным мерам. Я полагал, что на невероятных способностях этого большого ребёнка можно было заработать хорошие деньги. Дэвид Копперфильд и прочие ему в подмётки...
- Заработать деньги?! Да ты хоть понимаешь, с чем мы столкнулись? Что будет с нашим упорядоченным цивилизованным обществом, если каждый обладающий талантом, как выразился этот верящий в сказки мечтатель, сможет творить - в буквальном смысле слова - всё, что ему вздумается?! Ты представляешь себе экономические и социальные последствия этого явления, получи оно хотя бы некоторое распространение? Нет? Значит, так... - Большой Босс бросил цепкий взгляд на циферблат огромных старинных часов на стене. - Через полчаса ты подготовишь мне детальный доклад на эту тему. И если ты не сможешь этого сделать - или если твои соображения и выводы не покажутся мне достаточно обоснованными и убедительными, - то подыскивай себе новую работу: мне - нам - твои услуги больше не понадобятся.
Санкт-Петербург, 15-16 сентября 2004 года.
Вторая редакция 30 июня 2006 года