Правдолюбов Евгений Александрович : другие произведения.

Семейная хроника семьи Правдолюбовых

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Это чудом сохранившееся письмо брата моего прадеда моему деду. Прелесть какое забавное :) Из времени, когда не было ГАДжетов, ДИВайсов и Авто, зато были сани и чай с самоваром на опушке леса.

  Ответ на просьбу Ленинградской колонии Правдолюбовых поделиться воспоминаниями о маме
  
  Семейная хроника семьи Правдолюбовых
  
   Брат Иван Александрович Правдолюбов был второй сын Александра Ивановича и Александры Лукиничны Правдолюбрвых. Родился Иван Александрович в селе Ловецкие Борки, Ловецкой волости Зарайского уезда Рязанской губернии. Он был вторым сыном и ребенком в семье. Всех братьев и сестер было 11 человек, но двое младенцами, и взрослых было девять человек. Старшим в семье был Николай. Иван Александрович получил образование в Рязанской Духовной семинарии. В юношеские годы он проявлял большие дарования и хорошие способности, но, к сожалению, специальности школы, которую он проходил, не дали возможности развиваться его природным способностям. Он хорошо рисовал, и в Борковском доме на стене висела его картина "Пряха", нарисованная карандашом. Он играл на скрипке, хотя, видимо, особого слуха, как и вся наша семья, не имел. Но главным его увлечением была мастерская - он был мастер на все руки: и столяр, и слесарь, и плотник. У него всегда и везде, где бы он не жил, был верстак и богатый ассортимент всякого инструмента. В Борках он сделал лодку с очень удобными веслами, которая давала возможность всей семье получать большое удовольствие от катания по озеру, а нам, тогда детям, ловли рыбы с лодки.
   Трудовая деятельность Ивана Александровича началась с учительства. Он был учителем в Борках, потом в селе Шродна (?), а потом опять в Борках.
   В 1896 г (или около этого времени) определилась его окончательная судьба - он стал священником в селе Нижний Белоомут. Его женой стала Елена Николаевна Фелянина. Елена Николаевна была круглая сирота к этому времени. В ее судьбе принимали большое участие семья очень хорошего кузнечного мастера в Белоомуте Сурина (по прозвищу Селиванчикова) Петра Ивановича. Хорошо зная семью Правдолюбовых из Борок, Петр Иванович. Селиванчиков и решил познакомить молодых людей Ивана Александровича и Елену Николаевну Фелянину с тем, чтобы Иван Александрович стал священником в с. Нижний Белоомут, где раньше был священником отец Елены Николаевны.
   Так образовалась новая семья Правдолюбова Ивана Александровича. Мне, бывшему в 1896-1897 года 13-14 летним мальчиком, вспоминаются такие моменты.
  Собирались из Борок ехать на богомолье в Радовицы. Приехала из Белоомута и Елена Николаевна, и тоже поехала с нами. Она была веселая, жизнерадостная. В таких поездках часто участвовали семьи из Борок и Белоомута. В гостинице в Радовицском монастыре переночевали и отправились в обратный путь.
  Второй момент сохраняется у меня в памяти: приехали в Борки из Белоомута Елена Николаевна с братом Иосифом Николаевичем Фелянины. Иосиф Николаевич прямо с Борок уезжал домой.(Скопинский уезд) Иосиф Николаевич сказал ей (бывшей в положении первой беременности) в шутливом тоне: "желаю хорошего здорового ребенка". Елена Николаевна сконфуженно покраснела, но приятно улыбнулась. Этот первенец и был затем Леонид Иванович.
  Третье воспоминание касается первых годов жизни в Белоомуте. Своего дома еще не было, жили на наемной квартире. Случился однажды на селе пожар, была опасность и тому дому, где жила семья Правдолюбовых, добро выносили, но сам дом не стал достоянием пожара.
  Затем начались хлопоты по постройке своего дома. Иван Александрович как любитель и мастер старался, конечно, вложить всю свою душу в это дело - построить дом и вместительный и удобный. Сейчас живо припоминается, как он городился тем, что в печке были устроены какие-то ходы, по которым свежий воздух поступал с улицы в камеры, в этих камерах он нагревался, а затем поступал в комнаты.
  Между основной семьей Правдолюбовых в Борках и второй семьей Правдолюбовых в Белоомуте установилась тесная дружба. Были частые взаимные посещения: деревенские праздники - в Борках Успение, Кир и Иоанна, Летние и Зимние Святки, Масленица никогда не обходились без того, чтобы в Борки приезжали Белоомутские гости. Равным образом сельский праздник в Нижнем Белоомуте - Преображение - ни разу не проходил без того, чтобы партия гостей из Борок направлялась в Белоомут.
  Мне очень живо представляются эти наши поездки в Белоомут в "чисти". Заказываются две подводы, и вот целая ватага гостей рассаживается кто в розвальни, кто в городских санках, выносятся овчинные одеяла и шубы, все прикрываются (это на Святки или на Масленицу), и кортеж направляется к Белоомуту.
  В августе 1900 г нашу семью постигло большое несчастье: на шестьдесят первом году в далеко не старые годы умер наш папа. Борковское хозяйство переходит в руки сестры Анны Александровны, которая выходит замуж за Петра Николаевича Соколова. Эта серьезная перемена не внесла, однако, никаких изменений в отношения между Борками и Белоомутом. Отношения между Борками и Белоомутом продолжались в прежнем порядке.
  Брат Иван Александрович оставил о себе очень хорошие воспоминания. Может быть он был несколько резкого характера, но был очень добрый и отзывчивый человек. Он был моим учителем в начальной борковской школе. Около него я проводил все время мальчиком во время его столярных и слесарных работ. Я всегда свободно пользовался его инструментом, и не помню ни одного случая, чтобы он меня резко оговорил, обругал или нанес какие-либо физические побои.
  Елена Николаевна вошла в нашу жизнь как родной человек. Она была очень веселая и радостная. Ее желание повеселиться, может быть, не всегда совпадало с настроением брата - заботливого хозяина, особенно когда пошли дети. Детей отец и мать очень любили.
   Дружественное общение между Борками и Нижним Белоомутом продолжалось до самого последнего момента - до момента переезда Ивана Александровича из Белоомута на постоянное жительство в Кривополянье.
   Иван Александрович и Елена Николаевна очень ласково принимали гостей. Очень хорошо припоминается, как Иван Александрович очень любил угощать гостей чудной садовой малиной. Это было в дни сельского праздника Преображения. Стол обычно накрывался на свежем воздухе. Кроме прочих яств появлялось целое решето крупной садовой малины, которое с большим аппетитом поедалось гостями.
   Нижний Белоомут расположен близко у леса. Иногда устраивались прогулки в лес с чаепитием. Одна из таких прогулок осталась в памяти по одному неприятному инциденту. Серди поехавших в лес был племянник Миша Запольский. Расположились в лесу очень хорошо. Скипятили чай. Закусывали, пили, ели. Некоторые отходили от места стоянки и вновь возвращались, но вот не заметили, как в глубь леса отошел Миша и пропал - нет его поблизости. В лесу очень легко потерять ориентиры - и вот он потерял и пошел не по направлению к стоянке. Все перепугались и бросились искать Мишу. Он сам страшно перепугался, и только по голосу, сильному ауканью я его нашел.
   Все внуков у Александры Лукиничны Правдолюбовой было тридцать один человек:
  1 У дяди Коли не было никого.
  2. У дяди Вани: Леля (Леонид), Маня, Шура, Аня, Миша, Сима, Надя, Нина, Вася.
  3 У дяди Лени: Коля и еще два мальчика.
  4. У тети Мани никого не было.
  5. У тети Сани (видимо Запольской по мужу): Миша, Сережа, Таня, Наташа, Шура
  6. У тети Анюты (Соколовой): Зина, Юля, Лида, Сережа, Шура, Ира.
  7. У дяди Жени: Саша
  8. У тети Симы: Толя, Варя, Боря, Женя
  9. У дяди Васи не было никого.
   Двух недосчитываюсь.
  Все племянники и племянницы с теплотой вспоминают дядю Ваню и тетю Лену. Зина Соколова с удовольствием вспоминает доброту и отзывчивость дяди Вани и тети Лены. Это относится и к более позднему периоду. В Борках и Коломне было тяжело с хлебом. Вот из Кривополянья и пишет дядя Ваня: у вас с хлебом трудно, а у нас в Кривополянье есть пшено, присылайте всех учащихся к нам в Кривополянье. Зина живо вспоминает, каким вкусным тогда казался пшенный кулеш, который наварит на всю ораву тетя Лена. Накушаемся, - говорит Зина, - и давай вместе с тетей Леной петь песни (тетя Лена имела голос и любила петь), а дядя Ваня серчал на всех за это.
  
  Дядя Женя. 11 января 1956 г.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"