Корягин Сергей Осипович : другие произведения.

Блаженны нищие духом

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  
  Кто они - нищие духом? Думаю, совсем слабые, безвластные, безвольные, на уровне идиотов. У Достоевского князь Мышкин только назван так, в действительности он очень приличный человек. Правда, к земным благам он равнодушен, как настоящий идиот: он не стремится ни к богатству, ни власти, ни к земному варианту любви, ни к славе. Для христианина эти люди блаженны, они готовы войти в Царство Небесное. А на противоположной стороне улицы жизни стоит сверхчеловек Ницше, белокурая бестия, нордический тип, гиперборей. Его "блаженство" в безудержном стремлении к реальной жизни. Он жаждет всего, но прежде всего власти над людьми, потому что власть - дает все без ограничения. Христианский Бог властвует над мертвецами, а он готов стать Богом реальных людей. Интеллект Ницше ставит ниже воли. В этом я вижу некоторую непоследовательность, потому что интеллект - эффективнейший инструмент власти. Жизнь он любит вопреки горестям и страданиям и даже ради них, эта черта мне нравится.
  
  Итак, два типа в широком понятии жизни стоят по краям: нищий духом и властный человек. Первый демонстрирует безразличие, покой, безволие, бездействие, опущенность, готовность существовать за счет других, второй - активность, энергию, безудержное стремление подняться по лестнице власти, не оглядываясь на первого, более того - готовый подтолкнуть его, чтобы тот скатился еще на ступеньку ниже. Для второго первый - просто паразит, около которого неплохо устроился другой паразит - жрец, который вымаливает помощь для бедствующего, а заодно и кормится сам. А для нищего духом властный человек - носитель всемирного зла. Таковы крайности. А какова реальная жизнь? А реальная жизнь - посередине, все в ней на своем месте - ничего не "отрежешь", так говорит мне мой жизненный опыт.
  
   Когда-то христианство появилось как религия нищих, голодных, обездоленных, раздавленных, беззащитных, как религия попрошаек. Но вот появился среди них гордый и неглупый человек, который нашел способ утешить безутешных: "У них - вооруженных (римлян) и богатых - есть все, чтобы обеспечить существование своему смертному телу. У нас есть все, чтобы спасти душу - войти в Царство Небесное. Их жизнь коротка - они скоро сгниют, наша жизнь вечна"... Сработало! Через один, два века вооруженные и богатые примкнули к христианству - тоже захотели бессмертия, и бедным они стали помогать, и молиться стали. Такова сила человеческой потребности - получить за благие дела бессмертие. С тех пор культ нищих духом и является центральным звеном европейской цивилизации. Однако остались и те, кто не поверил Христу, сохранилась в духовной жизни европейских народов вера в реального человека из костей и мяса, в его силу - физическую и интеллектуальную и неверие в загробную жизнь и Царство Небесное. Эта вера в течение веков проявлялась в разных вариациях, например, в марксизме, но наиболее ярко - в философии Ницше. Прав Христос или прав Ницше - реальная жизнь постоянно перетягивает канат.
  
  Недавно я смотрел по телевидению небольшой фильм. О том, как зверь, отдыхая на солнечной поляне со своим "семейством", спасал своих неопытных малышей от опасности. После "команды" - скорей, скорей, в нору! - самый слабый упал и не мог двигаться. Зверь не побежал трусливо спасаться, он взял в зубы малыша и, подталкивая слабых, завел всех в надежное укрытие. Мысль моя такая: природа дала живым существам два противоположных инстинкта. Один побуждает сочувствовать слабым, помогать им, спасать их, а другой ведет к накоплению силы ради властвования над слабыми. Христианская философия вышла из первого инстинкта, философия Ницше - из второго. Будем жить с тем, что у нас есть. Каждый выбирает себе образ жизни по своему первородному чувству. Четверг, 6 декабря 2012 года.
  
  Прибавление. Философский штурм. Сергей Александров:
  Ты меня уважаешь? Но смотри, если я узнаю, что ты меня не уважаешь...
  Короче, с кем поведёшься с тем и наберёшься.
  Сергей Осипович , Вы дали свою оценку Ницше. Теперь у Вас есть эталон. Те кто проявляют интерес к творчеству Ницше, Вам не интересны и наоборот. Всё просто.
  Как у Чапаева: Ты за коммунистов или за большевиков?
  Упрощаете , милейший.
  
  Ответ Сергею Александрову. Спасибо, Сергей, за ответ. Ницше исследует человека, но не как существо познающее и не его роль в системе общественных отношений. Он исследует человека преимущественно как существо природное. С его инстинктами, волениями и стремлениями. Разум ставит невысоко. Меня же интересует человек общественный, развитие его разума и его положение в системе добра и зла. "Ты меня уважаешь? - И я тебя уважаю" - это тоже в системе общественных отношений, но где-то на периферии и не имеет отношения к истине и добру. С Вашей стороны, это попытка опошлить, дискредитировать важную проблему жизни, проблему поиска истины, определения добра и зла. "Ты за Ленина аль за большевиков?" - здесь крестьянин ищет свой политический ориентир. При Сталине крестьянам, которые задавали такие вопросы, отрывали головы.
  
  О давании оценок. Я так же, как Вы, пытаюсь понять Ницше как философа. А понять - означает так же и оценить. Никуда от этого не уйдешь. По моему представлению, Ницше яркая фигура в истории философии - и своими положительными сторонами творчества, и отрицательными. Есть идеи, мировоззренческие, которые прямо не используются политиками, а есть идеи, которые у политиков нарасхват. Платон, Макиавелли, Руссо, Гегель - "в большом ходу". Маркса тут же "запрягли", хотя и сам он этого хотел. И на Ницше появился спрос в XX веке. Некто на букву Г. оформил идеи философа в политическом трактате "Моя борьба". И всей своей теоретической и практической "работой" как бы напомнил сочинителям философских книг: "Вы пишете, а мы наматываем на ус". Пятница, 7 декабря 2012 года
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"