Мотивация занимает ведущее место в структуре личности и является одним из основных понятий, которые используются для объяснения движущих сил поведения. Поэтому тема мотивации - одна из наиболее актуальных как для психологов, так и для руководителей всех уровней, кадровых работников, педагогов, медиков и представителей многих других специальностей.
Она лежит как в основе мотивации других людей к выполнению (или же невыполнению) определённых действий, так и самомотивации, позволяющей достичь наиболее желаемых результатов в выбранной деятельности.
Слово "мотивация" впервые употребил Артур Шопенгауэр в статье "Четыре принципа достаточной причины". Впоследствии этот термин стали использовать многие психологи для объяснения причин поведения человека.
Профессиональная мотивация - это необходимый для продуктивного выполнения принятых решений и намеченных работ процесс стимулирования какого-либо отдельного человека или группы людей к деятельности, направленной на достижение целей организации. [1]
Под мотивом понимается то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается. В роли мотива могут выступать потребности, интересы, влечения, эмоции, установки, идеалы. В работах отечественных психологов мотив понимается и как осознанная потребность, и как предмет потребности, и отождествляется с потребностью.
Мотив может быть либо внешним, либо внутренним в зависимости от отношения человека к деятельности. Внешний мотив сформирован влиянием, оказываемым на человека другими людьми или обстоятельствами, а внутренний - выработанный сознательно им самим для достижения поставленной цели в результате выполнения определённой деятельности.
Одной из характеристик мотива является его сила. Она влияет не только на уровень активности человека, но и на успешность проявления этой активности, в частности - на эффективность деятельности.
При анализе проблемы мотивации актуальны следующие вопросы:
Приводит ли высокий уровень мотивации к высоким достижениям?
Следует ли привлекать дополнительные мотивы (создавать ситуацию соревнования, актуализируя чувство ответственности и др.) для улучшения уровня достижений?
Кто будет лучше выполнять деятельность: высоко мотивированный человек или средне мотивированный?
Где тот оптимальный уровень мотивации (оптимум мотивации), при котором деятельность будет выполняться наилучшим образом?
ЗАКОН ОПТИМУМА МОТИВАЦИИ
Установлено, что при слабой и чрезвычайно сильной мотивации успешность деятельности невысока, а оптимальный (не всегда средний, а именно оптимальный!) уровень мотивации является наиболее благоприятным. Такую зависимость называют законом Йеркса-Додсона. Эти учёные в 1908 году определили, что существует прямая взаимосвязь между интенсивностью мотивации и качеством выполнения деятельности.
"Согласно этому закону, вследствие увеличения интенсивности мотивации качество деятельности сначала незначительно увеличивается, но после прохождения точки наиболее высоких показателей успешности деятельности (оптимума мотивации) постепенно снижается". [2]
Применительно к персоналу закон действует так: сильная внешняя мотивация может улучшить показатели только простой работы. Для успеха в сложной работе сотрудник должен быть, прежде всего, заинтересован самим предметом работы, а не наградой или наказанием.
Закон Йеркса-Додсона вполне согласуется с законом оптимума-пессиума, сформулированного русским физиологом Н.Е.Введенским (1905). Так, по его мнению, одним из условий плодотворности умственного труда является мерность и ритм работы.
"Слишком быстро идущий человек быстро утомляется, - писал Н.Е.Введенский, - но и слишком медленно - тоже (например, когда взрослый, гуляя с детьми, приспосабливается к детскому шагу). Порывистость в работе, внезапное её усиление оказывается неблагоприятным для её производительности". [3]
СВЯЗЬ СИЛЫ МОТИВАЦИИ И ЭМОЦИЙ
Уровень мотивации, при котором деятельность выполняется максимально успешно, и называется оптимумом мотивации. Оптимум (оптимальный уровень) мотивации не обязательно является средним показателем её силы.
Когда активация становится чрезмерной, эффективность человека ухудшается, появляются признаки дезорганизации и ослабления самоконтроля.
Результаты людей, которые были чрезмерно напряжены (напряжение измерялись с помощью динамографа), оказались хуже. Она вновь высказала мысль о существовании оптимума напряжения, зависящего от задачи и индивидов.
С усилением мотивации повышается качество исполнения, но до определенного предела: если она слишком велика, исполнение ухудшается. [8]
Для осуществления запланированной деятельности необходима достаточная мотивация, при которой человек, с одной стороны, заинтересован в достижении цели, а с другой чувствует в себе силы для активного прохождения всего процесса движения к желаемому.
При низкой мотивации человек сохраняет способность к ожидаемой активности, но теряет интерес к результату, что снижает успешность его работы.
При слишком сильной мотивации заинтересованность в результате труда и связанном с этим и дополнительном поощрении либо отсутствии наказания приводит к тому, что на физиологическом уровне у человека чрезмерно активизируются эмоции (тревога, беспокойство, волнение, страх перед наказанием или же безудержная, затмевающая разум жажда награды). Эмоции, в свою очередь, приводят к переизбытку нервного напряжения, которое всегда без исключения отрицательно влияет как на качество деятельности, так и на время её выполнения, причём в худшую сторону.
То есть, переживая за то, чтобы выполнить задание как можно лучше (в идеале - безупречно, особенно если это будет кем-то контролироваться), успеть всё в срок, не подвести других людей, получить заманчивое вознаграждение либо избежать чего-то неприятного, человек уже не может полностью сконцентрироваться на деятельности, даже если она ему хорошо знакома, если он выполнял её многократно и вполне успешно.
Эмоции, вызывая нервное перенапряжение, значительно обесточивают человека, лишают его элементарных физических сил, необходимых для выполнения задачи на должном уровне, что приводит к быстрому перерасходу энергии, состоянию обесточенности, которое лишь усугубляет нервозность. Форсированное накапливание усталости из-за стремления сделать всё как можно лучше и вовремя провоцирует помимо общего снижения тонуса и разбалансировку таких необходимых для работы психический процессов как внимание, память, быстрота и гибкость мышления.
Получается замкнутый круг, из которого можно выбраться лишь путём оптимизации мотивации, снятия ажиотажа по поводу цели.
Избыточная мотивация (перемотивация), призванная вроде бы стимулировать человека на достижение "поставленной планки", фактически из-за возникновения слишком сильного напряжения и, следовательно, нежелательных эмоциональных проявлений, существенно разбалансирует его деятельность и поведение, снижая помимо самочувствия и эффективность работы.
...
Вы прочитали фрагмент статьи, опубликованной в журнале "Справочник кадровика" 03/2008.
Автор статьи психолог, коуч Королёва Карина Артуровна.
При желании приобрести статью в полном объёме, воспроизвести текст в каком-либо издании либо заказать новый обращайтесь к автору.
Любое несогласованное с автором распространение текста, в том числе в голосовом режиме автономно либо в сочетании с видеозаставкой, является нарушением авторских прав с соответствующими последствиями, согласно законодательству.