Кормин Михаил Викторович : другие произведения.

Мама Мыла Раму

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Диалектика плетения семантических сетей. Изначально писал как комментарий к статье "Формализация и принятие решений".


   Мама мыла раму.
   У этого комментария есть название. Он как взаправдашняя статья только публикуется по-семейному.
   В том научном мире, который я запомнил, пока учился на законченного философа, желание поговорить по понятиям было куда более ярко выраженным, чем в бандитские 90е. Я помню и то и другое, сравнение уместно, просто аспекты разные.
   ...., а что вы имеете в виду(ссылка на понятие)? А в какой статье уважаемый автор говорил о...(ссылка на авторитета)? Я несказанно обрадовался, когда нашел придуманный, но общеизвестный термин, концентрированно выражающий проблему, которую я ясно видел уже много лет назад. - Множественная контингенция. И так же ясно я вижу то, что Никлас Луман так и не смог донести до научного сообщества смысл этого явления. Библейская сказка о том, что Господь разделил языки имеет самый материалистический и поэтому очень печальный смысл. Язык у каждого человека свой собственный. Каждый человек говорит на своём собственном языке, и при этом неоправданно мечтает о том, что он адекватно участвует в коммуникации с другими членами общества. Откуда эти мечтания?
   Две статьи по понятиям произвели на меня просто невероятное впечатление. Это "Риск" Лумана, и "Два понимания свободы" Берлина. Кто знает, тот в теме, кто не знает, рекомендую. ПРОБЛЕМА МНОЖЕСТВЕННОЙ контингенции не выдумана. Сколькие пали жертвой недопонимания? Голливуд разорился бы, если бы не они.
   Но ведь суть проблемы не в том, что отдельные индивиды недопонимают суть таких абстрактных монстров как понятия "Риск" или "Свобода". Перед тем как взяться за прояснение понятия свобода, желательно прояснить смысл понятий проясняющих это понятие, и дальше... дальше.... дальше... Чем дальше, тем ближе к началу. А начала любого языка не в понятиях Риска или Свободы, а в понятиях Мама, Баба, дай. Очень сложно говорить о сути понятия Риск с оппонентами, которые недопонимают смысл сути понятия Мама.
   Но перед тем как заняться прояснением понятия Мама, я просто обязан вспомнить о Петре Демьяныче Успенском. Он с завидной настойчивостью регулярно выдвигал тезис о том, что человек никогда не будет учиться тому, что он и так уже типа знает. Человек вообще палец о палец не ударит, ни ради себя, ни ради своих близких.
   До тех пор пока мы декларируем веру в то, что мы понимаем суть понятия Мама, мы палец о палец не ударим, для прояснения сути этого понятия. Крыша, это не тот элемент рисунка из которого торчит нарисованная труба с дымом, а как раз то, что спасает от дождя. Понимание сути понятий вернейший путь к преодолению множественной контингенции.
   Начинаем читать Ожегова и с удивление понимаем, что МАМА это детство раннее, а реальные пацаны оперируют термином МАТЬ.
   МАТЬ, матери, матерью, мн. матери, матерей, матерям, матерями, оматерях, ж. 1. Женщина по отношению к своим детям. Родная м. Многодетная м.М. семейства (мать как глава семьи). М. одиночка (женщина родившая внеофициального брака и воспитывающая своего ребенка без мужа). Неродная м.(мачеха). 2. перен. Источник (во 2 знач.), начало чего-н., а также о том,что дорого, близко каждому. Киев - м. городов русских (высок, устар.).М.-сыра земля (в народной словесности). Повторе-нье - м. ученья (посл.).Гречневая каша - м. наша (старая посл.). Лень - м. всех пороков (посл.). 3.Самка по отношению к своим детенышам. 4. Обращение к пожилой женщине или кжене как к матери своих детей (прост.). 5. Название монахини, а также(разг.) обращение к ней. М.-игуменья. * В чем мать родила (разг.) - безодежды, голый. Мать честная! (разг.)- восклицание, выражающее удивление,радость, огорчение. Мать моя! (разг.) - 1) то же, что мать честная; 2)фамильярное обращение к женщине. Ты что, мать моя, вырядилась, как попугай?По матери (выругаться) (прост.) - матерно. Мать твою за ногу (прост.) -грубая брань. II прил. материнский, -ая, -ое (к 1,2 и 3 знач.) ы материн,-а, -о (к 1 знач.). Материнские обязанности. Материна шаль.
   Суть уяснили? Конечно уяснили. Вы же это слово знаете - на пару лет больше, чем себя помните. Для меня пока прояснилась только завязка с понятием женщина, но об этом уже не одну тысячу лет известно.
   Один из известных примеров выявления родовых связей между понятиями гласит. Каждая мать женщина, но не каждая женщина мать. Понятие женщина является родовым. Осталось найти видообразующее отличие, и мы вобьем первый клин в определение посредством описания взятое из словаря. Но вначале немного о сути определения выявления сущности. В отличии от пространного рассказа определения посредством описания оно состоит из всего двух частей. Родового понятия и видообразующего отличия. Логическое отрицание родового понятия приводит к значению "не представляет интереса". А отрицание видообразующего отличия отрицает саму сущность понятия и принимает значение "Ложь".
   Обращаю внимание, что это комментарий к научной диссертации, а не научная статья, поэтому законченным лингвистам и семантикам желательно приглядеться к сути написанного, но не вязаться к форме.
   Мы начинаем плести семантическую сеть (прошу не путать с семантической паутиной). Семантическая паутина в том виде в котором она существует - выкидыш неспособный к существованию наподобие нарисованного дома. Самоорганизация в деле плетения семантических сетей - фикция.
   Семантическая паутина - интернет система, где одно понятие ссылается на другие понятия. Глобальная система гиперссылок, которые ссылаются друг на друга и опираются на саму систему гиперссылок, как на систему. В итоге система опирается сама на себя. Принцип жизнеспособный, но ... Изъян в форме определения посредством описания. Понятие описывается рассказом наблюдателя. Каждое из понятий, составляющих этот рассказ, при помощи гиперссылки наводят на описательные рассказы других наблюдателей. Лавинообразный рост количества информации..... и никакой практической ценности.
   В чём может быть выражена практическая ценность? В ясности мышления, и не в чём больше. Дублировать диссертацию нет надобности. ...иметь не одно значение -- значит не иметь ни одного значения; если же у слов нет (определенных) значений, тогда утрачена всякая возможность рассуждать друг с другом, а в действительности -- и с самим собой; ибо невозможно ничего мыслить, если не мыслить (каждый раз) что-нибудь одно. - Закон тождества . Аристотель.
   Две с половиной тысячи лет мы нарушаем этот закон. Причем нарушаем втихую. Против уважаемого автора переть силенок то нет.
   Наука в понимании Аристотеля находит причинно следственные связи без каких либо вариаций. Вариации исключены. Если мы говорим о лингвистике как о науке мы не вправе опираться на свидетельские показания наблюдателей. Описания наблюдателей - зыбкое ненадежное основание. Необходим метод дающий семантике надежный фундамент.
   Технология плетения семантических сетей довольно проста. На любительском уровне с этим справится любой дилетант. Но всамделишно только лингвист. Вместо описательного рассказа наблюдателя мы тщательным образом подбираем родовой признак и видообразующее отличие. И родовой признак, и видообразующее отличие в свою очередь, так же состоят из родового признака и видообразующего отличия. Эту биологию понятий можно продолжать до бесконечности как генеалогию вплоть до Адама с Евой. Не буду загромождать текст формулами. Только звёздочки да скобки.***(***(***###)####(***###))###(***(***###)###(***###))
   Вернёмся к понятию МАТЬ. В системе понятий выявления сущности это обязательно женщина. Даже боги у нас похожи на людей, неужели матери будут похожи на обезьян. С родовым понятием нет никаких проблем идентификации. Остаётся найти видообразующее отличие. Мы в основном идем по пути наименьшего сопротивления и цепляемся к семантической сети заслуживающей наибольшего доверия. Сегодня это развитая сеть биологии.
   МАТЬ - женщина родившая ребёнка. (Родовое понятие жирный шрифт, видообразующее отличие курсив)
   В русском языке нет свершенных времен глагола. Определение дефектное. Является ли Матерью женщина бросившая ребенка в роддоме или выбросившая его в мусоропровод. Факт рождения ребёнка еще не означает что женщина стала матерью. Видообразующее отличие никуда не годится. Вспомним основной вопрос философии и уйдем от биологии в сферу сознания.
   МАТЬ - женщина воспитывающая ребёнка. (Родовое понятие вроде то же но смысл совсем другой Это совсем другая дефиниция понятия женщина).
   МАТЬ - женщина( самка вида Homo sapienssapiens) родившая ребёнка (детеныш вида Homo sapienssapiens) БРЕДЯТИНА.
   В описательном рассказе Ожегова есть дефиниция "мать одиночка" - "женщина родившая внеофициального брака и воспитывающая своего ребенка без мужа". Мы не выдумываем понятия с которыми начинаем работать, а берём их из толковых словарей. "И" говорит о том, что понятия родившая и воспитывающая несвязанны друг с другом. Это самодостаточные части описательного рассказа. В идеале понятия после "и" должны задавать объем, как бы раскрывать другую плоскость. Но на деле это самый расшаренный инструмент для запутывания сознания.
   Мы столкнулись с основным вопросом философии Энгельса. На примере дефиниции "мать одиночка" в вопросе что первично материя или сознание победило сознание. Мать формирует и тело ребенка(материя) и его личность (сознание). Беременная женщина только готовится стать матерью. Тело ребенка уже сформировано а о материнстве речи пока не идет. Но если женщина отказывается воспитывать ребенка "формировать личность" она отказывается от родительских прав. Перестаёт быть Матерью. Понятие "воспитание" является сущностью понятия мать. Матерей не воспитывающих детей не бывает. На этом дилетантские рассуждения пора заканчивать.
  
   У этого текста есть предыстория. Я решил написать его как продолжение пьяного разговора у мангала на корпоративной встрече. Тогда я выдвинул тезис о том, что законы диалектики в реальном мире не работают. Мой оппонент возразил - почему не работают? Назревала дискуссия с шампурами в руках, но..... из беседки прозвучал тост, и поступило предложение вернуться к столу.
   Три закона диалектики Гегеля в деле плетения семантических сетей просто незаменимы. В реальном мире, даже если эти законы и работают, то они работают сами по себе. Никто ими не пользуется. Применительно к реальному миру, пользу мы извлекаем от знания законов физики, химии. Мы не только знаем, но и применяем эти законы. Если говорить о реальном мире, то законы физики имеют реальную силу, а законы диалектики не представляют интереса. Но, если мы говорим о номинальном мире понятийного аппарата, положение меняется на противоположное. Здесь реальную силу имеют законы диалектики, а не представляют интереса как раз законы физики или химии.
   Диалектика плетения семантических сетей.
   Мы привыкли представлять понятийный аппарат как конгломерат несвязанных между собою понятий. Диалектика понятийного аппарата предполагает наличие единой, глобальной понятийной сети языка. Это уже не мешок понятий, а синтезированный кристалл. Универсальные законы диалектики работают здесь как раз вследствие их универсальности.
   Для дальнейших рассуждений мы обязаны вспомнить о законе единства и борьбы противоположностей. Понятие "Мать" фикция. Оно не существует само по себе. Это родовой признак без видообразующего отличия. Для выявления сути понятия необходимо вплести его в глобальную диалектическую сеть.
   Закон единства и борьбы противоположностей в сетеплетении следует понимать, как невозможность существования понятия самого по себе. Понятие, для какого то понятия, является родовым признаком, а для другого понятия, оно же является видообразующим отличием. Мы рассматриваем не понятие, а сразу два дихотомических деления. Тем самым мы действуем в рамках логического закона "исключенного третьего". Дихотомическое деление не предполагает третьего варианта видообразующего отличия. Это чёткие границы позволяющая расколоть понятие и заглянуть в его сущность. В нашем примере мы получаем следующие противоречия. Женщины делятся на матерей и не матерей, а матери в свою очередь, на родных и не родных.Лингвисты думают, что существуют синтаксические и семантические признаки, так я дарю им целый мир диалектики языка. Это целая непознанная вселенная, которая ждет своих исследователей.
   Ноу хау в толковании закона отрицания отрицания. При плетении семантических сетей его следует понимать буквально. Мы не можем одновременно отрицать и родовой признак, и видообразующее отличие. Представители вида Homo sapienssapiens не рожавшие и не воспитывавшие некоего номинального ребенка нас вообще не могут заинтересовать. Полное отрицание невозможно. Мы отрицаем либо родовой признак либо видообразующее отличие, но не все сразу.
   Теперь о законе перехода количества в качество. Для выявления сущности понятия не обязательно строить всю глобальную семантическую сеть. Достаточно заполнить некоторое количество ячеек в универсальной единой форме. Какая это форма, и сколько именно ячеек нужно заполнить может сказать только лингвист. Это темы докторских диссертаций, а не комментариев к магистерским.
   Мы же можем продолжить рассуждения только на дилетантском философском уровне. Возьмем логическую закономерность в первом приближении отражающую суть понятия. Логика эквивалентности не допускает произвольной формы. Понятие, сущность которого мы выявляем, вынесено за скобки, а два качества которые его характеризуют, диалектически связанны между собой. В нашем примере. Мать - Если родила, то воспитывает. Рисуем квадрат логики эквивалентности.
   0x01 graphic
   Существуют ли женщины которые отказываются от воспитания своих или чужих детей? Конечно существуют, но назвать таких женщин матерями язык не поворачивается. Начинаем заполнять форму заданную изначально в виде звёздочек и решеток. Мы не обязаны получить в итоге связный рассказ. Это не определение посредством описания. В биологии виды организмов вообще пишутся на латыни. Это диалектический адрес понятия.
   Родная Мать. - Женщина (Личность(***###)####(***###)) Мать (Воспитывающая(формирование личности)родившая(***###))
   И так далее, пока не будут заполнены все ячейки формы.
   Но начинали то мы с понятия "мама". Когда ребенок обращается к воспитывающей его женщине, он называет её мамой. А вот все остальные встречные поперечные называют эту же женщину, матерью этого ребенка. Получается, что если подросший отпрыск вдруг начинает называть свою маму матерью, он тем самым номинально отказывается от неё. Теперь он называет воспитавшую и родившую его женщину так же как все остальные, встречные поперечные. Хорош типа меня воспитывать, сформировали уже, кушайте с булочкой....
   Тут с одной МАМОЙ в диалектическом смысле еще разбираться и разбираться, не до мыла с рамой.
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"