Корченкова Анастасия: другие произведения.

От заявки до экрана

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:

Peклaмa:


 Ваша оценка:


Режиссуре научить невозможно. Поэтому я пытаюсь

научить вас (студентов) думать...

Г. М. Козинцев

От заявки до экрана

  

Замысел.

(Остров сокровищ)

"Кино - мужское искусство.

Правда жизни глубже и

нужнее, чем ваш вымысел, но,

изучив предмет, познав его во

всех тонкостях, вы можете

варьировать тему, как хотите..."

Савченко

  

"Кинорежиссура начинается ...в тот момент, когда перед внутренним взором человека, делающего фильм и называемого режиссёром, возник образ этого фильма: будь то точно детализированный ряд эпизодов или только ощущение фактуры и эмоциональной атмосферы, должное быть воссозданным на экране...

Трудно уберечь свой замысел от того, чтобы не "растащили" его такие люди, как операторы, художник, актёр, композитор и другие... Это очень трудный процесс. Задача режиссёра - сохранить и влить замысел в сосуд, имеющийся в руках каждого из ваших творческих помощников".

А. Тарковский

  
  -- На первом курсе вам необходимо отснять и сдать фотофильм, состоящий из 20 фотографий. Это и будет ваша курсовая работа. Тему выбираете вы сами... - спустя несколько дней после занятий объявил нам наш мастер...
  
   Покатилось...
  
   Все скопом ринулись искать интересные темы, пытаясь перещеголять один другого. А я понятия не имела, что снимать... В голове каша, на бумаге тоже...
  
  -- В замысле первичен вопрос: для чего я это делаю? Сюжет здесь вторичен. У многих студентов сложилось ложное мнение, будто бы впечатление может стать замыслом. Однако я хочу вам сказать, что одного впечатления - мало, и оно не может являться замыслом, - сказал нам драматург.
  
   Тогда я взяла пример из жизни за основу будущего фотофильма. Сюжет был прост: мать бросает новорожденного на произвол судьбы. Из роддома он попадает в дом малютки, оттуда в интернат. Спустя несколько лет он пытается заработать себе на хлеб, освоив "профессию" попрошайки и так далее...
  
   Весьма довольная собой, я приступила к съемкам.
   Когда было отснято больше половины работы, мне в руки попадает книга Александра Митты "Между адом и раем", где я читаю следующее:
   "Дилетант полагает, что эмоциональные впечатления достигаются в документально-жизненных фактах. Если так, тогда надо читать газеты и рыдать. Там очень крутые факты. Но как-то никто не плачет..."
  
   Я начала метаться. У всех такие интересные сюжеты, а я копирую жизнь. Причем копирую, совершенно не умея этого делать. Я считала начатую работу неудачной и поэтому параллельно писала сценарий для следующего фотофильма...
  
   Фотофильм "Чертополох" был закончен... Новым фильмом не пахло...
  
   Экзамен... "Чертополох" в пятерке лучших работ.
  
  
  

"Факты для драмы - ничто. Главное - то, как мы работаем с этими фактами".

А. Митта

  

"...интонация фильма вытекает из режиссерского замысла".

Э. Рязанов

  

"Режиссерский замысел включает в себя и подбор артистов".

Д. Долинин

  

"Я не представляю себе, как можно реализовать замысел, если твоя цель - говорить на языке "доступном". Я не знаю, что такое доступный язык. Мне кажется, что единственный способ - это язык искренний".

А. Тарковский

  
  

Заявка.

(Слуга двух господ)

  
   Заявка - это и замысел и сюжет. В ней указывается время и место действия. Она немногословна. Это краткое содержание того, что хотим показать.
  

Сергей Параджанов.

Творческая заявка к фильму-балету "Мать".

Посвящается 50-летию Великой Октябрьской революции.

   Композитор - Щедрин или Канчелли?
  
   В основу музыкального коллажа гармонично войдут детские хоры, фольклорный песенно-танцевальный материал, частушки, переплясы, церковные песнопения в сочетании с конкретными звуками-шумами, как гудки заводов, сирены тревог, колокольный звон, свистки полицейских и др.
   В финале балета - симфоническое "интермеццо" и апофеоз арф и колоколов в сочетании с вокализом колоратурных сопрано.
  
   Художник балета - Гоги Алекси-Месхишвили.
   Исполнительница роли матери - Майя Плисецкая, Ирина Джандиери.
   Павел Власов - Вашакидзе Тамаз.
  
   Выдающийся молодой балетмейстер Георгий Алексидзе - единственный кандидат на данную постановку.
   В сцене "Маевки" участвуют кроме основной балетной труппы, творческие коллективы народных театров, Дворца пионеров, хореографического училища.

Тифлис. Мтацминда. 1986 г.

  

Заявка

К фильму Э. Рязанова

"Карнавальная ночь"

   Комедия вихревая, праздничная, музыкальная, нарядная, жизнерадостная и при этом сатирическая. Конфликт заключается в столкновении Огурцова с молодежью, которой предводительствовала культработник Леночка Крылова. Озорники и выдумщики лихо и остроумно боролись против идеологической дохлятины, которую насаждал Огурцов. За этими силами стояли две точки зрения на искусство. Эта схватка отражала несовместимость двух начал - казенного и творческого, общечеловеческого.
  
  

Экспликация.

(Таинственный остров)

  
   В экспликации говорится, как я это хочу снимать.
   Однако преданность собственной экспликации, если ее довести до абсурда, может обернуться другой стороной.
   Скажем, режиссер тщательно и серьезно готовится к съемкам. Полностью, до мелочей продумывает сцену и уже потом, в павильоне, старается ни на йоту не отходить от своего замысла.
   Но ведь на съемочной площадке часто всплывает нечто непредусмотренное, то внезапное и свежее, мимо которого ни в коем случае нельзя пройти. Если раздавить это только что рожденное в угоду своей схеме, то экранный результат наверняка окажется сухим, мертвым.
   Бывает и по-другому. Режиссер приходит в павильон. Он не ведает, куда его понесет "вдохновение" и начинает фантазировать на глазах у сотен участников съемочного процесса. Нередко подобное "сочинительство" оборачивается профессиональным браком или же тем, что режиссер проводит смену попусту.
  
  

Литературный сценарий.

(Обыкновенная история)

  
   Литературный сценарий - литературная запись кинодраматургом. Это литературно-кинематографическое произведение, рассчитанное на будущее экранное воплощение, литературная модель фильма, его словесная модель фильма, его словесный прообраз.
  
  

Ю. Герман.

"Пирогов".

  

Народы ставят памятники своим великим людям, но дела великого человека - это памятник, поставленный им своему народу...

  

Сто лет назад...

  
   Издалека медленно катится по дороге экипаж Пирогова. На козлах поет кучер:
   Земледелец, не видал ли,
   Ловчий в поле, не слыхал ли,
   Где любе... любезная моя?
   Нет ея, нет ея, нет ея-я!..
   Где ж она? Знать, изменила,
   Знать, другого полюбила,
   Где любе... а, где любезная моя?..
  
  -- Тпр-ру! - кучер спрыгнул с козел, обошел коляску. Присев на корточки, смотрит на осевшую рессору. Поднялся. - Н-да-а, доездились! - Поднял верх экипажа, поправил плед, которым укрыты ноги Пирогова, проворчал: - У людей, конечно, дом, а у нас колеса. С места на место, с Эстландии да на Кавказ, с Кавказа в Петербург, - забрался на козлы. - Туды-сюды, туды-сюды, а вот лессору сменить все нам некогда. Чистая страмота, ей-богу. - Поднял кнут: - Но, мышатки! - Запел:
   Нет ея, нет ея, нет ея!..
   <...>
   Рынок. Масленица. Фонари, балаганы, толкотня. На столах кипят самовары, сбитеньщики выкрикивают свой товар, пищат свистульки.
   Ипатов. Они Пушкина убили, Николай Иванович. Они на полпути не остановятся.
   Пирогов. Так неужели мне на полпути останавливаться и бежать от своего дела? Нет, душа моя, я от своего дела не отступлюсь.
   Заливаются шарманки. Гремит духовая музыка. Пестрая толпа народа валит по рынку. Веселая компания подвыпивших мастеровых врывается между Пироговым и Ипатовым. Пирогов исчезает в толпе.
  
  

Е. Помещиков, Н. Рожков.

"Сказание о земле сибирской"

  
   Тишина. Глухой, настороженный час. Полуразрушенный недавним боем старинный немецкий город.
   Скелеты зданий городского центра.
   Где-то далеко, на окраине, взлетает ракета и на мгновение заливает мертвенным светом своим островерхие черепичные кровли, готические кирхи, дымящиеся кварталы.
   Ракета гаснет. Тьма поглощает все только что виденное.
   Постепенно на фоне беззвездного неба вновь выступают очертания тавровых балок, обнаженные марши лестниц, балконы, нелепо повисшие на стенах без углов, сорванные вывески...
   <...>
  -- Боже мой! - шепчет Наташа. - Андрей... Андрей здесь!
  -- Теперь ты понимаешь, почему я не хотел, чтобы ты шла сюда? Чтобы ты не видела это, - говорит Оленич. Нотки затаенного торжества звучат в его голосе. - Пойдем в комнату. Он может заметить нас.
  -- Нет, я хочу его видеть, говорить с ним. Сойдем вниз. Проводи меня, - тихо просит Наташа.
  -- Не делай этого, Наташа!
  -- Я хочу его видеть.
  -- Как знаешь. Но, в конце концов, подумай и о нем! Мы поставим его в неловкое положение. Ты понимаешь, как ему будет больно, стыдно, когда он увидит нас. Успокойся Наташа. Завтра мы уедем, и ты забудешь это. Видишь, какие у вас разные дороги.
  -- Андрей... Андрей!.. - шепчет Наташа сквозь слезы.
  
  

А. Довженко.

"Мичурин"

  
   Лето. Просторы полей.
   На окраине среднерусского уездного города Козлова, на тихой, поросшей травой улице, против открытой садовой калитки остановилась извозчичья пролетка.
   В пролетке сидели три американца. Двух из них можно было сразу узнать по особой манере держаться спокойно и самоуверенно. Третий был лишен этой солидности, зато его американизм был подчеркнут смелой клетчатостью костюма, яркостью обуви и множеством карандашей в боковом кармане. Он весь пребывал в движении. Словно все его чувства поджаривались на сковороде. Он был переводчиком со всех языков на все языки. И хотя, как водится нередко в таких случаях, ни одного языка он толком не знал, тем не менее пользующиеся его услугами стороны всегда отлично его понимали, как понимают охотники всего мира натренированную нервную собаку по взвизгиванию, дрожанию мускулов и выразительности взгляда.
  -- Алло! Слушайте! Хелло, старина! Здесь живет мистер Мичурин? - громко спросил он, увидя человека в саду у раскрытых ворот.
  -- Говорю, что здесь. Чего кричать-то? - обиделся извозчик. - Вон сам стоит.
  -- Да, здесь, - спокойно ответил садовник и подошел к иностранцам.
  
  

Режиссерский сценарий. Раскадровка.

(Записки сумасшедших)

  
   Режиссерский сценарий - сценарий, написанный режиссером на основе литературного сценария. В нем действие разбито на сцены, эпизоды, определены места действия, мизансценирование, способы съемок оператором, технические приспособления и оптика, использование света, музыки, речи, шумов и т. п.
  

"Принято считать, что сценарий является одним из жанров литературы. Это не так. Никакого отношения к литературе он не имеет и иметь не может.

Если Мы хотим, чтобы сценарий был ближе к фильму, мы пишем его так, как он будет снят, то есть записываем словами то, что хотели бы видеть на экране. Это будет типичный непроходимый сценарий, ибо такая запись абсолютно не литературна. Но так как приходится сценарий утверждать, то обычно его записывают так, чтобы он был понятен всем. Это означает, что обычно пишется сценарий, весьма далёкий от кинематографического воплощения... Невозможно описать кинематографический образ словами...

Настоящий сценарий не должен претендовать на то, чтобы быть законченным литературным произведением... На мой взгляд, чем точнее написан сценарий, тем хуже будет картина. Сценарий необходим, чтобы помнить о замысле, об отправной точки...

Я не представляю себе, как можно снять картину по чужому сценарию. Если режиссёр снимает картину, целиком приняв чужой сценарий, то он неизбежно становится иллюстратором".

А. Тарковский

  
   Раскадровка - графический набросок, в котором средствами изобразительного искусства воплощено пластически-композиционное и светотональное решение будущего отдельного кадра.
   После того как сценарий выбран или написан, а раскадровки все до единой сделаны, наступает период осмысления трактовки, поиск интонаций будущего фильма. Первое к чему приступает режиссер - к кинопробам. Просматривая актерские пробы, снятые в движении, нужно не только обращать внимание на собственно актерские качества претендента, но и быть может, посвятить специальный просмотр для оценки его внешности...
  
  
  

Кинопробы. Выбор и работа с актером.

(Али-баба и сорок разбойников)

  

I

   Одной из самых доходных звезд 30-40 гг. в США была пришедшая из музыкального театра Дженет Макдональд. Она обладала превосходным голосом, эффектной внешностью - находка для оператора, но... неудача для режиссеров, ведь она была плохой актрисой. Для нее в фильмах "Капризная Мариэтта" (1935 г.), "Светлячок" и др. ставились костюмные сцены с приключениями... Зритель забывал о качестве исполнения...
   Поэтому, встречаясь с актером впервые, режиссер очень часто попадает под обаяние его личности (иногда это связано с популярностью артиста) и не в состоянии оценить все аспекты, что в дальнейшем может испортить любой даже самый хороший фильм...
  

II

   Как-то Э. Рязанов предложил роль Чудака в фильме "Человек ниоткуда" Игорю Владимировичу Ильинскому. Тот отнесся к ней с сомнением. Ему казалось, что образ написан для более молодого исполнителя. В общем, Рязанов отмел все возражения актера и уговорил его.
   "Я очень любил Ильинского и был уверен, что вместе мы преодолеем все!"
   Начались съемки, и интуиция не подвела Ильинского...
   А вот другой случай. Известно, что А. Миронов очень сильно хотел сыграть серьезную роль. Когда Э. Рязанов взялся за съемки "Иронии Судьбы" Миронов попросил, чтобы его попробовали на роль Лукашина. Началась кинопроба. "Миронов, пряча глаза, застенчиво произносил такие реплики: "А я у женщин никогда не пользовался успехом... еще со школьной скамьи...""
   Поверить в то, что Миронов не пользовался у девушек успехом, было невозможно. Несмотря на все его актерское мастерство, психофизическая сущность артиста расходилась с образом, со словами...
   Ошибки в правильном выборе главного героя встречаются довольно часто, однако сильно переживать по этому поводу не стоит. Ведь мы на примере Э. Рязанова убедились в том, что на ошибках учатся.
  

III

   Следует также отметить, что в нашем кинематографе актера выбирает режиссер и в период подготовки снимает, ищет нужную интонацию, находит личный контакт с актером, вместе с художниками создает облик персонажа. В западном кино, к сожалению, эту функцию выполняет продюсер. И режиссер не имеет права возразить, то есть возразить-то он имеет право, но на этом все и кончится! Ему придется снимать именно тех актеров, которых навяжет продюсер...
  

IV

   Выбирая актера на роль, стоит помнить, что впечатления от человека в жизни и на экране различны. Следует заметить, что бытовая и экранная красота человека разнятся.
   Несмотря на то, что кино рядится под правду, оно все равно - выдумка, сказка, ложь.
  

V

   Режиссер обязан быть влюблен в своих актерах независимо от их возраста и пола. Если же режиссер испытывает нелюбовь, отвращение, равнодушие к человеческим или профессиональным свойствам своих артистов - дело плохо... Это неминуемо скажется на качестве картины.

V

   "Когда актёр идёт сниматься и говорит: "Ну, прочёл я сценарий. Ну, что, буду сниматься, постараюсь что-нибудь сделать". Это означает, что картины не будет. Актёр не должен идти сниматься в фильм, о котором он так говорит...
   Режиссёр обязан вдохнуть в актёра жизнь, а не делать его рупором своих идей...
   Многие актёры считают так: если режиссёр не говорит мне о своём замысле, то он меня не уважает. Это неправда. Актёр обворует себя, если будет знать все обстоятельства того, как эта сцена задумана, какое место она займёт в будущем фильме.
   Только не нужно думать, что работа актёра в кино есть единственный способ выражения замысла режиссёра. Ни в коем случае. Такие картины обязательно устареют. Режиссёр должен стараться отсечь у актёра возможность толковать роль, возможность описывать её при помощи своих жестов".

А. Тарковский

  

Киноизображение.

(Наш общий друг)

  
   Что такое киноизображение? Глядя на киноэкран, давайте на минуту забудем о гангстерах, страстных любовниках и др. Разглядим в экране то, что он на самом деле собой представляет - прямоугольную картину, в которой что-то движется.
   Киноизображение - это серия экранных картин, созданных для передачи зрителю содержания, настроения. В отличие от книжных иллюстраций, изображение в кино не дополняет содержание, но само является его органичной частью.
   Для кинематографа важен свет. Свет не только физически необходимая субстанция, без которой на пленке ничего не получится, но и одна из главнейших составляющих изобразительного строя фильма. Например, о Джозефе Штернберге писали, что для него "истинная материя свет, а вещи, люди в кадре - лишь повод для его материализации, для того, чтобы перехватить луч". Он же создал Марлен Дитрих, кинозвезду мирового класса...
   Возможность искажения реальности создает условия для возникновения искусства. Но только возможность, ибо на самом деле никакие приемы, никакие физические возможности не создадут его автоматически.
   Все дело в душе, уме, таланте кинооператора.
  

"Если оператор не поймёт вашего замысла, то картина будет снята совершенно не так, как бы блестяще она ни была снята в фотографическом смысле этого слова. В конечно счёте это будет не реализация, а потеря замысла".

А. Тарковский

  
  

Съемочный период.

(Цирк)

  
   Дэвид Маммет сказал:
   Режиссер должен делать три вещи:
      -- Надо указать актеру, какие у него действия.
      -- Надо показать оператору, куда поставить камеру.
      -- После этого надо улыбаться.
  
  

Монтаж.

(Война и мир)

  
  -- выдавать информацию маленькими порциями;
  -- каждый раз сообщать меньше, чем хочет узнать аудитория;
  -- самые лакомые кусочки информации утаивать до самого конца;
  -- ничего не сообщать просто так.
  
   P. S.
   Монтажный принцип как исконный, фундаментальный, родовой принцип искусства есть признак сопоставления, сочетания, сравнения отдельных изображений и элементов.
  
  

Сдача фильма - страшная месть.

  
  
   Список используемой литературы:
  
      -- Эльдар Рязанов, "Не подведенные итоги".
  
      -- Сергей Параджанов, "Исповедь".
  
      -- Александр Митта, "Между адом и раем".
  
      -- В. Колодяжная, "История зарубежного кино".
  
      -- Избранные сценарии советского кино.
  
      -- Журнал "Искусство кино", 5, статья Д. Долинина "Киноизображение для "чайников"".
  
      -- Журнал "Искусство кино", статья К. Лопушанского, М. Чугунова "Андрей Тарковский. Лекции по кинорежиссуре".

 Ваша оценка:

РЕКЛАМА: популярное на Lit-Era.com  
  И.Зимина "Айтлин. Сделать выбор" (Любовное фэнтези) | | К.Демина "Леди и некромант. Часть 2. Тени прошлого" (Приключенческое фэнтези) | | V.Aka "Девочка. Первая Книга" (Современный любовный роман) | | Д.Вознесенская "Таралиэль. Адвокат Его Темнейшества" (Любовное фэнтези) | | А.Емельянов "Мир Карика 3. Доспехи бога" (ЛитРПГ) | | А.Эванс "Право обреченной 2. Подари жизнь" (Любовное фэнтези) | | М.Атаманов "Искажающие реальность-2" (ЛитРПГ) | | У.Гринь "Чумовая попаданка в невесту" (Попаданцы в другие миры) | | В.Старский ""Темный Мир" Трансформация 2" (Боевая фантастика) | | И.Зимина "Айтлин. Лабиринты судьбы" (Молодежная мистика) | |
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Атрион. Влюблен и опасен" Е.Шепельский "Пропаданец" Е.Сафонова "Риджийский гамбит. Интегрировать свет" В.Карелова "Академия Истины" С.Бакшеев "Композитор" А.Медведева "Как не везет попаданкам!" Н.Сапункова "Невеста без места" И.Котова "Королевская кровь. Медвежье солнце"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"