Корзников Иван Александрович :
другие произведения.
Экскримент
Самиздат:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
|
Техвопросы
]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оставить комментарий
© Copyright
Корзников Иван Александрович
(
k-ov@newmail.ru
)
Размещен: 04/08/2006, изменен: 01/09/2006. 45k.
Статистика.
Глава
:
Фантастика
Ваша оценка:
не читать
очень плохо
плохо
посредственно
терпимо
не читал
нормально
хорошая книга
отличная книга
великолепно
шедевр
Аннотация:
повесть о странностях открытий
Иван Корзников
Э К С К Р И М Е Н Т
Из-за этих мушек в глазах он не
может видеть вещи такими, какие
они есть на самом деле.
-Почему же он сам о них не зна-
ет? - допытывался Йосарианн.
-Потому,что у него в глазах муш-
ки,-подчёркнуто терпеливо объяс-
нил Орр,- Как он может увидеть,
что у него в глазах мушки, если
у него мушки в глазах?
Дж.Хеллер, "Уловка-22"
На столе зазвонил телефон.Семён Израилевич поднял трубку и включив вальяжные
интонации внушительно произнёс:
-Хершин у телефона.
Звонил начальник лаборатории. Созывал на совещание. Надо было идти, а то решат
чего-нибудь важное без его участия.Сейчас времена такие, зазеваешся - живо со-
жрут. Или обойдут в финансировании. Семён Израилевич встал, запер кабинет и по-
шёл в кабинет Завулонского.
Почти все уже собрались,и в кабинете витало унылое шебуршание. Привычно пере-
мигиваясь и перечмокиваясь, Семён Израилевич пожимал вялые руки тех, с кем ещё
не здоровался, попутно стараясь выяснить,о чём пойдет разговор.Никто ничего не
знал.Наконец, в кабинет вошёл начальник лаборатории с фирменной папкой в руках.
Сев за стол, он развернул свою папку и обвел присутствующих настороженно-тор-
жествующим взглядом, и, выдержав паузу, обстоятельно произнёс:
-Мы собрались сегодня для того, чтобы обсудить перспективы нашей организации.
В связи с тем, что теперь многие организации приобрели большую самостоятельно-
сть, у нас имеется возможность повысить статус нашей лаборатории. Есть напри-
мер,предложение преобразовать её в Институт Прикладной и Экспериментальной
Психолингвистики, сокращённо ИПЭП.
Завулонский обвёл присутствующих пытливо-торжествующим взглядом. Вокруг ожив-
лённо зашуршали, раздались одобрительные шепоточки: "а чего? правильно!...в ин-
ститутах зарплата побольше...я давно это говорил...". Исахаров даже встал и за-
явил:
-Нужно подчеркнуть в названии, что это гуманитарная организация. Лучше назвать
ГИПЭП - Гуманитарный институт Прикладной и Экспериментальной Психолингвистики.
Завулонский удовлетворённо улыбнулся, но затем придал лицу суровое выражение
и деловито продолжил:
- Но для этого мы должны показать, что способны работать на таком высоком уров-
не. Тогда будет и персональное финансирование, и зарплата, и загранкомандиров-
ки. Необходимо не только переименовать лабораторию, но и поставить для неё за-
дачу соответствующего уровня. Конечно такую, чтобы её можно было решить. И ко-
торая заинтересовала бы влиятельные круги. Нельзя ведь идти в министерство с пу-
стой болтовнёй. Какие будут предложения?
Сразу встал Иорданов и решительно сказал:
- Я считаю, что в названии института следует подчеркнуть, что это русское науч-
ное учреждение. Нужно назвать его ГРИПЭП - Гуманитарный русский институт Прик-
ладной и Экспериментальной Психолингвистики.
Завулонский сердито насупился и резко его осадил:
-Сейчас речь не об этом. Название мы позже обсудим, сейчас нужно сформулировать
область деятельности нашего института. У кого есть идеи?
Наступило настороженное молчание.Завулонский обвел кабинет выжидательным взгля-
дом. Молчание затягивалось.
- Что может сказать сектор... простите, лаборатория психоприматологии?
Исахаров осторожно встал, задумчиво пожевал губами и нерешительно произнёс:
- Вообще-то с позиции филологической лингвистики,Экспериментальной и Прикладной
- это почти одно и то же. Получается некая тавтология. Лучше выкинуть из наз-
вания слово Экспериментальной. Слово Прикладной звучит как-то благороднее,луч-
ше выражает суть нашего института. Получится ГРИПП - Гуманитарный русский инс-
титут Прикладной Психолингвистики.
Завулонский раздражённо поблагодарил его за ценную мысль и все опять умолкли.
Стремясь побудить их начальственным оком к генерации идей, Завулонский принялся
пытливо рассматривать присутствующих. Наконец, он уловил в расслабленном лике
Махиневича слабый проблеск оживления.Встрепенувшись,он решительно подсёк поклёв-
ку:
- А что предложит секто... лаборатория психомотивации?
Махиневич задумчиво помолчал, но потом оживлённо заговорил:
-Очевидно, что решаемая нашим институтом научная проблема должна решать важные
народнохозяйственные задачи, способствовать укреплению экономической мощи и обо-
роноспособности страны. Решение подобных задач приведёт к существенному повыше-
нию уровня образования населения и всего культурного уровня в целом. Достигнутое
современными методами русской психолингвистики повышение ментального уровня ра-
ботников обеспечит быстрое развитие прозводительных сил и производственных отно-
шений. Вместе с тем, как показывает современная макроэкономическая теория нейро-
лингвистического менеджемента, достигнутое таким образом продвижение в социаль-
ной сфере мотивирует дальнейшее движение социума в проложенном направлении,в том
числе пролонгирует и движение в культурной и экономической областях...
Махиневич растерянно умолк, мучительно пытаясь завершить мысль.Наконец,его осе-
нило, и он с ликованием завершил:
-...общественной сферы жизни россиян.
Все понимающе закачали головами. Завулонский растерянно похлопал глазами и об-
легчённо сказал:
- Ну чтож, хорошая идея.Укрепление обороноспособности страны и общественного по-
рядка - одна из главных целей нашей ла... института. Я постараюсь поговорить с
компетентными лицами, наверняка у них есть важная проблема, требующая решения с
помощью наших разработок. Но вы тоже не спите, думайте: какими задачами мы будем
заниматься.
На этом совещание завершилось и все пошли в курилку.Соломонов, старший лаборант
из сек... лаборатории вербальной лингвистики, рассказал свеже-наблюдённый анек-
дот:
Встречаются два "новых русских", и один спрашивает другого:
-Ты в банк идёшь?
-Нет, укол ставить.
-В больницу?
-Нет, в задницу.
-Понимаете, как интересно получается,-объяснил Соломонов,- оба вроде всё говорят
правильно, а выходит смешно...Шеф говорит,что мы обнаружили новый эффект, он на-
звал это смысловербальной интерференцией.Это когда два синфазно думающих "новых
русских" говорят одновременно - тогда их слова интерферируют и их смысл выделя-
ется. Я на этом диссертацию сделаю. Может ещё кто подобное знает?
-А чего тут такого? По-моему, у нас все так говорят.И чего тут смешного? Мне вот
совсем не смешно...
-Но все смеялись! Экспериментально установлено, что это вызывает смех.
-Чему вас только учили? Смех - это эмоция, обеспечивающая разрядку напряжения в
результате ситуации смыслового или эмоционального конфликта, эдесь же нет ника-
кого конфликта, значит это вовсе не смех...
Семён Израилевич ещё немного послушал научные споры вокруг смеха и пошёл к се-
бе. "Да, нужно что-нибудь придумать,- лихорадочно думал он,- нужно срочно пред-
ложить что-нибудь такое... Тогда эта тема станет главным направлением деятельно-
сти всего института...чего бы такое предложить?...". Он стал искать главную кни-
гу своего вдохновения - "Золотой телёнок" Ильфа и Петрова. Но она куда-то запро-
пастилсь. "Я же отнёс её домой!"- вспомнил он, и решил,что нужно идти домо - ,всё
равно рабочий день заканчивался, да и делать текущую работу не имело смысла -
ведь все силы нужно теперь отдать новому, будущему делу. А пока нужно его найти
и успешно внедрить в действие. Он запер кабинет и вышел на улицу.
Понаблюдав, как плотник вешает у входа новую табличку с надписью "ГРИПП", он
сел в автобус и поехал домой перечитывать "Золотого телёнка".
На другой день оживлённый Завулонский опять собрал всех в своём кабинете. На
совещание он привёл полковника с непонятными эмблемами каких-то войск и уса-
дил его рядом с собой. Торжественно оглядев сотрудников института, он объявил,
что нашёл задачу, достойную их внимания.
-Силовые структуры страны нуждаются в практическом решении ряда актуальных про-
блем,- начал объяснять он и многозначительно посмотрел на полковника.Тот отве-
тил ему подтверждающим кивком.
-И некоторые из них подвластны решению методами, разработанными нашим институ-
том. Сейчас Рэм Эдуардович посвятит нас в одну из этих проблем.
Рэм Эдуардович встал, оправил китель, и зычным командирским голосом сказал:
-Прежде всего хочу сказать, что всё, о чём мы будем говорить, является государ-
ственной тайной, и я хочу предупредить присутствующих воздержаться от разглаше-
ния содержания нашего разговора.Конечно, ничего совершенно секретного я вам не
скажу - такую информацию могут получить только лица, имеющие специальный допуск,
но всё же само содержание этой темы представляет государственный секрет, и раз-
глашать его нельзя. Даже своим ближайшим родственникам.
Рэм Эдуардович внимательно оглядел всех своими твёрдыми глазами. Наступило поч-
тительное безмолвие. Рэм Эдуардович завершил мысль:
- Поэтому прошу всех дать подписку о неразглашении государственной тайны.
Он достал из кейса пачку бланков и протянул ее Завулонскому. Волжский и Камский
быстро раздали бланки и все дружно зашуршали ручками, подписывая бумаги. Собрав
бланки, Рэм Эдуардович продолжил:
- Одна из главных проблем, стоящих перед нашей армией - как заставить человека
выполнить приказ командира в условиях, когда ему не хочется это делать.
Сотрудники понимающе переглянулись - мол, да, нам такая проблема знакома.
-Представим себе вполне реальную ситуацию: идет бой, командир даёт солдату при-
каз встать и идти в атаку. А кругом пули свистят, снаряды рвутся. А солдат - человек,
и ему жить хочется. Политработник может конечно убеждать его, что нужно во-
евать за родину, отдать жизнь за счастье народа, но ведь у него инстинкт самосо-
хранения, а этот инстинкт любые слова подавит. Как его преодолеть?
Другой пример: часть попала в окружение, находится в тылу врага, оторванная от
систем материального обеспечения. Нужно что-нибудь есть, а продовольствия нет.
Приходится искать у местного населения. А у них инстинкт собственников. Не хо-
тят они понимать, что это для них же делается, инстинкт им не даёт. Как его пре-
одолеть?
Или вот, почему захирел ДОСААФ? Раньше все сдавали добровольные пожертвования,
лотереи разыгрывались. Но потом инстинкт собственников возобладал, теперь мало
кто отдаст свои кровные средства на развитие армии и флота. Как это преодолеть,
как убедить граждан отдавать свои средства работникам ДОСААФа?
Ещё пример на эту тему: допустим,идёт война. Но война состоит не только в воен-
ных действиях, во время войны производятся и другие воздействия на противника:
блокады, экономические диверсии. Например, наш агент имеет задание нанести ущерб
экономике противника и с этой целью внедряется в окружение вражеского предприни-
мателя и начинает вымогать у него деньги чтобы ослабить экономическую мощь враж-
дебного государства. Но у того тоже инстинкт собственника, отягощённый чувством
лжепатриотизма, и он денег нашему агенту не даёт. Как это преодолеть?
В целом проблему можно сформулировать так: как преодолеть инстинкты и чувства,
мешающие достижению целей, поставленных командиром?
Рэм Эдуардович замолчал и обвёл присутствующих ожидающим взглядом. Сразу вско-
чил Махиневич и с энтузиазмом начал объяснять:
- Проблема действительно интересная и требует соответствующего научного подхода.
В нашем...лаборатории психомотивации эта задача рассматривалась в рамках пробле-
мы мотивации личности в условиях доминирования археокортикальных структур психи-
ческих компонент мышления на эмоционально-значимые реакции вербальных воздейст-
вий.Проведя серию экспериментов мы пришли к выводу, что решение этих проблем со-
стоит в специальной методике нейролингвистического перепрограммирования архео-
кортикальных структур психики пациента, заключающейся в экзовербальном воздейст-
вии на специфические гетероактивные психоузлы в его подсознании через осознате-
льные элементы сознания, базирующиеся в неокортикальных структурах...
-Доминирование археокортикальных структур в психическом процессе определяется
действующей структурой психического процесса, сложившейся в результате взаимо-
действия смысловых и инстинктивных компонент процесса на базе биологической, ге-
нетически определённой структуры энцефалических систем,- перебил его Исахаров,-
поэтому, как показали исследования нашей лаборатории психоприматологии, при под-
ходе к этой проблеме необходимо выявить структуррные элементы археокортикальных
компонент процесса и уже тогда организовывать образование необходимых доминант,
корректирующих процесс в нужную сторону...
Семён Израилевич тоже хотел высказать свое мнение о том, что в его лаборатории
вербальных воздействий давно ищут подходы к решению этой проблемы... Но, увидев
растерянное лицо полковника, воздержался.Сразу было видно, что полковник ещё не
созрел для восприятия его идеи, он внимательно лупал глазами и пока находился в
фазе попыток осмысления услышанного, еще не дойдя до кондиции. "Лучше поговорить
с ним потом, когда он дозреет" - решил Семён Израилевич.
Дискуссию остановил Завулонский. Пошептавшись с полковником,он обратился к сот-
рудникам с предложением остановить споры и вернуться всем на свои места,а к зав-
трашнему дню подготовить планы и конкретные разработки, направленные на решение
сформулированной проблемы. При этом он намекнул о том,что речь будет идти о рас-
пределении выделенных на изыскания средств. Полковник со своей стороны высказал,
что всем полезным в этом деле лабораториям будет оказана помощь, но пока в виде
предоставления необходимого оборудования, а вопрос о финансовых средствах ещё
находится на стадии решения в высших инстанциях. Все удовлетворённо разошлись по
своим кабинетам писать планы.
Семён Израилевич попросил Леночку вскипятить чай и сел за стол,положив перед со-
бой чистый лист бумаги. Но голова была пуста, ничего подходящего для плана не вс-
поминалось.Он попил чаю,но не помогло.Тогда попил кофе,но и это не поспособство-
вало. Только кофейная клякса испортила девственную чистоту листа. Он еще долго
сидел, разглядывая эту кляксу,и наконец решил сходить в библиотеку, посмотреть:
чего сейчас об этом пишут.Он часто применял этот приём - в библиотеке можно было
послушать интересные разговоры, почерпнуть из них подходящие идейки.Так он нес-
колько статей написал.
Взяв для прикрытия пару реферативных журналов, он устроился в гуще читающего
люда и принялся тщательно выписывать в тетрадку их содержание, а его чуткое ухо
между тем привычно и старательно ловило вербальные воздействия окружающих. За
соседним столом шептали анекдоты о "новых русских", но начала он не слышал.
-А почему они зовут себя новыми русскими? - спросил один из шептавшихся.
-Они плохо знают русский язык,- объяснил другой, - не разбираются, кого на рус-
ском называют русскими.Вот и думают,что достаточно написать в паспорте "русский",
и будешь новым русским.
Семён Израилевич переключился на дальние столы, но там либо молчали, либо шеп-
тались о каких-то цветочках и выкройках. Наконец, он уловил интересный шепоток.
Двое у окна шептались о каком-то неосозноваемом восприятии сигналов.Дождавшись,
когда они пойдут сдавать книги, он пристроился вслед за ними и подсмотрел, чего
они читали. Это была книга "Космическая антропоэкология.Техника и методы исследо-
ваний.Материалы Всесоюзного совещания по космической антропоэкологии". Семён Из-
раилевич дождался, когда они уйдут, и заказал эту книгу. В ней была куча разно-
образных статей о влиянии космоса на людей, о излучении мыслей обобществленным
мозгом биосферы, о порождении коcмосом новых этносов, питающихся энергией биогео-
сферы и всякое другое.Наконец он нашёл что искал. Это была статья Смирнова "Не-
осознаваемое восприятие экзогенных сигналов как проблема космической антропоэко-
логии". В ней обсуждалось восприятие неосознаваемых воздействий на нервную сис-
тему и их влияние на психические процессы. Семён Израилевич почуствовал,что бли-
зок к желанной цели. Это было интересно. Это можно было использовать для дости-
жения нужного результата. Вот только как?
Придя домой, Семён Израилевич поужинал, болтая с женой о "новых русских". За-
тем она стала смотреть по телевизору советский истерн "Адъютант его превосходи-
тельства", а он сел дочитывать "Золотого телёнка". Он тщательно препарировал и
обсасывал идеи великого комбинатора, но ничего подходящего не нашёл. Разве что
идею психического воздействия на пациента путём приведения его в смятение раз-
нообразными непонятными и абсурдными утверждениями. "Это конечно классика, но
все эти идеи явно устарели и требуют модификации - подумал он,- можно конечно
попытаться воздействовать, например, на солдата в бою таким образом,но есть про-
блема: если его привести в смятение, то может быть и можно заставить его делать
то, что в здравом уме он делать не стал бы, но сможет ли он делать именно то,
что от него требует командир? Проблема в том, что его нужно с одной стороны,вы-
вести из состояния осознавания своих действий, а с другой стороны - заставить
действовать именно по сознательно воспринятому заданию, а не по инстикту. Попро-
буем представить, как это будет выглядеть. Допустим, замполит непосредственно
перед атакой заморочит ему голову всякой ахинеей, так что он запутается в соб-
ственных инстинктах и начнёт действовать не по их велению. Как теперь направить