Королев Петр Михайлович : другие произведения.

Кризис этноязыка или пределы глобализации?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Пределы глобализации могут быть сняты и разрешены с помощью техник проблематизации, путем описания ситуации, в которой таковые пределы появляются. Столкновение языковых строев - общего, глобального и местного, локального - может разрешиться за счет языковой инженерии, за счет конфигурирования особенностей и норм этнического, культурного порядка и складывающихся норм и особенностей всемирного, цивилизационного порядка. [Доклад представлен на международную конференцию по проблемам коми-пермяцкого языка, Кудымкар, 30 июня-1июля 2005 г.]


Кризис этноязыка или пределы глобализации?

   [Доклад представлен на международную конференцию по проблемам коми-пермяцкого языка, Кудымкар, 30 июня-1июля 2005 г.]
  
   Пределы глобализации могут быть сняты и разрешены с помощью техник проблематизации, путем описания ситуации, в которой таковые пределы появляются.
   Столкновение языковых строев - общего, глобального и местного, локального - может разрешиться за счет языковой инженерии, за счет конфигурирования особенностей и норм этнического, культурного порядка и складывающихся норм и особенностей всемирного, цивилизационного порядка.
  
   1.
   Девять лет назад мы приступили к изучению феномена коми-пермяцкой этнокультуры [Аристова (1)].
   К тому времени мы провели уже ряд исследований регионального развития:
  -- в рамках семинара "Проблемы и перспективы регионального развития" (Санкт-Петербургский гуманитарный и политологический центр Стратегия) [Королев, 1994],
  -- в рамках проекта Восточно-Европейского университета (Будапешт) по изучению истории, современного состояния и будущего общины русских староверов в Эстонии [Королев, 1995],
  -- в рамках проекта ЕБРР по общественному участию в крупных инвестиционных проектах,
  -- в рамках программы Всемирной федерации исследования будущего "Будущее Балтийского региона" [Королев (4, 7)].
   Мы обнаружили, что существует различие во взгляде на развитие, которое определяется тем, откуда он, этот взгляд, исходит, снизу-изнутри или сверху-извне. При этом можно по-разному относиться к этому различию. Можно постулировать принцип нулевого развития, то есть определять территории, для сохранения которых развитие не безопасно (такой территорией является Тибет или Коми округ, по мнению Йоргена Лаурсена Вига). Можно исходить из формирования некоторой системы разноукладных форм хозяйствования.
   Жизненные условия коми-пермяцкого населения взывают к тому, чтобы эти условия были лучше, чем они есть. Возникла программа объединения двух субъектов Российской Федерации.
   Эта программа осуществляется. В процессе этого меняются и принципы объединения. В разговоре с Ю.П. Трутневым, тогда еще кандидатом на должность главы Пермской области, мы спрашивали его, имеются ли у него средства и способы освоения больших пространств?
   Мы говорили про обширность территории Коми округа.
   Он отвечал, что он - экономист, и имеется опыт эффективного управления городом Пермь.
   На наше возражение, что управлять городским хозяйством с развитой инфраструктурой - это одно, а управлять территорией, где такой инфраструктуры нет - другое, он не дал удовлетворительного ответа.
   Крупные города - основа государства и научно-технического прогресса, малые города - лицо страны и пространство сохранения традиций и культуры [Левинтов].
   2.
   Говор народа, его речь определяют семиотическое пространство, знаковое окружение.
   Именно язык лежит в основе того, что в качестве проекта образует структуру обитания народа, орудия труда и быта, условия жизни и порядок ведения хозяйства, язык определяет и мышление, коллективную мыследеятельность (МД, т.е. мышления, включенного в контекст практической деятельности [Щедровицкий, 1995:115]).
   Учитывая удивительную способность встраиваться в природные ритмы, приспосабливать их на пользу себе, народ может быть представлен в качестве некоторой целостности, он образует самодостаточную систему, своеобразную автаркию. Эта особенность и выделяет население в качестве этноса.
   Воспроизводство типа МД, ее трансляция обеспечивается культурой. Культурные нормы коми-пермяцкого народа претерпевают изменение, но, к счастью, не значительные.
   Во второй половине прошлого века интенсифицировались программы глобализации. Это обусловлено и разработками в области системной методологии и в области организационной техники, а также результатами Второй мировой войны.
   Телекоммуникационная революция позволила сблизить страны и народы. Оформился запрос на некий общий язык. Предложение использовать в качестве такового английский натыкается на сопротивление со стороны других мировых языков (испанского, китайского, арабского, французского, хинди). Все эти языки, включая и русский, в последние тридцать лет подверглись мощной трансформации, связанной с тем, что на их субстрате развивалось так называемое консциентальное оружие и осуществлялись войны нового поколения. К языкам прикрепился шлейф контекстов явно пропагандистского характера воздействующих на сознание и психику (на разных их уровнях). Менее всего подверглись необратимым изменениям этноязыки.
   И если СМД-методологи и гуманитарные технологи пытаются создать металингвистические программы с целью сделать такой язык, который бы обеспечивал развитие, то это связано с очень плачевным состоянием в этой сфере [Металингвистика; www.circle.ru].
   Наблюдается разрыв между общим и особенным в сфере языка, преодолеть который в рамках существующих в лингвистике подходов, а также имеющихся методологий, не удается [Щедровицкий, 1969; Ляхтеэнмяки]. Программа исследования языка, разработанная Г.П.Щедровицким, проходит только свою первую публикационную фазу [http://gp.metod.ru; Щедровицкий, 2005]
   3.
   Мы отмечаем, что процесс глобализации, несмотря на его историческую обусловленность, порождает проблему и в определении исторического.
   Теории руководства, организации и управления (ОРУ) нуждаются в кардинальном пересмотре при их применении к управлению такой системной единицей, каковой является этнос.
   Конкистадорский подход к глобализации порождает мощное противодействие антиглобалистов, разрушает и историю и будущее Земли. Не допустимо и применение термина аншлюс (поглощение) при трактовке процесса создания нового субъекта Российской Федерации Пермский край [Королев (1, 2)].
   Мы приходим к неизбежности ортогонального представления МД, которое выражается в плоскости онтологий (содержаний) и в плоскости организационной (действования). Понимание особенностей этнокультур, такое их сочленение, при котором происходит их обогащение, формирование этнокультурного концерта - так может ставиться задача разработки подходов к реализации проекта глобализации, при этом учитываться социальные, политические и духовные моменты мировой интеграции [Jorgen Laursen Vig, 1998:30; Королев (4)]. Глобализация, не чувствующая индивидуальных проявлений и интересов, приведет либо к смене человечества как верхнего слоя пищевой пирамиды и приходом новых форм разума, либо - через кризис (в том числе и языка) - осознает этот вызов и найдет путь координирующей интеграции [Королев (6)].
   4.
   В рамках темы статьи мы не можем не сказать об этнокультурной элите. Культура авторефлексивна.
   И если этнос воспроизводит себя, то он есть рефлексивная система, то есть система, один из элементов которой выполняет функцию изображения целого. Рефлексивная система, являющаяся одновременно и самоорганизующейся, называется саморефлексивной. Отображение структуры целого в элементе называют рефлексией [Лефевр].
   Десятилетие существования Коми-Пермяцкого автономного округа показало недостаточность оргуправленческой рефлексии, ее подчиненность центру. Объединение вряд ли поможет обретению должной рефлексии. Этнокультура внутри себя должна выработать эту способность.
   По-видимому, фиксировать возрождение этнической группы (коллектива) можно лишь в момент превращения сообщества в саморефлексивную систему, т.е. тогда, когда появляются знаковые средства планирования деятельности этноса (коллектива) как целого. По сути семиотической является и проблема воспроизводства человека носителя этнокультуры.
   5.
   Пермский край может исследоваться как такая кентавр система, которая состоит из двух функциональных структур, одной - преимущественно онтологической (Коми округ), и другой - преимущественно организационно-ресурсной (г. Пермь и область).
   Это реализовалось стихийно в форме команды КВН, где собственно содержательной "фишкой" стали особенности коми-пермяцкой бытовой культуры.
   Представляется, что адаптивность и приспособляемость - как важные условия всякого развития - чрезвычайно развиты у коми-пермяков. И что есть чему у коми-пермяков поучиться [Королев (3, 5)].
   6.
   В политической сфере Коми округа, равно как и в сфере административной, отмечается ряд существенных прорывов.
   Это и организация законотворческого процесса и процессов эффективного управления территориями и отраслями, это и создание условий для развития предпринимательства. Политическая жизнь строится по принципам греческого полиса, что, кстати, типично для локальных сообществ и малых городов. Программа политической этики имеет свою экспериментальную площадку [Аристова (2:23,48)].
   Самозанятость населения задает новое измерение развития социальной сферы. Рост инвестиционной привлекательности округа связывается с возможностью обеспечить себя нормальными условиями функционирования и развития. Муниципальная реформа на территории округа также осуществляется иначе, чем в других местах. Население указывает власти, что не администратор, а народ является источником власти. Центр формирующегося Пермского края как будто переместился в Кудымкар.
   И это все - отрадные факты.
   7.
   В первом нашем докладе [Аристова (1)], посвященном структурному исследованию происхождения языка и его функционирования, мы планировали в 2005 году "реализовать проект разработки контуров третьего этапа этого исследования происхождения коми-пермяцкого языка".
   Нам представляется, что сейчас уместно вопрос об этнической культуре, и в частности об этноязыке, поставить как вопрос об универсалиях в современном состоянии языковедения [Щедровицкий, 1969].
   Ряд проблем, выстроенный по принципу их усложнения, выглядит следующим образом.
      -- Существует какое-то знание или положение, фиксирующее некоторые свойства или связи свойств определенного языка; обладает ли таким же свойством или такой же связью свойств другой определенный язык.
      -- Не является ли это свойство таким, что им обладают или могут обладать все другие языки. Этот вопрос существенно отличается от первого; в нем впервые появляется намек на универсальность, но именно из-за этого на него уже не так легко ответить, как на первый.
      -- Строение, содержание и форма универсальных положений, их возможное место в системе языковедения и отношения к объектам разного типа - отдельным языкам и языку вообще.
      -- Что такое "языковедческая универсалия" вообще. Понятие об универсалии, ее экзистенциальный или категориальный статус [Королев (8)].
      -- Какими универсальными свойствами могут обладать все языки или язык вообще.
      -- Языковедение как сложно-кооперированная сфера МД и как агломерацию разнообразных по своему типу знаний.
   Насущность проблемы универсалий обуславливается происходящим сейчас в языковедении движением от "нормативных систем" языковых грамматик к собственно теоретическим системам науки.
   Форма, в которой ставится проблема, есть результат: (1) формирования в лингвистике особых сфер методологии, (2) вызванного этим повышенного интереса к логическим и вообще формальным аспектам языковедческого знания и (3) прямого заимствования современных логических представлений о формальной структуре знаний.
   Чтобы показать это, нужно, во-первых, ввести специальные графические средства и понятия для изображения сфер деятельности и агломерации знаний, а, во-вторых, с их помощью рассмотреть строение современного языковедения. Это даст нам возможность необходимым образом вывести современную постановку проблемы универсалий из состояния, в котором находятся сейчас языковедение и логика.
   Совершенно очевидно, что эта работа, если мы хотим провести ее в теоретическом плане и систематически, требует анализа огромного эмпирического материала. Главная цель будет состоять в том, чтобы разделить и разграничить внутри языковедения, рассматриваемого как сложная сфера деятельности, то, что принадлежит, во-первых, к "языковой инженерии", во-вторых, к языковедческой методологии и, в-третьих, к собственно языкознанию, т.е. к науке о "речи-языке". [Щедровицкий, 1969]
   8.
   Пределы глобализации могут быть сняты и разрешены с помощью техник проблематизации, путем описания ситуации в которой таковые пределы появляются.
   Столкновение языковых строев - общего, глобального и местного, локального - может разрешиться за счет языковой инженерии, за счет конфигурирования особенностей этнического и всемирного. Выявление структуры языка как саморефлексивной системы вполне решается в рамках программы "Знак и деятельность", при выяснении соотношений и связей речи и языка, речи и мышления, языка и мышления, мышления и коммуникации, коммуникации и деятельности, деятельности и мышления, деятельности и речи-языка, мышления и понимания, норм деятельности и нововведений, деятельности и действий.
   Порядок этой программы описан в книге [Щедровицкий 2005:35-36]. Используя эту программную рамке, мы может включиться в эту "широкую программу комплексных исследований и разработок", осуществить особого рода инвентаризацию замечательных работ (таких как, например, [Климова]), накопленных в коми-пермяцкой этнокультуре.

Литература:

   Jorgen Laursen Vig, Svetlana M.Aristova, And Peter M. Korolev (eds.) East-West Seminar Hesbjerg 1988-1995: Proceedings of the 8th East-West Seminar on World Integration, World Unification, World Government. - Club-Congress Publishing House, [Hesbjerg Peace Research Colledge and SMA Center for Education R&D] Kudymkar, 1998
   Аристова С.М., Королев П.М. (1) Два доклада 1998 года (29 июня) на международной конференции по проблемам языка. Кудымкар, Образовательный центр Светланы Аристовой [рабочая статья]; (2) Аристова С.М., Бойтим Д., Королев П.М. Этика. Кудымкар: Образовательный центр Светланы М.Аристовой, 2000, 124 с, ил, библ., индекс; сс. 47-51; см. также Королев П., Бойтим Д. Перемены - [рукопись], Образовательный центр,1999. - 434 с.
   Климова Г.Н. Текстильный орнамент коми. Кудымкар: Коми-Перм. кн. изд-во, 1994. - 130 с., ил.
   Королев П.М. Взаимодействие культурного и хозяйственного аспектов деятельности: Программа семинара. - Колкья, Пейпсиээре, Эстония, 29.08.1995. - 32с.
   Королев П.М. Проблемы и перспективы регионального развития с точки зрения методолога (по материалам семинара за февраль-июнь 1994 г)./ Северная Пальмира (анализ, прогноз, разработки). - СПб: Гум. и политол. центр "Стратегия", 1994, сс. 22-31
   Королев П.М. Статьи на сайте
   http://zhurnal.lib.ru/editors/k/korolew_p_m - (1) Политанализ современной региональной ситуации (ukrupnenie.shtml); (2) Политанализ современной региональной ситуации -2 (reganal.shtml); (3) Тайна России (parma.shtml); (4) Время, регион, организация. Часть 1. История СМД-подхода (tro.shtml); (5) Стефан Пермский и Пам Сотник (stephan_vs_pam.shtml); (6) Дух XXI века (spiritway.shtml); (7)Трудовая биография (cv_korolev.shtml); (8) Очерк по футурологии (future_ethics.shtml)
   Левинтов А.Е. Новый тип городских исследований: методология и практический опыт формирования муниципальной программы малого города в современных условиях (на примере Шлиссельбурга) / Вопросы методологии, N 3-4, 1994.
   Лефевр В.А. О самоорганизующихся и cаморефлексивных системах и их исследовании / Проблемы исследования систем и структур. М. 1965. С.61-68.
   Металингвистика (Полиинтервью с "семейной игры") / Кентавр: методологический и игротехнический альманах, N 35, февраль 2005
   Мика Ляхтеэнмяки. Лингвофилософская концепция М.М.Бахтина: о двуединой онтологии языка. http://tpl1999.narod.ru/WEBTPL2002/LAHTEENMAKITPL2002.HTM
   Щедровицкий Г.П. Знак и деятельность: 34 лекции 1971-1979 годов, в 3 кн. - Кн.1. Структура знака: смысл, значения, знания: 14 лекций 1971 г. - М.: Вост. лит., 2005 - 463 с., ил.
   Щедровицкий Г.П. Методологический смысл проблемы лингвистических универсалий / Языковые универсалии и лингвистическая типология. М., 1969.
   Щедровицкий Г.П., Котельников С.И. Организационно-деятельностная игра как новая форма организации и метод развития коллективной мыследеятельности /Щедровицкий Г.П. Избранные труды, М.: Шк. Культ.Полит., 1995, сс.115-142
   Аристова С.М., Королев П.М. (1) Два доклада 1998 года (29 июня) на международной конференции по проблемам языка. Кудымкар, Образовательный центр Светланы Аристовой [рабочая статья]
   Королев П.М. Проблемы и перспективы регионального развития с точки зрения методолога (по материалам семинара за февраль-июнь 1994 г)./ Северная Пальмира (анализ, прогноз, разработки). - СПб: Гум. и политол. центр "Стратегия", 1994, сс. 22-31
   Королев П.М. Взаимодействие культурного и хозяйственного аспектов деятельности: Программа семинара. - Колкья, Пейпсиээре, Эстония, 29.08.1995. - 32с.
   http://zhurnal.lib.ru/editors/k/korolew_p_m - Время, регион, организация. Часть 1. История СМД-подхода (tro.shtml); Трудовая биография (cv_korolev.shtml)
   Левинтов А.Е. Новый тип городских исследований: методология и практический опыт формирования муниципальной программы малого города в современных условиях (на примере Шлиссельбурга) / Вопросы методологии, N 3-4, 1994.
   Щедровицкий Г.П., Котельников С.И. Организационно-деятельностная игра как новая форма организации и метод развития коллективной мыследеятельности /Щедровицкий Г.П. Избранные труды, М.: Шк. Культ.Полит., 1995, сс.115-142
   Металингвистика (Полиинтервью с "семейной игры") / Кентавр: методологический и игротехнический альманах, N 35, февраль 2005
   Металингвистика (Полиинтервью с "семейной игры") / Кентавр: методологический и игротехнический альманах, N 35, февраль 2005
   Щедровицкий Г.П. Методологический смысл проблемы лингвистических универсалий / Языковые универсалии и лингвистическая типология. М., 1969.
   Мика Ляхтеэнмяки. Лингвофилософская концепция М.М.Бахтина: о двуединой онтологии языка.
   http://tpl1999.narod.ru/WEBTPL2002/LAHTEENMAKITPL2002.HTM
   Щедровицкий Г.П. Знак и деятельность: 34 лекции 1971-1979 годов, в 3 кн. - Кн.1. Структура знака: смысл, значения, знания: 14 лекций 1971 г. - М.: Вост. лит., 2005 - 463 с., ил.
   http://zhurnal.lib.ru/editors/k/korolew_p_m - Политанализ современной региональной ситуации (ukrupnenie.shtml); Политанализ современной региональной ситуации -2 (reganal.shtml)
   Jorgen Laursen Vig, Svetlana M.Aristova, And Peter M. Korolev (eds.) East-West Seminar Hesbjerg 1988-1995: Proceedings of the 8th East-West Seminar on World Integration, World Unification, World Government. - Club-Congress Publishing House, [Hesbjerg Peace Research Colledge and SMA Center for Education R&D] Kudymkar, 1998
   http://zhurnal.lib.ru/editors/k/korolew_p_m - Время, регион, организация. Часть 1. История СМД-подхода (tro.shtml)
   http://zhurnal.lib.ru/editors/k/korolew_p_m - Дух XXI века (spiritway.shtml)
   Лефевр В.А. О самоорганизующихся и cаморефлексивных системах и их исследовании / Проблемы исследования систем и структур. М. 1965. С.61-68
   http://zhurnal.lib.ru/editors/k/korolew_p_m - Тайна России (parma.shtml); Стефан Пермский и Пам Сотник (stephan_vs_pam.shtml)
   Аристова С.М., Бойтим Д., Королев П.М. Этика. Кудымкар: Образовательный центр Светланы М.Аристовой, 2000, 124 с, ил, библ., индекс; сс. 47-51; см. также Королев П., Бойтим Д. Перемены - [рукопись], Образовательный центр,1999. - 434 с.
   Аристова С.М., Королев П.М. (1) Два доклада 1998 года (29 июня) на международной конференции по проблемам языка. Кудымкар, Образовательный центр Светланы Аристовой [рабочая статья]
   Щедровицкий Г.П. Методологический смысл проблемы лингвистических универсалий / Языковые универсалии и лингвистическая типология. М., 1969.
   http://zhurnal.lib.ru/editors/k/korolew_p_m - Очерк по футурологии (future_ethics.shtml)
   Щедровицкий Г.П. Методологический смысл проблемы лингвистических универсалий / Языковые универсалии и лингвистическая типология. М., 1969.
   Щедровицкий Г.П. Знак и деятельность: 34 лекции 1971-1979 годов, в 3 кн. - Кн.1. Структура знака: смысл, значения, знания: 14 лекций 1971 г. - М.: Вост. лит., 2005 - 463 с., ил.
   Климова Г.Н. Текстильный орнамент коми. Кудымкар: Коми-Перм. кн. изд-во, 1994. - 130 с., ил.
  
  
  
  
   3
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"