Аннотация: Описана зубчатая передача способная изменять собственный КПД.
Конструкция зубчатых колес, представляющих собой винты (червяки) конической формы на боковых поверхностях которых выполнены спиральные зубья, не нова. Однако, новый способ взаимодействия двух зубчатых колес, позволяет изменять потери на трение (КПД) передачи. Данная особенность позволяет плавно фиксировано делить или тормозить исходное вращение.
Зубья, а также промежутки между зубьями, по всей длине конусов колес, имеют одинаковую величину, вследствие чего углы наклона зубьев от меньшего основания к большему конусов колес, плавно увеличиваются.
КПД передачи может плавно регулироваться от 0 до 98%.
Передача работает следующим образом.
Крутящий момент со входного вала посредством зубчатого колёса 1, через зубчатое колесо 2 передаётся на выходной вал 4.
При малой нагрузке на выходном валу 4, в точке сопряжения на зубья колес действуют не значительные расклинивающие силы. Пружина (не показана) разжата и удерживает колесо 1 на валу 3, в верхнем положении. Колесо 1 передает вращение колесу 2 расположенному в левой части вала 4.
При увеличении нагрузки на выходном валу 4, результирующая сил расклинивающих колеса, увеличивается и стремится раздвинуть колеса вдоль валов. Перемещения колес 1 и 2 происходят в сторону большего и малого оснований колес, соответственно. Этим перемещениям противодействует пружина, так что после некоторого перемещения колес они занимают новые положения на валах, при которых результирующая сил раздвигающих колеса и усилие отжатия пружины, уравновешиваются.
При уменьшении нагрузки на выходном валу 4, силы расклинивающие колеса 1 и 2, уменьшаются. Пружина отодвигает колеса 1 и 2, в сторону малого и большего оснований колес, соответственно. При этом в точке зацепления, увеличению диаметра и уменьшению угла подъема витков зубьев колеса 1, отвечает уменьшение диаметра и увеличение угла подъема витков зубьев колеса 2.
Таким образом, в любой момент, при одновременном перемещении колес вдоль валов, в точке их сопряжения, углы подъема витков и диаметры зубчатых колес, достаточны для обеспечения взаимного зацепления колес и передачи нагрузки.
Зубчатая передача может быть использована в качестве главного узла к следующим механизмам:
- дифференциал с регулируемым перераспределением (делением) скорости и нагрузки, без остановки процесса;