Кормин Михаил Викторович : другие произведения.

Оправдание философии

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    До Боэция мне конечно не дорости, но сказать несколько слов в защиту философии, как специфичной и увлекательной области знания я попробовал.

  Волею судеб меня занесло в университет поучиться на философском факультете. А поскольку до этого я кем только не был: то предпринимателем, то руководителем, окружают меня в основном предприимчивые руководители. Так вот эти предприимчивые руководители как сговорившись начали задавать мне один и тот же вопрос. На кой чёрт мне учиться на философа? Я честно отмазывался, и говорил, что на самом деле учусь не на философа, а теории управления. А философия это типа передовой край науки.
  И каждый раз на меня накатывала волна справедливого негодования. Почему я должен оправдываться? Кто так опорочил философию, что философское образование вызывает снисходительную улыбку не только у предприимчивых руководителей, но и у безработных прожигателей жизни, а также рабочих и фермеров.
  Откуда то идет байка о том, что философия занятие бесполезное. Концов я не искал. Кто первый выдал этот вредный тезис мне неведомо. Но в эту байду верят не только фермеры, рабочие и предприимчивые руководители, но и законченные философы. Следует различать философов, и законченных философов. Эту тонкую разницу мне помог понять Юрий Исаевич Наберухин, который преподаёт Русскую философию, но является доктором не философских а химических наук. Так вот, он разъяснил этот вопрос в одном предложении.
  Философ - разработал собственную философскую систему, а законченный философ - закончил философский факультет. Последние потуги создания философской системы были сделаны Хайдегером, поэтому философов как таковых в живых нет ни одного, а вот законченные философы регулярно выпускаются множеством учебных заведений. Это законченные философы пишут статьи в философских журналах, которые читают исключительно законченные философы, они же посещают философские конференции, и они же верят в то, что философия бесполезное занятие.
  Признанный основатель философии Фалес Милетский утверждал как раз обратное. Но ведь Фалес философ настоящий, а не законченный. Тезис Фалеса о том, что философия занятие полезное в наше время безнадёжно устарел и нуждается в дополнительной аргументации, чему в общем то и посвящена эта статья.
  Очень сложно подобрать емкий термин аналогичный теодицеи.
  Теодицея - богооправдание. Направление теологии, которое оправдывает Бога в вопросах касающихся наличия в мире зла. А вот как же назвать направление философии которое занимается оправданием философии в глазах малограмотных обывателей?
  Фихте пытался побороться законченными философами, которых во все времена было немало, и создал наукоучение. Аргументация Фихте проста. Философия занятие бесполезное, а наукоучение это то же самое, только полезное. К сожалению бесполезная философия продолжает существовать и со временем становится всё более и более бесполезной, а полезное наукоучение померло так и не родившись. И вот уже замаячил коварный вопрос, ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?
  Каждый предприимчивый руководитель, безработный прожигатель жизни, рабочий или фермер, готов и рассуждать о философии, и осуждать её за бесполезность. К сожалению, эти малограмотные люди, порою имеющие дипломы о высшем образовании, не знают того, что вопрос "что такое философия?" до сих пор открыт. Понятие Философия не имеет четкого определения. А как же можно рассуждать, и тем более осуждать нечто, не имеющее чёткого определения. Это прямое нарушение закона тождества Аристотеля. Малограмотные обыватели просто не знают того что рассуждая и осуждая философию они нарушают основной закон логики (мышления).
  Краткое резюме того что доподлинно известно о философии.
  Философия это то, чем занимаются философы. Философы создают философские системы, которые изучают на философских факультетах законченные философы, которые сами по себе никаких систем не создавали.
  Это нечто принято делить на три направления.
  Онтологию - Учение о сущем.
  Гносеологию - Учение о познании.
  Аксиологию - Учение о ценностях.
  Философия не является наукой, но все науки вышли из философии. Есть определение, что философия занимает пограничную зону между наукой и религией. Но? Это определение как обычно ничего не определяет.
  Первые лекции в университете оставили у меня тягостное впечатление. На них нам как раз пытались объяснить смысл термина - философия. Но лично мне смогли объяснить только то, что это бесполезное занятие которое не является наукой! Тяга учиться на философа резко упала.
  Через несколько занятий я понял, что учиться на философа действительно бесполезное занятие. И учат нас не философии, а истории философии. А это как говорится две большие разницы. Научить создавать собственные философские системы невозможно. Можно научить логике, без которой создавать систему бессмысленно, но логика это отдельная область знания. А вот учить истории философии можно и нужно, чем в общем то и занимаются на факультетах выпускающих законченных философов. Надо сказать большое человеческое спасибо Василию Павловичу Горану за то, что он заново открыл для меня эту глобальную историю человеческих размышлений об основах бытия. Не всем же ковать копеечку, кто-то думы думает.
  Но вопрос, зачем думы думать, если всегда есть необходимость ковать копеечку остаётся открытым.
  Думы думать можно по разному, и пора ответить на вопрос чем философия отличается от философствования. Рассуждать могут не только философы но и домохозяйки. Каждая домохозяйка видит мир со своей колокольни. Причем домохозяйка не просто видит мир, но и аргументировано посылает домохозяина ковать копеечку, за хлебом, или вынести мусор. Аргументированные рассуждения домохозяйки можно назвать философствованием, а аргументированные рассуждения философа - философией. Вся разница между философией и философствованием в аргументации.
  Аргументация философов обычно бывает логически непротиворечивой. А вот философствующие домохозяйки, предприимчивые руководители, рабочие и фермеры просто не догадываются о том, что логика их аргументов либо слаба, либо отсутствует. Как только домохозяин начинает задумываться о логической связи между аргументами домохозяйки он мгновенно становится философом.
  Если логика рассуждений непротиворечива, это не означает того, что она единственно возможна. Непротиворечивые утверждения складываются в самонесущую конструкцию и рождают философскую систему. А вот философских систем на сегодня известно достаточно много, их то и изучают законченные философы на философских факультетах.
  Аргументация - часть системы мировоззрения. Она может быть логически противоречивой либо нет, но если домохозяин может аргументировано связать несколько предложений, то у него в голове имеется законченное представление об устройстве мироздания. Как только в словарном запасе появились термины Потому - что, Следовательно, и т.д. мы можем говорить о системе мировоззрения философствующего субъекта. Остаётся ответить на вопрос, чья система установлена в его голове.
  Система мировоззрения философствующего субъекта, это пиратская копия какой-нибудь широко известной философской системы. Она потертая, глючная, но обычно легко узнаваемая. Эту систему устанавливают в голову субъекта в нежном детском возрасте, для того чтобы он мог адекватно общаться с себеподобными.
  Как писал Ломоносов. Что вижу то моё, везде в своём дому. Субъект, подрастая, начинает считать систему мировоззрения установленную в его голову учителями и родителями своей собственной, собственно поэтому она и пиратская. Субъект просто напросто присвоил это программное обеспечение. Каждый предприимчивый руководитель гордится "собственным" взглядом на мир. Как же нам повезло, что всё это только иллюзия философствующего субъекта. Иначе мы жили бы в мире населенном шизофрениками.
  Польза от изучения истории философии уже в том, что это изучение позволяет обгрейдить собственную голову. Достаточно найти среди множества философских систем лицензионную копию, которую собственно и пытались установить в голову субъекта заботливые родители и учителя. Поскольку создавалась она философом, а не домохозяином, то она гарантированно менее глючная чем пиратская копия собственной домохозяйской доводки.
  Теперь немного более подробно о глюках. Речь идет о причинно следственных связках потому - что или следовательно. Из этих связок собственно и состоит любая мировоззренческая система. На основании полагания причинности субъект принимает и стратегические и повседневные решения. Глюк - это когда субъект полагает причинность там, где её на самом деле нет. Субъект принимает решение на основании несуществующей причинно следственной связи. Хорошо это или плохо? Сделать хотел грозу, а получил козу. Нескучно это точно, но в основном нервно и небезопасно.
  Кто то из древних, я уже забыл кто, наверное Аристотель сказал, что аналогия не является доказательством. Но польза от аналогий есть, она позволяет связать неизвестное с уже изученным. Система мировоззрения, это аналог операционной системы компьютера. Философы создают операционные системы. Люди устанавливают эти операционные системы друг другу в головы, что позволяет им общаться с совместимыми операционными системами и принимать решения различной степени тяжести. На территории бывшего СССР гражданам и гражданкам, по умолчанию, до сих пор прививают диалектический материализм. В лицензионном виде система довольно таки приличная. Но лицензионный диамат сегодня под запретом, поэтому пиратские копии диамата получаются люто глючными. Это материалисты, верящие в гороскопы и магию вуду. Как субъект не понимает что материализм и гороскоп несовместимы, одному вуду известно, но человек живет с такой глючной операционкой в голове.
  По непонятным для меня причинам религиозные философские системы находятся в упадке по всему западному миру уже более двухсот лет. Постепенный упадок религиозной философской мысли наметился еще со времён возрождения. В дореволюционной России, которая была и есть не совсем западной страной, религиозная мысль ещё теплилась. Но после философского теплохода окончательно заглохла. Спрашивается почему?
  Не помню кто, в замшелые классические времена, сказал: "если богов нет, их следует придумать". Введение в философскую систему Бога, аналогично введению в систему арифметических исчислений нуля. На вполне философский вопрос, а существует ли ноль? Есть вполне практичный ответ. Неважно существует ли ноль или нет, введение в систему исчислений нуля превращает арифметику в высшую математику, алгебру и анализ.
  Дельная светская философская система - это арифметика, способная выдавать простенькие прогнозы и причинно следственные связи. А вот, находящаяся в упадке, религиозная философия, это уже высшая математика способная выдавать точный долгосрочный прогноз.
  Религиозные философские системы настолько надёжны что меняются крайне редко. Неудивительно что они похожи на недовымерших динозавров. Светская философия малонадёжна. Это скоропортящийся продукт.
  Сконцентрируемся на том, что такое надёжность философской системы.
  Любая мировоззренческая система сплошь состоит из причинно следственных связей. Пройдя стадию развития почемучки, вновь образовавшаяся личность перестаёт задавать глупые вопросы окружающим, и начинает действовать самостоятельно. Субъект самостоятельно ставит цели, и воплощает задуманное на практике.
  По тому, какие цели ставит субъект, можно понять насколько он совместим с окружающими. А по проценту положительных результатов сбычи мечт можно понять насколько надёжна его мировоззренческая система.
  Если целеполагающая деятельность имеет мало положительных результатов, то мировоззренческую систему пора сносить. Она не работает. Причинно следственные связи из которых она состоит не являются таковыми.
  Оставим пока в покое религиозную философию, и обратим внимание на профессиональные заболевания.
  Профессиональным заболеванием философов является шизофрения. Принципиальная суть появления этой болячки интуитивно понятна. Философ накатал в своей буйной головушке большой ком причинно-следственных связей и... с удивлением обнаружил что эти причинно следственные связи складываются в систему, которая логически подтверждает сама себя. Он проверяет на практике свои думки и получает стойкие положительные результаты. Теперь перед ним встаёт проблема выбора. Быть как все,(пользовать операционку поставленную в детстве, такую же как у большинства земляков), либо принимать решения основываясь на известной только ему самому, системе причинно следственных связей. Другими словами стать шизофреником, и по тихому прививать свою шизу малограмотным обывателям. Если повезёт то станешь Гуру, если нет, то так и останешься одиноким шизофреником. Отсюда мы переходим к ценности философской системы.
  Ценность философской системы никак не связана с её надёжностью. Чем распространеннее система тем она более ценна. По аналогии с операционками, винда ценна своей распространённостью и совместимостью, но не надёжностью. Диамат, даже люто глючный, сегодня совместим с религиозными системами, поскольку на воинственно атеистические дыры, у большинства пользователей, поставлен сервиспак толерантности и веротерпимости.
  Совместимость систем мировоззрения ключ успешной социализации. НЕ может быть никакого социального взаимодействия между людьми с несовместимыми операционками. Один суетится как поросёнок в мешке и лихорадочно ищет выход, а другой поёт гимны богам, это вайшнав с атеистом заблудились в лесу. Чьи действия более полезны?
  Следует различать декларации действий и действия субъекта. На основе собственных умозаключений субъект принимает решения, и действует, а вот говорить при этом он может все что угодно. Тихих шизофреников никто не забирает в дурку. Если отклонения в поведении незначительны, то социум относится к легкому неадеквату вполне лояльно. Ну верит человек в какую-нибудь чушь, да и Бог с ним, у нас свобода вероисповедания.
  Философов частенько обвиняют в надувательстве. Типа они только декларируют свои взгляды, но сами не верят тому, что пишут. Жан Жак Руссо и Шопенгауэр по свидетельствам современников не подтверждали собственными действиями свои опубликованные взгляды на жизнь. Несмотря на лояльность социума к небольшим отклонениям не следует забывать, что в наше время солипсизм это уже клинический диагноз, а не философская система.
  Итожим.
  Философ создаёт систему причинно следственных связей, которая может либо стать популярной, либо нет. Если система становится популярной, то её начинают устанавливать в головы подрастающего поколения на стадии развития почемучки.
  История философии которую изучают на философских факультетах законченные философы является сборником когда либо созданных философских систем. Это супермаркет мировоззрений с минимальным количеством глюков. Изучив историю философии субъект получает возможность выбора мировоззрения, вместо пожизненного юзанья пиратской копии какого-нибудь диамата собственной домохозяйской доводки.
  Снисходительные ухмылки предприимчивых руководителей, безработных прожигателей жизни, рабочих и фермеров просто говорят об их малограмотности. Получить философское образование большая удача, можно сказать подарок судьбы, просто предприимчивые руководители, безработные прожигатели жизни, рабочие и фермеры в силу своёй малограмотной недалёкости об этом не знают.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"