1. Развитие, или эволюция, является частью дискурса, в котором реализована направленность на освоение `природы будущего'. Считается, что новые технологии служат прогрессу, и это представление принимается как аксиома, то есть как естественное условие развития. Это, вероятно, так, если при их разработке не учитывается более широкий контекст представлений о природе и истории человечества как некоей целостности. Эгоизм или научный партикуляризм ведет к парадоксам, три из которых суть: проблема использования человечеством, ориентированным на выживание на земле, оружия массового уничтожения; проблема сохранения имеющегося природного разнообразия при стремлении к освоению инфрафизических реалий (экология, генетика и т.п.); парадокс увеличения невежества с ростом знаний (проблема информационной организации жизни).
2. Человеческая жизнь протекает как в материальном плане тех связей и отношений, которые и определяют способ его жизнедеятельности как субъекта или агента поведения, так и в плане сознания. Карл Поппер пишет:
Я полагаю, что существуют воздействия двух типов, влияющие на наш разум и определяющие нашу готовность поступать хорошо: (а) Давление внешнего мира (состояние общества, состояние природы, деньги, которыми я обладаю...) и (б) Наша собственная мысль о внешнем мире, суммированная в простом суждении: в какой степени он хорош или плох.
Влияние этих двух типов направляют нашу хорошую или плохую интуицию, в других отношениях независимую
С точки зрения "субъектно-ориентированного критерия" эти процессы становления информационного мира ведут к манифестации человека как "винтика социальной машины".
Сфера управления (управленческой деятельности) в результате компьютеризации становится нормативной (поддерживающей не субъектов, а управленческие решения; поддерживающей ретроспективный опыт, придающей технологиям особой ответственности; формирующей особый мир пользователей); технологической (ориентированной на выбор решений, а не на решение проблем, когда более важным является вопрос "как делать?", а не "что" и "зачем" делать?). При оценке новых информационных технологий на предмет их гуманистической направленности, следует рассчитывать степень их влияния на "рефлексивный" способ существования человека (сообществ, организаций и др.)