Королев Петр Михайлович : другие произведения.

Этика:иммануил Кант+

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 3.00*3  Ваша оценка:


Петр КОРОЛЕВ

ICQ#126074234

PETEM@KM.RU

Smac_edu@permonline.ru

Им.Кант и Lexicon для разработки этической темы

   1.
   Иммануил Кант в лекциях по этике 1780-1782 пишет:
   В части, касающейся этических обязанностей по отношению к другим, а именно правдивости, -
   Человеку свойственны две привычки: сдерживать себя и притворяться. Сдержанность - это Dissimulatio, а притворство - Simulatio.
   Если человек говорит, что собирается открыть свои мысли и не делает этого, а вместо этого предлагает ложное высказывание, то это будет Falsiloquium, то есть неправда. Когда враг пристает ко мне с ножом к горлу и спрашивает, где я храню деньги, то в этом случае я могу скрыть свои мысли, так как он хочет воспользоваться правдой. Но это еще не Mendacium, так как другой знает, что я буду скрывать мои мысли и что у него нет никакого права требовать от меня правды. Falsiloquium может превратиться в Mendacium, то есть в ложь, тогда, когда направлена против права человека. Если бы распространение ложных сведений превратилось во всеобщее правило, то понизилась бы любознательность людей. Одна Mendacium есть, таким образом, - Falsiloquium in praejudicium humanitatis, хотя она не будет направлена против определенного jus quaeitum другого. Юридически Mendacium есть Falsiloquium in praejudicum alterius, и не может быть другой, но с моральной стороны Mendacium есть Falsiloquium in praejidicium humanitatis.
   Сейчас, поскольку люди злы, правда состоит в том, что человек часто идет навстречу опасности из-за своей приверженности истине. Отсюда и проистекает понятие лжи по необходимости, что для философа морали оказывается критическим пунктом. Не существует случая, где моя ложь по принуждению была бы оправдана, за исключением той ситуации, когда признание вынужденно и я уверен, что другой использует его в неправедных целях. Обман это лживое обещание. Неправда - это когда мы обещаем что-либо с правдивостью, но обещания свои выполняем не так, как обещали. Ложное обещание - это оскорбление других... Reservatio mentalis относится к сокрытию и Aequivocatio к притворству. Такую ложь, которая якобы может служить чему-то хорошему, иезуиты назвали peccatum philosophicum, или peccatillum, откуда впоследствии и возникло Bagatelle. Лжец - это трусливый человек...Смелый же человек любит правду и не позволяет возникнуть casum necessitatis.
   Лесть - это не всегда ложь, но недостаток в самооценке. Тунеядцы - это люди, возносящие кого-то с целью получить выгоду. Тот, кто не обращает внимания на суждения других, - низок и заслуживает порицания. Все ползучее - намного более низко, чем насильственное, так как последнего можно еще остерегаться. Конечно, другой лучше знает, остановился ли я, прямо ли иду, но кто может лучше меня знать, могу ли я контролировать себя? Нескромность проявляется в том, что кто-либо указывает на ошибки другого... На ошибки следует указывать тогда, когда кто-либо законом выше поставлен над другими. Все другое не способствует улучшению отношений. Ко всеобщему человеческому долгу относится обходительность, humanitas. Что значит быть обходительным? Обходительность - это привычная гармония с окружающими. Действенная обходительность - это любезность. Последняя может быть или негативной, и тогда она превращается лишь в уступку, или позитивной, и тогда она становится услужливостью. От услужливости необходимо отличать учтивость... Противоположностью обходительности является упрямство. Упрямый человек руководствуется принципом - никогда не считаться с мнением других. Упрямство - это свойство глупцов. Уживчивость - это неприятие ссор и противоборства с мнением других. Отсюда следует, что терпимость является всеобщим человеческим долгом. Если один человек извращает суждения другого и, по-другому их излагая, многое выводит из них, с тем, чтобы выдать за оскорбление божественного величества, то этот человек религиозную ненависть переносит на другого. Тот, кто поступает таким образом, является Consequentiarius, так как из суждения других он выводит следствия, о которых другой даже не помышлял. Ортодокс утверждает, что, по его мнению, религия должна быть необходимо всеобщей. Диссидент - это тот, кто в умозрительной области отклоняется от других, но в практических делах выступает с ними заодно. Синкретизм - это определенный вид обходительности, заключающийся в том, что человек пытается свои собственные убеждения растворить в убеждениях других только потому, чтобы ужиться с ними. Если люди располагают способностью суждения, их лучше оставить заблуждаться. В делах религиозной истины необходимо пользоваться доводами, а не силой. Свобода исследования - вот лучшее средство утверждения истины.
   О бедности. Благим называется такое действие, которое соответствует потребностям другого человека и направлено на его благополучие. Благие действия могут быть также и великодушными, если приносится в жертву собственная выгода. Если они удовлетворяют необходимые потребности других, то это - благотворительные действия, если же они направлены на удовлетворение крайней жизненной нужды, то это подаяние.
   Если бы люди были во всем справедливы, то тогда не было бы и бедных, которым мы подаем милостыню, считая, что тем самым мы доказываем свою благотворительность. Милостыня свидетельствует о доброте, связанной с гордостью и осуществляемой без усилий, а также с такой добротой, которая не предполагает размышления о том, достоин ли тот или иной пожертвования или нет. Подаяние унижает людей. Многие моралисты пытаются смягчить наше сердце и из мягкосердечности выдавливать добрые действия. Лишь от сильной души происходят истинно благие действия, - чтобы быть добродетельным, человек должен быть сильным. Оказываемая другим добродетель должна преподноситься скорее как долг, а не как великодушие и доброта.
   О светских добродетелях. Автор говорит здесь о легкости подхода, о разговорчивости, вежливости, утонченности, порядочности, или о лести, подхалимстве, других привлекающих внимание качествах. Некоторые свойства не требуют жертвенности и необходимости преодолевать себя, они не направлены на счастье другого или его нужду. а предполагают лишь удобство. Удобство в обхождении подчас нравится нам настолько, что мы даже не замечаем его пороков. Чаще всего я не нуждаюсь в его великодушии и честности, а в любезности и скромности в обхождении.
   Aвтор говорит о духе противоречия или парадокса. или о с странности суждения. Парадокс хорош тогда, когда не направляется на восприятие того особого, что было сказано, а на повороты мысли.
   О высокомерии. Автор называет его Superbia, Arrogantia - это такая гордость, при которой человек приписывает себе достоинство, которым не обладает. Высокомерие не есть притязание на оценку собственного достоинства наравне с другими; оно представляет собой претензию на более завышенную оценку собственных достоинств и заниженную - других.
   Fastus- чванство, стремление иметь преимущества перед другими не за ум или реальные выдающиеся заслуги, а лишь за счет внешнего превосходства перед другими. Искать преимущество в том, что не имеет никакой ценности - это тщеславие. Люди обладающие действительными заслугами, не являются ни высокомерными, ни чванливыми. а скромными, потому что их представление об истинной ценности столь велико, что все их действия не могут быть достаточными, чтобы соответствовать ей.
   О насмешке. Люди склонные к насмешке, либо клеветники, либо - шутники.
   Об обязанностях по отношению к животным и к духам. Для того чтобы не уничтожить человечество, человек должен проявлять добросердечность уже по отношению к животным, потому что человек, жестоко относящийся к животным, окажется таковым и по отношению к людям. Обязанности по отношению к духовным существам могут быть только отрицательны. нельзя позволять втягивать себя в общение с подобными существами. все действия такого рода приводят к тому, что делают человека фанатичным, мечтательным и суеверным, и направлены против человеческого достоинства, для которого характерно здравое использование разума.
   Об обязанностях относительно неодушевленных вещей. Дух разрушения, свойственный относительно вещей, которые еще могут быть использованы, аморален.
   Об обязанностях относительно различных групп людей. Среди различий по сословному положению существует различие, которое покоится на различении внутренней ценности. Это - сословие ученых. различия других сословий основываются на различиях внешней ценности. Руссо говорит: Цель человека не состоит в учености. а ученые, утверждая это, искажают цель человечества. Из всеобщего источника человеческих действий, а именно - из чести, формируется совпадение целей мира. Таким образом, отдельный человек не создан для науки, но в целом благодаря этому он способствует достижению цели человечества. Ученые выступают, таким образом, средством достижения цели и привносят нечто ценное, но сами из-за этого никакой особой ценностью не обладают. Язык истинного разума скромен. Все люди равны, и только тот обладает внутренним ценностным преимуществом перед другими, кто с моральной стороны безупречен. Науки суть принципы улучшения моральности. Моральность способствует развитию наук.
   Об обязанностях добродетельных и порочных людей. Добродетель - это идея, и никто не может обладать подлинной добродетельностью. Добродетель и порок суть нечто положительное. Добродетель - это способность в соответствии с моральными принципами преодолеть склонность ко злу. Порок является чем-то положительным, а недостаток добродетели есть недобродетель. Пренебрежительное отношение к моральным законам - это недобродетель, презрение моральных законов - порок. Человек может быть добросердечным, не обладая добродетелью, потому что добродетель - это добропорядочное поведение, основанное на принципах, а не на инстинкте. Улучшение необходимо отличать от обращения. Улучшение - это изменение жизни; обращение же возникает там, где человек, обладая твердыми принципами и надежным основанием, не может уже жить иначе, как добродетельно. Покаяние - нехорошее слово, оно происходит от искупления, от самобичевания, когда человек сам наказывает себя за совершенные преступления. Человек из-за своих пороков может ступить на два ложных пути: или подлости, то есть грубости, когда он из-за нарушения обязанностей по отношению к самому себе как личности ставит себя наравне со скотом; или злобы, а это - сатанинство, когда человек делает своим ремеслом творение зла и поэтому ему не свойственно уже никакое доброе намерение. Состояние порока - это состояние рабства. где господствует склонность. С добродетелью мы связываем силу, мужество и власть; она означает победу над склонностью. Необходимо иметь характер. Эта сила - сила добродетели или сама добродетель. Это культивирование сталкивается с препятствиями, которые должны быть преодолены с помощью религии и правил благоразумия. к которым относятся: умиротворенность души, ее спокойствие, свободное от всяких упреков. истинная честь, оценка по достоинству себя и других, равнодушие или, точнее, хладнокровие и стойкость по отношению ко всякому злу. в котором мы не виновны. Все это не является источником добродетели, а лишь вспомогательным средством. Это и есть обязанности с точки зрения добродетельных людей.
   Об обязанностях с точки зрения различий в возрасте. Различие между полами не столь мало как часто думают. Движущие силы у лиц мужского пола сильно отличаются от движущих сил женского пола. Автор указывает на обязанности по отношению к здоровым и больным, точно так же можно было бы определить обязанности по отношению к красивым и безобразным, старшим и младшим. Так как гражданское состояние противоречит природе, а первобытное состояние - нет, то Руссо считает, что гражданское состояние не соответствует целям природы; на самом деле гражданское состояние все-таки соответствует природным целям. Как же сформировать человека в гражданском состоянии так, чтобы он соответствовал и природе, и гражданскому обществу? Таковы две цели, поставленные природой: воспитание человека с точки зрения и природного, и гражданского состояния. Выработка правил поведения - это главная цель, благодаря чему человек формируется в гражданском обществе. В воспитании необходимо различать два момента: развитие естественных задатков и развитие способностей, восполненных искусством. первое - это образование человека, второе - это преподавание или обучение. Тот, кто с детьми занимается первым делом, - гувернер; тот же, кто занимается обучением, - информатор.
   В образовании следует обратить внимание на то, что оно отрицательно, что оно отгораживает от того, что противоречит природе. Искусство или обучение может быть двояким: отрицательным и положительным, удерживающим и восполняющим. Негативное в образовании - это то, что предотвращает заблуждения; положительное же - умножение знаний. Негативное как в обучении, так и в образовании - это дисциплина, позитивным же в обучении является доктрина. Дисциплина должна предшествовать доктрине, при помощи дисциплины формируется темперамент и сердце, а характер в большей мере - доктриной. С помощью дисциплины детям не преподается ничего нового, а лишь ограничивается нерегулируемая свобода. Юноша дисциплиной должен подвергнуться такому принуждению, чтобы его свобода была все-таки сохранена. Первая дисциплина заключается в повиновении. Впоследствии она может применяться с различными целями, например для развития тела, темперамента... Самое скверное в характере - это ложь и фальшивый, обманчивый нрав. Фальшь и ложь - пороки трусливого человека. От дисциплины, или принуждения, перейдем к обучению, или к доктрине. Оно трояко: обучение природой и в опыте, с помощью рассказа и доводами рассудка или разума. Обучение опытом является основой всего. Обучение с помощью рассказа уже предполагает наличие понятий и рассуждения. Обучение с помощью доводов разума должно строиться в зависимости от возраста. Относительно различий по возрасту воспитание трояко: воспитание ребенка, юноши и мужчины. воспитание всегда предшествует и является подготовкой к следующему возрасту. Юноши уже имеют представление о приличии, ребенок - еще нет, последнему можно только говорить: Это не принято. Юноша уже должен иметь гражданские обязанности. С их помощью у него формируются понятия приличия и гуманности. Третий период в воспитании - тот, когда юноша готовится стать мужчиной, который не только может содержать себя, но и воспроизводить и содержать свой род. Что касается воспитания с точки зрения пола, то к этому вопросу необходимо отнестись в высшей мере тщательно, чтобы инстинкты, среди которых половой является наиболее сильным, не употреблялись во зло.
   О конечном назначении человеческого рода. Конечное назначение человеческого рода состоит в наивысшем моральном совершенстве, которое достигается при помощи свободы человека, благодаря чему человек приобретает способность к высшему счастью. Высшее моральное совершенство - это всеобщая цель человечества. Однако поскольку у князей идея права не столь сильна, как идея независимости, собственной власти и жажда править по собственному произволу, то не следует надеяться на осуществление этой цели таким путем. Но где же искать это совершенство и исходя из чего можно надеяться на его достижение? Нигде, кроме воспитания. Оно должно сообразовываться со всеми целями природы, гражданского общества и семьи. Наше воспитание и дома, и в школе направлено скорее на развитие сноровки, чем убеждений, которые должны использоваться во имя блага. Как же в таком случае государство будет лучше управляться людьми, которые сами воспитаны не лучше?
   2.
   Некоторые материалы для разработки этической темы
   Любовь к ближнему - провозглашенная христианством этическая ценность. которая соответствовала основной этической ценности древности - справедливости, более широкая по содержанию. Любовь к ближнему не есть явление, сопутствующее состраданию; она есть чувство и стремление, рассматривающее другую личность как некую ценность.
   Любовь к далекому отличается от любви к ближнему величием морального мужества и душевной щедрости. (Понятие разрабатывал Ницше в работе Так говорил Заратустра)
   Английские вольнодумцы называли свою свободную от христианства жизненную философию секуляризмом (см. G. Holyoke. Secularism, the practical Philosophy of the People, 1854).
   Человеческие права охватывают право на свободу, собственность, безопасность и право сопротивления угнетению.
   Сущность нравственности является предметом этики.
   Замечание. Это важно также развернуть при обосновании дисциплины политическая этика. Нас интересует и феноменологический анализ, но основным назначением поисков является сущность нравственности в сфере политики.
   Нравы - обычаи, имеющие нравственное значение. Проистекают из постоянных норм, которыми люди руководствуются в отношениях между собой и с обществом, при условии, что эти нормы не вводятся принудительными предписаниями власти или закона или являются результатом влияния религиозных догм, а регулируются традициями. Когда последние упорядочивают политическую (отношение к власти), умственную (отношение к Богу и культу), экономическую (отношение к природе, ее дарам и пр.) стороны жизни, то такие нормы относят к моральным и нравственным обычаям.
   Огрубение нравов выражается в ослаблении солидарности между членами общества.
   Согласно диалектическому принципу бытие превращается в ничто; их синтезом является становление.
   Страх перед светлой ночью ничто порождает первоначальное откровение бытия как такового: обнаруживается, что оно есть нечто сущее, а отнюдь не ничто... И только потому, что ничто открывается в самой основе существования, сущее может вызвать у нас удивление, и основной вопрос метафизики встает в формулировке: почему вообще существует сущее. а не ничто? (Heidegger, Was is Metaphysik?, 1949).
   Экзистенциальная ирония, по Кьеркегору, - это абсолютное неучитывание эстетических явлений при переходе к этическим нормам, которые образуют предпосылку религиозного самонахождения, неучитывание, корни которого лежат в высокоразвитом христианском мире чувств. (Kierkegaard, Ьdber den Begriff der Ironie. 1841)
   Функционер - человек, чья деятельность состоит в том, чтобы выполнять функции, т.е. функционировать, быть функцией чего-то. Происходит раскол личности на функционера и более или менее быстро гибнущий остаток человека. Функционер в состоянии совершать поступки в высшей степени бесчеловечные. Так Вебер объясняет возможность возникновения тоталитарного государства.
   Поскольку Шелер рассматривает личность как центр действия, совокупность лиц (на фоне которой отдельная личность выделяется как бы на заднем плане, но одновременно является членом сообщества и несет солидарную ответственность за ее общие действия) является своего рода связью переживаний, которая в своей временной последовательности называется историей, а в своей одновременности - социальным единством.
  
   Замечание. Кьеркегор в своем творчестве создает совокупное лицо, которое имеет свое собственное имя, таким образом, датский философ рисует экзистенциальный портрет общества. Интересно это понятие и для определения процесса коллективизации - индивидуализации.
   С точки зрения точности различают строгие дефиниции, которые имеются только в математике, и понятия-указания. С точки зрения частных моментов и функций различают:
-- аналитические дефиниции и синтетические, т.е. дефиниции, функцией которых является объяснение путем анализа, и дефиниции, функцией которых является конструирование с помощью синтеза, что определяется не изолированностью дефиниции, а ее связью с познанием;
-- номинальные дефиниции, которые сводят одно понятие к другому, и реальные дефиниции, указывающие на нужные предметы как на соответствующие предметы, относящиеся к данному понятию.
   Дефиниция у Аристотеля состоит в указании на его ближайший (более широкий) род, genus proximum, и видовое отличие, differentia specifica.
   Ошибки в определениях (дефинициях):
-- определение содержит отрицание
-- определение слишком узко
-- определение слишком широко
-- определение совершается через то, что подлежит определению
-- вместо того, чтобы указывать на содержание, определение указывает на объем понятия и потому является не определение, а верификацией соответствующего понятия
   Деление - в логике группирование понятий с точки зрения их объема, разложение родового понятия на составляющие его видовые признаки. Признак, на основании которого происходит деление (часто их может быть несколько), называется основанием деления. Если члены деления в свою очередь подвергаются дальнейшему делению, возникают вторичные деления. Если в основу деления положены все возможные признаки, то мы имеем дело с классификацией. К правильному делению предъявляются следующие требования:
-- деление должно быть исчерпывающим
-- основание деления должно оставаться неизменным
-- члены деления должны исключать друг друга
-- деление должно быть по возможности непрерывным, без скачков.
   Утрирование метода деления ведет к схематизации.
   Со времени Лотце (который часто говорит о полагаемом) полагание обозначает особую в пределах общих усилий познания ориентацию на действительное, которая вкладывала значение полагания в средневековое понятие intentio.
   Единство во множественности является важным принципом эстетики.
   Гусейнов, Абдусалам и др. (Ред.), Этическая мысль: Научно-публицистические чтения, Москва, Политиздат, 1990, сс. 297-322 (перевод на рус. яз. В.В.Крыловой). - конспективная подборка П.Королева
   1

Оценка: 3.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"