(1) Известно, что Сократ был осужден за то, что совращал молодежь. В чем же состояло его преступление? В том, что учил афинских юношей становиться государственными мужами. Искусство такого становления он называл майевтикой, или родовспоможением. Он помогал юношам родить в себе или самому себя как государственного мужа. Судьи не поняли, ибо обиходный язык трактовал майевтику как нечто, что подрывает устои общества, - рожать должны женщины, но никак не юноши.
Таким образом, великий искусник, самый до сегодняшнего дня известный человек, вынужден за это изобретение поплатиться жизнью. Однако остались диалоги, написанные Платоном и факт осуждения. Чтобы задавать вопросы, не нужны методики или знания. Все, что нужно - просто желание узнать, что происходит вокруг человека и внутри его души.
Можно сказать, что Сократ был один из первых людей, подвергнутых гендерному преследованию. И тогда и сейчас нет понятия государственной жены, есть понятие государственного мужа. Но сегодня, в отличие от далекого прошлого, женщины хотят равноправия наряду с мужчинами. И подобно Платону подвергаются гендерной критике и насилиям.
Заметим, что самые гениальные мыслители прошлого и современности все-таки были дамскими угодниками. Представляется, что без этого угодничества вряд ли возможно мыслить и пользоваться талантами. Мы не можем решать свои проблемы на том же уровне мышления, на котором создаем их, говорил Альберт Эйнштейн. Нам необходима, добавим мы, иная асимметричная точка зрения, иной взгляд, - почему бы ему не быть женским.
(2) Итальянский юрист Гаэтано Моска (1858-1941) считал демократию расширенной аристократией. Его старший товарищ, экономист и математик Вильфредо Парето (1848-1923) полагал, что основой общественных процессов является творческая сила и борьба элит за власть.
Миром правят белые, богатые, старые и мужчины - Таков вывод авторов одного из докладов Римского Клуба, влиятельной организации ученых мира, исследующих глобальные проблемы современности. Чтобы изменить это положение - в духе равноправия - необходима постановка и решение проблем Север-Юг, разговора поколений, гендерной проблемы. Последняя решается в рамках феминистского движения, предусматривающего политику гендера.
Феминизм как глобальное движение развивается как совокупность разных направлений, исторически может быть представлена тремя его этапами:
- послевоенный феминизм.
Он вырос в конце 1960-х из глубин нового левого движения, а также движения за гражданские права. Основная концепция - концепция андрогинности, которая распространяет философские постулаты Зигмунда Фрейда о двойной сексуальной природе человека на общество в целом. Осознание невозможности решить вопрос предоставления женщинам равных прав с помощью этой эгалитарной, андрогинной концепции, привело к идее асимметрии отношений полов. Катарина Маккинон сформулировала эту мысль так: мужчина и женщина в одинаковой степени различны, но не в одинаковой степени полновластны.
В этом же направлении обрела силу концепция права женщины - права человека.
- вторая волна феминизма, новый феминизм, разрабатывает понятия различия, различения, разницы, ищет объяснение причин различий между полами, а также причин угнетения женщин по половому признаку. В отличие от эгалитарного феминизма данное направление сосредотачивается не на равенстве и равноценности полов, а на их несхожести и асимметричности, на их принципиальном несовпадении. В этом подходе абсолютизируется материнство как универсальный институт, имеющий позитивный первичный характер. Отцовство и мужское при этом рассматривается как вторичное.
- пост-феминизм.
Делает упор на анализе роли практической деятельности индивида в процессе формирование его идентичности, в процессе его самоопределения. Полагают при этом, что это возможно только через участие в определенных идеологических практиках, таких как религиозные, образовательные, семейные, профсоюзные, государственные.