Королев Петр Михайлович : другие произведения.

Трансформация Сознания В Эпоху Интернета

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Традиционному испытателю сеть сетей кажется чем-то иррациональным, фантастической машиной, производящей избыточности и шум. Но избыточность эта сродни пулу калифорнийской силиконовой долины, а шум - площадке дискуссии на ОДИ.


   Трансформация сознания в эпоху интернета
   Эпизод участия на форуме
   ................ И.Ю.Алексеева: Cлово Петру Королеву, приславшему отклик на вступительное слово модераторов форума.
   Петр Королев
   Отклик на пяти-вопросное вступление
   Кстати, к теме форума относится программная работа К.Эрика Дрекслера Наступающая эра нанотехнологии, которая спустя 15 лет активно пересматривается: www.foresight.org. Трансформация сознания или изменение перцептивной сферы человека при восприятии мира в связи с расширением сферы влияния устройств (механизмов) созидания и машин мышления.
   Пять замечаний по поводу пяти-вопросного вступительного слова.
   1. (Метафора города)
   Следует заметить, что поле сети сетей являет собой сильный диверсификационный механизм, он позволяет стратифицировать пользователей по уровням в зависимости от их участия: нравится чат, в котором обсуждается кто, откуда, сколько, - оставайся в нем; не нравится - перейди в другую комнату. Но Интернет и метафора города плохо соответствуют друг другу. Хотя такой сценарий, основанный на метафоре города уместен, - в этом плане следует помнить и об абсолютизме Римской империи, этого "безмерно разросшегося города", который утратил живой интерес для своих горожан. Но могут быть и другие сценарии a la Плотин (см. п.4) осмысления этого globus intellectualis (Г.Риккерт. Науки о природе и науки о культуре. М., Республика, сс. 46, 52).
   2. (Выращивание культуры есть наблюдаемый процесс)
   Интернет являет собой также и благодатную площадку для культуролога, ибо выращивание культуры становится наблюдаемым процессом, почти как в естественной науке прежде. Принцип относительности здесь может послужить созданию ряда релятивистских культурологических теорий. В интернете конденсируется некая материя вокруг узловых точек, "семян" складывающейся культуры, и эти семена - как планеты, звездные скопления, астрообъекты - искривляют пространство интернета. Метафора гравитации и астрофизики вполне применима к осмыслению вопросов форума "Трансформация сознания в эпоху интернета" (пример - "Космический субъект" В.Лефевра).
   "Земная поверхность, - пишет Риккерт (Там же, с.56) сама по себе чистый продукт природы, приобретает, как арена всякого культурного развития, еще иной, кроме чисто естественно-научного, интерес; и дикие народы могут, с одной стороны, рассматриваться как "естественные народы" (Naturvolker), с другой же стороны, их можно изучать также с точки зрения того, насколько у них уже имеются "зачатки" культуры".
   Стоит только заменить "земную поверхность" на интернет, дикие народы на "чайников", и все остальное вполне годится и сегодня спустя боле чем столетие после выхода этой работы Г.Риккерта.
   3. (Интернет как природа: Интернетоведение)
   Человечество в эпоху интернета приобрело новый предмет исследования, - как прежде исследовалась природа, так теперь ответы на многие вопросы можно получить, исследуя информационные поля интернета. Сформировалась некая информационная оболочка, своебразный PR слой, из которого - работая в техниках "отнесения" (Г.Щедровицкий) - можно что-то определенное сказать и об обектах и их операциональных действительностях, и о реальности, из которой они извлечены. Естествознание соединилось с обществознанием и образовало многовариантный лабиринт ризомального типа (У.Эко) новых типов познания из класса "интернетознания".
Традиционному испытателю сеть сетей кажется чем-то иррациональным, фантастической машиной, производящей избыточности и шум. Но избыточность эта сродни пулу калифорнийской силиконовой долины, а шум - площадке дискуссии на ОДИ. "Науки о духе" интернета он сам классифицирует по признаку посещаемости веб-страниц, по характеру (дизайну) построения домашних страниц; таким образом, идеи рынка (демократии) по-иному ставит старый риккертовский вопрос (над которым размышляют и разработчики "технетики" - техники+дианетеки, Никитаев, Кудрин и др.)
   4. (Сверхмыслимое)
   Плотин совершенное первоначало понимал как сверхмыслимое, неопределяемое для разума. Как, возможно, и сеть сетей - в будущем - постарается стать таковым сверхмыслимым. Человеческое сознание до сети верило в Бога, в сетевой период полагает, что Бог (некоторые думают, что Анти-Бог) подает им свою руку в виде интернета. Сознание индивидуального ума как Иаков, борющийся с Ангелом (Быт.32:21-30) - борется с превосходящим его совокупным сознанием сети. Информация завоевывает свое категориальное пространство в структуре с понятиями материи и энергии.
   "Первое истечение, или излияние (эманация), или излучение (радиация) Единого есть ум, начальная двоица, т. е. первое различение в Едином мысли и бытия или его саморазличение на мыслящего и мыслимого. Мысля о Едином, ум определяет его как большее мысли или как сущее; различая себя от него, ум полагает его как пребывающее, а себя как внутреннее или чисто мысленное движение; предполагает его как то же самое или тожество, а себя как его другое " (Вл.Соловьев, Плотин).
   5. (Эстетика и этика интернета)
   И этим проливается свет на вопрос о соотношении миров, как говорится в программном вступлении, "реального" и виртуального. Мир сети, как больший, полагается реальным, а мир субъекта, индивидуальное сознание которого направлено на это сущее, осмысливается им как мир виртуальный. В этом отношении и его рефлексии индивид обретает стимул для саморазвития, устремляясь к расширению своего сознания и границ виртуального мира в надежде схватить мировые линии реальности. Целевая заданность этого стремления в том, чтобы мир материальный проявить через формы, ухватываемые "высшей душой", и сделать этот мир красивым, придать ему красоту.
   "Красота есть проникновение чувственного предмета его идеальным смыслом, есть ощутимость идеи. Нравственная задача состоит в постепенном возвращении души от материального или плотского через чувственное к идеальному или умопостигаемому, а от него к божественному? порядок прямо обратный нисхождению Божества во вселенной". (Там же).
   Таким образом, к вопросу этики примыкает и вопрос эстетики.
   ..............И.Ю.Алексеева. Большое спасибо, Петр! Приятно, что наши с Вадимом Марковичем (Розиным) вопросы послужили поводом для столь интересных философско-культурологических соображений. Предполагаю, что замечания Петра Королева могут в свою очередь вызвать комментарии и вопросы участников форума. Пожалуйста, направляйте все это на мой адрес: ialexeev@iph.ras.ru.
  
  
  
  
   4
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"