"Этика, нравственность всегда была сборником фактических правил
классовой самозащиты; она учила, как следует поступать в том или
ином случае с точки зрения классовой целесообразности.
Такой же, очевидно, должна быть и будет новая классовая этика, -
этика пролетариата; она должна дать правила поведения, полезные
с точки зрения революционной целесообразности...
... VIII. При всяком половом акте всегда надо помнить
о возможности зарождения ребёнка - и вообще о потомстве.
... Аборты чрезвычайно вредны для женщины...
... XI. Половой подбор должен строиться по линии классовой,
революционно-пролетарской целесообразности.
В любовные отношения не должны вноситься элементы
флирта, ухаживания, кокетства и прочие методы полового
... в любовной жизни привлекать и побеждать должны
социальные, классовые достоинства, а не специфические
физиологические ...приманки, являющиеся в подавляющем
своём большинстве либо пережитком нашего до-культурного
состояния, либо развившиеся в результате гнилостных
воздействий эксплуататорских условий жизни...
... XII. Класс, в интересах революционной целесообразности,
имеет право вмешиваться в половую жизнь своих сочленов.
Половое должно во всём подчиняться классовому,
ничем последнему не мешая, во всём его обслуживая." *
Согласиться здесь, на мой взгляд, можно лишь с восьмой заповедью. Все же остальные заповеди, наряду с приведёнными здесь одиннадцатой и двенадцатой, воспринимаются мной как бред сумасшедшего.
Известно, что В.И.Ленин резко критиковал и осуждал "научные" труды всякого рода залкиндов. "Изменившееся отношение молодёжи к вопросам половой жизни, конечно, "принципиально" и опирается будто бы на теорию, - отмечал он. - Многие называют свою позицию "революционной" и "коммунистической". Они искренне думают, что это так. Мне, старику, это не импонирует".**
В самом деле, как можно отрицать, например, ухаживание! По-моему, ухаживание за любимым человеком - один из важных элементов любви. Может случиться, что именно благодаря настойчивым ухаживаниям девушка согласится выйти замуж. От ухаживания может зависеть ответ на вопрос: появится, создастся ли новая семья?
Короче говоря, я очень рад тому, что в последние годы появилось много действительно научных исследований, посвящённых вопросам семьи и семейным отношениям, дающие, как я уже отметил, объективную их оценку.
Вот, например, некоторые социологические данные, взятые из книги А.Г. Харчева "Брак и семья в СССР", и оформленные в виде статистических таблиц***:
_________
* Залкинд А. Б. Двенадцать половых заповедей революционного пролетариата // Философия любви. В 2-х т. Т. 2. М., Политиздат, 1990.
** В.И. Ленин, ПСС, т.49, стр. 51-57.
*** А.Г. Харчев, "Брак и семья в СССР", М. "Мысль", 1979 г.
(Далее все таблицы приведены по книге А.Г. Харчев, "Брак и семья в СССР", М. "Мысль", 1979 г. )
Абстрактная оценка любви в качестве мотива брака
и мнение опрошенных об их личных мотивах вступления
в брак ( в % ) (исследования проводились в 1966-1967 гг.
в Пермском Пединституте).
|
|
|
|
Брак заключён по стереотипу
|
Отвергают любовь вообще (разочарование)
|
|
Рабочие (1771 чел)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Студенты, IVкурс (871 чел)
|
|
|
|
|
|
|
Обращает на себя внимание, что абстрактные оценки и мнения о мотивах собственного брака в большинстве случаев статистически почти совпадают. Отклонения есть как в ту, так и в другую сторону. У студентов, например, абстрактная оценка любви как мотива брака оказалась несколько заниженной по сравнению с реальностью; рабочими и ИТР, наоборот, роль любви абстрактно оценена выше, нежели в конкретной ситуации собственно брака (как говорится, жизнь отрезвляет от абстрактных мечтаний!).
Большой интерес представляют мотивы создания семьи и вступления в брак, оформленные в Таблице 2.
Различия мотивов создания семьи и вступления в брак сводятся, в основном, к следующему: более чем в одном случае из десяти любовь и общность интересов, как мотивы брака, характерны для женщин, мужчины в этих браках руководствуются чувством сострадания, одиночества, вероятностью скорого рождения ребёнка или являются жертвой случайности. (Кстати говоря, работая в профкоме студентов УЭМИИТа и участвуя в назначении ежемесячных пособий по уходу за ребёнком женщинам-студенткам, я могу отметить, что одной из причин вступления студентов в брак является вероятность скорого рождения ребёнка. Конечно же студенты, молодая пара, любят друг друга, но когда ребёнок появляется на свет через 4-5 месяцев после свадьбы, то здесь ясно, что в качестве мотивов брака выступает не только любовь).
Мотивы создания семьи и вступления в брак
(% от общего числа опрошенных; всего опрошенных - 350 человек).
|
|
|
Любовь
|
|
|
Общность интересов, взглядов
|
|
|
Чувство одиночества
|
|
|
Чувство сострадания
|
|
|
Вероятность скорого рождения ребёнка
|
|
|
Случайность
|
|
|
Материальная обеспеченность будущего мужа (жены)
|
|
|
Наличие жилплощади
у будущего мужа (жены)
|
|
|
Другие мотивы
|
|
|
Из Таблицы 2 видно, что такой мотив как "любовь" женщинами ставится значительно выше, чем мужчинами. Это объясняется тем, что женщины по психологии своей более эмоциональны и более чувствительны к различным психологическим ситуациям, тогда как мужчины чаще ценят рациональный подход к делу.
Создав семью, супруги вступают в сложный комплекс личностных и имущественных взаимоотношений. Среди них весьма важным являются два фактора - привлекательность партнёра и степень его независимости. В понятие привлекательности входят не только внешние физические данные человека, ни и его интеллигентность, духовный мир, уровень культуры, умение контактировать с окружающими, приспосабливаться к постоянно изменяющемуся миру и др.
Понятие независимости включает в себя прежде всего материальную независимость супругов. Трудно представить, что отношения между супругами будут строиться открыто и честно, если один из них полностью зависит материально от другого.
Любовь и страсть, взаимное влечение, ведущее к половой жизни, только в семье достигает вершины; только в моногамной семье возможны мир и покой, так необходимые каждому человеку.
Как известно, многие после неудачного первого брака вступают во второй. Потерпев неудачу в первом браке, человек решает ещё раз испытать судьбу. Хотя следовало ожидать, что вторая семья будет такой же непрочной, как первая, второй брак оканчивается разводом значительно реже. Можно сделать вывод, что верить первому влечению, первой любви нужно с опаской, и перед тем как вступить в брак, нужно сто раз всё взвесить и обсудить, ведь решаться будет не только твоя судьба, но и судьба любимого тобой человека.
Перечитывая недавно бессмертное творение Шекспира "Ромео и Джульетта", я, находясь на позициях более зрелых, нежели когда мне было 16 лет, отметил, что ведь Джульетта была не первой женщиной у Ромео! Влюбившись сначала в Розалину, он подумал, что это любовь навсегда, на всю жизнь. Однако достаточно было ему увидать Джульетту, как новая любовь ещё более яркой вспышкой озарила его жизнь. Шекспир в прекрасной поэтической форме показал, что первая любовь - лишь предмет сладких воспоминаний, тропинка к более глубокому беззаветному чувству.
В моей жизни первая любовь была в 13 лет. От этой любви я, что называется, был "на седьмом небе". О том времени у меня остались самые светлые воспоминания. Затем было ещё несколько привязанностей, причём не только в духовной, но и в интимной сфере. В то же время сейчас, в 25 лет, я думаю: - "Как хорошо всё же, что я не женился в 18 лет! Ведь как можно вступать в скоропалительный брак, не подумав о том, где мы с женой будем жить? Не отразится ли это на учёбе серьёзным образом? На какие средства будем жить? И т.д. и т.п.
Ромео не думал о том, где он будет жить. У него был зАмок. Не думал он также и о том, на какие средства он будет жить. Его будущее было обеспечено богатством его родителей.
Поэтому, на мой взгляд, прежде чем жениться нужно, прежде всего, обеспечить себя надёжным источником доходов и, во-вторых, иметь, хоть бы и небольшой, опыт добрачных сексуальных отношений.
Доктор философских наук С.И. Голод, много лет посвятивший социологическим исследованиям в области семейных отношений, в своей статье "Увлечения на стороне" ("Неделя", N 10, 1990 г.) пишет, что при проведении им очередного опроса 70-75 процентов незамужних женщин сказали, что они не занимаются сексом по моральным соображениям; на самом же деле каждая вторая из них уже вкусила запретный плод. Ту же причину - моральные соображения воздержания - назвали и 40-50 процентов молодых мужчин; тем не менее 80 процентов из них не удержались от соблазна. Получается, что мораль отнюдь не мешает молодым людям вступать в сексуальные отношения, хотя и мешает признаться в этом. В сознании заложен традиционный запрет, но он не срабатывает, когда мужчине представляется удобный случай, да и женщина находит оправдание для нарушения запрета. И никакой трагедии ни для женщин, ни для мужчин нет. Одни преспокойно потом выходят замуж, другие - женятся.
Один из основных мотивов воздержания у девушек - боязнь забеременеть. Ведь эффективных контрацептивов нет, да и не очень то она умеет предохраняться. А раскрытия связи (это вопрос был в опросах) она совсем не опасается. Не только мужчины, но и женщины даже гордятся, что у них кто-то есть.
Таковы выводы учёного-социолога.
Наверняка читатели знают такую игру, как "съём девчонок на улице". Такая игра особенно распространена в молодёжной среде. И она не лишена смысла! Парни и девушки намеренно выходят в тёплые летние вечера погулять по вечерним улицам родного города. Так сказать, пострелять глазами. А вдруг повезёт?
Один мой товарищ провёл следующее "социологическое" исследование. В течение трёх месяцев он каждую неделю подходил на улице к десяти девушкам или молодым женщинам и говорил заранее приготовленную фразу: - "Девушка! Вы очень привлекательны и у Вас восхитительная грудь! Если Вы не возражаете, то я сниму на ночь квартиру. Предохранение гарантирую". Реакция большинства женщин была самая банальная. Они начинали кричать типа: - "Какая наглость! За кого вы меня принимаете! Я не ТАКАЯ!" и т.д. и т.п. Однако две или три из десяти девушек действительно верили, что у них восхитительная грудь и что они действительно соблазнительны до изнеможения!
Приведу ниже статистическую таблицу, объективно показывающую отношение людей к добрачным сексуальным отношениям.
Принципиальная оценка добрачных сексуальных отношений
( опрошено 600 мужчин и женщин, из них 500 студентов
и 100 - представители научно-технической интеллигенции).
|
|
Техническая интеллигенция
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Думаю, что данные Таблицы 3 говорят сами за себя и в пространных комментариях не нуждаются.
И, наконец, в Таблице 4 приведу данные, показывающие теснейшую связь между духовной и физиологической близостью мужчины и женщины.
Тенденция изменения духовной и физиологической сторон супружества
|
Духовная жизнь супругов, %
|
Половая жизнь супругов, %
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Обращает на себя внимание высокий процент супружеских пар, у которых в процессе семейной жизни усилилось не только духовно-психологическое, но и сексуальное чувство друг к другу. Почти одинаковая величина этого процента, очевидно, может рассматриваться как ещё одно доказательство взаимосвязи и взаимозависимости этих чувств.
Мне нравятся девушки с художественным воображением. Более того, я хотел бы, чтобы моя жена понимала значение обучения детей с рождения иностранному языку, понимала бы необходимость дачи ребёнку не только общеобразовательного, но и музыкального образования. Кстати, у грузин есть поговорка: "На поющего юношу смотрят пять девушек!"
Необходимость воспитания и дачи образования детям должны стоять выше материальных интересов типа: обвешивание квартиры коврами, погоня за всякого рода дефицитными вещами, не так уж и нужных в обыденной жизни, - лишь бы покрасоваться перед знакомыми и проч.
Я всегда буду благодарен моей маме, которая всю свою жизнь отдала нашему воспитанию (в семье - четверо детей) и приобретению книг. Ежегодно наша семья тратила значительные средства на подписку на газеты и журналы. Обилие периодических изданий позволяло нашей семье постоянно быть в курсе событий, происходящих в стране и мире, а также повышать общеобразовательный уровень во многих областях науки и техники. Я полностью согласен с писателем А.П. Чеховым, что "человек должен интересоваться понемногу всем и знать много в какой-либо одной, наиболее любимой области".
На мой взгляд, человек, прекрасно разбирающийся в тракторных двигателях, но не интересующийся ни театром, ни музыкой, ни художественной литературой духовно ущербен. Он, конечно, ценен, как специалист, но в живой отвлечённой беседе он будет чувствовать себя "не в своей тарелке".
Немаловажный аспект семьи - её численность. Статистика показывает прямую связь между экономическим развитием страны и количеством детей в семье. Так, в наиболее развитых странах (Швеция, США, ФРГ и др.) среднее количество детей в семье от 2 до 3.
В странах же невысокого экономического развития, таких, как страны Африки, ряде стран Азии и Индокитая количество детей в семье достигает 7-8 и даже более. Китай, понимая необходимость экономического "скачка" объявил снижение рождаемости государственной программой.
Кстати говоря, по данным футурологов, планета Земля может прокормить не более 15 миллиардов человек! Однако, есть обнадёживающий прогноз: человечество достигнет своей численности в 10 миллиардов человек и на этой цифре стабилизируется.
А вот интересные данные исследователя семейных отношений С.Н. Буровой. Она отмечает, что "знаменитый Н.И. Пирогов родился тринадцатым в семье, великий
Д.И. Менделеев - семнадцатым. Вторыми детьми у матерей были А.С. Пушкин и Ф.М. Достоевский, третьим - К. Маркс. Есть в истории немало примеров и гениальных первенцев: Ф. Энгельс, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, А.И. Герцен и др. Подсчитано, что средний возраст отца в момент рождения будущего гения составляет 38 лет, тогда как средний возраст отцов обычных детей равняется 28 годам. Из этого следует, что у гениальных младенцев, как правило, были старшие братья и сёстры. Таким образом, если будет установлена зависимость между числом рождающихся детей и их умственным потенциалом, ещё острее встанет вопрос о том, чтобы семья не ограничивалась рождением одного, двух малышей".
Что касается лично меня, то при образовании семьи, я не ограничусь одним ребёнком. По-моему, самое оптимальное количество детей в семье 2-3.
Одним словом, теоретически я "подковал" себя. Осталось приступить к практике.
1991 г.
Использованная литература
- --
Ф. Энгельс, "Происхождение семьи, частной собственности и государства", Хрестоматия по научному коммунизму, М., Политиздат, 1985 г.
- --
В.И. Ленин, ПСС, т.49, стр. 51-57.
- --
Краткий философский словарь, ред. М. Розенталь и П. Юдин, М., Политиздат, 1954 г.
- --
А.Г. Харчев, "Брак и семья в СССР", М., "Мысль", 1979 г.
- --
С.И. Голод, "Стабильность семьи. Социологический и демографический аспекты", Ленинград, "Наука, 1984 г.
- --
Н.М. Ходаков, "Молодым супругам", М., "Медицина", 1988 г.
- --
С.Н. Бурова, "Будущая жена и мать", Минск, "Народная асвета", 1986 г.
- --
Ст. Цвейг, "Мария Стюарт", из сборника избранных произведений, Свердловск, Средне-уральское книжное издательство, 1988 г.
- --
У. Шекспир, "Ромео и Джульетта", СС, М., "Искусство", 1958 г.
- --
Е. Ярославский, "Библия для верующих и неверующих", М., Политиздат, 1962 г.
- --
"Коран", перевод на русский язык И.Ю. Крачковского, М., издательство Восточной литературы, 1963 г.
- --
Еженедельник "Неделя", N 10, 1990 г.
- --
Лекции по предмету "Научный социализм", прочитанных преподавателем УЭМИИТа Ю.А. Толкачёвым в 1990 году.