Копацкий Александр Дмитриевич : другие произведения.

Шанхай 2019

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

Итак записки человека который никогда ранее не выезжал за рубеж. Да и в пределах Союза перемещался весьма скромно. На север до Питера, на восток до Ростова, на юг до Туапсе, на запад до Львова. Но это все вроде как перемещение по собственной квартире. Родная страна, всюду свой народ с понятной речью и вполне прогнозируемым поведением в смысле выпить по любому поводу и без повода, просто потому, что душа требует. А тут не просто заграница, а целый тебе Китай страна загадочная и малопонятная, очень древней культуры самобытной и оригинальной. Да в добавок еще Катар и Эмираты, так как прямой рейс из Киева в Пекин, почему-то отменили. Туда летели через Катар, аэропорт Доха. Затем через 5 часов дальше в Шанхай.

На троих было три чемодана разного цвета и упитанности и три рюкзака. Самый тяжелый затянул на 27 кило когда взвешивали перед тем как обернуть полиэтиленовой пленкой. Пленкой оборачивают чемоданы оказывается для того, чтобы при погрузочно-разгрузочных работах, случись работникам в припадке трудового энтузиазма разбабахать пластиковый чемодан вдребезги-пополам они, бедняги не надрывались потом собирая рассыпанные вещи. Все остается в полной целости и сохранности с добавлением пластиковых обломков. Матерчатые чемоданы не оборачивали - попробуй его разбить или порвать, три пота сойдет. Усилия в достижении цели не соответствуют полученному результату, можно не стараться. Ну, а если внутри чемодана, что-то разобьется - тут претензии не принимают -сам виноват. Вот этого-то мы и опасались потому как в каждом чемодане находились самым тщательным образом упакованные бутылки с вином - образцы продукции для продажи. Сохранение бухла - это святое, для славян - это непреложная истина не подлежащая сомнению и обсуждению. Еще в снаряжение входила одна сумка типа патронташ для хранения наиболее ценных вещей: паспорта, билеты, мобильник и прочее.

Поезд в Киев отправлялся в 7 часов. Экспресс. В самом деле ехал шибко быстро. На отдельных участках скорость доходила до 160 км. в час. К сожалению колея, на мой взгляд, не очень соответствовала такой скорости. При передвижении по вагону следовало двигаться от сиденья к сиденью где нужно было хвататься мертвой хваткой за ручки на спинках иначе удержаться на ногах было очень трудно, по силу это было только цирковым эквилибристам и проводникам этих вагонов и в том и другом случае как следствие долгих и изнурительных тренировок. вагоны в поезде 1 и 2 классов. Первый отличался от второго тем, что по сторонам от прохода находилось по два кресла. .Во втором классе с одной стороны 2 кресла, с другой 3 . С одной и другой стороны прохода кресла ориентированы в разные стороны. При любом направлении движения кто-то смотрит вперед, кто-то назад. В первом классе кресла не на много, но более комфортабельные, более широкие, более удобные. И в первом и во втором классе кресла снабжены выдвижными столиками с местом для стакана или бутылочки с водой. В первом классе пассажиров развлекали телевизоры в количестве 4 штук висевшие под потолком. Средние два с экранами на обе стороны так, что телевизионным вниманием никто обделен не был. За время поездки видеоряд транслируемый по ящику повторился и пошел на третий круг. Кроме всякой лабуды на экране отображались текущее время, температура за бортом и скорость передвижения. Служивые в форменном прикиде предлагали желающим за отдельную плату чай, кофе, воду и прочее. Любители экстремального питания могли прогуляться хватаясь за спинки в буфет где могли отовариться булочками, сосисками и прочим продовольствием. Имея деньги, умереть от голода и жажды было затруднительно.

То, что в нашей стране прогресс тоже имеет место быть убедился при проверке билетов. Только несколько закостенелых ретроградов и консерваторов, вроде меня, предъявили бумажные билеты, все остальные демонстрировали смартфоны с оплатой.

Остановки поезда только на крупных станциях и буквально на несколько минут.

В Киеве было +12 и солнечно. нас встретили, отвезли на улицу Бассейную (район Бессарабского рынка).в гостиницу где мы оставив чемоданы и рюкзаки разошлись по интересам. Саша отправился по делам, а мы, с Дмитрием отправились в длительную пешеходную прогулку по Киеву, типа тренировка перед Шанхаем. Прошли весь Крещатик от бессарабского рынка до конца, до парка. между парком и Владимирской горкой построен пешеходный мост открытый в этом году. Мост почему-то идет зигзагом. Имеются вставки из стекла стоя на которых можно наблюдать как копошатся внизу прохожие и проезжают машины. Вот только прикол в том, что стекло, наверное, все же надо очищать от пыли и мусора, иначе плохо видно и эффект совсем не тот. Но, очевидно скорее всего предложат посетителям обуть мягкие тапочки за отдельную плату, заодно и стекло протрут. Двойная выгода. От Владимирской горки путь пролегал по бульвару сплошь уставленному киосками где варят глинтвейн на любой вкус. Этого глинтвейна там просто завались. Тот, который мы пробовали в общем-то так себе, правда горячий, в сырую погоду и мороз самое то. Далее путь пролегал по Андреевскому спуску, мимо знаменитой Андреевской церкви на Подол. Ранее по этому спуску не ходил, ограничивался обзором сверху, от церкви. Спуск оказался неожиданно длинным и извилистым. Сфотографировали дом описанный Булгаковым в "Днях Турбиных". В метро до проспекта Бандеры и по проспекту пешком до магазина спортивной одежды и назад, до метро тем же порядком. Метро до площади Толстого и пешком в гостиницу, где уже находился Саша, закончивший в Киеве свои дела. На следующий день отвезли на вокзал, южную его часть откуда моторный вагон доставил нас в Борисполь в аэропорт. Вагон на дизельной тяге следовал всего с одной остановкой на Дарнице.

Вполне современный Киевский аэропорт. Просторный, светлый, чистый. Зарегистрировались, сдали чемоданы, которые в следующий раз увидели аж в Шанхае и посидели в кафе до начала регистрации. Вот так в первый раз в жизни и оказался за границей, хотя еще и в аэропорту.

Летели на аэробусе ДС-9 Катарской авиакомпании, оказывается это одна из лучших авиакомпаний мира. судя по сервису таки да. Ряды обозначены цифрами кресла в ряду буквами. По бортам два кресла, по середине 3. Всего 7. Нам достались средние. Девчата-стюардессы, скорее всего, славянки, а единственный хлопец - явно араб. Обслуга между собой и с пассажирами общались исключительно по аглицки. Время полета 6 часов. Вскоре после взлета, развозили коктейли, соки, вино, водку, пиво - по желанию. Потом обед. Салат, курица в виде котлеты, картофельное пюре и десерт в виде творожной массы. Бутылочка воды граммов на 200. Убрав посуду развозили чай, кофе или соки кому чего. Еда показалась безвкусной. Дмитрий объяснил, что на высоте у человека меняются вкусовые ощущения. Скорее всего, даже наверняка так и есть потому, что во всех остальных самолетах было то же самое. Не котлеты, яичница, колбаски, а просто ЕДА. Хуже всего с харчами в компании Дубаи: ложка консервированной фасоли, ложки 4 пюре и колбаска размером с мизинец. Стаканчик с водой граммов на 50. В Катарской авиакомпании солиднее, все подавалось на подносе два контейнера с салатом и десертом граммов по 100 каждый, побольше контейнер с основным блюдом (вместо пюре можно было заказать рис, вместо курицы пасту, она же макароны). Салфетка в которую завернуты стальные нож, вилка, ложка. Вся посуда пластик. Одеты стюард и стюардессы в темно красные костюмы. У женщин с правой стороны из под шляпки примерно до плеча свисает кисея белого цвета или как правильно назвать этот лоскут ткани не знаю.

Маршрут полета полегал на юг, в районе Болгарии, над морем повернул налево и над Турцией и Персидским заливом долетели до этого самого Доха. Маршрут можно было наблюдать по телевизору в спинке переднего сиденья там самолет накладывался на карту местности. Такая же картинка транслировалась на телевизор в салоне, разбавленная показаниями приборов как у пилота, цифрами скорости, высоты, температуры в милях и километрах. По персональному телевизору можно было смотреть фильмы, телепрограммы, мультики. знакомиться коротко со страной Катар, получить сведения об одноименной авиакомпании и даже вдумчиво ознакомиться с кораном. Фильмов было не очень много. Голливуд представляли всего десятка полтора фильмов, столько же Европа, а индийские были представлены гораздо разнообразнее. Правда фильм мне посмотреть так и не удалось. Я героически сражался с пультом телевизора, как Геракл с Медузой Горгоной, хотел посмотреть какой либо боевик. чтобы не задействовать выдаваемые наушники, те нужны при просмотре детективов и драм где герои говорят, говорят и говорят именно из их диалогов проистекает смысл фильма. С боевиками все проще: вот хороший парень, вот плохие парни пытающиеся обидеть хорошего. Вот он их мутузит как Тузик грелку и метко поражает первым же выстрелом из любого вида оружия. Красота для глухого или дебила самое то. Однако пульт не сдавался и пытался подсунуть мне индийские фильмы или предлагал вдумчиво изучит коран. Хотя карту полета показывал по первому требованию. После длительного и упорного сопротивления пульт сдался и выдал на экран боевик, но к тому времени мне это мероприятие уже надоело и я выключил ящик, вернее ящичек, а еще точнее коробку. Занялся книгой и кроссвордом.

Считаю, что битва с пультом закончилась со счетом 1:1.

 []

Если аэропорт в Киеве был большим, аэропорт Доха был просто огромным, весь в огнях, сверкающим и праздничным. Если смотреть сверху на здание аэропорта, то похож на человека с раздвинутыми ногами и раскинутыми в стороны на уровне плеч руками. Центральное помещение в верхней части груди. О размерах. На схеме висевшей в районе "почек" было указано, что от этого места до конца "руки" можно дойти за 10 минут. Исходя из средней хрестоматийной скорости пешехода получается около 1 км. Хотя Дмитрий прогуливаясь от этого же места до центрального зала сказал что его шагомер показал расстояние в один километр, да и чисто визуально похоже на версту. Наверное на схеме указано время для передвижения быстрым шагом или даже бегом трусцой, типа чтобы попасть к нужному терминалу вовремя выходите заранее. Вдоль "рук", "ног", "туловища" посредине устроены огражденные движущиеся тротуары. Как эскалатор, только горизонтальный с движущимися по верху перилами так же как и на эскалаторе.

 []
Дмитрий и Александр на этом самом движущимся тротуаре.

Кому лень топать ногами могут передвигаться с помощью техники, хотя и не намного быстрее. Кому уж совсем лень могут подняться на эстакаду внутри аэропорта где вдоль "туловища" и "ног" курсируют электропоезда. Один слева, другой справа. Грохота железной дороги нет. Скорее всего вагоны на резиновом ходу. Проводов над вагонами тоже нет, спрятали. Ходят поезда часто, без промежуточных остановок. Время стоянки в тупике примерно соответствует времени на посадку-высадку пассажиров и на то, чтобы машинист перешел из головы в хвост состава ну может быть плюс пару минут. Вдоль движущихся тротуаров ходит мужик с тележкой на которой находятся все мыслимые и немыслимые устройства для уборки. Если видит пятно на стекле которое отделяет движущуюся часть немедля хватает брызгалку, тряпку и устраняет дефект. И вообще в аэропорту очень чисто занимаются этим благородным делом индусы или уж совсем черные, может быть настоящие патентованные негры и получается у них неплохо. Правда передвигаясь по аэропорту использовали тележку вроде той, что в супермаркетах. Димин рюкзак лежал на нижней полке, кончик лямки волочился по полу и за пару часов хаотического перемещения ухитрился нацеплять на себя немного пуха. Местные дамы все в черном. У одних открыты только глаза у других все лицо - это видать самые эмансипированные. Местные мужики в длинных, до пят рубахах ослепительно белых и, почему-то в сандалиях на босу ногу. На голове белый платок под черным обручем. В рубахах как в брюках карманы. Меня раньше интересовал вопрос: где они держат деньги, сигареты и прочее. Оказывается именно там. С сожалению мы не успели на обзорную экскурсию которую компания организовывала для транзитных пассажиров. Все места были заняты, а там где были свободные места мы не успевали по времени на самолет. Так, что впечатление о Катаре ограничилось территорией аэропорта. Примерно через 150 метров имелись туалеты. ВСЕ!!! туалеты во всех аэропортах где мы были БЕСПЛАТНЫЕ. Между изображениями мальчика и девочки изображена инвалидная коляска - значит отдельная кабинка для инвалидов. Иногда кабинки находятся между М и Ж иногда внутри. Ради интереса заглядывал в кабинку она гораздо больше по размеру и установлено биде. Никаких ступенек. Еще есть отдельные, обозначенные изображением мечети, помещения где можно молиться. В Дубаи видел в таких помещениях спящих на матрасах людей, сразу вспомнил, что читал о том что любой правоверный может переночевать в мечети запросто и бесплатно. Отдельное помещение для молитвы для женщин, на табличке женский силуэт и мечеть.

Полет в Шанхай на Боинг 777. Время полета 13 часов. В этот раз по бортам по 3 сиденья, посередине 4. На каждом сиденье лежит подушка, одеяло, в отдельном пакетике зубная щетка, зубная паста, беруши, шторки на глаза(или как их назвать эти непрозрачные очки) и носки. Тот же телевизор с тем же набором программ (все же одна и та же компания "катар"). Среди стюардесс были явно китаянки, ну и традиционно один мужик араб. Среди пассажиров китайцев было примерно 90%. Кормили два раза. Сразу после взлета и незадолго до посадки по тому же сценарию: соки, вино, пиво. Обед. Чай, кофе. Спать сидя - то еще удовольствие, да еще в тесноте, но удалось поспать несколько часов. Шанхайский аэропорт показался еще большим чем в Катаре. Правда какой-то суровый и мрачноватый. Процедуры контроля въезда начались со сканирования отпечатков пальцев, после чего автомат выдавал бумажку и текстом на китайском очевидно о том, что отпечатки в паспорте и у владельца совпадают. Потом заполнялась бумага с указанием имени и фамилии цели визита и после небольшой очереди предстали перед суровым китайским погранцем, который глянул на тебя как перед расстрелом и сразу захотелось покаяться во всех грехах начиная со школьного возраста. Тем не менее не дождавшись раскаяния ляпнул печать мы оказались в Китае. Таможенники не шмонали, так как мы прошли по зеленому коридору тем самым заявляя, что нам нечего декларировать и ничего противозаконного у нас нет. Из аэропорта можно уехать на метро, автобусе и такси. Ехали на такси. Через 50 км. оказались у дома где нам предстояло прожить несколько дней. По дороге наблюдали жилые районы. Высотные дома без особых изысков характерные для современной архитектуры хоть в Киеве, хоть В Чикаго, хоть в Шанхае. В общем, издалека, ничего сногсшибательного. Хотя вблизи все очень красиво. Много зелени. Трава кусты и деревья все ухожено, подстрижено, причесано и чисто. Как в Киеве символом является клен, так и здесь символ Шанхая дерево очень похожее на клен местной разновидности Во всяком случае листья очень похожи, хотя и не окрашены как у нас в желтый и красный цвет скорее всего потому, что уже на дворе декабрь месяц. Их, деревьев этих, много, растут вдоль улиц смыкаясь кронами над проезжей частью. Летом должно быть очень красиво. А сейчас листья почти облетели но еще не все, еще держатся - сказывается более теплый климат.

 []
Типичная улица того района, где мы жили.

Вообще зелень здесь очень любят. Скверы и парки как игрушка. Все подстрижено, вычищено, убрано. Гулять по такому парку просто удовольствие. Глаз радуется и настроение поднимается.

 []

Ухаживает за зелеными насаждениями старательно и регулярно. Ночная улица. Тротуар отделен от проезжей части металлическим заграждением. На заграждении висят ящики для цветов. Пустые. Но сверху лежат кустики или цветы с комом земли. Еще удивился что просто так валяются. Оказывается все правильно. Это их просто разложили перед посадкой. Чем и занималась бригада из 5мужиков которые двигались по улице вдоль ограждения и закапывали кусты в землю. Почему это надо было делать в 12 часов ночи не знаю. Очевидно какой-то смысл в этом был, посторонним, тем более европейцам, не понять. На фото видны прокатные велосипеды. Это отдельный разговор.

На каждом перекрестке, возле магазинов и метро, в общем везде стоят велосипеды. Любой желающий может своим смартфоном разблокировать замок на заднем колесе (так как у нас производят оплату в трамвае) садиться и ехать куда заблагорассудится. Стоит это примерно 10 гривен в час. Приехав к месту назначения, можно даже просто посреди квартала, ставишь велосипед на подножку, рукой блокируешь замок, с этого момента оплата перестает сниматься и топаешь куда надо. Чрезвычайно удобно и дешево (проезд в автобусе стоит примерно 7 гр, минимальный проезд в метро - 10 гр).

 []  []

На улице постоянно попадаются китайцы на таких велосипедах. Очень популярный транспорт. Хотя встречается немало и своих, личных велосипедов, их сразу видно потому, что для проката сделаны специальные велосипеды. Рама сделана по типу дамского велосипеда. Скорость всего одна учитывая то, что Шанхай лежит на ровной местности больше и не надо. Колеса на литой резине. Иногда в по окружности, в шахматном порядке имеются отверстия, но чаще просто литые. Учитывая то, что дороги в отличном состоянии, булыжного покрытия, ям и ухабов нет то чувствуешь себя довольно комфортно, да еще и широкое мягкое сиденье. Благодаря литой резине и ровной дороге получается легкий ход, а сама езда доставляет удовольствие. Каждый велосипед снабжен небольшим багажником впереди в виде корзинки. Сумку, рюкзак или пакет из магазина вмещают вполне. Цепь закрыта кожухом и можно не опасаться, что брюки попадут между цепью и звездочкой. Тормоза ленточные приводятся в действие рычажками на руле. Несколько раз пользовались услугами проката добираясь ночью домой. Не обошлось без сложностей. Почему-то одному человеку нельзя брать больше одного велосипеда. Хорошо, что фирм занимающихся прокатом несколько (отличаются цветом рамы велосипеда) и приходилось брать разных фирм, чтобы на всех хватило. Однажды пришла в голову идея покататься. На другом берегу Янцзы, в деловом районе взяли на прокат велосипеды и поехали по набережной. На набережной между собственно набережной и идущей параллельно реке дороге была оборудована дорожка для бега и рядом дорожка для велосипедистов, причем двухполосная разделенная по-взрослому прерывистой осевой линией. Для велосипедов дорожка черного цвета, для бегунов красная. Большую часть дорожки шли рядом, но иногда расходились и, потом, снова соединялись. Плавные повороты, небольшие подъемы и спуски и все это среди деревьев, кустов и цветников, подстриженной газонной травки, все с китайским прилежанием вычищено, вылизано ухожено до последней невозможности. Дорожка освещена. Благодать полная. Крутишь себе педали и получаешь удовольствие. Правда, очень здорово. Под такое настроение просвистели 25 километров пока дорога не кончилась. Тупо скрылась за забором. Пришлось по навигатору, какими-ми закоулками, типа нашей промзоны, выбираться к цивилизации, на большую дорогу, по ней добрались до метро, бросили велосипеды и на метро вернулись в центр. Вот там, на бездорожье, трясло как положено, сказались литые шины. Но так, как в основном дороги хорошие, то литые шины себя вполне оправдывают. Почти на всех улицах выделены велосипедные дорожки. Иногда они отделены от проезжей части заборчиком, иногда нет. По этим дорожкам ездят на великах и скутерах. Имеются и личные велосипеды, все типа наших обычных дорожных, с одной передачей.

 []  []
Основной вид транспорта.

На скутерах ездят все и возят все. Все скутера электрические (такой закон). Правда видел один раз (!) скутер с выхлопной трубой. Ездят бесшумно и воздух не загрязняют. Посыльные развозят еду по заказам только на скутерах. В ногах у него термокоробка, чтобы довезти еду теплой. Очевидно посыльным платят от количества выполненных заказов потому, что они бегают самым натуральным образом. Подъехал, поставил на подножку,вытащил "ключ зажигания", ухватил пакет с заказом и чеком, убежал, примчался назад, воткнул ключ и исчез. Так как температура в это время года в общем бодрящая, то почти все скутера оборудованы утеплителем. Стеганая накидка закрывающая грудь, руки и ноги от встречного ветра. На правом снимке на хорошо видна. Очень часто ограничиваются только защитой рук. Такая себе рукавица закрывающая на руле рычаги тормозов и ручку "газа". Очень немногие используют для защиты рук от холода перчатки. Защитные шлемы носят в основном посыльные, их легко отличить по униформе с надписями. Ездят на скутерах как бог на душу положит. И на красный свет, и по диагонали перекрестка - лишь бы быстрее, в этом, пожалуй у нас с ними родство душ. Переходя улицу на зеленый свет по "зебре" обязательно нужно смотреть по сторонам, чтобы не попасть под скутер. Широко распространены грузовые трехколесные велосипеды. С электроприводом или педальные. Размеры кузова примерно метр на полтора. Массивные колеса с толстенными спицами. Грузоподъемность ну, наверное до 200 кг. Больше, пожалуй, не покрутишь педалями, да и аккумулятор быстро сдохнет. Приходилось видеть это средство передвижения с досками и прочим ДСП уложенными выше головы водителя. На таких средствах передвижения рассекают уборщики мусора в синей униформе с раскрашенным в такие же цвета велосипедом. На левом снимке скутеристка рядом с временным покрытием дорожного полотна. Это листы стали толщиной миллиметров 30 которые временно закрывают вырытую канаву. Чтобы не было скачков при наезде на лист уложены резиновые клинья смягчающие удар. Толщина листа позволяет выдержать вес тяжелого грузовика не деформируясь. Листы при наезде, конечно громыхают, но если уложены тщательно то нет. Дороги в идеальном состоянии. Где-то, наверняка есть и ямы и ухабы, но в центре - все отлично. Ни разу не видел на дороге ямки.

В городе очень чисто. Когда мне Саша говорил, что на каждого китайца с сигаретой есть китаец с совком и веником, я усомнился. Оказывается так и есть. Убирают тщательно и скрупулезно со всем китайским прилежанием . Своими собственными глазами видел уборщика или уборщицу (хрен их там разберешь под капюшоном надвинутом на глаза) который или которая в 11 часов ночи, ПОД ПРОЛИВНЫМ ДОЖДЕМ !!! собирал веником в совок упавшие листья. Для нашего человека - это за гранью реальности. От урны к урне передвигается человек, как я уже упоминал с грузовым великом и опорожняет урны. Иногда, вытаскивает мусор вместе с мешком и укладывает в кузов, чаще мусор выбирают или длинными щипцами или просто руками, один раз видел как выгребал мусор голыми руками. В тележке мусор рассортирован. Бумажные стаканы отдельно, пластиковые стаканы и бутылки отдельно и так далее. Таких уборщиков приходилось встречать и днем, и вечером, и ночью. Еще раз повторю: везде чисто и убрано.

 []

Типичная урна для мусора. Два отделения обязательно. Для перерабатываемых отходов и для не перерабатываемых. Иногда добавляется для пищевых отходов. Сверху пепельница для окурков. Рядом цветом. Возле урны уборщица со своими служебными причандалами. В кармане обязательный смартфон. Китаец без смартфона, как человек без головы. Марлевая маска на лице это не элемент униформы, такие маски носят очень многие.

Метро в Шанхае - это нечто. Протяженность всех линий 800 км. Около 500 станций. В день перевозит 10 миллионов пассажиров. Если посмотреть на схему метро, то кажется, что под городом кроме тоннелей и станций ничего нет, никакого грунта - только пустота. 17 линий (правда нет 14 и 15) все линии кроме номера имеют свой цвет. Чтобы разобраться во всех этих хитросплетениях нужно время. За 8 дней пребывания начал немного разбираться, но совсем немного, очень немного, чуть больше чем полный ноль. Система довольно запутанная иногда на одном перроне прибывают поезда разных линий, а чтобы уехать в обратную сторону на той линии на которой приехал нужно попетлять по переходам. Войти в метро можно двумя способами считать свой код со смартфона на турникете или же предъявить считывающему устройству карточку. Карточку можно приобрести на каждой станции, она же действительна и для автобуса и троллейбуса (автобусов в городе больше 1000 маршрутов. Троллейбусов 800) если не знаешь сколько стоит проехать от одной станции до другой можно обратиться к экрану со схемой метро курсором показать одну станцию, а затем другую автомат тебе тут же покажет стоимость проезда. Оплачиваешь смартфоном, или монетами, или купюрами. Оплатить можно и больше тогда на карточке после поездки останутся деньги и можно будет проехать еще раз или несколько раз. Карточка, которую выдает автомат размерами похожа на банковскую карточку, но без считывающей полосы с обратной стороны. При входе в метро обязательный рентген -контроль сумок, чемоданов, рюкзаков и прочих емкостей. За этим следят несколько служивых в форме не знаю полиция или метрополитеновская охрана. Один или несколько стоят и показывают, что укладывать для досмотра на транспортер и один смотрит на экран. После проверки турникет. Прикладываешь карточку к окошку. Турникет тебе показывает сколько у тебя на карточке денег и можешь проходить. На выходе опять прикладываешь карточку к окошку турникет тебе опять покажет сколько денег осталось и можешь выходить. Если карточка на разовую поездку то вставляешь ее в приемник, как в банкомате турникет ее проверяет если проехал столько сколько заплатил то зажигается зеленый сигнал и можешь выходить. Если проехал лишку турникет карточку выплевывает. Иди доплачивай и потом выходи. Благо идти недалеко. Есть специальный служивый и на такой случай.

 []

На перроне в обязательном порядке имеется барьер с раздвижными дверями. Иногда до потолка, как на снимке, иногда по грудь, но не ниже чем по пояс. Ну это понятно, чтобы вгорячах, в толчее не спихнули кого-нибудь на рельсы. Двери вагона останавливаются против дверей на перроне вместе открываются и вместе закрываются, при закрывании начинает мигать лампочка над дверью и подается звуковой сигнал. Вагоны метро соединены гармошкой как у нас в троллейбусе и можно пройти весь поезд из конца в конец. На станции, над дверями схематическое изображение линии по которой собрался ехать. Выделена станция на которой стоишь, выделена следующая станция. Линия с названиями станций куда едешь окрашена в один цвет, откуда приехал в другой. Названия станций дублированы на английском языке. Вся трагедия в том, что я ни английского, ни тем более китайского не знаю. Ну по аглицки еще сквер, центр или улица и так понятно, но это только отдельные слова. Благо, что сыновья знают английский, а младший, который в Китае бывает часто немного разбирается и в китайском, во всяком случае понимает о чем ему говорят аборигены. Внутри вагона та же линейка с маршрутом иногда дублируется похожей линейкой с лампочками красным цветом горят лампочки тех станций, которые уже проехали, зеленым - те, что впереди и мигает следующая станция. Иногда вместо линейки с лампочками стоит табло где бегущая строка сообщает о станции прибытия с дублированием по английски. Иногда только по китайски в таком случае приходится высчитывать сколько уже проехал и когда выходить. Поезда ходят часто. Даже не в часы пик ждали не больше 5 минут. В вагонах кроме обычных поручней еще дополнительно вертикальные поручни на площадках возле дверей, чтобы всем хватало за, что держаться.

 []
 []

Дорожка для слепых. Выделенная специальной плиткой на тротуаре. Продольные гребни вдоль движения если вместо продольных гребней круглые выступы как на правом фото значит впереди препятствие или изменение направления движения. Не знаю как в других районах. Но в центре только так. На всех тротуарах. Еще одно китайское чудо.

 []

Кухня в квартире. Для приготовления пищи явно не предназначена. Разогреть купленную или заказанную пищу запросто, но не больше. Небольшой холодильник. Сверху микроволновка, мойка, столик над тумбочкой и стиральной машиной, в углу чайник, сверху шкафчики для посуды и зачем-то вытяжка (ну разве чтобы запаха пищи в комнате не было). Все! Заодно стоит описать и саму квартиру. Справа от холодильника входная дверь. На двери электронный кодовый замок, код меняется через каждые 2-3 дня (защита от злоумышленников). Справа кухня, слева такой же по площади санузел за складной дверью. В санузле прямо раковина, слева унитаз, слева в углу душ. Душ от всего остального можно отгородить занавеской, а можно мыться прямо на унитазе. Все, включая пол - пластик. Под моей тушей пол слегка проседал, а унитаз покачивался, но слава богу выдержало и то и другое. Комната площадью примерно 17 - 18 метров. В комнате (против часовой стрелки) стол, шкаф для одежды. Полки с местом для занятий, угол, далее застекленная лоджия на половину стены, окно, на окне почему-то матрас и подушки, угол, кровать, диван еще один стол, угол, кусок стены, проем на кухню. Снять такую квартиру стоит 50 долларов в сутки, в месяц 1000 долларов. Сашин друг, который живет в этом же доме, но этажом выше говорил, что в 2019 году такую квартиру в этом же доме продали за 420000 долларов. Дом считается "апартаменты" и в центре города, но все же круто. Дом высотой 24 этажа, по сравнению с окружающими домами - недомерок. В доме 5 лифтов. Внизу, в вестибюле охранник. Чтобы попасть к лифтам на первом этаже нужно предъявить свою физиономию для опознания сканеру. Если имеешь доступ, дверь разблокируется. Таким, как мы, временным жильцам и посыльным приходится ждать когда кто-нибудь из жильцов будет входить или выходить. Выход свободный.

То, что в квартире нет кухни - в общем-то неудивительно. Система питания там очень развита. Рестораны, кафе и прочие харчевни не просто на каждом углу, но и между углами обязательно есть где перекусить и не просто перекусить, а основательно подкрепиться. Пожрать китайцы любят. Наверное отъедаются за всех голодающих предков. Хотя толстых на улице мало. Кому лень ходить в харчевню может заказать еду домой или на рабочее место причем доставка работает чуть-ли не сутки напролет. Кто не хочет связываться с доставкой, а в харчевню не успел могут воспользоваться "ночной едой". После 23 часов. Во двор приезжает тележка с полуфабрикатами. На деревянные шпажка нанизано все, чего душа желает: овощи (стручковая фасоль, ломтики картофеля (толщиной миллиметра 3 и числом 5-6), баклажаны (примерно такой же толщины) )и пр., сыр, рыба, кусочки мяса в том числе курица (средняя часть крылышка числом 2), практически все, что может взбрести в голову. Самостоятельно отбираешь желаемое и отдаешь человеку, который тут же, на мангале тебе все это поджаривает. Если желаешь забрать домой тебе упакуют, если желаешь съесть это все на месте пожалуйста к твоим услугам раскладной столик и пластиковые табуретки. Выпивка и пиво в соседнем магазине которые работают круглые сутки и которых в городе просто завались, почти в каждом доме. Подсчет съеденного производится по шпажкам. Расчет смартфоном. Китайская еда несколько непривычная, но вполне себе вкусная. Основная еда, конечно, рис и лапша. Если нет риса или лапши - это уже не еда. Юшка в блюдах, которая мне попадалась всегда была очень вкусная. Много специй и соусов. Которые и придают вкус блюдам потому как при приготовлении блюда не солят. Встречались и знакомые блюда. "суп овощной с томатом" в общем-то можно назвать борщом, но только тень нашего борща или яичница с помидорами. Когда приходится готовить это блюдо самому, то стараюсь сок помидорный выпарить, а китайцы наоборот, добавляют немного воды. Однако и то и другое было вкусно. Экзотические блюда вроде жареных кузнечиков или засахаренных мышей не пробовали. Не думаю, что такая экзотика вызвала бы живой отклик и понимание в наших примитивных европейских организмах. Питались в солидных заведениях. В мелких не были. Саша говорил, что там не поймешь: то ли еда протухла и с плесенью, то ли китайцы прикалываются над иностранцами, то ли так и надо. Лучше не рисковать. К местному питанию адаптация не потребовалась. В ресторанах прежде всего наливают гречишный чай. Мутная водичка с привкусом гречки приятная на вкус. Считается у них очень полезным для здоровья. Дома прочитал в Википедии, что отвар из черной татарской гречихи, которая растет в Китае действительно очень полезный напиток, помогающий от многих болезней и укрепляет иммунитет. Еще мне очень нравился чай который продавали в специализированных магазинчиках. В этих магазинчиках только напитки и только на вынос. Бумажный стакан запаивался пленкой потом протыкался трубочкой и всасывай себе на здоровье, не так быстро остывает и никого не обольешь. И, повторяю, чай очень вкусный.

 []

Это интересное блюдо которым угощались. Вот такой тазик внутри которого установлена еще одна емкость. И в малую емкость и в большую налит бульон. Один из бульонов мясной, второй не знаю. Посуда устанавливается в углубление стола на электроплитку. Подождав время малое пока бульон закипит, посетитель опускает в бульон прочие продукты которые заказал. На фото варятся пекинская капуста и грибы (высокая тонкая ножка и малюсенькая головка похожи на гигантскую плесень, но у китайцев довольно популярный продукт как называется не знаю). Сварившиеся продукты можно достать шумовкой, переложить в свою пиалу, добавить рис, специи, соусы и съесть, а в бульон добавить другие ингредиенты и повторить процесс. Можно налить юшку, имеется половник. Если бульон заканчивается служитель из кувшина добавит. Ходит с кувшином по ресторану. Заказать к бульонам, наверное можно много чего. В нашем варианте были крабовые палочки (к слову от наших не отличимы ни на вид, ни на вкус), баранина, свинина, листья салата, кроме тех грибов, что уже варятся еще грибы типа вешенки. В итоге получился очень вкусный отвар. Неспешное приготовление и поедание предполагает такое же спокойное, неторопливое общение, что очень важно в нашей суматошной жизни, хотя история этого процесса приготовления-поедания, скорее всего идет из глубины веков. В общем здорово, оригинально и вкусно.

 []
 []

Это паром. Вид снаружи и внутри.

С берега на берег или на пароме или метро. На другом берегу деловой центр. Утверждают, что 30 лет назад на этом месте был пустырь. Теперь сплошные небоскребы. Среди них третье по высоте отдельно стоящее здание в мире и телебашня шестая по высоте в Азии (видна на снимке).

 []

Этот самый небоскреб который третий в мире. Говорят, что китайцам надоело быть третьими и они желают стать первыми и намерены построить здание высотой один километр. А, что, и построят. С них станется. Гигантомания у них в крови вспомните хотя бы сооружение под названием "Великая стена". Не слабый объект -мечта любого прораба.

 []

Прогулочный кораблик. Так как сезон кончился, то большинство таких суденышек стоит на приколе вдоль набережной левого, противоположного берега. Он же считается европейским, а деловой центр на этом берегу из-за обилия небоскребов американским.

 []

Музей современного искусства. Я же говорю: "Гигантомания". В музее интересная экспозиция. В зале примерно метров тридцать длинной на стену высотой метров 6 спроектирована старинная гравюра из жизни китайской деревни. Гравюра оживлена и вроде как наблюдая с высоты видишь как ходят люди, провели караван осликов, там сидят за столиками и пьют чай. Обычный быт, обычной деревни много лет назад. Смотрится здорово.

 []
 []
 []
 []

Тщательно отреставрированный и ухоженный квартал для туристов. Этакая резервация старины. Все яркое, красочное и праздничное. Множество магазинов и лавок торгующих всем начиная от сладостей и кончая сувенирной одеждой ручной работы. Толпа людей сутки напролет. Все ходят с открытыми ртами не выпуская смартфоны из рук и снимая все подряд.

 []
Схема этого самого заповедника.

 []

Рядом с заповедником передвижной пункт полиции внутри мониторы которые контролируют ситуацию внутри исторического квартала. Назначение этих пунктов скорее всего несколько. Во-первых демонстрируют народу, что все под контролем и защитой, ну и, наверное, во-вторых, мы рядом и всегда готовы помочь. У полицаев в верхней части левого рукава с наступлением темноты загораются мигающие синий и красный огоньки, как на автомобиле, правда без сирены. Такие передвижные пункты видел возле каждого места скопления народа. Вообще полицаи там незаметны. Ходят не только без дубинок, но и без оружия. Что-то у него на поясе висит, ну может шокер или газовый баллончик но пистолета нет. Ихние Гаишники - это вообще лодыри и дармоеды. Стоят себе на перекрестках и никого не трогают. Нет, чтобы проверять аптечки и огнетушители я уже не говорю о правах и страховке прогуливаются себе и в ус не дуют. Правда один раз видели в деле. На главной пешеходной улице курсируют такие себе мини автопоезда из трех вагончиков на резиновом ходу из конца улицы в конец. Это кому лень ходить пешком. Машины на пересекаемых улицах не ездят, а скутера и велосипеды проскакивают. Вот служивый и блокировал движение пропуская вагончик с туристами. В руках светящийся красный жезл длинной сантиметров 15, которым он помахивал и при этом непрерывно свистел в свисток. Мы даже начали опасаться как бы он не надорвался, но обошлось. Крепкий попался или хорошо тренированный.

 []

Внутри заповедника для туристов пруд, он указан на схеме. Над прудом мостики которые связывают берег с беседкой посредине пруда. Вообще пруды любят они и в парках и монастырях в монастырях и в этом заповеднике в прудах рыба. Красные и желтые карпы, хотя и попадаются обычные. Вальяжно передвигаясь по каким-то своим рыбьим делам, карпы производят неизгладимое впечатление своими размерами. Ну до чего откормленные! Спина чуть ли не в две ладони шириной у некоторых экземпляров.

 []
 []

Действующий буддийский монастырь. Сказано, что для буддистов - это святыня мирового значения и к этому монастырю приезжают на поклон со всего мира. Здесь находится уникальная статуя Будды весом в 11 тонн. Саму статую сфоткать не удалось. Пока мы ходили внизу время для посещения вышло. Двери закрыли и "публику просют выйти вон".

 []
 []
 []
 []

Это, значит ихние святыни рангом поменьше, а справа внизу молится китаец. Сама процедура проистекает довольно быстро. Купил в автомате пучок ароматизированных палочек. Зажег их (огонь для этого перед ним) зажал между ладонями несколько раз поклонился, ну, скорее всего, при этом, что-то произнес, вслух или про себя, положил палочки под специальный, предохраняющий от дождя навесик и пошел себе дальше, по своим делам.

 []

Это вот этот самый навес и есть, а за ним, со светящимся экраном автомат по продаже ароматических палочек.

 []

Вот раньше писала пресса, что в японских корпорациях, в отдельных кабинетах устанавливали манекены с лицами непосредственных начальников. Если тебя начальник чем-то обидел или поступил несправедливо, ты можешь зайти в этот кабинет и отметелить чучело начальника чем попало, руками, ногами, палкой имеющейся для такого случая Получил эмоциональную разрядку и валяй работай дальше уже успокоившись и настроившись на работу, вместо вынашивания злобных планов мести. Никто тебе плохого слова нее скажет и никто не упрекнет. Но фиксируют чучела каких начальников чаще колотят и делают выводы. А вот если, наоборот, у человека прекрасное настроение то как ему в таком случае быть? Этот вопрос японцы не продумали. А китайцы придумали и вовсю используют в жизни. Вот представьте себе идет себе человек просто переполненный положительными эмоциями, весь из себя такой радостный и просветленный. Ну, может, ему премию дали, или у соседа потолок обвалился, или нелюбимый начальник скоропостижно сандали отбросил. Причин может быть много, а следствие одно -человека просто распирает от счастья и он это должен куда-то выплеснуть, иначе кранты. Ну душа у него поет. Вот тогда он заходит в такую кабину в любом торговом центре и поет себе караоке. Сам радуется и людей своими воплями не пугает. Попел в свое удовольствие и следует себе дальше, но уже полностью умиротворенный в прекрасном расположении духа. Ну разве не молодцы китайцы!

 []
 []

Это на улице просто так, чтобы было красиво. До праздников еще далеко. Просто так.

 []
 []

Справа водосточная труба. Это уже в другом монастыре, но тоже действующем. Слева очередь на молитву. Было воскресенье и людей было много. Были даже небольшие очереди. Подойдя к святыне становились на колени на специально положенные подушки по два человека зараз. Ладони сложены и держатся перед собой при этом скорее всего обращаются к божеству потом земной поклон, при этом руки укладываются параллельно туловищу ладонями вверх. Так несколько раз. И уступай место следующему. Все собранные и сосредоточенные.

 []
 []

Просто улица и переулок. За воротами, слева видна будка охранника или консьержа. Не знаю как правильно назвать. Таких служивых довольно много, почти в каждом переулке. Служивые в форме я так и не понял это полицаи на службе, полицаи на подработке или отдельная служба. А улица летом должно быть красивая и тенистая. На улицах мало припаркованных машин. На тротуарах никто не паркуется. На фото слева фургон что-то выгружает. Возле торговых центров тоже мало машин всех загоняются на парковки. При въезде на парковку светится табло указывающее сколько есть свободных мест. Видел светящуюся цифру "443". это значит в наличии 443 СВОБОДНЫХ МЕСТА!!! Е мое, а сколько же всего? И это только один небоскреб. Под набережной левого, "европейского", берега сплошная парковка.

 []

Главная прогулочная улица. Только для пешеходов. Шлифованный гранит под ногами. Вокруг море огней, магазинов, торговых центров и прочей благодати. Совсем мелкие предприниматели здесь предложат и массаж, и купить часы, и наверное еще чего-нибудь. Но не наглеют, как у нас цыгане. За руки не хватают, в карманы не лезут. Если отказываешься, отваливают. Почему-то часто предлагают часы наручные. Ходовой товар, однако. Ну и девушка с хвостом. Прикалывается, конечно, но зато все на нее внимание обращают.

 []
 []

"Американская" сторона. Вид с "Европейской" стороны. То самое место где 30 лет назад был пустырь. Теперь деловой центр. Хорошо видно самое высокое здание Шанхая, третье в мире по высоте. Рядом, слева здание всемирного торгового центра (здание с пустотой в верхней части). Мелочь. Всего 91 этаж. Мы поднимались на 87. лифт идет без остановок до 87 этажа за 1 минуту. Справа набережная "Европейской" стороны. Впечатляет. Набережная приподнята над водой и рядом лежащей дорогой. Под набережной, как я писал выше, парковка, всякие службы и туалеты. Все туалеты бесплатные. Примерно через каждые 200 метров. Китайцы предпочитают жить в чистом, а не обоссанном городе. Кстати туалет можно посетить в любом ресторане, супермаркете или торговом центре и никто слова не скажет. Надо. Иди. Вон там, за углом. Все бесплатно. Чисто и никакой вони.

 []

Очистка реки от плавающего мусора. Мусора довольно много, но чистят. На носу лоханки транспортер, поднимающий мусор в мусоросборник, плюс еще два мужика на носу с сачками (правый служивый в кадр не попал).

 []

Вот эта самая парковка под набережной. И опять до омерзения чисто и убрано.

 []

Великий кормчий на набережной. Он же председатель Мао. А восторженный идиот с бейсболкой в поднятой руке - это я. И никому он не мешает (памятник, конечно). Опять же все подстрижено, подметено, вычищено. Даже выбоин нет, не говоря о вырытых и брошенных ямах.

 []
 []

Леса из бамбука. Безусловно большинство строительных лесов вполне современные, но как видно используют и старые, испытанные временем дедовские методики и наработки.

 []
 []

Осколки старого города.

 []
 []

Еще один парк. Памятник основателям Марксизма. И здесь он никому не мешает. Никто не пытается его сносить как память мрачного прошлого. 8 часов утра. Дождь.

 []
 []

А народ в парке занимается привычным делом. Те, что на правой фотографии зарядкой. Правда спрятались от дождя под козырек рядом стоящего здания ( видны намокшая и сухая часть тротуара). А слева у людей более интеллектуальное занятие: пение хором. На синем табурете сидит аккордеонист, за людьми не видно клавишника, за колонной не видно дирижера, зато видны тексты песен вывешенные на больших листах бумаги. Все благостно и организовано. Я не выяснил имеет ли эти песнопения какой-то ритуальный характер или просто собрались попеть поутряне и разойтись по своим делам. Но судя по всему собираются регулярно.

 []

Этот городок которому, кстати 1700 лет и который теперь пригород Шанхая называют "Восточной Венецией". Это схема города для туристов. Видны все его каналы и протоки. И с каналами и с протоками прямо скажем не густо, до Венеции далеко, да и с архитектурными шедеврами в общем-то слабовато. Тем не менее...

 []
 []
 []
 []
 []
 []
 []
 []

Вот такая она и есть китайская Венеция. Лодки приводятся в движение веслом на корме. Весло закреплено на шаровой опоре. Лодочник двигает весло в горизонтальной плоскости и каким-то трудно постижимым образом лоханка передвигается вперед. Причем довольно быстро, ну примерно чуть больше скорости пешехода. Лодки сделаны из дерева, в основном, хотя на правом снимке хорошо видна арматурина торчащая на носу, значит из железобетона, скорее всего арматура обмазанная цементным раствором. Еще во времена диалектического материализма читал в газете, как несколько энтузиастов из КБ ЮМЗ сварганили себе такую яхту и рассекали на ней по Днепру. Дешево и сурово. Но железобетонную посудину сподобился увидеть в Китае.

 []
 []
 []
 []
 []
 []

Вкипедия утверждает, что в старой части города сохранились дома 10-12 века. Возможно они есть и на этих снимках, только я не знал какие именно.

 []
 []

Устройство для выдавливания сока из сахарного тростника. И сам сок в бутылочке. По вкусу сладкая водичка с легким привкусом. Мне показалось, что с привкусом дерева, но остальные со мной не согласились.

 []
 []

Поезд курсирующий из Шанхая в аэропорт. Поезд на магнитной подушке. Время следования 10 минут, расстояние 30 км. Обратите внимание на показания скорости, хотя максимальная скорость достигнутая на испытаниях 430 км\час.

В заключение еще кое, что.

Наличные деньги в Китае практически не ходят. В большинстве оплачивается смартфоном, хотя и кредитными карточками не брезгуют. Нищий, НИЩИЙ!!!, сидит на тротуаре дует в какую-то сопилку из ряда то-ли камышовых, то-ли бамбуковых трубочек, перед ним шапка и на донышке QR-код для пожертвований. Хотя видел и шапку с наличными у нищего, довольно много банкнот и монет. Правда сам владелец относился к делу сбора подаяния крайне индиферентно - дрых накрывшись с головой одеялом на тротуаре, только грязные, босые ноги наружу торчали. В магазине, пока ребята присматривались к шмоткам, подошел еще один люмпен с монетками которыми тарахтел в миске. Среди монет увидел до слез знакомый украинский полтинник. "Вот - думаю- наши люди и здесь есть". Со слезами умиления выдал ему еще один полтинник. Абориген с недоумением повертел их в руках, потом протянул их мне, типа забирай их и вали на х... Но я гордо отказался: украино туристо взяток не берут-с. Позже оказалось, что этот полтинник в этом магазине подсунул ему Дмитрий за пять минут до наезда на меня. В магазине нищий попался единственный раз. Как он просочился мимо охраны неизвестно, а может быть это просто местная знаменитость, которую в шею гнать западло. Кроме описанных случаев встречи с местными бомжами на глаза попадался еще один и все. Больше не видел, хотя вполне возможно, что в других районах города их больше, но в центре Шанхая за 8 дней встретил четверых.

Чего я в Китае еще не видел. Открытых люков. Хозяек с сумками полными провизии, оказывается здесь не принято затариваться на много дней вперед. При развитой системе питания и, отсутствии кухонь это не удивительно. Не видел рекламы по телевизору, а на улицах бил бордов, да и вообще с рекламой там напряженка, почти полное отсутствие.

Говорят китайцы громко. Попервах думал, что ссорятся, но оказывается, по ихним понятиям, чем громче, тем больше уважения собеседнику. Сам язык надо учить с детства или долго и упорно (рискуя сойти с ума). Чтобы считать себя грамотным человеком нужно знать около 2000 иероглифов, полный словарь насчитывает 80 000 иероглифов, а в Японии в какой-то библиотеке есть словарь содержащий в себе 130 000 иероглифов, но это еще не все много зависит от того КАК слово произносится. Это определяется тоном всего их 4 и еще один нейтральный. В зависимости от тона (указывается над иероглифом особым образом) значение слова может меняться абсолютно. В русском языке да и в остальных европейских языках как слово "табуретка" не произноси, повышая звук в начале, середине или в конце слова все равно "табуретка" останется "табуреткой". У китайцев не так. В статье в интернете приводится пример, как в зависимости от того как произносится одни и те же иероглифы могут означать понятие "мама", "ольха", "лошадь", "ссорится". Тут даже и литра водки на каждый день не хватит разобраться. Интересно они отправляют СМСки. Раньше я никак не мог уразуметь все же 2000 иероглифов. Как их запихнут в клавиатуру? Китайцы придумали способ даже два. Первый это когда набираешь произношение иероглифа латинскими буквами телефон тебе выдает близкие по начертанию иероглифы, выбираешь тот который надо и заносишь в СМС. Второй когда на экране пальцем рисуешь иероглиф и опять тебе выдается несколько возможных вариантов, осталось выбрать правильный. Башковитый народ - эти китайцы. Просто спасу нет.

Ни разу не видел, чтобы продавали книги, журналы, газеты. Все вытеснил смартфон. Только один раз видел в метро китайца, который читал книгу. Обычную. НА БУМАГЕ! Наверное извращенец какой-то.

А еще в Шанхае есть парк, где по выходным дням функционирует рынок женихов и невест. Если вы озабочены устройством личной жизни родственника или друзей, на листке бумаги, картона (кто во, что горазд) пишете краткое резюме, типа как зовут, сколько лет, образование, где учится или кем работает, условия для проживания и тд. И с этим резюме идете тусоваться в означенный парк среди таких же соискателей. Углядев подходящий вариант вступаете в диалог и выясняете все остальные нужные данные и подробности, естественно, заодно, рекламируя своего кандидата. В этот отрезок времени можно посмотреть фото и продемонстрировать свое. Если стороны взаимно удовлетворены вопросами и ответами, то договариваются о личном свидании потенциальных жениха и невесты. Народ дело создания семьи уверенно берет в свои крепкие и мозолистые руки. А иначе никак. Я писал, что метро перевозит в день 10 миллионов пассажиров. Так вот все 10 миллионов в вагоне метро, на входе и выходе в вагон, на эскалаторе, на остановке автобуса, за столом в харчевне не отрывают глаз от смартфона. Они ничего не видят вокруг. У многих в ушах наушники - значит и не слышат. Куда уж тут знакомиться. У нас эта зараза только набирает силу, а у них цветет вовсю.

 []
 []

Аэропорт в Дубаи. О размерах могу сказать одно: от того здания где выгружались прибыв из Шанхая (видно на снимке) и до того здания где ожидали самолет и откуда сделаны снимки нас везли в автобусе минут 15. на горизонте видно самое высокое здание в мире.

 []
 []

А это и сам город. Снимок сделан с борта самолета. Самолет летел в Киев. Домой.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"