Коростелёв Владимир Васильевич : другие произведения.

Сын Солнца. О творчестве Виктора Цоя

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 7.00*4  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Виктор Цой трагически погиб два десятка лет назад. Но, в отличие от многих поэтов и музыкантов недавнего прошлого, его многие продолжают помнить. В чём сила творчества ушедшего певца? Об этом - в данном эссе...

  
   Виктор Цой - фигура выдающаяся среди поэтов и певцов последнего 30-летия. По масштабу своей творческой личности он вполне сопоставим с кумиром предыдущего цикла Владимиром Высоцким. Нет, Высоцкий конечно крупнее, рельефнее и объёмнее Цоя... Цой же, в свою очередь, в чём-то выше и даже духовнее Высоцкого. И в обоих, кстати, есть нечто титаническое: они выделялись из среды своих собратьев по струне и перу резко и выпукло, так что контур их творчества был по-особому чёток и насыщен. И оба, что интересно, очень мало пели о нашей земной, стало быть, любви, то есть о том, о чём не смолкая орут, хрипят и лепечут другие певцы, имя которым легион плюс ещё когорта.
  
   Магия же поэтического слова вообще-то не разгадана и по сию пору. Почему нас подчас так волнуют ритмически организованные, но самые обычные слова? Возможно, дело тут в общем влиянии на нашу психику гармонии, будь то гармония природы, гармония человеческого тела и движения, или гармония произведений рук человеческих? Да, возможно... А, может быть, и нет... Однако факт остаётся фактом: ритм слова и ритм звука очень притягательны для наших душ. Поэтому всегда появлялись, и появляются теперь люди, становившиеся и становящиеся буквально идолами для завороженных их пленительным исполнением людских масс.
  
   Виктор Цой, как творческая личность, певец, поэт и композитор, вообще был довольно странным и особенным, будто бы не из мира сего он черпал свои запоминающиеся тексты и свою неповторимую музыку... О музыке надо сказать отдельно. У Цоя много потрясающе мощных, и в то же самое время гармонично звучащих мелодий. Его музыка проста, но в некоторых случаях она похожа на звучание космических сфер. Это редкое качество, очень редкое... Как композитор, Цой удивительно своебразен и неповторим.
  
   Если покопаться в нэте, то можно отыскать великое множество объяснений популярности Виктора Цоя. Одни утверждают, что он просто-напросто попал в тон времени, хотя что это такое, подробно не объясняют. Другие считают, что его необычайной известности поспособствовала ранняя и трагически-загадочная его смерть. Третьи - что Цой просто классный парень, и что он бацал клёвую музычку и сочинял прикольные песенки. Четвёртые уверены, что всё дело тут в экзотической, нерусской внешности певца, в его похожести на Брюса Ли, например...
  
   Есть свидетельства того, что Виктор действительно подражал Брюсу, и старался быть на него похожим в своём цельном сценически-актёрском образе или в отдельных собственных жестах. Я, как человек неравнодушный к различным единоборствам, тоже уважаю Брюса Ли как сильного мастера и как неповторимого, с мощной харизмой, киноактёра. Однако, наблюдая поведение Цоя на сцене и в киношных ролях, у меня ни разу - ни разу! - не промелькнула мысль о каком-либо его подражательстве. Всё было его фирменное, чисто цоевское. Даже если он и пытался в чём-то копировать Ли, у него всё равно получалось по-другому.
  
   Сильная личность брала своё и только своё...
  
   Да и разве это плохо, подражать положительному герою? В том что Брюс Ли именно положительный герой, со мною наверное многие согласятся. Ведь то, чем он занимался на экране - борьбой с отпетыми злодеями и негодяями - есть дело вообще-то позитивное. Это не что иное, как богатырское занятие защищать слабых и обиженных. И в жизни защищать и на экране... Ведь у Брюса Ли не было особого эстетического смакования жестокости, чем, к сожалению, отличались и отличаются многие и многие его последователи по актёрскому ремеслу.
  
   Впрочем, оставим решать загадку создания артистического образа любителям решать подобные ребусы. Приступим вплотную к творчеству самого Цоя, к его глубинной стержневой сути и вытекающему из этой сути значению...
  
   Как и все без исключения люди, Виктор Цой не был отстранён от вечной проблемы добра и зла в нашем насквозь противоречивом, привычном для нас мире. А как поэт и музыкант он многогранно выражал эту проблему проблем в своих песнях. Он переработал своим творческим сознанием общий фон нашей не слишком счастливой и не очень разумной земной цивилизации, и этот разлитый везде и всюду фон не оставил его равнодушным.
  
   Вот фрагмент его песни под названием "Война":
  
   МЕЖДУ НЕБОМ И ЗЕМЛЁЙ - ВОЙНА!
   И ГДЕ БЫ ТЫ НЕ БЫЛ,
   ЧТОБ ТЫ НЕ ДЕЛАЛ -
   МЕЖДУ НЕБОМ И ЗЕМЛЁЙ - ВОЙНА!
  
   МАМА, МЫ ВСЕ ТЯЖЕЛО БОЛЬНЫ.
   ЧЕРЕЗ ДЕНЬ БУДЕТ ПОЗДНО, ЧЕРЕЗ ЧАС БУДЕТ ПОЗДНО,
   ЧЕРЕЗ МИГ УЖЕ БУДЕТ НЕ ВСТАТЬ.
  
   А что - правильно. Действительно ведь война... Мы теперь неплохо знаем планету Марс, и можем наблюдать, к чему привела война неба и этой далёкой от нас планеты. А ведь когда-то там, наверное, цвела жизнь... Да и у нас было нечто подобное, хотя и не в таких чудовищных масштабах... А то, что мы все тяжело больны, и скорее не физически, а духовно - и что-то необходимо делать для исправления этого положения - это общее место мудрости человеков. Цой тут вовсе не оригинален.
  
   А вот далее в песне "Мы хотим танцевать" он сказал так:
  
   В НАС ЕЩЁ ДО РОЖДЕНИЯ НАДЕЛАЛИ ДЫР
   И ГДЕ ТОТ ПОРТНОЙ, ЧТО СМОЖЕТ ИХ ЗАЛАТАТЬ?
  
   Кто наделал дыр? И притом до рождения?.. Ведь господствующая научная парадигма в лице своих образованных жрецов категорично утверждает, что все огрехи нашей с вами психики объясняются только лишь и единственно огрехами в нашем воспитании. Не верят эти жрецы ни в ДО, ни в ПОСЛЕ индивидуальной жизни, а верят они истово только лишь в ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС. Они вообще-то ярые фанатики-материалисты, эти учёные современные жрецы. И ещё вдобавок безбожники...
  
   Хотя со следующим утверждением поэта они, я полагаю, всё-таки согласятся:
  
   В КАЖДОМ ИЗ НАС СПИТ ВОЛК,
   В КАЖДОМ ИЗ НАС СПИТ ЗВЕРЬ,
   Я СЛЫШУ ЕГО РЫЧАНИЕ,
   КОГДА ТАНЦУЮ.
  
   Говорят, что танец - это вертикальная демонстрация наших горизонтальных желаний. Сексуальных желаний, другими словами. А сексуальные чувства это очень сильные и очень глубоко и цепко укоренённые в нашей природе чувства. И они зачастую совсем не светлые и приятные, а даже, к сожалению, наоборот - вызывающие тоску, ужас и отвращение. Вспомним шедевры мировой классики от Ромео и Джульетты с Отелло до Кармен и Анны Карениной... А также припомним многочисленных ревнивцев, стервецов и стерв, и даже убийц с маньяками нашей реальной жизни... Вся эта обширная инфа о тёмной стороне любви, копошащейся у нас в душе со времён, наверное, рептилий и звероящеров, нас особо как-то не веселит и не радует...
  
   Эх, что-то не совсем так на нашей маленькой голубой планетке, что-то не так как надо. Об этом и Высоцкий тоже пел...
  
   А Цой добавил к вышесказанному следующее:
  
   СНОВА ЗА ОКНАМИ БЕЛЫЙ ДЕНЬ,
   ДЕНЬ ВЫЗЫВАЕТ МЕНЯ НА БОЙ.
   Я ЧУВСТВУЮ, ЗАКРЫВАЯ ГЛАЗА, -
   ВЕСТ МИР ИДЁТ НА МЕНЯ ВОЙНОЙ.
  
   Война! Теперь уже не война Неба и Земли, а война междоусобная на самой планете. Извечная. Всепроникающая. Всех почти со всеми...
  
   Уже вирусы в незапамятные времена объявили войну бактериям. А те друг другу... И так дошло до нынешних военных блоков и союзов государств, созданных отнюдь не для праздников песни и пляски. И всюду мы наблюдаем малые и большие страны, ощетинившиеся страшным по силе оружием друг против друга... Которые в лице своих заправил редко говорят народам правду, а посредством дипломатических увёрток искусно врут и запутывают сознания простых людей:
  
   ЗДЕСЬ НЕ ПОНЯТНО, ГДЕ ЛИЦО, А ГДЕ РЫЛО,
   И НЕ ПОНЯТНО, ГДЕ ПРЯНИК, ГДЕ ПЛЕТЬ.
   ЗДЕСЬ В СЕНО НЕ ВТЫКАЮТСЯ ВИЛЫ,
   А РЫБА ПРОХОДИТ СКВОЗЬ СЕТЬ.
   И НЕ ЯСНО, ГДЕ МОРЕ, ГДЕ СУША,
   ГДЕ ЗОЛОТО, А ГДЕ МЕДЬ.
   ЧТО ПОСТРОИТЬ,
   А ЧТО РАЗРУШИТЬ,
   И КОМУ И ЗАЧЕМ ЗДЕСЬ ПЕТЬ?
  
   ЗДЕСЬ КАМНИ ПОХОЖИ НА МЫЛО,
   А СТАЛЬ ПОХОЖА НА ЖЕСТЬ,
   И СЛАБОСТЬ, КАК СИЛА,
   И ПРАВДА, КАК ЛЕСТЬ.
   И НЕ ЯСНО, ГДЕ МЕШОК, А ГДЕ ШИЛО,
   И НЕ ЯСНО, ГДЕ ОБИДА, ГДЕ МЕСТЬ.
   И МНЕ НЕ НРАВИТСЯ ТО, ЧТО ЗДЕСЬ БЫЛО,
   И МНЕ НЕ НРАВИТСЯ ТО, ЧТО ЗДЕСЬ ЕСТЬ.
  
   О своей чёткой позиции к этой запутанной двойственности и множественности поэт недвусмысленно говорит в последних строчках данного отрывка: ему эта бодяга не нравится! Вся эта чертовская мешанина сбивает с толку, запутывает, вводит в заблуждение, обманывает, охмуряет, врёт, дурит:
  
   В НАШИХ ГЛАЗАХ ЗВЁЗДНАЯ НОЧЬ,
   В НАШИХ ГЛАЗАХ ПОТЕРЯННЫЙ РАЙ,
   В НАШИХ ГЛАЗАХ ЗАКРЫТАЯ ДВЕРЬ.
   ЧТО ТЕБЕ НУЖНО? ВЫБИРАЙ!
  
   Звёздная ночь в наших с вами глазах - это отсутствие веры и истинного знания. Потерянный рай - чувство какого-то неправильного ошибочного выбора развития, приведшего нас в тупик, к закрытой двери. Поэтому нам всем необходимо во что бы то ни стало найти и выбрать нужный, единственно верный путь. Чтобы, наконец, выбраться из этого треклятого бытийного лабиринта. А иначе нам покоя не видать!
  
   Здесь, на Земле, никогда нет полного спокойствия духа. Даже в минуты отдыха, краткой беззаботности и мимолётного, постоянно ускользающего счастья... Что-то загадочное внутри человека еле заметно или, наоборот, совершенно несносно зудит и сверебит, всасывая и пережёвывая его краткий покой. Это что-то заставляет нас глушить себя алкоголем, чтобы хотя бы на время заставить занозы бытия не так надсадно щемить и ныть. А те, кто поглупее и послабее, или те, кому просто меньше повезло, пытаются прибегнуть к более сильному, якобы спасительному средству - наркоте. Хотя это путь в никуда... От собственных кандалов не убежишь... Их можно лишь сделать ещё тяжелее при помощи налипшей на них грязи. Неудовлетворение, печаль, тоска и скука - неотвратимые спутники этой земной жизни. Иногда эти спутники почти улетучиваются из наших душ, и тогда мы облегчённо вздыхаем. А иногда они садятся нам буквально на плечи, и мы еле ковыляем по своей разбитой вдрызг жизненной колее...
  
   ДОМ СТОИТ, СВЕТ ГОРИТ,
   ИЗ ОКНА ВИДНА ДАЛЬ.
   ТАК ОТКУДА ВЗЯЛАСЬ ПЕЧАЛЬ?
   И ВРОДЕ ЖИВ И ЗДОРОВ,
   И ВРОДЕ ЖИТЬ, НЕ ТУЖИТЬ,
   ТАК ОТКУДА ВЗЯЛАСЬ ПЕЧАЛЬ?
  
   Эта печаль - удел тонко чувствующих душ. Для более грубых душ куда привычнее бешеный гнев, страстная ярость и жгучее болезненное раздражение... Или обволакивающая сознание беспробудная тоска, утаскивающее это сознание в подвалы жизни:
  
   ТЕ, КТО СЛАБ, ЖИВУТ ИЗ ЗАПОЯ В ЗАПОЙ,
   КРИЧАТ: "НАМ НЕ ДАЛИ ПЕТЬ!",
   КРИЧАТ: "ПОПРОБУЙ ТУТ СПОЙ!"
  
   Мятущиеся люди... Разбитые, разорванные на единицы и группы сознания... Они ищут для себя хоть какое-то утешение. Они ищут света впотьмах беспутной и довольно короткой своей жизни. Ищут некую истину. Или винят всех и вся в своих неудачах и горестях...
  
   А некоторые утверждают, что уже нашли сию загадочную истину. Но от такого утверждения прочим лучше почему-то особо не становится, поскольку эти нашедшие не могут зажечь в достатке света в огромной массе мрачных человеческих душ.
  
   И ПУСКАЙ ФОНАРИ
   СВЕТЯТ ЯРЧЕ ДАЛЁКИХ ЗВЁЗД.
   ФОНАРИ ВСЕ ПОГАСНУТ, А ЗВЁЗДЫ БУДУТ СВЕТИТЬ.
  
   Да, фонари, то есть свет неистинных или не очень истинных истин, все рано или поздно выгорают и гаснут. Их пересвечивают всё новые и новые духовные фонари... Лишь звёзды - которые светят и тогда, когда Земли уже не будет - будут также светить и дальше...
  
   А ведь это сам Бог!.. Образ далёкой звезды в творчестве Цоя - это образ Бога... Но чаще этот образ присутствует у него в виде нашего Солнца. Ведь Виктор Цой - это настоящий солнечный поэт. У него много-много раз отображается в песнях этот великий космический образ...
  
   Огромное большинство нас, людей, самые настоящие гордецы и безбожники. Наши сознания, даже жёстко упакованные в панцири религий и идеологий, не могут отыскать в сём мире Единства...
  
   РАССКАЖИ МНЕ О ТЕХ, КТО УСТАЛ
   ОТ БЕЗЖАЛОСТНЫХ УЛИЧНЫХ ДРАМ
   И О ХРАМЕ РАЗБИТЫХ СЕРДЕЦ
   И О ТЕХ, КТО ИДЁТ В ЭТОТ ХРАМ.
  
   Таких уставших от нескончаемых и надоевших драм - великое множество. Достаточно поглядеть в глаза наших стариков. Да и не только стариков...
  
   Жажда... Духовная жажда человеческих масс:
  
   МЫ ХОТЕЛИ ПИТЬ, НЕ БЫЛО ВОДЫ.
   МЫ ХОТЕЛИ СВЕТА, НЕ БЫЛО ЗВЕЗДЫ.
  
   Не было воды - это значит, что не было знаний и веры.
   Не было света и звёзд - не было Бога (Единства) в наших душах.
  
   Из этого тупика трудно выбраться. А непомерное самомнение и гордость - сиречь сон разума - рождают чудовищ разрушения и смерти.
  
   СТОЙ! ОПАСНАЯ ЗОНА! РАБОТА МОЗГА!
  
   И этот мозг уже наработал столько дикой жестокой жути и разной вреднейшей дряни, что, кажется, уже и невозможно это варево расхлебать. Даже в продвинутых сознаниях это скверное наше бытийное положение вызывает порой безверие и апатию:
  
   СНОВА СОЛНЦА НА НЕБЕ НЕТ,
   СНОВА БОЙ, КАЖДЫЙ САМ ЗА СЕБЯ,
   И, МНЕ КАЖЕТСЯ, СОЛНЦЕ -
   НЕ БОЛЬШЕ, ЧЕМ СОН.
  
   Цой, как по-настоящему глубокий и серьёзный поэт, путём особого сосредоточения - поэтического вдохновения - получал словесно-музыкальные образы из коллективного общечеловеческого сознания. Да-да - не из бессознательного, а именно из СОЗНАНИЯ!.. Потому что бессознательное - это вообще-то привычное для нас с детства обыденное наше механистическое сознание, которое поминутно рождает на планете Земля неисчислимое количество всяких глупостей и даже тяжких преступлений...
  
   Такое вдохновенное состояние хорошо знакомо каждому без единого исключения поэту. Просто мы слишком редко ставим перед собой цели сосредоточиться на вечном и великом, а куда чаще сосредотачиваемся на преходящем и мелком... А поскольку все мы существуем в поле замаскированного под сознание бессознательного, то, бывает, и сам поэт до конца не понимает, о чём он сочиняет стихи...
  
   Понимал ли свои песни Цой?.. Я думаю, не до конца, но понимал... Хотя это не так уж важно, ибо конкретный человек в обыденной реальности и человек в образе своего творчества могут совершенно отличаться. Создаваемый или рождаемый образ часто совсем не зависит от своего творца. Так, обшарпанный и невзрачный с виду приёмник может транслировать из себя чудесную по красоте музыку. И наоборот, дорогущий и крутой агрегат может поливать нас какой-то злобной и поганой какофонией. Тут всё дело не во внешнем виде приёмника и не в его мощности, а в настройке...
  
   Вот как выразил поэт Цой одно из подобных своих размышлений. Оно не очень-то обрадует нас позитивным смыслом. Пока не обрадует:
  
   Я СИЖУ И СМОТРЮ В ЧУЖОЕ НЕБО ИЗ ЧУЖОГО ОКНА
   И НЕ ВИЖУ НИ ОДНОЙ ЗНАКОМОЙ ЗВЕЗДЫ.
   Я ХОДИЛ ПО ВСЕМ ДОРОГАМ И ТУДА И СЮДА,
   ОБЕРНУЛСЯ - И НЕ СМОГ РАЗГЛЯДЕТЬ СЛЕДЫ.
  
   Это безысходность... Почти уныние... И почти отчаянье...
  
   Но любым человеком движет мечта. Мечта о чём-то лучшем, чем есть сейчас, а порой мечта о великой правде и о всеобщем вечном счастье:
  
   А МНЕ ПРИСНИЛОСЬ: МИРОМ ПРАВИТ ЛЮБОВЬ,
   А МНЕ ПРИСНИЛОСЬ: МИРОМ ПРАВИТ МЕЧТА.
   И НАД ЭТИМ ПРЕКРАСНО ГОРИТ ЗВЕЗДА,
   Я ПРОСНУЛСЯ И ПОНЯЛ - БЕДА...
  
   Да, беда... Общая беда, не единоличная... У единоличников часто никакой беды нет и в помине - они купаются в кайфе и благе, и знать ничего не желают о какой-то там придуманной беде всяких презренных ничтожеств и жалких лузеров. Только лишь высокое сознание может "напялить" на свою душу общую человеческую рубашку. И тогда:
  
   СИНЕЕ НЕБО ДА СОЛНЦА КРУГ,
   ВСЁ НА МЕСТЕ, ДА ЧТО-ТО НЕ ТАК.
  
   Что-то не так, ребята! Не по-божески...
  
   А зачастую и не по-людски...
  
   Но ведь кто-то должен искать свет для всех! Кто-то должен иметь бодрствующее, не спящее человеческое сознание. Пусть этих бодрствующих совсем немного, но они были и есть. И конечно будут! Потому что их не может не быть. Не всем нравится тупо спать и сосать в экстазе свой материалистический индивидуальный палец:
  
   НАШИ РЕКИ БЕДНЫ ВОДОЙ,
   В НАШИХ ОКНАХ НЕ ВИДНО ДНЯ,
   НАШЕ УТРО ПОХОЖЕ НА НОЧЬ,
   НУ А НОЧЬ - ДЛЯ МЕНЯ...
  
   Всё так же бедны верой-водой реки нашей духовности. Всё так же наши якобы окна - научно-религиозные парадигмы - закопчены тленом вековых предрассудков и самого настоящего неразумия. Наше утро, оно же деятельное сознание, похоже на сонную тёмную ночь. И оно продолжает рождать чудовищ искусства, науки и техники...
  
   Но поэт взял на себя ношу не дремать и не клевать носом! Ночью он пишет свои стихи и сочиняет музыку...
  
   У МЕНЯ ЕСТЬ ДОМ, ТОЛЬКО НЕТ КЛЮЧЕЙ,
   У МЕНЯ ЕСТЬ СОЛНЦЕ, НО ОНО СРЕДИ ТУЧ,
   ЕСТЬ ГОЛОВА, ТОЛЬКО НЕТ ПЛЕЧЕЙ,
   НО Я ВИЖУ, КАК ТУЧУ РЕЖЕТ СОЛНЕЧНЫЙ ЛУЧ.
  
   Увидевший луч в тучах или рассвет за горизонтом уже не сможет молчать. Его святая обязанность - будить спящих беспробудным вековым сном. Он должен тормошить их... Он обязательно попытается вывести этих несчастных из их жалкого омороченного состояния:
  
   НАШЕ БУДУЩЕЕ - ТУМАН,
   В НАШЕМ ПРОШЛОМ - ТО АД, ТО РАЙ,
   НАШИ ДЕНЬГИ НЕ ЛЕЗУТ В КАРМАН,
   ВОТ И УТРО - ВСТАВАЙ!
  
   Будущее не ясно. Есть только надежда на лучшее. Вера... В прошлом же - жёсткая разделённость даже в возвышенных религиозных представлениях. Там нет единства... Там или рай - для немногих избранных, или ад - для подавляющего большинства. И хотя денег мы сообща накопили столько, что ни в какой карман они точно не влезут, счастья это нам не принесло. "Вот и утро - вставай!"
  
   И тогда придёт герой! Может быть, последний... Или последний на тот момент:
  
   А ОН ПРИДЁТ И ПРИВЕДЁТ
   ЗА СОБОЙ ВЕСНУ,
   И РАССЕЕТ СЕРЫХ ТУЧ ВОЙСКА.
   А КОГДА МЫ ВСЕ ПОСМОТРИМ
   В ГЛАЗА ЕГО,
   НА НАС ИЗ ГЛАХ ЕГО
   ПОСМОТРИТ ТОСКА...
  
   А КОГДА МЫ ВСЕ ПОСМОТРИМ
   В ГЛАЗА ЕГО, ТО УВИДИМ В ТЕХ ГЛАЗАХ
   СОЛНЦА СВЕТ.
  
   Сначала тоска... От осознания тяжести своей миссии... Потому что трудно быть затиснутым в этот трёхмерный и совсем не лёгкий мир, где всё меняется не так уж скоро, и порой мучительно трудно... Потом же - солнечный свет! Или божественный свет! Ведь герой - это человек, осознавший себя не жалким бесправным рабом слепых сил природы или диктата непонятного бога, но - Сыном Солнца, Сыном Единого Бога!
  
   И Виктор Цой оправдал своим ошеломляюще-талантливым и позитивным творчеством это высокое звание - Сын Солнца!
  
   ОН НЕ ПОМНИТ СЛОВО "ДА" И СЛОВО "НЕТ"
   ОН НЕ ПОМНИТ НИ ЧИНОВ, НИ ИМЁН.
   И СПОСОБЕН ДОТЯНУТЬСЯ ДО ЗВЁЗД,
   НЕ СЧИТАЯ, ЧТО ЭТО СОН.
  
   Не помнить ни "да", ни "нет" - нужно для того, чтобы избежать диктата устоявшихся догм и определений. Не помнить ни чинов, ни имён - необходимо для выхода из-под власти привычных авторитетов, многие из которых явно ложные. А способность дотянуться до звёзд, не считая это сном - есть способность обрести Бога в своей душе. Или, другими словами, найти путь к настоящему счастью и Единству...
  
   Правда, потом он добавляет:
  
   И УПАСТЬ, ОПАЛЁННЫМ ЗВЕЗДОЙ
   ПО ИМЕНИ СОЛНЦЕ...
  
   Да, это жестокий мир. Здесь вечного ничего не бывает. Всё рано или поздно будет разрушено, чтобы уступить дорогу следующему творению...
  
   А чтобы показать другим людям свет Солнца (Бога), необходимо иметь духовную память об этом Солнце:
  
   СОЛНЕЧНЫЙ ДЕНЬ - В ОСЛЕПИТЕЛЬНЫХ СНАХ.
  
   У Цоя, по-видимому, такая глубинная память в душе была. И она просачивалась через его человеческую ограниченную сущность, чтобы воплотиться в его песнях (не во всех песнях, но во многих).
  
   Ведь кроме как на Бога в нашей душе, больше нам надеяться не на кого и не на что:
  
   В НЕБЕ НАД НАМИ ГОРИТ ЗВЕЗДА,
   НЕКОМУ КРОМЕ НЕЁ НАМ ПОМОЧЬ
   В ТЁМНУЮ, ТЁМНУЮ, ТЁМНУЮ НОЧЬ.
  
   Это без комментариев! И так всё здесь ясно...
  
   Но поэта одолевают сомнения. Правильно ли его поймут или превратно?.. Может быть, действительно в его творчестве обнаружат лишь "прикольные песенки"? Он задаётся таким вопросом и получает из своей души следующий ответ:
  
   ПЕСЕН, ЕЩЁ НЕНАПИСАННЫХ, СКОЛЬКО?
   СКАЖИ, КУКУШКА, ПРОПОЙ.
   В ГОРОДЕ МНЕ ЖИТЬ ИЛИ НА ВЫСЕЛКАХ,
   КАМНЕМ ЛЕЖАТЬ ИЛИ ГОРЕТЬ ЗВЕЗДОЙ? ЗВЕЗДОЙ...
  
   Итак, звездой! Гореть звездой ему суждено, а не лежать тяжёлым и бесполезным информационным камнем где-то на выселках человеческого сознания. Такова его судьба, пропетая ему таинственной судьбой-кукушкой...
  
   А жить в сознании, пусть в частичном и неполном, но в сознании, очень трудно... Порой даже невыносимо трудно:
  
   Я УСТАЛ ОТ ЧУЖИХ ГОРОДОВ,
   Я УСТАЛ КОЛОТЬ ЭТОТ ЛЁД.
   Я ХОТЕЛ БЫ УСНУТЬ, НО НЕТ ВРЕМЕНИ СПАТЬ.
   И ОПЯТЬ ЗА ОКНАМИ НОЧЬ,
   И ОПЯТЬ ГДЕ-ТО ЖДУТ МЕНЯ,
   И ОПЯТЬ Я ГОТОВ ИДТИ, ОПЯТЬ...
  
   Города - это гордость человеческих душ, делающая эти души чужими друг для друга. Лёд - оболочки этих замёрзших душ, божественный пламень в которых едва теплится и не может самостоятельно растопить толщу льда. Поэт тоже хотел бы немного поспать, забыться, но у него нет для этого времени. Его время истекает, и он спешит:
  
   ЗАМЁРЗШИЕ ПАЛЬЦЫ ЛОМАЮТ СПИЧКИ,
   ОТ КОТОРЫХ ЗАЖГУТСЯ КОСТРЫ.
  
   Нужно разбить лёд! Нужна сила для этого, божественная сила! И поэт просит:
  
   СОЛНЦЕ МОЁ - ВЗГЛЯНИ НА МЕНЯ,
   МОЯ ЛАДОНЬ ПРЕВРАТИЛАСЬ В КУЛАК,
   И ЕСЛИ ЕСТЬ ПОРОХ - ДАЙ ОГНЯ.
   ВОТ ТАК...
  
   Он сделал всё, что смог. Судьба более не оставила ему времени. Лёд пока так и остался не разбитым. Он лишь слегка треснул в некоторых местах...
  
   Пришло время отсюда уходить, и его уже зовут:
  
   НО СТРАННЫЙ СТУК ЗОВЁТ: "В ДОРОГУ!"
   МОЖЕТ СЕРДЦА, А МОЖЕТ СТУК В ДВЕРЬ.
   И КОГДА Я ОБЕРНУСЬ НА ПОРОГЕ,
   Я СКАЖУ ОДНО ЛИШЬ СЛОВО: "ВЕРЬ!"
  
   Верь! И больше ничего. Это главное слово...
  
   И вот уже она - старуха с косой:
  
   А ПОТОМ ПРИДЁТ ОНА.
   СОБИРАЙСЯ, СКАЖЕТ - ПОШЛИ,
   ОТДАЙ ЗЕМЛЕ ТЕЛО...
   НУ А ТЕЛО НЕ ДОПЕЛО ЧУТЬ-ЧУТЬ,
   НУ А ТЕЛУ НЕДОДАЛИ ЛЮБВИ.
   СТРАННОЕ ДЕЛО...
  
   Как и многие по-настоящему значимые поэты, Виктор Цой ушёл от нас очень рано. Почему так делается, никто не знает... Возможно, чтобы не дать агрессивной среде растворить осколки сознания в душе поэта? Чтобы он не деградировал под тяжестью земных невзгод, и чтобы его творчество осталось в памяти людей именно на взлёте, а не в стадии падения? Кто знает...
  
   Но ведь жизнь продолжается! И слишком жалеть о недопетом не стоит - допоют другие... Круговорот же земного бытия вбирает в своё колесо прах, а вечная душа ему не подвластна:
  
   КРАСНАЯ, КРАСНАЯ КРОВЬ -
   ЧЕРЕЗ ЧАС УЖЕ ПРОСТО ЗЕМЛЯ,
   ЧЕРЕЗ ДВА НА НЕЙ ЦВЕТЫ И ТРАВА,
   ЧЕРЕЗ ТРИ ОНА СНОВА ЖИВА
   И СОГРЕТА ЛУЧАМИ ЗВЕЗДЫ
   ПО ИМЕНИ СОЛНЦЕ...
  
   Это нормально... Не стоит огорчаться. Это вечный процесс мироздания:
  
   И МЫ ЗНАЕМ, ЧТО ТАК БЫЛО ВСЕГДА,
   КТО СУДЬБОЮ БОЛЬШЕ ЛЮБИМ,
   КТО ЖИВЁТ ПО ЗАКОНАМ ДРУГИМ
   И КОМУ УМИРАТЬМОЛОДЫМ.
  
   Истинный поэт живёт по другим законам, чем законы юридические или низменно-природные. Его душа не стареет, она вечная... И наша преходящая земная жизнь не является единственной каплей в море вечности. Ведь капля, соединённая с океаном, становится океаном. Поэтому смерти не стоит бояться. И не стоит пускаться во все тяжкие, чтобы сдаваться на милость разным демонам и насильникам под угрозой лишения нас этой якобы единственной жизни...
  
   И ЕСЛИ ЕСТЬ В КАРМАНЕ ПАЧКА СИГАРЕТ,
   ЗНАЧИТ, ВСЁ НЕ ТАК УЖ ПЛОХО НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ
   И БИЛЕТ НА САМОЛЁТ С СЕРЕБРИСТЫМ КРЫЛОМ,
   ЧТО, ВЗЛЕТАЯ, ОСТАВЛЯЕТ ЗЕМЛЕ ЛИШЬ ТЕНЬ...
  
   Пачка сигарет символизирует собою отдых от забот, "перекур", возможность спокойно подумать о своей жизни и оценить её, вырвавшись на время из липкой паутины неизбывных забот и низменной суеты. Билет на самолёт с серебристым сверкающим крылом - есть возможность улететь из этой тяжкой действительности, этого круговорота слепого и безверного бытия в небеса, к Солнцу, к Богу...
  
   И всё же жизнь ценна! Она необходима нам ради набирания опыта... Рост души не так быстр, как хотелось бы. Но надо терпеть невзгоды и уметь ждать. Это безусловно того стоит:
  
   А "ЖИЗНЬ" - ЭТО ТОЛЬКО СЛОВО,
   ЕСТЬ ЛИШЬ ЛЮБОВЬ И ЕСТЬ СМЕРТЬ...
   ЭЙ, А КТО БУДЕТ ПЕТЬ,
   ЕСЛИ ВСЕ БУДУТ СПАТЬ?
   СМЕРТЬ СТОИТ ТОГО, ЧТОБЫ ЖИТЬ,
   А ЛЮБОВЬ СТОИТ ТОГО, ЧТОБЫ ЖДАТЬ...
  
   То, что стоит за смертью - стоит того чтобы жить!
  
   А любовь - то, чем мы обделены в этой земной жизни - стоит того, чтобы ждать и терпеть!..
  
   Поэт Виктор Цой умер 22 года назад... Но не удивляйтесь, пожалуйста, если вы увидите где-нибудь на покосившемся заборе или на обшарпанной стенке дома надпись: ЦОЙ ЖИВ!
  
   Это действительно так. Это правда... ЦОЙ - ЖИВ!
  
  
  
   P.S.
  
   Посвящение Виктору Цою:
  
  Он был начальником "Камчатки"
  И магом мастерской игры
  И адской страсти чад печальных
  Хотел он снять с лихой иглы...
  
  Он пил на кухне чашку чая
  И дым табачный внутрь вдыхал
  И, взор свой к звёздам обращая,
  Мечтал улучшить мир, нахал...
  
  О, эти звёзды! Свет ваш хладный
  Мерцал в ночи за веком век
  Но также зябко и неладно
  Мотал года здесь человек...
  
  Но Виктор Цой - другое дело!
  Он был посланцем этих звёзд
  Его гитара странно пела
  Звучала странно муза грёз...
  
  Обрывки смысла в песнь мешая,
  Он грохотал музЫкой сфер
  И, душ смятенье утишая,
  Являл он мужества пример
  
  Любил он солнце беззаветно
  И тосковал под гнётом туч
  Но расцветал улыбкой светлой,
  Коль резал тучи солнца луч...
  
  Ушёл поэт... Он сделал много
  Во мраке свет он увидал!
  Душа его - теперь у Бога!
  А прах - Земле он передал.
Оценка: 7.00*4  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"