Аннотация: Является ли жанр альтернативной истории в литературе парией?
История не знает сослагательного наклонения! - Классическая фраза. Причём никаких сомнений не вызывающая. Историю действительно переиграть нельзя.
А в литературе? Очень многие ответят: Фи! Это будет литература низкого пошиба. Историю нельзя переиначивать вообще!
А почему собственно? Что это за "священная корова"? Ведь существует же такой жанр литературы, как фантастика. А ведь это, в значительном количестве случаев, "альтернативная физика", "альтернативная химия" и так далее.
Герои фантастических произведений шастают между галактиками со скоростями многократно превышающими скорость света, изобретают таблетки, превращающие воду в бензин, открывают металлы легче воздуха... Да несть числа фантастическим допущениям, которые используют писатели. Вплоть до путешествий во времени, что является уже мостиком как раз к АИ.
И это всё воспринимается нормально, пока автор вдруг не решит дать своему герою возможность менять историю...
А это для многих сразу "табу". Менять мол можно что угодно, но историю - моветон.
Как-то в одной статье увидел небесспорное, но очень логичное деление всей прозы на четыре группы:
1. О событиях, которые произошли. - Мемуары.
2. О событиях, которые могли произойти. - Основное количество прозы.
3. О событиях, которые не произошли. - Фантастика.
4 О событиях, которые не могли произойти. - Фэнтези.
Градация, конечно. не абсолютная, но более точной мне не попадалось.
Так вот: АИ прекрасно вписывается в 3й пункт вместе с фантастикой. И нужно просто относиться к этому жанру именно как к литературе.
Но, для особо въедливых, сравним некое фантастическое произведение о путешествии во времени и некую альтернативку.
К первой группе отнесём, например классическую "Машину Времени" Герберта, нашего, Уэллса или "Патруль Времени" Пола Андерсона. Уэллс гениально показал саму идею, указал направление, в котором вскоре стали творить многие, в том числе и очень талантливые представители жанра. И "артерия" хронофантастики очень скоро "разбежалась" на множество "капилляров", где каждый из писателей работал над своими идеями.
Одним из главных моментов путешествий во времени вообще и в прошлое в частности, стало появление проблемы "убитого дедушки": мол герой отправляется в прошлое, убивает своего дедушку до того как тот стал отцом и, в результате, не может родиться сам (и убить своего дедушку). То есть хронофантастика изначально потенциально не дружила с причинно-следственными связями...
И что? Она умерла?
Статья будет продолжаться и правиться исходя из комментариев к ней.