Копылов Александр Николаевич : другие произведения.

Кирилл и Мефодий

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Рядовому жителю России просветители славян, братья Кирилл и Мефодий, известны прежде всего, как создатели древнерусской азбуки и как святые Рус-ской Православной Церкви (РПЦ). Далеко не все наши соотечественники в кур-се, что солунские братья причислены к лику святых не только в РПЦ, но так же и в Римско-Католической Церкви (РКЦ), которая считает их, ни много ни мало, покровителями Европы. Несмотря на своё греческое происхождение, оба брата были теснейшим образом связаны с Церковью Запада. Впрочем, ничего удиви-тельного в этом историческом факте нет, так как до церковного Раскола 1054 года оставалось ещё около двух столетий и Католическая Церковь составляла в это время с Православной Церковью ещё единое целое. Однако, в современных православных источниках о сотрудничестве Кирилла и Мефодия с Папским Престолом обычно сообщается крайне скупо, однобоко или, часто случается, что данный факт и вовсе обходится стороной. Здесь же, на этих страницах, я бы хотел восстановить историческую справедливость и рассказать российскому чи-тателю о контактах святых братьев с Римом.

   Рядовому жителю России просветители славян, братья Кирилл и Мефодий, известны прежде всего, как создатели древнерусской азбуки и как святые Рус-ской Православной Церкви (РПЦ). Далеко не все наши соотечественники в кур-се, что солунские братья причислены к лику святых не только в РПЦ, но так же и в Римско-Католической Церкви (РКЦ), которая считает их, ни много ни мало, покровителями Европы. Несмотря на своё греческое происхождение, оба брата были теснейшим образом связаны с Церковью Запада. Впрочем, ничего удиви-тельного в этом историческом факте нет, так как до церковного Раскола 1054 года оставалось ещё около двух столетий и Католическая Церковь составляла в это время с Православной Церковью ещё единое целое. Однако, в современных православных источниках о сотрудничестве Кирилла и Мефодия с Папским Престолом обычно сообщается крайне скупо, однобоко или, часто случается, что данный факт и вовсе обходится стороной. Здесь же, на этих страницах, я бы хотел восстановить историческую справедливость и рассказать российскому чи-тателю о контактах святых братьев с Римом.
   Кирилл и Мефодий были родом из византийского города Фессалоники (сла-вянск. Солунь, совр. Солоники, Греция). Мефодий (в миру Михаил) родился в 815 году, его младший брат Кирилл (в миру - Константин Философ) появился на свет в 827 году. Их отца звали Лев, он служил друнгарием (т.е. был офицером при военном и гражданском губернаторе) военно-административного округа Фессалоники. Помимо Константина и Михаила у Льва было ещё пять сыновей.
   Согласно мнению большинства исследователей, братья по национальности были греками, однако существуют и альтернативные версии на сей счёт. Так русский учёный М.П. Погодин, основываясь на том, что Кирилл с Мефодием прекрасно владели славянским языком, выдвинул гипотезу их славянского про-исхождения. Погодина поддержал чешский историк К. Иречек. Их коллега, В. Погорелов настаивал на том, что братья плохо владели греческим языком и счи-тал это обстоятельство ещё одним веским доводом в пользу славянских корней просветителей. Тем не менее факт хорошего (или, наоборот, плохого) знания того или иного языка не может являться доказательством в вопросе этнической идентификации индивидуума. Так известно, что гений русской литературы А.С. Пушкин, в детстве на французском языке изъяснялся намного лучше, чем на русском! Из этого же мы не делаем вывода, что Пушкин был французом (хотя в Лицее у него было даже прозвище "француз")!
   После смерти своего отца, Кирилл отправился в главный город Византии - Константинополь, где надеялся получить приличное образование. Ему удалось осуществить свою мечту. Среди учителей Константина Философа были такие видные деятели его эпохи, как епископ Фессалоник Лев Математик (790-869), будущий патриарх Константинопольский Фотий I (820-896) и другие учёные мужи. Кирилл изучал философию, диалектику, геометрию, арифметику, рито-рику, астрономию, и так же обучался разным языкам. Житие Св. Кирилла сви-детельствует, что он прекрасно владел греческим, славянским, латинским язы-ками, а так же мог переводить с иврита и арабского.
   В столице Константин Философ был рукоположен в дьяконский сан и назна-чен библиотекарем (по другим сведениям - главой патриаршей канцелярии у патриарха Игнатия Константинопольского). На какое-то время он уединяется в стенах монастыря на Босфоре, но в скором времени его возвращают в Констан-тинополь, где молодой учёный стал преподавать философию (там за ним и за-крепилось прозвище "Философ"). "Мудрость и сила веры ещё совсем молодого Константина были столь велики, что ему удалось победить в прениях вождя еретиков-иконоборцев Анния. После этой победы Константин был послан им-ператором на диспут для прений о Святой Троице с сарацинами, где так же одержал победу" - сообщает нам "Житие Мефодия и Кирилла, учителей Сло-венских".
   В начале 850 годов Константин принял участие в византийском посольстве в Арабский халифат, где ему довелось вести диспуты со многими знаменитыми арабскими учеными.
   Чем же всё это время был занят брат Константина - Мефодий? Его житие по-вествует нам следующее: "Святой Мефодий сначала служил, как и отец его, в военном звании. Царь, узнав о нём, как о хорошем воине, поставил его воеводой в одно славянское княжество (Славинию), бывшее под греческой державой. Это случилось по особому усмотрению Божию, - утверждает автор жития, - и для того, чтобы Мефодий мог лучше научиться славянскому языку, как будущий впоследствии духовный учитель и пастырь славян. Пробыв в чине воеводы око-ло 10 лет и познав суету житейскую, Мефодий стал располагать свою волю к отречению от всего земного и устремлять свои мысли к небесному. Оставив во-еводство и все утехи мира, он ушёл в монахи на гору Олимп" ("Житие Святого Мефодия"). Безусловно, не является тайной, что авторы житий весьма часто приукрашали свои произведения, выдумывали различные перипетии, чтобы представить читателю героя с наиболее выгодной для того стороны. К слову, древнейший дошедший до нас список жития Св. Мефодия датируется XII веком (для сравнения: самое раннее жизнеописание его брата Константина относится только к XV веку), при этом анализ текста показывает, что писался легший в основу списка подлинник в конце IX - начале X вв., таким образом, оригинал жития начертал, возможно, непосредственно кто-нибудь из учеников святого. Кроме всего прочего, мы располагаем так же житиями других святых, - Кли-мента и Наума Охридских, - датируемых началом X века, в которых содержатся важные сведения о деятельности солунских братьев.
   Так чем же занимался Мефодий в это время на самом деле? Документальные источники нам сообщают, что он проживал в области, располагавшейся на реке Стримон (недалеко от Фессалоник), населённой преимущественно славянами. После оставления служебных обязанностей он удаляется в сане архиепископа в монастырь на гору Олимп. Однако в 860-е годы Мефодий неожиданно отказы-вается от сана и начинает исполнять обязанности настоятеля другого монастыря, который находился около города Кизика, на берегу Мраморного моря.
   Между тем, в связи с разразившемся в 856 году в Константинополе политиче-ским кризисом, Константин покидает столицу и находит пристанище в мона-стыре, где находился в это же время его брат Мефодий. Родственники, наконец, встретились после долгой разлуки. В монастыре вокруг братьев сформировалась группа единомышленников. По некоторым данным, именно здесь их впервые посетила мысль о создании славянской азбуки.
   Покинув стены монастыря, братья ненадолго остановились в Константино-поле, затем двинулись с просветительской миссией к хазарам. Согласно преда-нию, данное посольство было направлено в Хазарский каганат в ответ на прось-бу кагана, обещавшего принять христианство в случае, если его убедят в истин-ности учения Иисуса Христа. До прибытия к ним братьев, религиозные верова-ния хазар состояли, главным образом, из общетюркских языческих ритуалов, характерными особенностями которых было поклонение богу Тенгри и обо-жествление кагана.
   По пути к хазарам посольство сделало продолжительную остановку в Херсо-несе (старославянское название этого места - Корсунь, в настоящее время город пребывает в руинах, относится к черте современного Севастополя). В течение проведённой в Херсонесе зимы, Константин изучил еврейский язык, а так же ему удалось совершить важную находку: он обнаружил Евангелие и Псалтирь, написанные загадочными "русьскими" письменами. Впрочем, подавляющее большинство исследователей склонны считать, что в текст жития святого вкра-лась описка переписчика и вместо "русьские" письмена следует читать "сурь-ские", то есть сирийские - арамейские.
   Кроме всего прочего, Константину удалось чудесным образом обрести мощи Св. Климента. Этот святой равнопочитаем как на Западе, так и на Востоке: в Православной Церкви его память приходится на 25 ноября, в Католической - на 23 ноября. Стоит сказать об этом святом муже несколько слов отдельно: Св. Климент (ум. в 97 или 101 гг.) жил в годы правления римского императора Тра-яна (98-117), который вошёл в историю жестокими гонениями на христиан. Климент прославился многочисленными чудесами и благодеяниями, которые совершил по милости Божьей при жизни. Кроме того, он обратил великое мно-жество людей ко Христу. По приказу Траяна был схвачен и поставлен перед выбором: принести жертву языческим богам или быть отправленным в изгнание на каторжные работы. Он выбрал второй вариант и был сослан на каторгу. Ме-стом отбывания наказания явились каменоломни крымского города Херсонеса. Папа Климент (до ссылки он занимал должность епископа города Рима, был Римским Папой) встретил в изгнании много товарищей по несчастью и своих единомышленников - христиан. Он трудился наравне со всеми, не отлынивая от тяжкой работы. Параллельно вёл проповедь и обращал в христианскую веру местных жителей - язычников. Император Траян, узнав о миссионерской дея-тельности осуждённого, приказал его утопить, что и было исполнено. Климента бросили в море, повесив ему тяжёлый якорь на шею. Константин обрёл мощи святого в 861 году. Святыня была позже преподнесена им в дар Папе Адриану II. Мощи Св. Климента покоятся в Риме и по сей день.
   Прибыв после долгого своего путешествия в стан к хазарам, согласно житию, у Константина Философа состоялся богословский диспут с проживавшими там иудеями и мусульманами. О своих дебатах с иноверцами Константин впослед-ствии составил отчёт, который его брат, Мефодий, перевёл затем на славянский язык. Так же фрагменты этого диспута вошли в текст жития святого. О содер-жании полемики известно, в первую очередь, то, что Константин, среди прочего, указывал своим оппонентам не только на преемственность обоих Заветов Библии (Ветхого и Нового), но и на последовательные этапы Откровения в рам-ках Ветхого завета. "Авраам, - говорил Константин, - соблюдал обряд обреза-ния, хотя оно не было заповедано Ною, в то же время он не мог исполнять зако-ны Моисея, ибо их ещё не существовало. Точно так же христиане приняли Но-вый завет Божий, и прежнее для них миновало". В результате диспута многие хазары изъявили горячее желание стать христианами и приняли крещение. Впрочем, уже спустя всего 100 лет после падения Хазарского каганата, во вто-рой половине X века, хазары исчезли с политической карты Земли, навсегда ка-нув в Лету. Судьба потомков хазарского племени нам доподлинно неизвестна. По мнению исследователя М.И. Артамонова, изложенному им в книге "История хазар", какая-то их часть растворилась в половецкой среде; те, кто исповедо-вал иудаизм влились в центральноевропейские еврейские общины. Некоторые представители тюркских народов, янычаров и караимов, а так же ираноязычные горские евреи причисляют себя к их потомкам.
   Завершив свою миссию у хазар, Константин направился в столицу Византии, где остановился при церкви Двенадцати Апостолов. И, как сообщает нам исто-рик П.А. Лавров, в тиши константинопольской обители, взяв за образец грече-ский алфавит, Константин создаёт славянскую азбуку.
   По мнению исследователя Ремнёвой (см. Ремнёва М.Л. Старославянский язык: Учебное пособие. М., 2004. С. 22) становление письменности древних славян тесным образом сопряжено с возникновением славянской государственности. Собственная письменность требовалась славянам для выполнения общественных функций, как во внутренней, так и во внешней политике, поэтому им необходимо было обзавестись собственным корпусом юридической документа-ции. В художественной форме о создании славянского алфавита Константином, повествуется в сказании болгарского монаха Черноризца Храбра "О письменах".
   Периодически (в среде пользователей Интернета особенно часто) возникают гипотезы о том, что славяне уже ранее владели некой докириллической пись-менностью. Однако, если таковое древнее письмо и существовало, никаких письменных памятников той эпохи до нас не дошло.
   Создав славянам азбуку, Константин и Мефодий приступили к переводу на славянский язык "Евангелия Апракос", которое представляло собой обычное четвероевангелие, но в котором тесты располагались в соответствии с кругом церковных годовых чтений. Древнейшим дошедших до наших дней примером такого памятника может служить "Остромирово Евангелие" (1056-57 гг.). Су-ществовали аналогичные издания других новозаветных книг (Деяний и посланий апостолов). В предисловии к "Евангелию Апракос" автор перевода ссылается на опыт сирийских коллег, что может косвенно свидетельствовать о владении Константином навыками сирийского языка.
   Учёные так же не могут установить до сих пор, какую именно азбуку создал Константин - кириллицу или глаголицу. А, исследователь А. Истрин в своей книге "Известные греки России", вообще делает предположение, что кириллицу, алфавит, до сих пор используемый русскими, белорусами, украинцами, бол-гарами, сербами и другими народами вообще была создана не святыми братья-ми, а их учеником, Климентом Охридским.
   Что касается глаголицы, то она полностью совпадает с кириллицей по алфа-витному составу, расположению и звуковому звучанию букв, но отличается бо-лее сложной и замысловатой формой буквенных знаков, взятой, может быть, из иврита или самарийского языка. Глаголица была широко распространена в X-XI вв. в Моравии, Далмации и Болгарии, а в Хорватии просуществовала аж до XVIII столетия. Старейшие памятники, написанные на глаголице, относятся к концу X века. В качестве примера уместнее всего здесь привести Зографское Евангелие. Неискушённому в языках человеку глаголица часто кажется непо-хожей на большинство алфавитов мира, однако во второй половине XIX века, английский палеограф Исаак Тейлор высказал предположение, что глаголица имеет много общего с греческим минускульным письмом (скоропись). Тейлора поддержал целый ряд авторитетных славистов. Впрочем, у глаголицы и грече-ского алфавита имееется корпус существенных различий, поэтому об идентич-ности этих азбук и речи быть не может. Глаголицу часто так же сравнивают с албанским алфавитом, с готскими рунами и с грузинским письмом.
   С истоками кириллицы дело обстоит яснее. Ряд её букв (25 шт.) представляет собой греческое уставное письмо, на котором обычно писало богослужебное книги.
   Документально доказано, что до XI - XII веков кириллица и глаголица при-менялись параллельно. Позже графически более совершенная кириллица повсе-местно вытеснила глаголицу. Изначально (X-XI вв.) кириллица состояла из 43 букв, 25 из них были прямо заимствованы создателями азбуки из греческого алфавита, а 18 - построены относительно самостоятельно - для передачи отсут-ствующих в греческом языке звуков славянской речи. Перед любознательным ценителем русской словесности неизбежно встаёт вопрос: почему же подавля-ющее большинство славянских народов остановились в итоге на кириллице, а глаголицу отвергли? Вот какой интересный ответ предлагает нам Черноризец Храбр в своём уже вскользь упомянутом здесь сказании "О письменах": "тем же славянским письменам (судя по всему, автор разумеет кириллицу) более свя-тости и чести, что святой муж сотворил их, а греческие (глаголица) - эллины поганые. Если же кто скажет, что не устроил их добро, потому что доделывают их ещё, в ответ скажем этим: и греческие так же многажды доделывали".
   И так, после изобретения азбуки, братья не стали почивать на лаврах, а заня-лись переводом на славянский язык Священного Писания и богослужебных книг. При переводе Библии Константин с Мефодием использовали одновремен-но два источника: Септуагинту (греческий перевод Писания) и Вульгату (пере-вод на латинский язык) - это делалось с целью устранения возможных неясно-стей, для подстраховки.
   В 862 году в Константинополь прибыли посланники моравского князя Рости-слава, которые выступили со следующей просьбой: "народ наш исповедует хри-стианскую веру, но у нас нет учителей, которые могли бы объяснить нам веру на нашем языке. Пришлите нам таких учителей". Так гласит благочестивая легенда. Современным учёным видятся здесь иные причины. Так, М.Л. Ремнёва считает, что Ростислав руководствовался в своей просьбе прежде всего политическими соображениями - ему требовался союз с Византией для борьбы с немецким влиянием в Моравии и для предотвращения сближения Болгарии с германским королём Людовиком. Между тем, как Византия, в свою очередь, уже давно жаждала распространить своё влияние на западных славян. Таким образом, патриарх константинопольский Фотий и император Михаил оба одобрили просьбу моравских послов и отправили Константина с Кириллом в Моравию. Кроме этого, одной из причин новой миссии братьев явилось то обстоятельство, что они были родом из Солуни, жители которой часто владели македонским диалектом. Собственно, в житие Св. Мефодия так прямо и сказано: "ведь вы оба солуняне, а солуняне все хорошо говорят по-славянски".
   Прибыв в Великую Моравию, Константин с Мефодием занялись переводом церковных и богослужебных книг с греческого языка на местный славянский диалект, так же они обучали моравов чтению и письму. В землях Моравии бра-тья пробыли около трёх лет, а затем отправились со своими учениками в Вене-цию.
   В городе на воде у них состоялся очередной диспут. На этот раз противника-ми братьев выступили приверженцы точки зрения, считающей допустимой вести богослужения исключительно только на трёх так называемых "священных" языках: еврейском, греческом и латинском, ибо Священное Писание гласит, что на этих языках была сделана надпись на Кресте Господнем (Лк. 23,38; Ин. 19,20). В качестве одного из главных аргументов в пользу допустимости служе-ния на разных языках, Константин и Мефодий приводили слова царя Давида "Всякое дыхание да хвалит Господа" (Пс. 150, 6).
   Зимой 867-868 гг. просветители славян прибыли в Рим, где их торжественно встретил сам Папа Адриан II. Преемник ап. Петра благословил сделанные бра-тьями переводы. Мефодий и ряд его учеников были рукоположены в священни-ческий сан. Кириллом с Мефодием были отслужены богослужения на славян-ском языке в храмах Рима.
   Жизненный путь Константина закончился через год после прибытия в вечный город. Он умер в 869 году, перед смертью сказал своему брату Мефодию: "Мы с тобой, как два вола; от тяжёлой ноши один упал, другой должен продолжать путь". За 50 дней до смерти Константин Философ принял монашеский сан под именем Кирилл. Его могила по сей день находится в Риме, он похоронен в храме Св. Климента.
   Спустя некоторое время паннонский князь Коцел попросил Адриана II отпра-вить к нему Мефодия. Прежде чем отпустить Мефодия, Папа Римский ещё раз повторил своё благословение славяноязычной литургии. Мефодий же был офи-циально назначен папским легатом и получил звание митрополита Сирмия. В состав вверенной ему митрополии входили земли Великой Моравии и Панно-нии, включавшей в себя ряд южнодунайских областей. По пути в Паннонию, просветитель решил заглянуть в Великую Моравию, где обнаружил большие перемены: вместо дружелюбно настроенного к нему князя Ростислава, правил теперь его племянник Святополк, открывший доступ в страну баварским мис-сионерам. Видя в Мефодии конкурента, они заточили его в тюрьму, факт же ареста тщательно скрывался от Рима.
   О несчастьях Мефодия узнал только новый Папа - Иоанн VIII. Понтифик незамедлительно отдал приказ освободить заключённого. Что и было тут же ис-полнено. Мефодия полностью оправдали, восстановили в правах и возвратили вверенную ему провинцию. Проводить митрополита на Моравскую кафедру было поручено лично архиепископу Зальцбургскому Адольвину.
   Оказавшись на месте назначения, Мефодий с учениками вновь приступают к своему любимому занятию - переводам священных книг богослужебного и бо-гословского содержания. Просветитель не оставлял ни на секунду своего мис-сионерского проповеднического служения и евангелизировал местное население. Его сопровождали большие успехи: он обратил в католичество и крестил чешского короля Боривоя вместе с его супругой.
   В 874 году над Мефодием вновь сгущаются тучи: когда Моравией был за-ключён мир с франками, ему снова предъявляют обвинения в ереси. Вновь Риму ничего об этом не известно. Когда Папа Иоанн VIII узнаёт о случившемся, то снова оправдывает невинного страдальца, возводит его в архиепископское до-стоинство и очередной раз одобряет богослужения на родном языке славян. "Брат наш Мефодий свят и правоверен, - пишет глава Церкви, - и апостольское дело делает, и в руках его от Бога и престола апостольского все славянские зем-ли".
   Последующие годы Мефодий всё своё свободное время отдавал переводам. В частности, он перевёл на славянский язык Номоканон - собрание церковных канонов и светских законов, составленное патриархом Иоанном Схоластиком (565-577) и не дошедшие до наших дней так называемые "отеческие книги". Последние представляли собой, видимо, какой-либо из патериков, либо же, как утверждает одна из версий, это были "Диалоги" Папы Григория I Великого. Так же Мефодий был занят написанием гомилий, - аналитико-экзегическая форма проповеди, включавшую в себя истолкование прочитанных на литургии мест из Священного Писания. Кроме этого он перевёл 8 бесед своего покойного брата Кирилла и его житие.
   Перед смертью, которая пришла к нему в 885 году, Мефодий назначил себе преемника по имени Горазд, он стал после смерти учителя архиепископом Ве-ликой Моравии. Горазд Охридский - первый в истории христианской церкви архиепископ-словак. Главной заслугой охридской школы стало сохранение ки-рилло-мефодиевской традиции при подготовке рукописей, большая часть кото-рой писалась глаголицей.
   Мефодий скончался 6 апреля 885 года в возрасте около 60 лет. Отпевали его сразу на трёх языках: славянском, греческом и латинском. Похоронили просве-тителя славян в Кафедральном Соборе Велеграда (столица Великой Моравии).
   Письменность, введённая Кириллом и Мефодием, вне всякого сомнения, ока-зала огромное позитивное влияние на процесс евангелизации славянских наро-дов. К сожалению для патриотических чувств пользователей кириллической аз-буки, территории Великой Моравии (совр. Венгрия, Словакия, Чехия и др.) спу-стя какое-то время оставили кириллицу, отдав предпочтение латинскому алфа-виту.
   В традиции Русской Православной Церкви почитание Свв. Кирилла и Мефо-дия имеет особо важное значение: "Ими бо начася на сроднем нам язьще сло-венстем Литургия Божественная и все церковное служение совершатися, и тем неисчерпаемый кладезь воды текущия в жизнь вечную дадеся нам".
   Римские Папы двух минувших веков (XIX и XX) многократно подчёркивали заслуги Кирилла и Мефодия в деле проповеди христианства, о чём свидетель-ствуют следующие документы Римско-католической Церкви: энциклика (окружное послание) Папы Льва XIII Grande mundus (1880); послание Папы Пия XI архиепископам Королевства сербов, хорватов и словенцев и Чехословацкой Республики Quod sanctum Cyrillum (1927); послание Папы Иоанна XXIII като-лическим епископам славянских народов Magnifid eventus (1963); послание Па-пы Павла VI епископам, клиру и прихожанам Чехословакии и др. славянских стран по случаю 1100-летней годовщины со дня смерти Св. Кирилла - Antiquae nobilitatis decora (1969) и, наконец, энциклика Папы Иоанна Павла II Egregiae virtutis (1980), в которой Святейший Отец провозгласил Свв. Кирилла и Мефо-дия небесными покровителями Европы. Это далеко не полный список папских документов, связанных с деятельностью и персонами просветителей славян.
   В настоящее время кириллические алфавиты используют следующие славян-ские страны: Белоруссия, Болгария, Сербия, Македония, Россия, Украина. Кроме этого, кириллицей пользуются и некоторые неславянские государства: Ка-захстан, Киргизия, Монголия и Таджикистан.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"