Аннотация: СССР начиная с 20х годов делает ставку на спирт как топливо в первую очередь в сельском и лесном хозяйстве.
Небольшие вводные:
По калорийности спирт примерно в полтора раза уступает бензину. Но при этом обладает очень большим октановым числом 108, что позволяет создавать двигатели с высокой степенью сжатия и соответственно КПД, что уравнивает расход топлива на лс мощности. Напомню, октановое число прямогонного бензина лежит в диапазоне 40-70.
Отсюда же следует возможность использования спирта в двигателях, созданных под бензин, но с низким КПД. И невозможность использования бензина в специальных спиртовых двигателях с высокой степенью сжатия.
Ещё одно полезное свойство спирта - повышение октанового числа бензина при смешивании. Обычно пишут про повышение ОЧ на 1 единицу при добавлении 3 процентов спирта, но я так понимаю это относится к бензинам уже имеющим достаточно высокое ОЧ 70-80+. При добавлении к низкооктановым бензинам степень повышения ОЧ должна быть существенно выше.
По ценам в США, быстрый гугл даёт:
1907 год. Первая ценовая война этанола и бензина. После того, как в Техасе была начата добыча нефти, бензин подешевел до примерно 5 центов за литр, а стоимость спирта составляла 7 центов. Впоследствии цена спирта упала - это произошло после того, как его начали производить из отходов сахарной промышленности.
1937 год. Окончательная и казавшаяся бесповоротной, ценовая победа бензина над спиртом. 1 литр бензина в США стоил 5 центов, 1 литр этанола - 8. Тем не менее, в 1939 году продажи спирта вновь оживились. Причиной этого стала Вторая Мировая война, вызвавшая сокращение производства нефти и использование нефтяных запасов, в первую очередь, для военных нужд.
Как видим, разница в цене не настолько критичная, особенно если учитывать, что производителей бензина представляли осколки формально разделенной супермонополии Стандард Ойл, оптимизировавшей всё процессы от добычи до хранения и транспортировки. И имевшей неплохой административный ресурс. Дядюшка Рокфеллер был одним из лоббистов сухого закона в США, нанесшего серьёзный урон спиртопроизводителям. Нагнуть такую серьёзную отрасль, как алкоторговля это показатель силы.
А вот теперь перейдем к раннему СССР.
Во первых, большая часть нефтедобычи сосредоточена в Бакинском районе.
Огромные расстояния, чудовищная логистика. Для того, чтобы перевести 1000 тонн груза по жд на 1000км нам надо сжечь 9% от этой массы или 90 тонн отборного английского угля кардиффа. Или 400 тонн дров, которые были основным видом топлива в условиях Гражданской войны.
Полный развал транспорта вызвавший массовые закупки паровозов за границей на остатки золотого запаса. Транспортный коллапс сохранял актуальность и всё годы первых пятилеток.
В отличии от нефти спирт может добываться практически в любом месте страны. И тратится там же по месту существенно сокращая логистические издержки и разгружая железные дороги. Значительно упрощается вопрос с хранением сельхозпродукции - всё лишнее в спирт.
Важный аргумент противников спирта - перегонка еды в топливо. Звучит серьёзно. В голодающей стране заправлять трактора по сути зерном. Но давайте посмотрим, а что собственно было в реале.
1. Конная тяга.
"Суточные потребности лошади весом 500 кг без нагрузки составляют всего 16,65 Мкал обменной энергии, 630 г протеина" (с)
То есть современная лошадь кушает как шесть человек, что по калориям, что по белку. Без нагрузки! Готов допустить, что и лошади и люди раньше питались скромнее, но общие пропорции вряд ли сильно поменяются.
Ну и самое интересное:
По численности лошадей и разнообразию пород дореволюционная Россия занимала 1-е место в мире; на начало 1916 в России было 38,2 млн. лошадей.
Это примерно на 175 млн населения. Тоесть потребность лошадей в калориях и белках была примерно в полтора раза выше, чем людей!
В 1930 мировое конское поголовье составляло около 120 млн. голов, в т. ч. в СССР 32,6 млн.
На 157млн населения. Тоесть опять лошадям требуется больше калорий и белка, чем людям.
В 1941 в СССР было 21,1 млн. лошадей,
На почти 200млн населения.
Собственно последствия индустриализации, лошади, наконец, стали есть меньше чем люди.
За годы Великой Отечественной войны 1941-45 погибло 7 млн. лошадей.
Ну и наконец в 1970м году в СССР 7,4 млн лошадей при 66,3 млн мирового поголовья.
При населении 241млн человек.
Как видим, заправлять транспорт едой в огромных количествах было вполне себе нормой.
Следующий аргумент - масса скота используемая для тяги, обеспечивало поля удобрениями, в отличии от тракторов. Однако и тут не всё так просто. В процессе брожения зернового сырья участвуют лишь углеводы, самая же ценная белковая часть, глютен или клейковина, остаётся и может быть использована как в пищевой промышленности, так и в качестве корма для животных с тем же выходом ценного белка и удобрений.
То есть мы имеем дело с сверх рациональным использованием пищевых ресурсов.
2. Тракторы на нефтепродуктах.
Казалась бы, в такой ситуации использование нефтепродуктов ещё более интересно. Мы получаем тягу без занятия огромных площадей сельхозугодий под спирт. Но давайте вспомним реалии того времени. Страна крайне нуждалась в валюте для индустриализации. Основными статьями экспорта были зерно, нефтепродукты, древесина и пушнина.
Фактически трактора так же заправляли зерном, только вывозя его на экспорт.
Всегда стоял выбор - либо направить нефтепродукты в сельское хозяйство. С нашей кривой, как в следствии географии, так и разрухи в транспорте, логистикой. Создать инфраструктуру под нефтепродукты (трубопроводы, терминалы, склады, заправочные станции). И, с той же кривой логистикой, вывозить зерно.
Либо просто экспортировать нефть и нефтепродукты постепенно увеличивая глубину переработки. И во втором случае инфраструктура у нас есть, расстояния небольшие и уже протянут трубопровод от Баку до черноморских портов.
Я специально не касаюсь вопросов уровня "за всё хорошее против всего плохого". Уровня не вывозить нефть, а использовать в своей промышленности. Или вывозить продукцию сельского хозяйства более глубокой переработки. Ибо это к вопросу нефть против спирта отношения не имеет, так как равновозможно для обоих моделей.
Но в качестве экспортного товара нефтепродукты на тот момент были значительно интереснее зерна в плане логистических издержек.
Следующая часть будет про гидролизный спирт и лесную промышленность.