Корчагина Нина Николаевна : другие произведения.

Илья Муромец - Покровитель Российского Воинства

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    ОН НЕ ЖЕЛАЛ УБИВАТЬ, НО ДОЛЖЕН БЫЛ ЗАЩИЩАТЬ И ОХРАНЯТЬ ЗЕМЛЮ РУССКУЮ

  В последнее время наконец-то правительство и общественность сознали: без воспитания патриотизма мы потеряем и следующее поколение молодых россиян. Мальчики по-прежнему будут стремиться подражать Гарри Потеру, Конану - в лучшем случае, если не персонажам бесконечных сериалов, которые обеспокоены только обретением личного благополучия любыми средствами. А в истории России, как ни в одной иной стране, сподвижников, людей, которые смысл жизни видели в служении Отчизне, очень много. Правда, сегодня мы развенчали несколько поколений патриотов, под флагом социализма отдававших себя строительству светлого будущего, - они теперь как бы и не герои. Не прекращаются попытки принизить вклад в Великую Победу ветеранов, а то и вовсе их опорочить - память о героях войны для многих теперь тоже не свята, к сожалению. Тогда в поисках мужей, с которых можно и должно подрастающему поколению брать пример, обратимся к древней истории Отечества нашего. Там много славных имен, у героев Древней Руси есть чему поучиться. Особенно в наши дни, когда грань между понятиями добра и зла в массовом сознании, к сожалению, стирается.
  
  Всякий знает былинного героя Илью Муромца, который "30 лет на печи лежит, ни рукой, ни ногой не пошевелит" и ждет своего часа. Из-под ладони, прикрывающей глаза, он смотрит на нас и с известной картины Васнецова "Богатыри". В былинах, а их посвящено Муромцу больше, чем другим богатырям, рассказывается о подвигах защитника земли русской и подчеркивается его независимый характер- он служил не князьям, а Отечеству.
  Но не все знают, что Илья не выдумка Бояна, он на самом деле жил в селе Карачарове, что под Муромом, и совершал подвиги во славу земли Русской.
  Больше того, Илья Муромец - святой, был канонизирован в 1643 году вместе с 69 угодниками Киево-Печерской лавры. Память святого богатыря совершается 1 января на новому стилю, как раз в Новогоднюю ночь. Как же произошло превращение бесстрашного воина в смиренного служителя Богу?
  В этом превращении нет ничего странного и чудесного. С детских лет обреченный на неподвижность Илья со смирением принимал свою болезнь: он не роптал, а только молил Господа об исцелении. Мы теперь никогда не узнаем, какие клятвы давал он Богу при этом, но былины свидетельствуют, что слышал Илья, "как мать плачет, отец вздыхает, русские люди жалуются: нападают на Русь враги, поля вытаптывают, людей губят, детей сиротят... Горько слышать это Илье: "Был бы я здоров, не давал бы родную Русь в обиду врагам да разбойникам". Всевышний услышал его. Вспомним, как об этом свидетельствуют старинные предания. Однажды к нему в дом вошли калики перехожие и властно сказали: "Поди и принеси нам напиться!". Илья, послушный, кроткий, проводивший время в молитвах, не мог ослушаться старцев и обидеть их. Искренне желая выполнить их волю, он встал на ноги. Вспомним, какие слова говорили калики перехожие, предлагая Илье самому воды студеной напиться: "В этом ковшике вода всех рек, всех озер Руси-матушки... Всей земли роса, с зеленых лугов, с высоких лесов, с хлебородных полей"... И какой наказ давали ему: "Бейся-ратайся с врагами земли родной, с разбойниками да чудовищами. Защищай вдов, сирот, малых деточек".
  Интересная деталь: в былинах советского времени эпизод с пришедшими к недвижимому Илье странниками тщательно "редактировался" с целью дехристианизации преподобного Илии Муромца, и только в дореволюционном издании можно прочесть, что калики перехожие, исцелившие его, - это сам Иисус Христос и два апостола. Они наделили его не только чудодейственной физической силой, чтоб защищать землю русскую от врагов поганых, но и духовной. Тогда же странники сказали Илье, что "смерть в бою ему не писана".
  Как Илья стоял на рубежах земли русской, как воевал против несправедливости, мы знаем из былин. И не только русских. Он был главным героем германских эпических поэм ХIII века, которые были основаны на более ранних сказаниях. В этих поэмах Илия предстает могучим витязем княжеского рода Ильей Русским. О его воинской службе свидетельствуют и святые мощи его - кроме раны в области груди, есть округлая рана и на левой руке. Похоже, герой прикрыл грудь рукой - ударом копья она была пригвождена к сердцу. Известно, что богатырь не знал поражений в бою, но никогда не гордился, не кичился своей победой, а с миром отпускал поверженных врагов. И, будучи воином, оставался благочестивым в своем служении Богу и ближним.
  Когда в первом бою богатырь победил трех царевичей, с каждым из которых "было силы сорок тысяч", и пленил их, то посчитал, что головы с них снять - чести мало богатырю. И отпустил врагов - "разъезжайтесь по своим местам, по своим ордам, да разнесите весть, что родная Русь не пуста стоит, есть на Руси могучие богатыри, пусть об этом враги подумают". Он и Соловья-разбойника обезглавил только после того, как тот натворил много бед, засвистев во всю силищу разбойничью, вместо того чтоб потешить князя, посвистев в полголоса.
  Не посмел Илья убить и побежденного богатыря на заставе, с которым бился несколько дней и ночей подряд, восхищаясь его силой, воинским мастерством и упорством. Отпустил на все четыре стороны, только наказал ему с Руси прочь уезжать, да в другой раз заставу не миновать, бить челом атаману, платить пошлины: "...не броди по Руси нахвальщиком". Девять веков прошло, а как актуально звучат эти слова!
  Не случайно Илья Муромец сменил меч богатырский на меч духовный. Все свои поступки и после исцеления он совершал, руководствуясь Заповедями Господними. Почитал отца и мать своих. Тридцатилетний мужик, на голову выше своих современников, получивший свыше такую силищу, что земля его с трудом удерживала, дубы одной рукой с корнем вырывавший, он смиренно просит отца с матушкой отпустить его в стольный Киев-град к князю Владимиру. Обещает "служить верой-правдой Руси родной, беречь землю русскую от недругов-ворогов. Внимательно слушает наказы отца:
  "Я на добрые дела тебя благословляю, защищай нашу землю русскую не для золота, не из корысти, а для чести, для богатырской славушки. Зря не лей крови людской, не слези матерей да не забывай, что ты роду черного, крестьянского".
  Все наказы отца Илья Муромец выполнил, - это мы знаем из былин. Его не раз искушали богатством и властью - и жена Соловья Рахмановича, предлагавшая за жизнь мужа столько золота да жемчуга, сколько может конь богатырский увести; и обрадованные жители освобожденных от врагов Чернигова и Царьграда, звавшие его быть воеводой и предлагавшие богатства несметные, но он только качал головой: "Мое богатство - сила богатырская, мое дело - Руси служить, от врагов оборонять". Взял в Царьграде из великого множества поднесенных драгоценностей только малую горсточку серебра и золота - "это мной заработано, а остальное нищим раздайте".
  Глубокомыслен эпизод, когда Илья, пройдя по всем трем дорогам, обещавшим "либо убитому быть, либо женатому, либо богатому", нашел под могучим камнем несметное богатство. Он не оставил его под камнем, взял с собой. И построил в Киеве-граде три церкви каменные, чтобы было где от врагов спасаться, от огня отсидеться, остальное серебро-золото, жемчуг роздал он "вдовам, сиротам, не оставив себе ни полушечки".
  Был Илья незлобив, умел прощать. Уж сколько нападал на него Алеша Попович, завидуя славе богатырской простого мужика, и словами поносил "деревенщину лесную неумытую", и булатный нож в него метал, Илья Муромец даже на обидчика не взглянул. А когда признал поповский сын первенство Муромца и попросил у него прощения за "речи глупые", Илья только обнял его: "Кто старое помянет, тому глаз вон. Будем вместе на заставе стоять, родную Русь от врагов беречь!".
  Получив в одном из боев неизлечимую рану груди, богатырь, повинуясь зову души, оставил мир и, приняв постриг в Киево-Печерской лавре, ушел в затвор. Когда это произошло, установить точное время ученым не удалось. Известно только, что его монашеское служение не было долгим, наверное, поэтому и нет канонического жития святого. Известно только, что постриг святого Илии приходился на время игуменства преподобного Поликарпа Киево-Печерского (1164-1182) и под его же началом происходило духовное возрастание нового воина Христова. Отошел он в Царство Небесное на 45-м году жизни 1 января 1188 года. Эту даты подтвердил инок лавры Афанасий Кальнофойский, в 1638 году написавший, что Илья Муромец жил 450 лет назад. Преподобный Илия почивает в молитвенном положении, сложив персты правой руки так, как принято и теперь в Православной Церкви - три перста вместе, а два последние пригнуты в ладони. В период борьбы со старообрядческим расколом этот факт служил весомым доказательством в пользу трехперстного сложения.
  В летописях имя Илии не упоминается, но мы знаем, что не все они и сохранились. Впервые в документальном источнике его имя упоминается в 1574 году. В 1594 году посланник Священной римской империи Эрих Лассота, посетив Киев, оставил описание гробницы Илии, находившейся в богатырском приделе Софийского собора. К этому времени гробница была пуста, а мощи святого покоились в Антониевой пещере Киево-Печерского монастыря. Московский паломник Иоанн Лукьянов оставил любопытное описание мощей Илии Муромца, которым он поклонялся в 1701 г. "Тут же видехом храброго воина Илию Муромца, в нетлении, под покровом златым ростом яко нынешних крупных людей: рука у него левая пробита копием; язва вся знать (видна) на руке". В 1988 г. Межведомственная комиссия УССР провела экспертизу мощей святого, для получения объективных данных применялась самая современная методика и сверхточная японская аппаратура. В результате исследований был определен возраст, выявлены дефекты позвоночника, которые позволяют говорить о перенесении героем в юности паралича конечностей, и установлено, что причиной смерти стала обширная рана в области груди. Подтверждено и мнение церкви, что Илия жил при Владимире Мономахе, а не при Владимире Красное солнышко, как повествуется в былинах.
  Предания свидетельствуют, а современные антропологические изыскания подтверждают, что он родился 5 сентября 1143 года. А былины называют место рождения и проживания - "как из города из Мурома, из села да Карачарово выезжает добрый молодец...". Местные жители, в отличие от правителей разных времен и народов, не забывали о подвигах своего земляка и всегда чтили память о нем. Предания на родине богатыря рассказывают о том, как Илья Муромец изменил русло Оки, покидав в нее дубы. Они почитали родники, возникшие от ударов копыт коня Ильи Муромца. И часовню при церкви Ильи Пророка, потому что ее, тоже по преданию, заложил сам защитник земли Русской. Говорят, что в основание Троицкой церкви в селе Карачарове он положил несколько дубов, которые вырвал возле реки и внес на крутую гору.
  В святом богатыре, словно в назидание нам, соединились все лучшие качества русского народа. Сила его была не только в мышцах, но и в духе, потому что он умел руководить своими чувствами и эмоциями, никогда не обижал тех, кто слабее, даже если они были не правы. Назначенный князем главным в богатырской троице, воспринимал свое главенство как наставничество и пример - всю трудную и опасную работу выполнял сам, не перекладывая ответственность на чужие плечи, не подвергая риску жизнь сотоварищей. Может поэтому, отдавая дань героизму, мужеству, смирению и кротости святого Илии, в воинских частях в наши дни начали строить часовни в честь его имени. Хорошо бы и характер Илии Муромца стал примером для нынешних защитников Отечества. Самодисциплина, умение отличать добро от зла, прислушиваться к голосу совести, даже если она прячется в глубине души, помогли бы искоренить самую большую беду нашей армии - дедовщину. И, уверена, число молодых людей, готовых встать в строй военнослужащих под российским триколором, значительно увеличится.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"