Королев Петр Михайлович: другие произведения.

Стефан Пермский и Пам Сотник

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь] [Ridero]
Реклама:
Новинки на КНИГОМАН!


Читай и публикуй на Author.Today
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Тоталитаризм христианства имеет многосотлетнюю историю. Сегодня, когда обострились мировые отношения в духовном регионе, важно проследить исторические корни империализма, чтобы не приписывать только исламу источник мировой угрозы. В данном эссе мы пытаемся взглянуть на спор между христианским проповедником и лидером язычества, состоявшимся более 600 лет тому назад. Важно проследить характер этого спора, равно как силу той духовной традиции, которая представлена в этом споре представителем язычества. Спор закончился ничем. Испытание же веры – огнем и водой – напоминает нынешнюю боевую операцию ћОсвобождение ИракаЋ.


   Стефан Пермский против Пама-Сотника.
   Тоталитаризм христианства имеет многосотлетнюю историю. Сегодня, когда обострились мировые отношения в духовном регионе, важно проследить исторические корни империализма, чтобы не приписывать только исламу источник мировой угрозы. В данном эссе мы пытаемся взглянуть на спор между христианским проповедником и лидером язычества, состоявшимся более 600 лет тому назад. Важно проследить характер этого спора, равно как силу той духовной традиции, которая представлена в этом споре представителем язычества. Спор закончился ничем. Испытание же веры - огнем и водой - напоминает нынешнюю боевую операцию "Освобождение Ирака".
   Епифаний Премудрый в Житии Стефана Пермского ("Святитель Стефан Пермский". Серия "Древнерусские сказания о достопамятных людях, местах и событиях". Статья, текст, перевод с древнерусского, комментарии. - СПб, "Глаголъ, 1995 - 280 с.) описывает ход дискуссии между христианским миссионером и лидером местного язычества. Многие темы, поднятые шесть веков назад, созвучны нашему времени.
   Духовный человек, дух и духи. Государство и страны (Москва и Пермь). Вот как описывает Епифаний ход этого спора. "Однажды пришел некий волхв, чародей-старец, умеющий внушать ложные видения, искусный кудесник, главный среди волхвов, старейшина знахарей, наибольший из отравителей, постоянно в искусстве волшебства упражняющийся, горячий приверженец кудесного чародейства. Имя его Пам-Сотник; его издавна некрещеные пермяне чтили больше всех прочих чудотворцев ... говорили, что его волхвованием должна управляться Пермская земля". Святитель Стефан обеспокоился, он сказал: "Сколько я ни построю, с легкостью он разоряет".
   Заметим, что это высказывание кажется довольно-таки странным, поскольку духовные постройки обладают весьма примечательным качеством неразрушаемости. Вероятно, в этом заявлении Стефан признает духовную силу Пама-сотника.
   (См., например, толкование идеи о Теле Христовом у о.Павла Флоренского. Понятие Церкви в Священном Писании. - Флоренский П.А., Сочинения в 4-х тт., т.1, М. Знание, 1994, сс. 345-346. "Непоколебимость и неразрушимость Церкви, пишет Флоренский со ссылкой на Филарета, митрополита Московского и Коломенского, на его 4-й том "Слов и речей 1836-1848", М. 1882, - это основная черта ее, аналитически вытекающая из самого понятия о Церкви",с.375)
   Епифаний пишет: Много они спорили, но не могли ни до чего договориться, "потому что один свою веру хвалил, а другой свою; тот не принимал предания другого, а другой отвращался от наставлений того". И это также является неким общим местом: невозможно убедить убежденного. Отсюда проистекают волны хаоса от столкновения цивилизаций. И если нет возможности конфигурирования ценностных систем, то остается одно: подчинить своей воле. Пам-сотник чувствует империализм христианской пропаганды, не потому ли он ищет формулы противопоставления универсального разнообразному, глобального местному.
   Пам, обращаясь к людям, спрашивал: "Из Москвы может ли быть что-либо хорошее для нас? Не оттуда ли у нас тягости, тяжелые дани, насилия, управители, чиновники и приставники? Поэтому не слушайте его, но лучше слушайте меня, добра вам желающего. Я ведь вашего рода и из одной земли с вами...".
   Люди и боги. Епифаний замечает: "И был этот кудесник лютым противником преподобного и злым великим ратоборцем, неукротимым супостатом и борцом, желающим разрушить веру христианскую". Пам считал: Стефан и ученики "не посмеют словесно состязаться со мной в загадках, прениях и вопросах [гаданьях, прениях и истязаньях]". Совершенно точно, план христианских проповедников был в ином.
   Власть и богатство (первый аргумент Пама). После речи Стефана о Христе и языческих богах Пам сказал: "Боги наши, хоть и были поруганы тобой, но по милосердию не погубили тебя. ...У вас, у христиан, один Бог, а у нас много богов, много помощников, много защитников. Они нам дают улов, и все, что в водах, и что в воздухе, и что в болотах, и в дубравах, и в борах, и на лугах, и в порослях, и в чащах, и в березнике, и в сосняке, и в ельнике, и в окружающих пашню, и прочих лесах, и все, что на деревьях, белки или соболи, или куницы, или рыси, и прочее, что мы ловим, часть чего и до вас достигает ныне. Тем, что мы ловим, и ваши князья, и ваши бояре, и вельможи обогащаются и в то облачаются, и ходят, величаясь подолами одежд своих, гордясь, что в числе их людей народы, столь долгое время этим изобилующие...". В первой части своего тезиса о множественности духов, покровительствующих деятельности человека, ощущается любовь к природе, осознание ее гармонии и технической конструктивности. Часть вторая может трактоваться политически или экономически. Действительно, присвоение даров природы делает человека богатым, но вместе с богатством происходит облачение в одежды, которые были кумирами язычников, а теперь становятся фетишами иной цивилизации. Материальное обогащение и обретение власти над миром ведет к утрате сущности христианской веры. А поскольку многим людям стремеление к власти и богатству кажется естественным, то первый аргумент Пама против Стефана находит свою реализацию в современной общественной жизни.
   Личность и знание (второй и третий аргумент Пама). И еще два аргумента приводит Пам-сотник в защиту своей веры. И одновременно артикулирует тему духовного человека в информационном мире.
   Искусство охоты: ценности земли и неба. (1) "наша вера гораздо лучше вашей потому, что у нас один человек, или вдвоем, многократно выходит на борьбу бороться с медведем и, поборов, победив, повалит его и шкуру его принесет. У вас же на одного медведя выходят многие, числом и до ста, или до двухсот, и иногда привезут, отыскав, медведя, а иногда возвращаются и без него, без успеха, ничего не везя, но попусту потрудившись, что нам кажется достойным смеха и кощунством".
   В этом тезисе утверждается то, что пытался выразить, например, Карлос Кастанеда, когда он пишет об искусстве охоты.
   Человек в информационном мире: мире новостей и известий. (2) "...новости у нас скоро становятся известны. Как что-нибудь произойдет в дальней стране, в каком-нибудь городе, в тридевятой стране, - в какой день случится что-то, в тот же день, тотчас же, у нас имеются полные известия. А вы, христиане, нелегко их узнаете в течение многих дней, долгое время не знаете. Этим наша вера намного лучше вашей, - потому что у нас много богов, помогающих нам".
   Демократический аргумент Стефана. Стефан говорил: "не подобает нам веровать во многих богов, это - многобожие, заблуждение относительно кумиров, но следует веровать в одного Бога. ... Эта вера апостольская, это вера отеческая... на семи соборах утвержденная ... А всех их [святых отцов] около двух тысяч. Такова вера христианская"
   Завершение словесного диспута. Епифаний пишет: "И пробыли они только вдвоем друг с другом, разговаривая, весь день и всю ночь без еды и без сна, ни перерывов не делая, ни спать не ложась, ни сну не предаваясь, но все время в споре состязаясь, словами препираясь". Пам сказал: "Я не верю этому, все это мне кажется ложью, баснями и выдумками, вами измышленными. И не поверю, если не увижу испытания веры!"
   Испытание веры: огнем и водой. И сказали друг другу: "Пойдем и зажжем огонь, и войдем в него, чтобы пройти сквозь огненное пламя, среди горящего пламени. Вместе разом пройдем оба, я и ты. ... А затем предпримем другую проверку таким же образом: оба пойдем, взявши за руки друг друга, и вместе выйдем в одну прорубь, и опустимся вниз, в глубину реки Вычегды, и, опустившись вниз подо льдом, спустя большое время, на один плес ниже, из другой проруби опять же вместе вынырнем. И пусть вера того, кто выйдет целым и невредимым, окажется правой, и тому тогда все покорятся".
   Договорные отношения. Апелляция к демократии."И одобрил эти слова весь собравшийся народ. И сказали все люди: "Воистину хорошо сказали вы то, что сказали сейчас!"
   У Пушкина в Сказке о попе и работнике его Балде описан случай испытания, когда Балда с бесенком соревновались, кто дальше бросит палку. Чего же ты ждешь, спрашивает бесенок Балду. "Да вон той тучки. Как закину туда свою палку, так и начну с вами, чертями, свалку!" - отвечает Балда. На том испытание и закончилось. Так же и здесь. Пам-сотник оказался заложником неких договоренностей, например, того, что он высказался за план испытания веры.
   "как ты говорил и как ты решил, как тебе захотелось".
   Епифаний Премудрый пишет, что после молитвы Стефан "собирался смело войти в огонь. И обратившись к волхву, сказал ему: Пойдем оба разом, взявшись за руки как обещали. А тот не пошел, устрашившись огненного шума; в ужасе был, и так и не вошел". "Преподобный с большей настойчивостью взял, понуждая волхва, рукой своей за его одежду и, крепко сжав ее, захватил его и насильно тащил лицом к огню". И в третий раз "Пойдем, войдем оба в палящий огонь, как ты говорил и как ты решил, как тебе захотелось". А тот не хотел войти. Таким же образом преподобный Стефан победил и в испытании веры водой.
   Ответственность за свои слова. Люди же спросили Пама: "Скажи, окаянный, почему ты не вошел ни в огонь, ни в воду, но всячески оказался посрамлен?
   В ответ волхв сказал: Я не научился покорять огонь и воду, а дидаскал ваш Стефан еще в детстве и юности своей научился от своего отца волхвованием и чародейством заговаривать огонь и воду, чтобы ни огонь его не жег, ни вода не топила...".
   "Скажи нам, чародей, зачем же ты так сделал? Зная свою немощь и держась зловерия, будучи одержим неверием, ты пообещал смело пройти за свою веру огонь и воду?". Он же в ответ им: "Перехитрил меня Стефан. Когда я спросил его об умении делать эту хитрость, он мне ответил: "Не умею я заговаривать огонь и воду, не учился я этому". И это от него услышав, я поверил его словам и подумал: "Если он не умеет, как говорит, то я этим испугаю его, хотя и сам не умею". И так как он не знал о моем неумении, я надеялся своей хитростью перехитрить его..."
   Объяснение. Люди, вероятно, ученики Стефана, сказали ему, что Стефан этому вовсе не учился. "И нашлись для него такие трое: любовь вера и надежда. Надежда ведь не посрамляет, верою же святые угасили силу огня, а любовь - ей ничто не может сопротивляться. ... Так что хорошо пойми, человек, что этими тремя добродетелями он смог одолеть тебя, а именно: верой, любовью и надеждой. Ибо он обрел великую надежду на Бога, разжегся божественной любовью и, борясь за веру, осмеливается идти и в огонь, и в воду, не рассуждая, безо всякого сомнения. И если ты человек уверуешь, то большее этого увидишь...".
   Спросили, будет ли Пам креститься, он отказался. За нарушение договора - казнь. Но Стефан, наложив запрет и анафему: "да удален будет он от церкви и от повсюду сущего собора; да будет отсечен мечем духовным; да будет отлучен как Симон-волхв апостолом Петром", отпустил Пама на свободу.
   Замечание о неискренности. "Только волхв ушел, и вот, некие люди, придя к Стефану, говорили ему, что внезапное раскаяние волхва неискренне. ... На свет истинный взглянуть он не хотел, и больше скажу, пишет Епифаний, не мог. И потому, все слова Стефана забыв, вновь вернулся он к своему давнему злому обычаю". Преподобный сказал им, духовным взором обращаясь к Богу: "...Мы прошли сквозь огонь и воду, и Ты вывел нас к покою. Ведь когда волхв ушел, после многих прений мы обрели покой. От большого утомления и многословия Ты вывел нас к покою"
   Примечание. Этот текст подготовлен для межконфессиональной межрелигиозной конференции "Духовный человек в информационном мире - вечные ценности и новейшие технологии", которая планируется в Храме Христа Спасителя в мае 2003 г. Благодарность приношу Светлане Аристовой за предоставление возможностей для работы и обсуждение.
 Ваша оценка:

РЕКЛАМА: популярное на Lit-Era.com  
  П.Флер "Сердце василиска" (Попаданцы в другие миры) | | А.Миллюр "Сбежать от судьбы или верните нам прошлого ректора!" (Любовное фэнтези) | | В.Свободина "Изгоним, защитим, приворожим. Контора магии "Добрые дела"" (Юмористическое фэнтези) | | I.La "Игрушка для босса" (Любовные романы) | | Ю.Меллер "История жизни герцогини Амальти" (Любовное фэнтези) | | А.Хоуп "Тайна Чёрного дракона" (Любовная фантастика) | | М.Санди "Последняя дочь черной друзы." (Любовное фэнтези) | | Л.Сокол "Заставь меня влюбиться" (Молодежная проза) | | А.Нукланд "По дороге могущества. Книга первая: Возрождение." (ЛитРПГ) | | Е.Кариди "Навязанная жена" (Любовное фэнтези) | |
Связаться с программистом сайта.
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
М.Эльденберт "Заклятые супруги.Золотая мгла" Г.Гончарова "Тайяна.Раскрыть крылья" И.Арьяр "Лорды гор.Белое пламя" В.Шихарева "Чертополох.Излом" М.Лазарева "Фрейлина королевской безопасности" С.Бакшеев "Похищение со многими неизвестными" Л.Каури "Золушка вне закона" А.Лисина "Профессиональный некромант.Мэтр на охоте" Б.Вонсович "Эрна Штерн и два ее брака" А.Лис "Маг и его кошка"
Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"