Ташкентский вокзал, несмотря на свой проевропейский вид, всё-таки, уголок Востока. Там иногда на тебя могут посмотреть такие бездонные глаза, что ты почувствуешь прикосновение столетий, если не тысячелетий, и ощутишь себя на вершинах Памира, Тибета или Гималаев, почувствуешь себя купцом и путешественником одновременно. Ах, эти яркие цветы Центральной Азии, утраченной навек.
В вагоне-люкс поезда Ташкент-Москва, слегка покачиваясь в сладкой дремоте, плыл через пространство бесконечных азиятских степей солидный человек. Чёрные волосы с красивой сединой, на складках щёк следы хурмы и плова и интеллекта городских чайхан. Приятный тип сардическо-согдийского лица.
- Друг, почему ты сидишь, молчишь и ничего не кушаешь, - обратился он к своему случайному попутчику. - Ты что, не русский что-ли? Возьми кусочек лепёшки, свежий, недавно с базара. Тандыр дома нет, в квартире живу, извини.... Вот и правильно. Виноградинка бери - тоже базар растёт. Конечно, сейчас всё есть в супер-маркет, но старый, ещё совковый привычка - перед Москвой всё с базара покупать. Я - критик. Работаю союз-писатель, на дому. Еду в Москву, культурный обмен, как в старые времена. Озбекистан свободная страна, у нас всё можно критиковать. Путина можно критиковать, Медведева, даже Шойгу и Камерона - широко летает моё перо. Не читал? Мгм, ... Кем работаешь? Бизнес, говоришь? Приезжал немножко разориться. Лишние деньги никому не мешают. Нашим таможенникам тоже. Приезжайте чаще.
Кого не критикую - Тимура, Президента, и по отношению к Аллаху я также полностью толерантен. Конечно не ваххабит, но Аллах, Он нам имманентен, Он у нас в крови.
Отведай дыню, такой ты в Москве нигде не возьмёшь, даже в ресторане "Узбекистан". Один кусочек - и ты в раю.
Ты подумай, откуда взялись Озбеки. Ответ очень прост. На скатерти. По-нашему, достарханда. Как человек по-узбекски - Одам. Озбеки, и это очевидно, доказательства не требуются, произошли непосредственно от Адама.
- А как же другие?
- Посредник бор. Мх-мх -мх-мх... хм.
Всё недаром. Даже в Америке волшебная страна, где водятся прекрасные пери, называется страна Оз. Я недавно писал критику по поводу наших народных сказок, исследовал истоки добра, столь присущего народу. Писал о хорошем, о плохом писать охотников много, которые за грантами бегают вприпрыжку. Им зелень в карман надо, а я зелень свежую на базаре ищу, с утра, пока не увянет.
Капитализм, капитализм. Одно слово скажу: "капитализм? и нравственность понятия несовместимые. Вы в Российской Федерации пытаетесь сейчас соединить ежиху с гюрзой, построить капиталистический коммунизм или коммунистический капитализм, как вам будет угодно, мой азиз дустым. Но замечу, наш внутренний строй, основанный на бозар экономикаси, более справедлив, ибо зиждется на непоколебимой глубокой нравственной сущности озбекского народа.
Бозар - это стол Аллаха, неоспоримо. Нельзя обвешивать, нельзя обмеривать, нельзя производить мошеннические операции. Ещё с древнейших, доисламских времён в народе живёт поверье, нельзя покупать у жадного человека. Продавать такому человеку также нехорошо. Купил-продал должен быть такой, чтобы обе стороны были довольны, радостны, иначе товар впрок не идёт. Прибыль от такой сделки рано или поздно пропадает.
Как стучат колёса, как в доисторические времена СССР. Недалеко от дороги на пороге своего дома-юрты сидит в позе Будды атлетического сложения казах. О чем он думает? Ни о чём. Он находится в естественном медитативном состоянии послеобеденной полудрёмы. Позади юрты - верблюд. И верблюду, и казаху по большому барабану и от стука колёс, и от поезда, и от этой, чужой в степи, железной дороги.
- Аллах справедлив. В 1966 году, когда мне было последний класс средней школы. До сих пор не понимаю, почему такая хорошая школа называлась "средняя?. Так, в 1966 году, Аллах послал на наш дом катастрофу - землетрясение. Дом снесли бульдозером. Москва тут же прислала свою империалистическую помощь, такого троянского коня в обертке из бетона. Наша Кашгарка преобразилась, как в сказках "Тысяча одной ночи?. Мы получили двухкомнатную квартиру, а соседу, Борису Ефимовичу дали трёх. Научный работник, диссертация, кабинет положен. Да.... Пришла перестройка. Тема Бориса Ефимовича не вписалась в нашу Бозар экомикаси. Он убежал, извините, выехал на постоянное место жительство в землю об- об - очень тяжёлое слово. И там у себя в "бытовке" он до пенсии, до 65 лет, мыл окна и таскал мусор, а когда ложился спать, то клал под голову листки своей диссертации, чтобы ему снилось, как он сидит в чайхане, кушает фрукты и пишет свои докторские-кандидатские. Сейчас я живу в его квартире.
- А дети?
- Дети, дети. Дети везде: в Лондоне, в Париже, в Абу-Даби. Живу с женой, Еленой Васильевной.
- У Вас русская жена?
- Да, русская. Моя умирала. Лену знаю давно. В молодости не пошла за меня, или меня не пустили - не помню. Сейчас живёт со мной тихая, работящая, послушная, как все нынешние русские - самая лояльная часть населения республики. Они же не поедут в Россию на стройку и подметать бульвары Гоголя и Габдуллы Тукая. Сидят тихо. Поешь самсу. Слоёная - ум отъешь. Леночка выпекала дома на газовой плите - прямо Дарья - искусница. Тандыр не нужен.
Коньячку? Хороший коньяк - "Узбекистан". Мой племянник на коньячном заводе, ему в колбе дают пробовать, немножко таскает. На здоровье! Коньяк не водка и не вино - под Закон не попадает. Так, что мы не гневим пророка.
- Вы, по обмену опытом в белокаменную?
- Почему! Из вежливости. Отдать дань уважения. Наши президенты дружат - и нам не грешно. А у кого перенимать опыт?! Сколько за себя помню в России один великий критик - Виссарион Иосифович, извини, Григорьевич, Белинский. Триста лет прошло, а критик один.
- Ну почему? Стасов был.
- Историю России, особенно её искусств, следует знать. Стасов критиковал картинки и актёрок. Красивые женщины - я понимаю, но это не мужской разговор.
- А кто из русских литераторов вам нравится?
- Ну не русских, а российских. Трудно представить. Веллер. Интересен: ребятам раздать патроны - хулиганов расстрелять. Чем-то он кого-то из наших напоминает. Но русским в уме отказывает.
- Как?
- Норманист.... А почему Иван - дурак. Я долго размышлял. Исследовал соответствующую литературу. Потому что женился на царской дочери. А отец у неё кто! Царь!. А мама кто! Царица! А дядя? Великий князь. Она, Марья Моревна, крутая королевна, Ивана кулак берёт и всю жизнь, до счастливого конца, кулак держит. А Иван- царевич, почему не умный. Потому что на лягушке женился - рептилоид, земноводное.
Кстати, есть у вас в России один детский писатель, Глеб Успенский.
- Наверное, Эдуард?
- Какая разница. Очень тонкий, очень умный, мудрый! Как он тонко, исподволь, внушил миллионам подлинную любовь к рептилоиду-людоеду, крокодилу Геннадию. В древнем Египте этому водяному чудовищу, Иван Ефремов свидетельствует, приносили регулярные человеческие жертвы. Корней Чуковский ещё в начале прошлого века писал: "По улицам ходила Большая крокодила, она голодная была". А дальше ксенофобское продолжение - я не буду акцентировать. А Ваня Васильчиков гонял этого крокодила по всей Евразии вплоть до Египта. Если взять на современный язык, то получается брат- мусульманин из запрещённой партии. А что сделал Глеб Успенский!
- Эдуард.
- Какая Разница. Он окружил его разными симпатичными чебурашками, шапокляками, пионерами и даже барабаном. И этот очаровательный конклав ввёл крокодила! в обезоруженные детские сердца!
Шляпу носит, галстук таскает, песенки поёт. Раньше был кто - Кор-Бобо, Дед Мороз, приносил подарки. А сейчас крокодил! Мороженое раздаёт. Какая умная, какая ловкая подмена!
Снегурочка была, немножко нескромный, но вполне терпимо. Всё закрыто, воротник под самую шею, застёгнут. Небольшую вуаль на лицо, можно снежинки стилизовать - хорошо. А сейчас - чебурашка. Бесполое, мохнатое, неизвестного происхождения существо с оттопыренными ушами. Обама! Прямо двойник. Черт из табакерки. Как он смог предугадать - творческое прозрение. У того тоже уши торчат и также дружит с людоедами.
Ещё коньячок? Пора отдыхать. Завтра Москва, Казанский вокзал, щемящая ностальгия.