Контровский Владимир Ильич: другие произведения.

За гранью бытия

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-20
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Нет, наверно, такого человека, который хоть раз в жизни не задавался бы вопросами: а что же там, за чертой бытия? И что будет после того, как я, неповторимый "Я", умру? И будет ли вообще? Напечатана в 21 (200) номере газеты "Секретные материалы ХХ века" в октябре 2006 года.


ЗА ГРАНЬЮ ЗЕМНОГО БЫТИЯ

Владимир Контровский

   Тайна жизни и смерти - это одна из величайших тайн, волнующих человечество. Причина проста: каждому из нас предстоит перейти за незримую грань, разделяющую живых и мёртвых. И поэтому нет, наверно, такого человека, который хоть раз в жизни не задавался бы вопросами: а что же там, за чертой бытия? И что будет после того, как я, неповторимый "Я", умру? И будет ли вообще?
  

Что говорит религия...

  
   Практически в любой хоть мало-мальски значимой мировой религии постулируется загробная жизнь, жизнь освобождённой от оков тела души, а все ведущие учения придают подготовке к вечной загробной жизни гораздо большее значение, чем заботе о бренном и кратком земном существовании. Достаточно беглого взгляда на краткий перечень.
   Шаманы первобытных племён и культ ушедших в Поля Вечной Охоты духов предков, с которыми можно (и нужно) общаться.
   Древнеегипетский Осирис. После смерти любая душа попадала на суд Богов, там сердце умершего взвешивали на Весах Истины и определяли дальнейшую судьбу души: путешествие в цветущую долину Иару или в мрачное подземное царство на съедение вечно голодной богине Амт - чудовищу с телом бегемота, лапами льва и пастью крокодила.
   Шумеро-вавилонские божества - богиня смерти Аллату и чета владык подземного мира: Нергал и его жена Эрешкигаль.
   Подземное царство теней в греко-римской мифологии, отделённое от мира живых мрачной рекой Стикс и находящееся под юрисдикцией Аида (Плутона).
   Ацтекские божества смерти и девяти кругов северной преисподней: кровожадный Миктлантекутли со своей супругой Миктекасиуатль, питающиеся сердцами принесённых в жертву пленников:
   "Тибетская Книга Мёртвых" ("Бардо Теодол") - полный сборник наставлений для умирающего и умершего. И что интересно, "Бардо Теодол" предлагает чёткую философию, обращённую к людям, а отнюдь не к богам или к примитивным дикарям. По сути дела, это воплощение буддийской психологии. Боги и духи понимаются как вызванные иллюзиями цепи перерождений проекции человеческой психики, то есть категории психологические. Душа не только обуславливает всю метафизическую реальность, но и сама является этой реальностью.
   И наконец, квинтэссенция всех древних верований и представлений - великие мировые религии, не знающие государственных границ, рас и языков: иудаизм, ислам и христианство - все они признают существование души и загробную жизнь.
   Для православного мироощущения представления о посмертном существовании отделённой от тела души воспринимаются как нечто самоочевидное. Архиепископ Антоний Женевский писал: "...умирает христианин. Душа его покидает безжизненное тело. Она жива, она бессмертна, она продолжает жить полнотой той жизни, которую она начала на земле, со всеми своими мыслями и чувствами, со всеми добродетелями и пороками, со всеми достоинствами и недостатками. Жизнь души за гробом есть естественное продолжение и последствие её жизни на земле". О том же, но несколько иными словами: "...вся жизнь нашего тела и души теснейшим образом связана с жизнью духа. Жизнь человека разделяется смертью на две половины: душевно-телесного и духовно-душевного бытия" (архиепископ Лука, он же крупный учёный, врач-хирург, профессор Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий).
   В смежных с религией (хотя и отторгаемых ею) областях - в древних эзотерических учениях, теософии, оккультизме - на первый план выдвигается положение о тонкой структуре души и о её странствиях в надземном мире. Согласно этим учениям человек обладает не только физическим, но и целой совокупностью тонких тел (эфирное, астральное, ментальное), то есть является многоплановой сущностью. Не стоит вдаваться в рассуждения о ценности и значимости подобных учений и направлений, достаточно упомянуть, что в них везде утверждается тезис о самодостаточности души и о более или менее длительном её существовании после смерти тела.
   Итак, в разных концах планеты, в разные времена и под разными именами возникает одна и та же идея бессмертной души, поднимающей человека над животным миром. Душа определяет особую роль человека во Вселенной и продолжает своё существование в той или иной форме после распада тела. Несмотря на имеющиеся (и упорно отыскиваемые снова и снова) параллели между системами верований, логичнее полагать, что эта идея возникла у разных народов независимо друг от друга, а вовсе не была привнесена из какого-то общего центра - прародины всех земных цивилизаций. Более того, имеет право на существование гипотеза, что постулат о бессмертии души основан на чём-то вполне реальном.
  

...и наука

   Следует отметить, что истинная наука никогда не противостояла духовности. Лучшие умы человечества видели духовную сторону мира и верили в бессмертие души человека. Великие философы древности верили в жизнь после смерти. Платон учил: "Душа человека бессмертна. Все её надежды и стремления перенесены в другой мир. Мудрец принимает смерть, как начало новой жизни". Верующими людьми были Ньютон, Галилей, Паскаль, Пастер, Эйнштейн, основоположник науки о мозге и психике И.П.Павлов, выдающиеся мыслители и писатели Л.Н.Толстой и Ф.М.Достоевский.
   Во второй половине ХХ века благодаря достижениям медицины всё большее количество людей "возвращалось с полпути", то есть оставалось в живых, пройдя состояние клинической смерти. Публикация книги Раймонда Муди "Жизнь после жизни", основной на свидетельствах людей, переживших клиническую смерть, вызвала бурную реакцию и лавину ответных публикаций. Медики, психологи, историки, священнослужители - каждый со своей точки зрения рассматривали затронутый в книге вопрос и высказывали к нему своё отношение. К эзотерическим знаниям всех времён и народов, говорящим о том, что смерть - это не процесс превращения живого мыслящего существа в прах, в косную материю, но процесс разделения бренного тела и мыслящей души, добавились свидетельства людей, побывавших "там" - если и не совсем за гранью бытия, то на её пороге. В их рассказах было очень много общего: это и ощущение выхода из физического тела, и мгновенная картина прошедшей жизни, и длинный туннель, выводящий в область неземного света. И странное дело - рассказы эти совпадали с тем, что изложено в канонических сакральных текстах, то есть не являются чем-то абсолютно новым. Однако огромная заслуга Р.Муди и других в том, что они собрали обширный статистический материал, вновь пробудили интерес широкой публики к проблеме жизни и смерти и поставили изучение этой проблемы на научную основу.
   Существенный вклад внесли работы направления, известного как трансперсональная психология (прежде всего, экспериментальные исследования Станислава и Кристины Гроф). Изучая влияние психоделических препаратов (в основном ЛСД) на сознание, Гроф выявил несколько уровней сознания, проявляющихся при раскрепощении мозга под воздействием ЛСД. Собранный материал позволил Грофу сформулировать свой взгляд на природу человека. "В свете полученных результатов исследований сознания уже неприемлем образ человека как исключительно биологической машины. В серьёзном логическом конфликте с традиционной моделью новые данные недвусмысленно поддерживают воззрение, которое отстаивали все мистические традиции во все века: человек может функционировать и как обширное поле сознания, трансцендирующее ограничения физического тела, ньютоновского пространства и времени, линейной причинности".
   Однако "верю - не верю" - это не научная категория, наука оперирует строгим "знаю - не знаю". Материалистическая наука ХХ столетия требовала объективных свидетельств - отклонения стрелки прибора или появления сигнала на экране осциллографа. Субъективные свидетельства в расчёт не принимались - мало ли какие галлюцинации могут возникнуть в человеческом мозгу при начале его отключения или под воздействием наркотиков! А тысячелетний религиозный опыт человечества объяснялся очень просто: угнетаемые ужасом предстоящего каждому полного небытия люди просто выдумали себе красивые сказки о рае, где всё будет хорошо и прекрасно, чтобы легче было смириться с неизбежным; повторяли их из поколения в поколения и, в конце концов, до того в них уверовали, что готовы видеть подтверждения своей вере там, где их нет, и быть не может.
   Что же касается посмертного воздаяния за грехи, то и здесь всё вполне объяснимо: если человек уверен, что после смерти ничего нет, то почему быть не дать волю всем своим тёмным инстинктам? Живём-то один раз, и до обидного мало, а потом и праведники, и грешники - все одинаково превратятся в гниющую органику! Значит, долой моральные запреты, наслаждайся, пока ты жив (в том числе и за счёт себе подобных). Религия с этой точки зрения рождена коллективным инстинктом самосохранения человеческой расы - нетрудно себе представить, что случится с человечеством, коль скоро всего составляющие его индивидуумы будут руководствоваться исключительно оголтелым эгоцентризмом. Что, кстати, и наблюдается при войнах и социальных потрясениях, когда ослабевают защитные механизмы общества, а ценность человеческой жизни девальвируется.
   Итак, прислушиваясь к высказываниям мыслителей минувшего и к выводам отдельных учёных современности, современная наука вместе с тем требует результатов, которые можно зафиксировать, математически описать и получить снова при повторении эксперимента.

Эффект Кирлиан

   Издревле люди верили, что каждого человека окутывает энергетическое поле, и всегда стремились увидеть и исследовать его. Древние пытались (и небезуспешно) запечатлеть это поле на тончайших металлических пластинках.
   В России в середине XIX века учёный Я.О.Наркевич-Иодко, поверив крестьянину, видевшему разноцветное свечение вокруг людей, изобрёл простое электрическое устройство, позволившее запечатлеть это свечение на фотопластинке. Светился только что сорванный с ветки листок, медленно теряя сияние по мере увядания. Приятным ровным светом лучилась рука священника после молебна, но почему-то светлый круг разрывался и угасал после домашних ссор. Яркие искры тянулись от руки юноши к руке его возлюбленной. У заболевшего человека свечение менялось: появлялись тёмные точки, пятна, сужалось и превращалось в рваные куски ровное световое поле. Снимки эти публиковались в научных журналах, русских и зарубежных, и вызвали много вопросов. Сам ученый придерживался строго научных взглядов на природу этого свечения: "Человеческий организм постоянно вырабатывает электричество в нервных тканях и представляет собою своеобразную электрическую батарею, постоянно обменивающуюся зарядами с окружающим пространством". В 1882 году Наркевич-Иодко назвал свой способ электрографией и нашёл ему практическое применение: проводя многочисленные эксперименты, он заметил разницу в электрографической картине одинаковых участков тела больных и здоровых, утомлённых и возбуждённых, спящих и бодрствующих людей. А в 1891-1900 годах Никола Тесла наглядно показал возможность газоразрядной визуализации живых организмов. Электрографические снимки делали знакомые с трудами предшественников Битнер, Погорельский, чешский физик Навратил, американец Нифер, немец Цапек. Все говорили о фиксации неизвестных науке видов излучения. Но только в тридцатые годы ХХ века россияне супруги Кирлиан заново подошли к этим исследованиям. "Работая физиомехаником в физиотерапевтических кабинетах больниц, я обратил внимание, что диатермические разряды между телом больного и электродом как бы начинают "жить". Во время процедуры они меняют окраску, динамику.... Казалось, поведением их управляет тело больного. Пришла мысль - а что будет, если поставить между электродами и кожей фотопленку?" (Из дневника Кирлиан).
   Десять лет супруги Кирлиан в домашней лаборатории создавали и усовершенствовали прибор, позволяющий производить исследования свечения объектов в электромагнитном поле, и сделали тысячи высокочастотных снимков, изучая неведомое явление. Кирлиан пришли к выводу, что новый метод исследования распознает болезни на ранней стадии их развития: по снимкам можно провести раннюю диагностику, выявить рецидив болезни и объективно оценить терапевтическое действие химических препаратов. В ходе исследований обнаружился еще один любопытный факт: разрядный процесс находится в зависимости не только от болезненного, но и от эмоционального состояния объекта. Приоткрылось окно в неведомый мир, но заглянуть туда успели немногие: работы супругов Кирлиан были переведены в разряд совершенно секретных, закрытых тем.
   Только через 25 лет со времени получения первых результатов супруги смогли опубликовать подробный рассказ о сути своего изобретения (визуальное или приборное наблюдение свечения газового разряда, возникающего вблизи поверхности исследуемого объекта при помещении последнего в электрическое поле высокой напряженности) и результатах исследований. Вышедшая в издательстве "Знание" брошюра "В мире чудесных разрядов" стала настоящей сенсацией. Зарубежные ученые, проверив метод и убедившись, что это принципиально новый ключ к тайнам природы, назвали мерцающие излучения живых и неживых объектов "эффектом Кирлиан", навеки вписав это имя в историю науки. У нас долго не хотели обращать внимание на возможности применения этого эффекта - только в конце 70-х президиум Академии наук СССР соизволил рассмотреть "состояние вопроса".

Душа на экране компьютера

  
   В России одним из ведущих специалистов по кирлианографии стал учёный из Санкт-Петербурга, профессор Константин Георгиевич Коротков. Им создан комплекс аппаратуры для исследования биологических объектов методом газоразрядной визуализации с прямым вводом газоразрядных изображений в компьютер. Комплекс позволяет наблюдать развитие изображения в реальном времени, в обычном, не затемненном помещении, записывать их, преобразовывать, хранить в памяти компьютера. Разработанное программное обеспечение дает возможность построить поле человека, наблюдать его изменения и количественно оценить параметры изображений для четкой оценки динамики происходящих в организме процессов. И в середине 90-х у Короткова рождается смелая идея: "А что, если...".
   Был задуман и осуществлён уникальный эксперимент, объектом которого служили тела недавно скончавшихся людей. Левая рука мёртвого тела фиксировалась на подставке, и каждый час в течение трёх-четырёх суток делались газоразрядные фотографии четырёх пальцев и кисти. Фотографии проявлялись, сканировались и направлялись на компьютерную обработку. В ходе эксперимента менялись производившие съёмку операторы и принимались во внимание фоновые факторы (напряжённость электрического поля Земли, электрическая проводимость воздуха, содержание в нём озона, влажность и атмосферное давление, уровень солнечной радиации и другие). Так были получены газоразрядные кривые (изменение свечения пальцев объекта во времени).
   Предыдущий опыт показывал, что светятся как живые, так и неживые объекты, однако по-разному. Монотонное снижение интенсивности свечения ожидалось, но исследователи столкнулись и с неожиданным: на кривых наблюдались ярко выраженные колебания и пики, появившиеся спустя какое-то время после смерти человека, служившего объектом опыта. И это было необъяснимым в рамках обычных представлений о том, что происходит с телом человека после его кончины.
   Оказалось, что на характер изменения кривых влияет причина смерти. Были выявлены три характерные группы кривых. Первая группа - это "спокойная" смерть от естественных причин, обусловленных состоянием организма (гипертония, ишемическая болезнь, сердечно-сосудистая недостаточность). Свечение угасало при незначительных переколебаниях. Вторая группа - "резкая" смерть от черепно-мозговой травмы в результате дорожно-транспортного пришествия. Для этой группы характерно наличие резкого пика (в одном случае - через 8 часов после смерти, в другом - спустя сутки). И, наконец, третья группа - "неожиданная" смерть в результате стечения обстоятельств, которых при более благоприятных условиях можно было бы избежать (самоубийство и нелепые несчастные случаи). Здесь наблюдались большая амплитуда и длительность колебаний по сравнению с предыдущими группами, общее уменьшение амплитуды от начала к концу эксперимента, всплеск интенсивности по ночам, локальный спад интенсивности свечения в конце первых суток и резкий спад в конце вторых суток. Кроме интенсивности, группы отличались друг от друга также конфигурацией (характером) свечения.
   Сугубо материалистические объяснения строго зафиксированного явления не давали исчерпывающего ответа. Поневоле напрашивался вывод, что при "спокойной" смерти душа расставалась с телом без особых "возражений", смиряясь с неизбежным, а в других случаях была "ошеломлена" случившимся и даже "бурно негодовала" по этому поводу. Напомним, что характер газоразрядных фотографий людей и их отдельных органов зависит не только от физического и физиологического, но и от эмоционального состояния человека. Но о каких эмоциях может идти речь, если мы имеем дело с трупом?
   Результаты опытов К.Г.Короткова вызвали огромный интерес среди учёных. Конечно, это только начало, и о каких-то обобщающих и далеко идущих выводах можно говорить лишь на основе десятков и сотен опытов, но ведь самая длинная дорога начинается с первого шага.
  
   Широко известен такой постулат диалектического материализма: "Материя не исчезает". Эзотерика утверждает, что мысль материальна. Стоящие на позициях классического материализма учёные связывают (или даже отождествляют) человеческое сознание (в широком смысле слова - духовный внутренний мир человека во всём его многообразии) со слабыми электрическими импульсами - с биотоками головного мозга. Но ведь электрический ток (электрическое поле) - вещь вполне материальная (и даже фиксируемая и точно измеряемая). Отсюда следует логический вывод: электромагнитный "портрет" сознания любого человека продолжает (в той или иной форме) существовать и после прекращения деятельности мозга этого человека - после смерти. Окончательный вывод напрашивается...
  

март 2005 года, Санкт-Петербург


 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com М.Юрий "Небесный Трон 3"(Уся (Wuxia)) Н.Мор "Карт бланш во второй жизни"(Любовное фэнтези) Я.Ясная "Невидимка и (сто) одна неприятность"(Любовное фэнтези) В.Чернованова "Попала! или Жена для тирана"(Любовное фэнтези) Д.Сугралинов "Дисгардиум 5. Священная война"(Боевое фэнтези) Р.Маркова "Хранительница"(Боевое фэнтези) Д.Сугралинов "Дисгардиум 2. Инициал Спящих"(ЛитРПГ) Т.Мух "Падальщик 3. Разумный Химерит"(Боевая фантастика) В.Бец "Забирая жизни"(Постапокалипсис) А.Найт "Наперегонки со смертью"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Институт фавориток" Д.Смекалин "Счастливчик" И.Шевченко "Остров невиновных" С.Бакшеев "Отчаянный шаг"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"