Коростелёв Владимир Васильевич : другие произведения.

Правь, Явь и Навь

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Павел Иванович Братченко беседует со своим учеником Гарри-Горомиром о понятиях Прави, Яви и Нави и соотносят эти понятия с конкретными примерами из жизни Горомира и с современными политическими реалиями...

   Через несколько дней, прошедших со времени их последней беседы, Павел Иванович попросил Горомира подготовиться к следующей беседе. Он поручил ученику собрать все сведения, какие ему удастся почерпнуть из различных источников, о таких спорных и неоднозначных понятиях, как Правь, Явь и Навь. Горомир-Гарри с радостью согласился выполнить задание, добавив, что он уже интересовался этими понятиями, и что ему де многое и так уже ясно.
   Они встретились после пятничной тренировки в том же самом городском парке, на той же самой видавшей виды деревянной скамейке. Братченко сложил руки на груди, вытянул ноги и, хитровато глянув на ученика, спросил его:
   -Ну, так что же ты узнал про эти фундаментальные психологические понятия, уважаемый Горомир? Доложите мне о вами выявленном!
   -Я прочитал в Википедии, - уверенно заявил Горомир, - что понятия Прави, Яви и Нави не очень-то и связаны с русской духовной традицией. Что это вообще-то выдумки современных фантазёров. Единственное, о чём упоминают древние источники, так это о понятии "навий", в смысле "мёртвый человек или покойник"...
   -Так, - кивнул головой Братченко, - Хорошо. Продолжай.
   -А из других источников, по преимуществу у современных язычников, я узнал, что Явь - это реальный мир, Навь - мир скрытый, неявный, потусторонний, а Правь - это свод главных законов мироздания, данных когда-то миру изначальным богом-творцом Родом. Что эти понятия нельзя демонизировать что ли, или, наоборот, приукрашивать, что они безличны и относительны. Навь, к примеру, служит обновлению мира, она разрушает старое и отжившее. Вот, вкратце всё, пожалуй...
   -Очень хорошо, - вновь кивнул головой Пал Иваныч, - Замечательно! И как ты тогда объяснишь с позиции этого нового знания то, что с тобою произошло, а? Каким образом лично ты поддался духовной и материальной отраве и чуть было досрочно не сошёл из-за этого со своей индивидуальной жизненной дистанции?
   -Ну-у... - протянул Горомир и тут же запнулся. Он немного подумал и не очень уверенно продолжал: Лично я, Пал Иванович, как часть или осколок Яви, недостаточно хорошо противостоял Нави... Я плохо знал, что такое жить правильно и... вот... не оказал этой заразе Нави должного сопротивления... Хотя потом, конечно, оказал. С вашей, Пал Иванович, помощью... Примерно, всё...
   -А скажи-ка мне, Горомир, - пытливо взглянул на ученика тренер, - зачем вообще оказывать этой Нави какое-либо сопротивление? Ежели Навь - это просто неявное, то есть небытиё, то зачем ей так уж сильно противиться? Как говорится, все там будем... Может, и не надо ей сопротивляться, а? Ну, так вот уж с тобою вышло, что ты в это гиблое дело случайно влип; чего уж там кочевряжиться - судьба, понимаешь...
   И Братченко, вздохнув, развёл руками.
   -Нет, ну почему же... - состроил недовольную мину Горомир, -- Наверное, Нави надо сопротивляться... Таков мировой закон. Никто ведь, или почти никто, умирать не хочет. Животные точно не хотят...
   -Хм, то, что умирать никто не хочет, знает любой дурак, - улыбнулся Братченко, - Как ты верно заметил, даже животные - и причём без всякой утончённой философии - всеми силами пытаются избежать пугающего небытия. Получается, что наши умствования насчёт жизнеутверждающей Яви, ей противостоящей всё подряд гнобящей Нави и какой-то туманной Прави, будут совершенно излишними. И без этих понятий можно всё на свете прекрасно объяснить. Действием инстинктов, например. Инстинктом сохранения - Явь, инстинктом агрессии - Навь, и инстинктом познания - Правь. А?
   Горомир хмыкнул и пожал плечами.
   -Да, вы скорее всего правы, Пал Иваныч, - согласился он с учителем, - Так оно, наверное, и есть. Теория трёх вселенских сутей, о которых мы с вами говорили ранее, гораздо лучше объясняет мою прошлую отстойную наркозависимость. Идея Прави, Яви и Нави не такая уж, наверное, и необходимая. Тем более что ранее мы без этой теории прекрасно обходились...
   Однако такая податливость ученика учителю вовсе не понравилась.
   -Ах, прекрасно, говоришь, обходились! - не столько спросил, сколько воскликнул он, - Да уж, ничего не скажешь, прекрасно... В одной лишь последней мировой войне положили десятки миллионов жизней. А сколько людей поумирало от всякой ядовитой гадости, лишилось жизни и здоровья из-за людской алчности, злобы и коварства! По миллиону человек наша страна за год сейчас теряет, а ведь на дворе, брат, не война! И всё, говоришь, прекрасно?
   -Нет, дорогой, - твёрдо и непреклонно отрезал Братченко, - без ясного и чёткого понимания таких важнейших вещей, как существование этой триады, нам далее никак... Понятия Прави, Нави и Яви нужно вернуть в наши забубённые головы. Их в школах надобно изучать. Их должен и обязан знать каждый!
   И он поведал Горомиру своё видение этих вещей.
   -Видишь ли, Горомир, - начал он рассудительно, - учение об этой неразлучной троице действительно раньше существовало. Очень и очень давно, ещё до эпохи язычества. До Даждьбога, Перуна и Велеса. Люди тогда имели мощную и весьма процветающую цивилизацию. А потом наступила грандиозная природная катастрофа. Великая цивилизация погибла. Добытые и хранимые множеством поколений ценнейшие знания были практически полностью утеряны. Сохранившиеся люди стали понимать мир не так, как понимали его их деды и прадеды. Наступила явная деградация... Тогда же была разрушена и Единая Солнечная Вера, видевшая ясно в Солнце-РА образ вселенского Бога, Бога-родителя, Бога, дарующего жизнь и дающего силу для этой жизни... Бог Род, которого современные язычники почитают первым проявленным в сознании наших предков богом, был всё-таки не первым, а вторым. Первым был РА. Буква "Д" в слове РОД означает РА-дающего или РА-деющего. Например, у латышей, сохранивших древние традиции и имена лучше многих народов, и по сию пору слово "радиит" означает "творить". В слове же Правь отчётливо слышится не Род, а тот же РА. "По-Ра-вь" означает буквально "по Ра Жизнь". Ну, как совсем недавно, в советские времена, мы, пионеры и комсомольцы, строили свою жизнь по Ленину и по Сталину, по очеловеченным современным богам или по обожествлённым человекам, - вот в точности также и наши предки равнялись на образ Солнца и строили свою жизнь по Солнцу или по Ра. Солнце-Ра являлось символом всего светлого и хорошего в жизни людей. Отсюда "по РА" или по-другому "пра-вильно". Например, даже у англичан, сильно модернизировавших свой индоевропейский язык, имеется слово "деправе", произносимое "дипрейв", означающее "разврат", то есть условное движение, противоположное движению по Ра или в Ра, а иными словами по Солнцу. Оно несёт в себе прекрасно сохранившийся корень "правь". Понятно?
   -Ясно, Павел Иваныч.
   -Ну а слово Явь обозначает в переводе на наш теперешний язык "Я-жизнь". Поскольку единое сознание в трёхмерном мире, так любящем всевозможные границы и пределы, может существовать лишь в осколках и в частях Единого, в этих вот самых неисчислимых и всевозможных "Я", то отсюда, значит, и "Я-вь", или Явь, если произносить слитно. Навь же буквально означает "Не-жизнь". У тех же латышей слово "нааве" - это значит "смерть", а слово "нав" - означает отрицание, то есть понятие "нет"... И вовсе не Яви противостоит Навь, а как раз Прави. Ведь Явь - это лишь поле битвы между Правью и Навью. Это колоссальное поле само по себе нейтрально, оно несёт в себе и Правь, и Навь. В Яви Правь и Навь переплетаются в многоаспектной непримиримой борьбе, и если в этом поединке побеждает Правь, то вещь или явление сохраняются и улучшаются, а если побеждает Навь, то они слабеют и исчезают.
   -Подождите, Павел Иванович, - недоумённо спросил Горомир, - но ведь это же тогда то же самое, что и сути Творения, Сохранения и Разрушения! Действительно, Правь - это Творение, Явь - Сохранение, а Навь - Разрушение. Разве не так?
   -Как бы тебе сказать..., - улыбнувшись, ответил Пал Иваныч, - Не совсем так...
   -Как это может быть? Что значит не совсем?
   -А то и значит, Горомир, что понятия Прави, Яви и Нави относятся не к миру вообще, не к морям, горам и долам, а только лишь к жизни как таковой. А особенно - к нашей человеческой жизни.
   -То есть? - не врубился Горомир.
   -Ну, ты же видишь, - объяснил ему Братченко, - что окончание у всех трёх слов - это "вь", а ведь "вь" это именно жизнь и ничто иное, кроме жизни. Жизнь, понимаешь? Она вьётся...
   -А-а... - Начал догадываться Горомир, - Теперь я начинаю соображать... Получается, если высохла лужа на земле, или рассеялась туча на небе, то тут поработала не Навь, а суть Разрушения, так?
   -Ага.
   -Ну а ежели волк загрыз барана или, не дай бог, человек убил другого человека, то тут, значит, не столько суть разрушения проявилась, а скорее её производная в жизненных процессах старушка Навь? То есть сила, живущая в сознаниях живых существ, в том числе и в сознаниях людей, да?
   -Вот теперь ты начинаешь понимать эти вещи верно, Горомир, - обрадовался Братченко, - Поскольку Правь и Навь это не отвлечённые какие-нибудь законы, а безусловно живые и очень активные силы, старающиеся положить друг друга на лопатки на равнодушном, хотя и бурном поле Яви. Это очень и очень умные силы, ибо они живут не в воображении, не на страницах учебников, а в беспокойных умах миллионов земных людей. И это очень стойкие силы, поскольку в трёхмерном мире они неистребимы, как неистребимо коллективное человеческое сознание. Правь - это знание и умение направлять, уж прости за тавтологию, сознание отдельного человека и сознание человеческих множеств на совершенствование и процветание человеческой жизни. Да и не только лишь человеческой, но и жизни вообще, то есть жизни биосферы. Навь же - это знание и умение, направленное на угнетение и уничтожение той же всеобщей жизни. Навь, в лице действующего сознания конкретных живых существ, и особенно конкретных людей, неустанно ищет способы погубления других людей или других существ, если ощутит какую-либо угрозу от этих людей или существ. Или, что бывает гораздо чаще, она ищет способы оглупления, ослабления и одурманивания всех потенциальных своих врагов, ищет методы их деградации. Но, парадоксальным образом, Навь, как правило, не милует и своих носителей, тем или иным способом приводя и их к гибели или к той же банальной деградации. Раньше этот процесс самоуничтожения активных носителей Нави назывался Карой. Слово "кара" буквально означала "казнь от Ра". Потом, когда память о РА исчезла из людской памяти, этот неизбежный процесс прозвали Ударом Перуна. Нави безразлично, кого она погубит или кого ослабит - ей важен сам процесс этого погубления и конечный его результат, то есть захирение жизни, смерть как таковая. По самому большому счёту, Навь есть инструмент мира, всесторонне проверяющего жизнь на прочность. Только вот мы большим счётом не владеем. Наш счёт маленький или средний, и для нас Навь несомненный враг, которого необходимо во что бы то ни стало выявить и победить. Иначе не будет нас...
   Этим занимается наша человеческая Правь. Она, тоже в лице конкретных её сознательных носителей, старается всеми силами ослабить и извести навное семя в человеке и в людях, и возродить в своих собратьях семя благой жизни. Поэтому праведный человек, то есть человек, ведающий Правь, и постигший науку существования в трёхмерном неустойчивом мире, вырабатывает в своём сознании сильнейшее и действеннейшее оружие против гиблой Нави - положительное ведение. А ведение это не только теория, а это и обязательно укоренённая практика на основе знания, практика, доказавшая свою правоту и стойкую жизнепригодность. Теперь тебе ясно?
   -Более-менее, Павел Иванович, - согласно кивнул Горомир и тут же добавил: Но тогда получается, что понятие Прави, Яви и Нави не совсем совпадает с понятием сутей Творения, Сохранения и Разрушения. Так?
   -Да, так, - усмехнулся Братченко, - А почему это так, как ты считаешь?
   -Я считаю, потому это так, Пал Иваныч, что сия хитрая Навь использует часто для своих нехороших целей и злое, мертвящее творчество и злое же, губительное для людей, сохранение.
   -Покажи мне это на реальных примерах.
   -Ну вот... Взять меня, например. Навь, активно живущая в сознании тех гадов, кто производил наркотики, а также и в моём недалёком сознании, не представлявшем себе всей опасности, исходившей от этого тупого занятия, проявилась во всей своей отвратной красе в моём прегнусном и омерзительном пороке. Я, отравленный этой злой тварью, заметно деградировал и чуть было даже не погиб смертию не храбрых. Причём, Навь проживала ещё и в сознании моего родного отца, проявлявшего известное равнодушие к моей особе, и в сознаниях нерадивых борцов с наркопагубой, не очень хорошо представлявших себе силу Нави, её реальность что ли, её всамделишнее пребывание во всей нашей гнилой общественной формации, допускающей существование всевозможных видов наркотиков и ставящей на высший пьедестал максимального идеала пошлый культ наживы и кайфа...
   -Очень хорошо, молодец! - перебил ученика Братченко, - Как говорится, сейчас ты мыслишь в верном направлении... Вот видишь, Горомир, Навь - это не какая-нибудь там тупая и безмозглая физическая сила. Нет - это всегда сила личная, и часто многоличная, и даже миллионоличная... Она умна и хитра коллективной силой этих одураченных и отравленных людских множеств. Она вольготно живёт в этом множестве и прекрасно в нём размножается. Поэтому к Нави нельзя ни в коем случае относиться, как к чему-то неживому и отвлечённо потустороннему. Парадоксальным образом, она не является мёртвой, а наоборот - она, я бы сказал, страшно живая, и ужасно изворотливая при том дрянь. Именно страшно и ужасно, поскольку результаты её деятельности часто страшны и ужасны для нас. Она вообще-то подобна вредоносной компьютерной программе, внедрившейся в общее человеческое сознание и подспудно разрушающее его, действуя на конкретного человека магнетической силой злых образов, привычек и традиций. Она гораздо сильнее любого отдельного человека, поскольку состоит из большого и даже огромного количества одурманенных сознаний, сплетшихся между собой в гигантские энерго-информационные клубки. Поэтому противостоять Нави тоже надо системно, а именно системам гибели и деградации противопоставляя системы жизни и совершенствования...
   Горомир и Павел Иванович ещё немного поговорили на эту тему, приводя поочерёдно всё новые и новые примеры хитроумной навьей деятельности. Горомир отметил, что Навь может жить в человеческом сознании не только в острой, всем заметной грубой форме, но и в форме смягчённой, вяло текущей и хронической, отупляя таким своим действием проявление в человеке светлой Прави. Социальная и индивидуальная апатия, жизненное безволие, бесплодная никчёмная мечтательность, отсутствие побуждений к совершенствованию, едкий всепроникающий цинизм, опустошающая скука и мрачная депрессия, наивная дурость - вот некрасивые следствия подспудной деятельности этой коллективной злой силы... Также он не забыл сказать и о персонифицированных понятиях Нави, о Сатане в христианстве и о Шайтане в исламе, а также и о многих тёмных богах и богинях других религий. И Братченко с ним согласился, добавив однако, что такое низведение силы разрушения и смерти из живого конгломерата человеческих умов в некое особое злое суперсущество отнюдь не послужило делу улучшения людских нравов. Даже наоборот - это сняло большую часть ответственности за творимое зло как с отдельного, так и с соборного человеческого сознания. Ведь всегда удобнее и проще обвинить в своих грехах кого-то другого - чёрта ли, дьявола ли, или некоего шайтана - чем честно и беспристрастно посмотреть в собственную не очень чистую душу.
   -Скажите, Павел Иваныч, - спросил тут Горомир учителя, - а вот эти самые дьяволы или шайтаны они реальны или это, так сказать, фантазии?
   -Хм, - усмехнулся в ответ Братченко, - Безусловно, Горомир, они есть! Есть, потому что давно и прочно обосновались в наших умах и представлениях, в нашем общем и постоянно меняющемся информационном поле. А насчёт того, существуют ли эти загадочные вредные создания в действительности, то я этого не знаю. Во всяком случае, видеть их мне не доводилось. Хотя вполне возможно, что такие сверххищники, невероятно с нашей точки зрения умные и могущественные, живут где-нибудь и на самом деле. Но если это правда, то нам ведь их не переделать. Это под силу лишь Господу Богу. А вот самих себя мы переделать или, лучше сказать, преобразовать, вполне можем. Это несомненный и много раз доказанный факт. Взять хотя бы твой частный случай. И такой путь куда как лучше и эффективнее, чем обвинять в своих грехах разных коварных чертей и молохов...
   Преобрази себя, Горомир - и мир вокруг тебя преобразится!
   В конце беседы Братченко попросил ученика объяснить с позиции новых знаний историю России последних трёхсот лет. И Горомир составил вот какую умозрительную историческую картину:
   -Я считаю, Пал Иваныч, что Пётр Первый, понимавший необходимость ускоренного развития России, допустил огромную мировоззренческую ошибку. Он замешал идеи сотворения новой России на страшном насилии и крови. А там, где потоками льётся кровь, обязательно вмешалась старуха Навь. Косвенно это доказывает ещё и то, что при Петре усилилось крепостное право или угнетение огромных людских множеств. Кроме того, Пётр низвёл православную церковь до жалкой роли государственной служащей, а это недопустимо, чтобы духовная инстанция покорялась бы инстанции административно-властной. Ведь так, Пал Иваныч?
   -Совершенно верно, Горомир. - довольно кивнул Братченко, - Продолжай.
   -Ага. А ещё при Петре появилась и размножилась, свив себе уютное гнездо в его государстве, гигантское и прожорливое образование - бюрократия. Это чудовище не смогли ввести в рамки приличия ни царская Россия, ни советская власть, ни теперешние российские демократы. А народ пребывал всё это время в навном дурмане безграмотности, суеверий и перманентного угнетения. И хотя количественно население за это время выросло, качественно оно улучшилось незначительно. Да и окружающая жизненная среда за эти века деградировала, особенно в последнее время - а это верный признак работы Нави...
   Ну а потом пришла Кара, и Россию настиг Удар Перуна. Накопившаяся в сознании народа Навь сожрала часть себя. Вспыхнула грозная революция, пронеслась гражданская опустошительная война, и Россия погрузилась в пучину хаоса. Затем новые правители опять же диким насилием и кровопролитием вздыбили страну и построили в ней во многом уродливый общественный строй. Навь и при этом строе чувствовала себя прекрасно, одурманивая огромные людские, как тогда любили говорить, массы. Поворот к Прави так и не произошёл. Затем между двумя огромными и мощными державами - фашистской Германией и СССР - произошла жуткая схватка. Два варианта поражённых Навью государств как бы замкнулись на себя. Произошёл гигантский самоуничтожающий взрыв. Осатанелое зло уничтожало само себя. Погибли десятки миллионов людей, что говорит нам об апофеозе навного процесса. Победил СССР, нёсший в своей доктрине больше Прави, чем гитлеровская расистская Германия. Правильно я излагаю, Павел Иваныч?
   -Достаточно правильно, Горомир, - опять кивнул Братченко, - Валяй дальше.
   -Ну, так вот. Советское руководство ничего в основе не хотело менять. И хотя народ после частичного духовного освобождения, последовавшего после смерти Сталина, буквально воспрянул духом и за полтора десятилетия сотворил великолепные образцы современной культуры и науки, неправое всё же взяло в нём верх. Наступил застой всех сфер жизни, неминуемо приведший к новой Каре. Россия частично распалась, скукожилась, и энергетически, а также духовно, ослабела. Новые же правители так называемой демократии не сделали надлежащих выводов из истории своей страны. Они раскрепостили дух наживы, являющийся частным проявлением навьей силы. Это привело народ к новому угнетению и новой ступени деградации...
   -Вот! - воскликнул тут Братченко, - К новой ступени! Здесь ты совершенно прав, Горомир. Поворота к Прави, то есть выправления курса сбившейся с пути страны, действительно не произошло. И надо приложить отчаянные усилия всем людям доброй праведной воли, чтобы этот правильный путь найти. И я верю, что мы это коллективными усилиями российского народа обязательно сделаем! Не можем не сделать! А иначе грош нам всем цена...
   -Так что, - подытожил свою недлинную лекцию Павел Иванович, - постарайся понять и запомнить главное: Правь, Явь и Навь - это реально действующие живые силы. Их жизнь ограничена нашим познанием о мире, нашей информацией. Это вообще-то и есть информация, то есть тонкая внутренняя форма нашего естества. Эта форма может быть разной: позитивной, отрицательной, нейтральной, и соответственно меняющемуся её знаку с плюса на минус меняется с плюса ни минус и наша жизнь. Мы должны всегда и везде стремиться к позитивному знанию, то есть к Прави. Но при этом мы также обязаны получать и отрицательный опыт - под нашим сознательным, конечно же, контролем, а не бездумно и беспорядочно! - для познания границ возможного для нас и невозможного. Это будет знание Нави. Будучи же соединёнными воедино, эти два вида знания обретут явное или реальное содержание. И это содержание должно быть максимально правым и минимально неправым, то есть навным. К сожалению, без доли Нави нам не обойтись никак. Уж таково наше несовершенное сознание, что всех тайн мироздания оно покамест постичь не в силах...
   И никакой мистики, как видишь, тут нет.
   На этом учитель и ученик закончили свою мудрёную беседу и разошлись каждый по своим насущным делам.
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"