Королёва Зинаида Алексеевна : другие произведения.

По Тропинке к диссертации

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Интервью с Машей Знобищевой
  http://www.stihi.ru/avtor/raduus
  
  Мария Знобищева была участницей Первого Сборника Поэзии Фонда Всм в бумажном формате и его редактором.. Позже поступила в аспирантуру и, времени на Интернет перестало хватать.
  Кто же такая Маша?
  26 апреля успешно, с блеском прошла защита её кандидатской диссертации "ГОГОЛЬ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ ЕСЕНЕНА: ФИЛОСОФИЯ И ПОЭТИКАРУССКОГО ПРОСТРАНСТВА" в Тамбовском государственном университете имени Г.Р. Державина При подготовке диссертации ведущей организацией выступил Институт мировой литературы имени А.М. Горького Российской Академии наук. Оценка реферату дана высшая.
  
  У меня возник вопрос, как у неё в двадцать два года созрело решение поступить в аспирантуру? Или молодость не знает страха? Мне захотелось побеседовать с Машей. И вот передо мной хрупкая, молоденькая девчонка, хотя у неё уже полуторагодовалая дочка. Маша отвечает на мои вопросы.
  1. - Маша, ты очень рано пришла в литературу. Расскажи о начале твоего пути.
  - Стихи начала сочинять ещё в детстве, как и большинство обычных детей. Мне нравилось играть в слова, вслушиваться в их музыку. Это заметили родители, которые с интересом отнеслись к моим первым опытам.
  2. Чем стала для тебя и таких же других девчонок "Тропинка" В.Т. Дорожкиной?
  - А в 10 лет я впервые познакомилась с Валентиной Тихоновной Дорожкиной. Помню, как принесла ей общую тетрадку с первыми неуклюжими стихами, и с тех пор начала с удовольствием посещать занятия этой замечательной литературной студии. Валентина Дорожкина - мастер своего дела, она уникальный педагог и сердцевед. Именно благодаря ей детская неуверенность, подростковые комплексы, мысли об отличности от других и сокровенном одиночестве, которые приходят в голову любому юному автору, переплавлялись в творчество и труд, отсекались, как что-то лишнее по отношению к работе с живым Словом.
  3. Расскажи, пожалуйста, о литературно-художественном фестивале "Начало" в Рязани, где ты заняла первое место. Сколько лет тебе тогда было?
  - Это действительно было "Начало". Мне было 13 лет. Мы поехали в Первый выход за пределы Тамбовской области, первое выступление перед большой аудиторией, первый трепет перед высокими литературными судьями. А ещё паломничество на родину любимого поэта, знакомство с юными талантами из других городов (они и до сих пор остаются моими близкими друзьями).
  4. -Маша, в Тропинке вы выпускали рукописные книги. И у них было интересное продолжение. Мне хотелось бы услышать, что вы чувствовали в тот момент? Я помню, когда мы в литературном объединении "Радуга" Милосердова выпускали первый, а затем второй рукописные альманахи радужан, то радость и гордость переполняли каждого - это была первая книга, куда вошли наши стихи.
  - Да, и у нас, конечно, были похожие чувства. Они обострялись нашей юностью. Держать в руках собственную книгу, пусть и рукописную, - это нечто сродни материнству. Теперь, когда у меня есть возможность сравнивать ощущения, не устаю удивляться их схожести.
  5. Маша, ваши "тропинчата" часто ездили на молодёжные слёты в Подмосковье. Расскажи, кто их организовывал, какие вопросы там рассматривались. И какие результаты от этих слётов?
  - В Москве неоднократно проводились Слёты "Дети Солнца", в которых участвовало около 10 воспитанников "Тропинки". Кроме того, в подмосковном пансионате "Липки" ежегодно проходят Форумы молодых писателей России. Там побывали Елена Захарова, Елена Антошкина, Александра Николаева и ваша покорная слуга. Помимо непосредственного обсуждения рукописей участников, звучали лекции о современной литературе, проводились авторские мастер-классы, творческие вечера. Мы чувствовали себя вовлечёнными в диалог с известными поэтами современности, хотелось учиться у них, хотелось "дорасти". И, конечно, самым ценным было неформальное общение участников, целую неделю имеющих возможность обмениваться стихами и прозой, спорить и размышлять, делиться чем-то очень личным.
  6. А теперь расскажи о защите диссертации. Мы испытали радость, сравнимую с восторгом от новости о рождении твоей дочки.
  - Защита - лишь завершение одного из этапов пути. Главным итогом этой работы я всё-таки считаю написание диссертации, в которой отразились мои литературные и человеческие пристрастия, размышления о судьбе России, её культурно-историческом пространстве. Я благодарю своего научного руководителя, профессора Ларису Васильевну Полякову за восемь лет совместного труда и веру в меня.
  7. Ты теперь квалифицированный литератор. С высоты своих знаний, опыта, скажи, литературные объединения нужны молодёжи, да и всем творческим людям?
  В Интернете очень часто идут нападки на такие объединения, как ваша Тропинка, наш Фонд. Почему это происходит? Зависть к успеху? Не лучше ли было стремиться к познанию, к совершенству своего творчества? Права ли я в своих рассуждениях? Ведь столько сил тратится впустую.
  - Думаю, литературные объединения - это хороший старт, где ты можешь осознать границы себя, отличить "своё" от "не-своего", встать на крыло. У Пушкина было священное лицейское братство, у поэтов серебряного века - творческие мастерские и литературные салоны. Но, становясь большими художниками, художниками в настоящем смысле слова, поэты разрывали рамки литературных школ и формальных течений. Они начинали самостоятельный полёт. Однако было бы неправильно отрекаться от родины, забывать то гнездо, где тебя приютили беспомощным птенцом. Молодёжи нужна поддержка и опора, но в какой мере - каждый решает для себя сам.
  Что же касается выпадов в Интернете, то мне думается, что в них звучит вечный протест свободных художников против формализации искусства. Я не устану повторять: тот, кто по-настоящему свободен, свободен изнутри, не нуждается во внешнем раскрепощении и прекрасно понимает, где и с кем должен сейчас быть. Безусловно, литературные битвы проходят и забываются. Остаётся творчество. Остаётся слово. А оно не терпит суеты, мелочности, вражды. Душа, зеркало которой мутнеет в одну минуту, больше не может творить, и тогда наступает молчание. Вот чем опасна слежка за собратьями при отсутствии работы над собой.
  В целом, это имеет отношение не к Поэзии как таковой, а к литературному процессу. Лучшие же показатели работы того или иного объединения, школы, направления - это качественно новые произведения искусства. Если они есть, начинание можно считать благим и оправданным.
  
  - Спасибо за беседу, Маша. Желаю творческих успехов.
  Позволь. я здесь приведу своё любимое
  В ночь твоего рожденья
  Мария Знобищева
  Ревел над крышей гром,
  И я - тигрицей в клетке.
  Берёзы за окном
  Заламывали ветки.
  
  Но вот прошла гроза,
  Уснув благоразумно,
  И я твои глаза
  Увидела сквозь сумрак.
  
  Смотрели на меня,
  Ликуя, а не плача,
  Два синие огня
  Таинственно-кошачьи.
  
  Слегка ослеплены
  Каким-то странным светом,
  Две дальние луны,
  Две близкие планеты.
  
  Тебе - что мир вокруг?
  Устроиться,усесться б,
  Подплыть в ладье из рук
  К груди моей, где сердце,
  
  Там, где душа с душой,
  Как жизнь и смерть, едины.
  Мне быть, как мир, большой
  Теперь необходимо,
  
  На волю отпустить,
  Что к небу не пускало,
  И для тебя растить
  Цветы на голых скалах.
  
  И ты меня пусти
  К себе, в свой синий сумрак.
  Мне в жизни не постичь
  Бровей твоих рисунок...
  
  Моя в ресницах грусть.
  Суровость губ - откуда?
  И я тебя боюсь,
  Немножечко, как Чуда.
  
  А ты меня - нет-нет,
  Ни капельки, ни капли!..
  За окнами рассвет.
  Ну что, расскажем папе?
   Интервью проводила Зинаида Королёва
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"