Вот и наступило очередное лето, время отпусков, когда большинство людей спешит реализовать свои мечты и планы, накопившиеся за год. Для нас, православных людей, самой заветной мечтой бывает желание посетить давно известные святые места, связанные с подвижнической жизнью великих святых, чтобы "взирая на кончину их, подражать их вере".... В этом году мы получили благословение нашего батюшки Вячеслава поехать на Украину, в Киев и Почаев, о которых много наслышаны, как о благодатных местах, но из всей группы в 13 человек никто ранее не бывал там.
Итак, визы благополучно оформлены с наименьшими затратами по времени и в финансовом отношении, благодаря Украинскому землячеству, Белорусскому и Украинскому консульствам. Маршрут заранее продуман и согласован с водителем Анатолием Анатольевичем, любезно согласившимся поехать с нами в столь продолжительное паломничество на своем микроавтобусе "Форд", пожелав, как и полагается всякому православному человеку, взять благословение у священника и освятить машину в день отъезда -- 13 июля после Литургии и молебна о путешествующих. Провожали нас всем приходом, детки пели нам тропари святым, принимали последние поручения от своих собратьев и сестер: кому нужно сорокауст заказать, кому иконку или платочек купить, переоформить справку о вечном поминании о здравии на вечное упокоение и пр. и пр. День стоял солнечный и не располагал к спешке, поэтому только к 12 часам разместили свой багаж и сами устроились, кому где нравилось и, наконец, вырвались из кольца любвеобильных наших прихожан Спасо-Преображенской церкви города Кохтла-Ярве, долго радостно махающих нам вслед с улыбками на устах.
Минуя город Тарту, в 15.30 благополучно пересекли Латвийскую границу и к 18.30 прибыли в Свято-Троице-Сергиев женский монастырь города Риги. Нам провела экскурсию м. Амвросия. Она поведала, что перед чудотворной иконой Божией Матери "Толгская" принято кланяться 12 раз земно, при этом молясь в сердце о самом сокровенном. Божья Матерь исполняет прошения, о чем свидетельствуют многочисленные золотые ювелирные украшения, нанизанные на веревочку за стеклом иконы. Для нас открыли главный собор, где икона св. Серафима Саровского сама чудным образом обновилась, то есть просветлела с двух сторон. Далее м. Амвросия подвела нас к возвышению в центре собора, используемого при архиерейской службе, на котором лежал "орлец" -- коврик с изображением орла, символа власти. Она пояснила, что орел высоко летает в небе, но в то же время зорко следит за тем, что происходит на земле. Просила нас молиться о своем владыке Корнилие.
В 19.50 отъезд и в 21 час мы приехали в Рижскую пустыньку, где нас приняли на ночлег, но монахиня Илария просили впредь договариваться о ночлеге заранее, так как может случиться, что мест в гостинице не окажется по причине наплыва паломников. Пустынька находится в сосновом лесу, вдали от городского шума, место удивительное, тихое и благодатное. Монахиня Илария с удовольствием рассказывала о пустыньке, открыла для нас ворота со стороны пастбища, на котором паслись 10 монастырских коров, чтобы мы смогли посетить горку с Крестом, где обычно совершают молебны Божией Матери. Метрах в трехстах от ворот мы разыскали эту горку. Напротив Креста на скамеечке уединенно сидел мужчина, вероятно молился о чем-то личном в тишине летнего леса. Мы старались не нарушить его молитвы и вполголоса всей группой пропели раз пять слова, написанные над Крестом: "Радуйся Радосте наша, покрый нас от всякого зла, честным своим омофором". Сфотографировавшись на память, тихо побрели обратно, где нас ждала с ужином м. Илария. Затем мы еще успели сходить на монастырское кладбище, которое тут же на территории пустыньки. Нам показали и рассказали о подвижниках -- старцах Косьме и Таврионе. Подвели к могилке утонувшего 15-летнего иподиакона Алексия, после смерти которого некогда неверующий отец стал священником. Лицом мальчик очень похож на цесаревича Алексия. В 00 часов вечерние молитвы, отбой.
14 июля, понедельник
05.00 подъем.
Наташа очень желала снова сбегать на горку ко Кресту, я решила её поддержать, но ворота оказались закрытыми на замок. Отбросив все приличия, мы перелезли через забор и побывали снова на горке. В лесу стояла необыкновенная тишина, воздух по-утреннему свеж и прохладен.
06.00 -- утреннее монашеское правило в деревянном сказочном храме в честь св. Иоанна Лествичника. Вокруг множество старинных намоленных икон, тихое пение монахинь достигает глубины души и вызывает слезы. После акафиста св. архистратигу Михаилу мы попросили открыть чудотворную икону Божией Матери "Толгская". К нам вышел архимандрит Тихон и, ничего не спрашивая, открыл икону и вынес сосуд с маслом для помазывания, интересуясь, все ли подошли. Трижды кто-нибудь, опаздывая, подбегал, и архим. Тихон молча выносил сосуд и благоговейно помазывал опоздавших.
08.00 -- отъезд
09.15 -- граница в местечке Бауска. Читали акафист св. Виленским мученикам.
12.00 -- Вильнюс, Свято-Духов монастырь, где покоятся в одной раке, посередине собора перед алтарем, виленские мученики свв. Антоний, Иоанн и Евстафий. Некоторые не знали, что поклоняться мощам следует на голодный желудок. Кто-то почувствовал благоухание от мощей, кто-то -- нет. Вскоре выяснилось, что все, кто не завтракал, почувствовали благоухание, кто пренебрег этим правилом -- ничего не испытали и слегка укоряли знающих за молчание. Молодой послушник, дежуривший у мощей, разрешил нам спуститься в нижний храм, где прежде много лет покоились мощи святых, убитых за веру в 1347 году при князе Ольгерде. Сначала два родных брата Антоний и Иоанн, а через полгода их родственник Евстафий. В 1365 году были обретены их мощи.
На одной из улиц старого Вильнюса, примерно на уровне третьего этажа, в арке расположена икона Божией Матери "Вратарница", которой молятся и православные и католики.
19.30 -- г. Слоним, 19.45 -- Свято-Успенский Жировичский монастырь. Мы успели к концу вечерней службы. Привлекало стройное пение молодежного смешанного хора. После службы все подходили для молитвенного поклонения к образу Жировичской Богородицы, которая заняла место с левой стороны иконостаса. Справа -- большой Крест-мощевик. Узнав, что мы желаем остановиться на ночлег, нас стала опекать послушница средних лет. Первым делом нас накормили, усадив за столы прямо на улице. Вскоре начался по обычаю монастыря ежедневный крестный ход с иконами. Мы пристроились вместе с другими паломниками за небольшой группой монашествующих и прошлись по периметру монастыря под пение тропарей. Оказалось, что монастырь занимает место на возвышенности, с которой открывается красивый вид на равнину с деревенскими поселениями. Далее нам объявили, что ночевать нам придется в вагончиках вне монастыря и предложили еще искупаться в источнике. Несмотря на то, что уже темнело, мы с радостью согласились. Источник расположен на окраине села, купальня построена из бревен, но без крыши, навес только над местом для одежды. Вода оказалась холодной, но зато после купания все почувствовали легкость и бодрость, как-будто сбросили с себя усталость, накопившуюся за день. Ночлег нам предстоял в ж/д вагонах, которые буквой "П" стоят в километре от монастыря. Николай пошутил, подбоченясь, обращая свой взор на вагончики: "Это что за остановка? Бологое, аль Поповка?" Все дружно рассмеялись. После вечерних молитв -отбой. Не обошлось без происшествия: 13-летний Вячеслав умудрился свалиться со второй полки, но, к счастью, все обошлось благополучно.
15 июля, вторник
05.00 -- подъем.
06.00 -- братский молебен.
07. 00 -- литургия
09.30 -- Молебен Жировичской иконе Божией Матери, священник красивым тенором пел, с мягким белорусским акцентом. Узнав, что мы направляемся в Почаев, просил помолиться о насельниках монастыря, семинарии.
10.00 -- запланированная экскурсия. Нам представился молодой симпатичный человек в подряснике: "Александр, семинарист 5 курса" И стал рассказывать об истории монастыря очень уверенно, грамотно, ни на миг не прерываясь, чем вызывал у слушающих только приятные эмоции:
"Свято-Успенский Жировичский монастырь основан в 1493 году. Почему место называется Жировичи? Потому что земля здесь жирная. На месте явления иконы Божией Матери некогда был сильный источник. В настоящее время он почти иссяк. Целый год собирают воду, чтобы потом раздать людям. Из многочисленных икон Богородицы Жировичская является самой маленькой, размером с детскую ладонь. Явление её относится к 15 веку. На том месте, где находятся Жировичи, в древности был лес, принадлежавший православному вельможе Солтану. В 1470 году пастухи, пасшие его стада вблизи леса, заметили вдруг необычный свет, истекавший от маленькой иконы в ветвях дикой груши. С благоговением поклонившись ему, они перенесли чудотворный образ в усадьбу Солтана, который, не предав особого значения этому явлению милости Божией, спрятал икону в ларец. Вечером он пожелал показать интересную находку гостям, но иконы в ларце не оказалось...
Через некоторое время пастухи снова оказались в лесу. Не зная об исчезновении образа из дома, они были поражены, обретя его на том же месте в прежнем сиянии. Как и накануне, они отнесли икону боярину, который уразумев наконец чудо Божие, понял, что его дом недостойное вместилище для столь великой святыни. Посетив в лесу место чудотворного явления, он дал обет Богу построить на нем храм. Что и выполнил. В 1520 году случился пожар и храм сгорел. В огне пожара исчезла икона, все поиски на пепелище не имели успеха. Но вскоре дети, игравшие недалеко от пепелища, внезапно удостоились видеть на огромном камне явление самой Божией Матери с утерянным образом в руках. Явление было непродолжительным, но священник и народ, поспешившие к месту по зову детей, к великому своему утешению, вновь обрели чудотворную икону целой и невредимой. Камень, на котором дети видели Богородицу и где вторично была обретена икона, тогда же огородили. Ныне на этом месте возвышается Явленская церковь (1672 год), святым престолом которой служит все тот же камень, освященный благодатным присутствием Божией Матери. 30 монахов в 23.30 совершают монашескую полунощницу. А на месте сгоревшего позже был построен новый, более просторный и вместительный храм, где поместили чудотворный образ и где хранится он милостью Божией до сих пор на месте первого своего явления.
Третий храм -- Крестовоздвиженский, построен в честь воспоминания трагических событий, связанных со страданиями Христа. Храм является копией храма в Ватикане. Элеонора Головщина посещает храм Страстей Господних и привозит в 1710 году чертежи на родину, дарит 6000 злотых на строительство храма, которое продолжалось в течение 59 лет. В 1769 году на самом высоком холме, называемом Голгофой, появился этот необычный храм. Прямо с порога начинается высокая лестница -- символ жизни Христа, насчитывающая 33 ступеньки и одновременно напоминающая лестницу в претории Понтия Пилата, который осудил Христа на смерть. В каждую ступеньку были помещены частицы мощей святых. По ступенькам люди поднимались в храм на коленях. Слово "мощи" происходит от слова мощь, т.е. сила исцеления, заключенная в мощах. Справа во всю стену икона свв. Елены и Константина с Крестом. Во время революции, когда храмы начали осквернять, мощи бережно перенесли в Крест Успенского собора. Росписи в храме были уничтожены и до 1980 года там находилось овощехранилище. Сейчас идет реставрация. Клирос расположен над входом.
Рядом находится 3-этажный братский корпус, резиденция епископа Новогрудского, покои митрополита Филарета Минского и Слуцкого, профессора, который преподает в семинарии Новый Завет.
В монастыре своё хозяйство, свечной цех, пруд, с/х техника.
На Юрьевской горке виден Георгиевский храм (кладбищенский, 1800 г.), службы идут каждую субботу и на Радоницу.
2-х этажное здание, перестроенное из храма в честь прп. Онуфрия Великого, живут преподаватели семинарии. Минская семинария построена в 17 столетии. Первоначально там жили монахи, но со временем в 1828-1845 гг. появилась семинария. До 1914 года Жировичское духовное училище выпускало уставщиков, регентов хоров. До Великой Отечественной войны открыт сельхозтехникум, просуществовавший до 1945 г. В 1945 г. снова восстановлена семинария. В 1963 году началась хрущевская компания по борьбе с религией и семинария вновь закрыта. В 1989 году разрешено открыть семинарию, но не в Минске, а в Жировицах, посчитав, что для столицы неприлично иметь в черте города семинарию Поэтому семинария называется Минской, а находится в Жировицах. Это единственная в Белоруссии семинария, в которой обучаются 230 учеников. Имеется молельный зал, в котором в 21.30 совершаются вечерние молитвы. Изучают риторику (красноречие), гомелетику (умение говорить проповеди), языки русский, белорусский, латинский, греческий, английский или немецкий, пение, бухгалтерский учет, компьютер. Каждый храм платит определенную сумму денег на содержание семинарии, обучение бесплатное".
После экскурсии еще продолжалась дружеская беседа и Александр рассказал немного о старце Иерониме, которого готовят к канонизации. Александр посоветовал на обратном пути заехать в дер. Корма, откуда он родом, где находятся чудотворные мощи св. Иоанна Кормянского, чудотворца, канонизированного в 1998 году. Будучи иподиаконом у епископа, Александр видел, как у мощей св. Иоанна Кормянского женщина, больная раком и прошедшая полный курс химиотерапии, получила исцеление. Деревня Корма находится недалеко от Гомеля, в Добрушском районе, переехать через мост реки Сошь, минуя Добруш и через 10 км. указатель "Корма 7 км.". Мы распрощались с Александром, подарили ему иконку Пюхтицкой Божией Матери, пригласили по обычаю в гости. Он мотивировал отказ написанием бакалаврской работы.
11.30 -- еще раз окунулись в источнике, вода которого исцеляет глазные болезни. Погода солнечная, настроение у всех приподнятое, набирали воду, струйкой бившуюся из недр земли рядом с купальней. Никому уходить не хотелось с этого благодатного места, но время неумолимо шло вперед, приближая нас к моменту отъезда из Жировиц.
13.00 -- обед. Получили через послушницу ответы на свои вопросы, накануне письменно изложенные старцу Митрофану.
14.15 -- отъезд. Нас провожал душистый запах цветущей белым цветом гречихи.
Долгий путь по холмистой украинской земле и, наконец, цель нашего паломничества -- Почаевская Лавра открылась в вечернем освещении в 23.30. Привратник устроил нас на ночлег в 5 минутах ходьбы от Лавры, в частном секторе. Мы были рады и этому. В гостинце мест не было. Проходивший мимо монах, сказал, что нам надо прийти на службу к 5 утра. Нас встретили приветливо, хозяйка с мужем, наперебой рассказывали о монастыре и местной жизни, причем хозяйка говорила только по-украински, постоянно извиняясь и спрашивая, понимаем ли мы. Мы радостно отвечали, что все понятно. Далеко за полночь угомонились.
16 июля, среда
04.35 -- подъем, с трудом поднялись и растолкали детей. В полном составе вошли на территорию Лавры, по которой уже вереницей шли люди в Успенский храм. Территория Лавры вымощена резной плиткой, вокруг зеленые газоны с южными декоративными деревцами, яркими цветами, вдоль лестниц роскошные фонари. Посередине беседка в золочено-голубом цвете. Но когда мы поднялись по лестнице, ведущей к входу в Успенский собор, от неожиданности необычной панорамы, мы остановились, не в состоянии двигаться дальше. Оказалось, что мы находимся на горе, а внизу, под плотным слоем тумана, виднелись крыши села Почаева. Было такое чувство, что мы забрались на небеса и только протяни руку и можно потрогать облака. Минут пять мы любовались Божественной картиной, переводя взгляд с тумана внизу на небо, где сквозь облака виднелись лучи солнца. На всех лицах сиял нескрываемый восторг! Сон как рукой сняло! Но надо идти на службу. Медленно, нехотя мы повернулись спиной к небу и вошли в собор. Там нас ждал другой восторг: рукотворенный! Нет слов, чтобы описать красоту, созданную руками людей во славу Божию! Единственное, что вертелось в мыслях, это слова: "Господи, как украинский народ любит Тебя!!!" Раздавалось красивое монашеское пение. Несмотря на раннее время, народ плотной стеной стоял перед алтарем. Храм рассчитан на 5 тысяч человек, примерно Ќ часть была заполнена. Из нас никто не знал, где что находится, поэтому мы стояли на одном месте, озираясь по сторонам. Наконец, часов в 6 медленно стали опускать на лентах чудотворную икону Божией Матери "Почаевская". Перед алтарем место огорожено металлической золоченой оградой с двумя входами с двух сторон. Народ стоял спокойно. Служащие пропускали поочередно то с одной стороны, то с другой человек по 50-60 к чудотворной иконе. Примерно через час и мы зашли в заветное место, сделав положенных три земных поклона. Минуя иконостас с левой стороны, мы вернулись в исходное место. Рядом оказался какой-то священник и мы у него спросили совета, что нам следует делать дальше. Он любезно ответил, что сейчас в Пещерном храме начнется ранняя литургия. Но так как мы не знали, где находится Пещерный храм и священник это заметил, то через некоторое время он сам подошел к нам и позвал следовать за ним. Заодно мы спросили, где можно устроиться на ночлег на территории Лавры. Он ответил, что можно ночевать в Пещерном храме вместе с его группой, если места хватит. Сказал, что на кроватях мы всегда успеем поспать, а вот рядом со святыми -- едва ли еще доведется такой случай. В Пещерный храм мы прошли через дверь слева от иконостаса, за которой начался длинный спуск вниз по винтовой лестнице. Медленно продвигаясь вниз вместе с толпой народа, мы любовались настенными росписями размером от пола до потолка. И вот мы вошли в Пещерный храм. Ничего подобного я в жизни не видела! Храм представлял собой длинный широкий коридор, с переплетающимся сводным потолком. Все стены и потолок в красочных картинах из Евангелия, отчего создавалось праздничное настроение. Слева стояла длинная очередь. Нам сказали, что это в грот к мощам прп. Иова Почаевского. Мы степенно заняли очередь. Наконец, подошли к месту, где слева в стене идет пещерное ответвление далеко вглубь. Перед входом во весь рост икона прп. Иова Почаевского. Медленно миновали светлую часть грота, оштукатуренную и украшенную росписями, и вступили в помещение собственно пещеры в его первозданном виде. Слева у стены покоятся мощи прп. Амфилохия, прославленного в 2002 году, о котором мы знали только то, что при жизни он имел дар исцелять всякие болезни. Пещера освящалась за счет свечей на двух подсвечниках. В правой стене едва виднелся вход в маленькую пещерку, знаменитую тем, что там продолжительное время молился прп. Иов и он увидел Фаворский свет. Прямо у стены в дорогой раке лежат мощи прп. Иова. С трепетным чувством и внутренней молитвой люди поклонялись великому подвижнику благочестия. В изголовье стоял монах и каждому успевал одеть на голову клобук прп. Иова. Выйдя из грота в храм, невольно брызнули слезы из глаз и появилось явственное ощущение, как-будто тебя, именно тебя, прп. Иов нежно обнял за плечи, окутав чем-то мягким, плотным, выразив этим свою любовь и благодарность за почтение его жизненного подвига. Стало понятно, что каждого человека водит здесь прп. Иов и каждый получит то, что ему одному уготовано. Пропал страх, что может кто-то потеряться, что-то пропустить. Все стали жить самостоятельной жизнью, руководимой таинственно с небес.
Мы вернулись в собор, в котором у входа с правой стороны находится место явления Божией Матери с отпечатанным следом на камне, именуемым "стопочкой". Мы стояли в очереди долгих часа полтора. Сверху образ стопочки, а внизу сама святыня -- камень, из которого бьет ключевая вода и тут же люди получают ее. Одновременно сходили поклониться к огромному списку чудотворной иконы Божией Матери "Почаевская", под которой стояли чьи-то костыли, в память о происшедшем здесь когда-то чуде исцеления. Позже узнали, что:
"Более полувека назад, 17 июня 1950 года, в Почаевской Лавре произошло чудесное исцеление монахини Варвары (в миру Елена Константиновна Путятина). У нее в течение 48 лет были парализованы обе ноги. Она приехала из города Чкалов (ныне Оренбург), с трудом передвигаясь на костылях при помощи своей спутницы инокини Марии. Приложившись к списку чудотворного образа Божией Матери, монахиня тотчас встала на ноги. Оставленные ею в обители костыли до сих пор стоят у иконы святой Богородицы, свидетельствуя о происшедшем чуде".
Медленно двигалась невероятного размера очередь, минуя огромные настенные росписи, исцелованные до исчезновения краски, плащаницу Спасителя, снова настенная роспись с яркими следами от поцелуев...
К 9 утра вернулись в Пещерный храм, чтобы попасть в пещерку прп. Иова Почаевского. Народу -- тьма. Проходить в пещерку можно максимум по 7 человек. Мы мужественно отстояли четыре с половиной часа. Наблюдали момент, когда народ самочинно прошел вглубь грота, невзирая на вялые увещевания молодого дежурного, не способного справиться с напирающим народом. Металлическое ограждение было игнорировано, нарушилась очередь. Наступало состояние отчаяния, что время потрачено зря и, вероятно, надо уходить. Но минут через 20, когда уже надеяться можно сказать, было не на что, вдруг появился активный и властный молодой человек, который быстренько, мягко, тактично и с юмором смог организовать людей в культурную очередь, образовав широкий путь для прохождения воздуха. В 13 часов вспомнили про шофера Анатолия, которого батюшка благословил словами: "Обязательно слазь в пещерку! Запомни: будет страшно, но ты преодолей страх!""Чувствовалось, что осталось ждать недолго, поэтому как раз время его позвать. Дети привели его. Постояв минут 10, Анатолий вдруг сказал, что он, пожалуй, пойдет отсюда, мол он уже стар, сгибаться трудно. Я ему напомнила слова батюшки, и он остался, вероятно, мысленно, негодуя на меня. Все волновались, особенно дети, но и радовались желанию испытать себя. Мы наблюдали, как все люди, выходившие из пещерки, менялись в лице. Глаза у многих были влажные, некоторые открыто плакали, в смущении пряча свои взоры. Вот и наша очередь подошла. Ребята возвращались с улыбками, что называется, от уха и до уха, приговаривая: "Классно!", "Я еще полезу!", "Здорово!"...Особенно радовался Даниил, эстонец, крещенный и венчанный, которого любимая теща отправила паломничать и он на все реагировал громкой радостью, шутя и балагуря. Ирина долго не выходила из грота, стоя у стены, всхлипывая и наспех утирая непрошенные слезы. Я дивилась на её реакцию, так как сама ничего подобного не испытала. Грот освящался единственной свечкой, поэтому, просунув голову в узкое отверстие пещерки, кроме плотной тьмы, ничего не увидела. Путь шел вниз. Вместо того, чтобы ноги согнуть прямо под собой, я их отвела в сторону, и почувствовала, что застреваю. Внизу стоял человек и призывал не бояться, а двигаться вперед. Да, момент был не из приятных. Можно сказать, что человек просто вытянул меня из узкого прохода и с его помощью я встала на собственные ноги, не соображая что делать дальше и вообще, зачем я сюда попала. Слева за огромным булыжником мерцала единственная свечка перед иконкой. Покачиваясь, как от невесомости, я прошла к иконке, наспех сотворила какую-то молитву и направилась к выходу. Надо было нащупать место, куда можно было поставить ногу, руками ухватиться за какой-нибудь выступ, чтобы подтянуться. Все получилось с первого раза и благополучно выползла на свет Божий. Уф-ф-ф! Слава Богу! Свершилось!
Вышли на улицу, где вовсю разгулялось лето. В 14 часов после обеда, устроились на ночлег в трехэтажной гостинице на две ночи и поехали на источник праведной Анны, километрах в 15 от Лавры. Наш шофер Анатолий Анатольевич вдруг остановил микроавтобус, пошел в магазин и вернулся с целым пакетом мороженого для нашей группы: "угощайтесь!" Все дружно засмеялись, потому что была среда, все готовились причащаться на следующий день...вот искушение!!! И обидеть человека не хочется! Решили все же съесть мороженое, а там... будь, что будет. Источник в виде большого квадратного водоема на открытом месте. Вода кремниевая, молочного цвета, холодная. С левой стороны иконостас, завершающийся золотыми луковицами, а за ним часовня. Перед купальней раздевалка. Купались в специальных рубашках.
Вернулись в Лавру на вечернюю службу в Троицкий собор. Многие исповедовались у старцев Димитрия и Амвросия. В 21 час служба закончилась, начался крестный ход по территории Лавры. Чинно вышли монахи с иконами и хоругвями, за ними послушники, и весь народ. Толпа получилась солидная.
Вернулись в гостиницу, возбужденные, счастливые. Гостиница новая, все очень чисто и уютно, работал душ. Сходили в трапезную, где можно купить постные блюда. Читали правило ко причастию со свечками и улеглись спать только в 1.35.
17 июля, четверг
04.00 -- подъем
05.00 -- Монашеское правило. День памяти прп. Андрея Рублева.
В правой и левой стенах специально сооружены на возвышении углубления -- место для священника и исповедуемого, к которому ведут 5-6 ступенек. Остальной народ смиренно ждет поодаль. Исповедовал старец Димитрий, который не в состоянии всех принять, поэтому, в утешение, сказал для всего народа вразумительную проповедь. Ранняя литургия в Успенском соборе закончилась и мы побрели на позднюю к 9.00 в Троицкий собор, внешние стены которого украшены искусной мозаикой и невольно заставляют остановиться и поклониться необычной красоте мозаичных образов Божией Матери и Спасителя. Что ж, пришлось поучаствовать во второй литургии. На исповедь я попала к обычному священнику лет 50. Но когда стала называть свои грехи, почувствовала, что священник участвует в моей исповеди молитвенно, из глаз покатились слезы и появилось сильнейшее желание высказать все-все, что накопилось за последнее время негативного в бедной моей душе. Удивительно, что священник продолжал за меня говорить, если я вдруг запиналась, явно давая понять, что вся ситуация ему понятна и ясна, тут же давал духовный совет. Все это еще больше располагало выпотрошить из себя все гадкое до последней капли, потому что ко всему прочему душа входила в полное доверие к исповедующему священнику. Я вспомнила чьи-то слова, что в Почаеве у священников есть дар, не отпускать человека, пока не вытянут из него все грехи. В этом я убедилась сполна. Несмотря на съеденное накануне мороженое, меня допустили к причастию. Народу было так много, что вынесли две Чаши. После литургии выяснилось, что некоторым посоветовали причаститься на следующий день.
Вернувшись в гостиницу, разбирали записочки и деньги, приложенные к ним, чтобы обменять в банке и правильно заказать требы. Без искушений не обошлось: некоторые старого образца долларовые купюры через аппарат не проходили и нас пугали, что мы имеем фальшивые деньги. Николай увещевал не расстраиваться, а пойти в другой банк, и это было правильным решением, все деньги были благополучно обменены. Имея местные деньги, все разбрелись по киоскам и лавкам покупать книжки и иконки на память об этом необыкновенном месте. В больших количествах в киосках раздавали "Почаевские листки" с короткой информацией на актуальные темы. После обеда в 14 часов, продолжали гулять по территории лавры, ходили в город на базар. Перед вечерней службой, сидя за столиками под открытым небом, наслаждались монастырским квасом с постными коврижками. Вечерняя служба проходила в Троицком храме. Умиляло монашеское пение, которое еще долго звучало в душе, по окончанию службы и даже уже по отъезде из лавры. Наша группа почти в полном составе попала-таки на исповедь к старцу Амвросию. Все получили давно желанные ответы старца на свои житейские вопросы. С чувством полностью исполненных наших чаяний, мы снова отправились обходить лавру с торжественным крестным ходом в 21.00 час, в котором принимало участие около 1000 человек.
Ужин, вечерние молитвы и в 23.30 часа отбой.
18 июля, пятница
04.45 -- подъем
День прощания с Лаврой.
Монашеское правило в Успенском соборе, затем архиерейская служба, посвященная памяти обретения мощей прп. Сергия, игумена Радонежского, во время которой Вячеслав и Наталия Мельник из Таллина удостоились причастия.
Хотелось вновь поклониться всем великим святыням лавры, но время и очереди не давали такой возможности -- надо было подходить ко всему избирательно. К "стопочке" очередь почти не двигалась. Рядом стояла в летах женщина и истово молилась вслух, совершая бесконечные поясные и земные поклоны: "Господи, прости!!! Помоги, чтобы все люди были святыми!!! И меня освяти!!! Помоги моей дочке Хальке!!!..." Вот это молитва! Настоящая, материнская! Дети побежали в пещерку и моя душа почувствовала, как ее потянуло тоже к прп. Иову. Не сопротивляясь этому внутреннему зову, я вмиг очутилась у заветной пещерки. На этот раз стоять пришлось около часа. И вот, я снова у входа в пещерку. Едва совершив крестное знамение, меня окутало облако благодати и ручьем потекли слезы. На этот раз внизу никто нас не подстраховывал, но дежурный увещевал: "Не бойтесь, всё будет хорошо!" И действительно! Пещерка освящалась множеством свечей и четко было видно весь путь, ведущий вниз. Безо всякого труда, мгновенно, я оказалась внутри, обливаясь слезами, растерянно и с благоговением прикасаясь ладонями к влажным от сырости булыжникам, со множеством выступов, углублений, ниш...Мысли проносились одна за другой, в том числе и о том, как можно в таких условиях жить и молиться...Это выше человеческого разумения! Обратный выход был очень легок, но уравновесить растревоженную душу удалось еще не скоро. В последний раз поклонились прп. Иову, который лежал в это время под массивной серебряной крышкой раки с его изображением во весь рост. Медленно побрела в Успенский собор, войдя в который, интуитивно оглянулась и увидела на стене во весь рост огромную икону прп. Иова с благословляющей рукой и как-будто напутствующей меня на оставшийся жизненный путь. Я от души ему поклонилась. Справа еще пропускали к чудотворной иконе, и я, пристроившись к небольшой очереди, попрощалась и с этим дивным образом. Слава Тебе, Господи, за все!
11.30 -- собрали вещи в гостинице. Прощаясь с дежурным, промолвили: "Мы оставляем здесь свои сердца!" И в ответ услышали: "Все, кто хоть раз побывал здесь, возвращаются сюда вновь!" Да будет и с нами так!
12.00 -- монастырское кладбище, которое расположено по пути следования в скит. Кладбище очень ухоженное, с одинаковыми каменными крестами и ровными надгробьями, стоят, как солдаты. Нас приветливо встретил пожилой мужчина, смотритель кладбища -- Михаил. Полчаса он нам рассказывал со слезами на глазах о подвижнической жизни Иосифа Головотюка (прп. Амфилохия) у его могилки, мощи которого почивают рядом с прп. Иовом. Михаил знал святого с молодых лет. Он рассказывал необыкновенные случаи исцеления больных и одержимых людей, о том, как ему советские власти запрещали исцелять, упрятав в психиатрическую больницу. Но все же, нет ни одного человека в Почаеве, кто хотя бы раз не обращался за помощью к старцу либо в детстве, либо в юности или старости. 20 лет он прожил в кладбищенском домишке, а дорога, ведущая из монастыря на кладбище, иногда вся была запружена телегами со страждущими людьми, стремящимися попасть к великому старцу. Нас помазали маслицем с горящей неугасимо лампадки, желающие взяли песочек с могилки. Поклонились и другим подвижникам, о которых говорил Михаил.
13.00 -- Скит. Храм св. Серафима Саровского. Женщинам раздали кофты с длинными рукавами, так как на территории монастыря не положено пребывать в оголенном виде. Скит находится в 3 км. от Лавры на горке, с которой открывается сквозь густую крону деревьев сказочный вид на монастырь.
13.30 -- Мы взяли курс на Киев. Прощай, Почаевская Лавра!
16.00 -- Корецкий женский монастырь. Заказали требы, послушали рассказ монахини о жизни монастыря, о том, как пытались украсть святыню монастыря, но не смогли, прихватили только серебряный оклад и все сосуды из алтаря. Просили прислать акафист Пюхтицкой иконы Божией Матери.
19.30- привал на озере.
20.40 -- Киевская область. По дороге мы читали книгу о старце Феофиле.
23.00 -- Китаева пустынь. Стемнело. С Вячеславом мы отправились к благочинному Илие, который разрешил переночевать в храме 12 Апостолов на полу. Сказал, что храм будет открыт...: "Не испугаетесь?" -- "Не-ет! Нам не впервой!" -- браво ответила я. Благочинный Илия предупредил, что в пещерный храм, вмещающий человек 8, нам, вероятно, будет не попасть, так как в гостинице ночует целая группа в 38 человек. Какое-то время беседовала с послушником Николаем, который говорил без умолку о жизни в Китаевой пустыни, как боролись и победили тамплиеров и пр. Наконец, все улеглись...Но что такое? Все спят, а я не могу... мне страшно. Однако сон поборол страх...
19 июля, суббота
6.00 -- подъем
Утром узнаю, что в храм кто-то заходил. Рассказала о своем страхе, все заволновались, потому что никто не знал, что дверь не закрывалась на ночь: кинокамера и сумки с ценными вещами лежали прямо на столе -- заходи и бери... Пошли умываться и обнаружили в туалете у входа, спящую сидя старушку с Псалтырью на коленях. Во как!
Полчаса мы пребывали в замешательстве, не зная какие действия предпринять дальше. Некоторые советовали звонить жительнице Киева Наталии, которая нас обещала сопровождать по городу. Но к телефону без благословения не пускали... спросить утром об этом я забыла...значит, надо оставаться в Китаевой пустыни. Перед входом в пустынь стоял автобус и паломники, о которых говорил благочинный Илия, также не знали, что им делать по причине многолюдства и незнания дороги в пещерный храм. Заметив, что эти паломники по территории пустыньки не проходили, мы решили искать дорогу в пещерный храм. Кто-то из местных махнул рукой в сторону леса, что идти надо туда ... и мы побрели. Издалека была видна железобетонная стена, явственно говорившая, что хода там нет. Уже было вернулись, но Николай все-таки прошел вплоть до стены и обнаружил извилистую дорожку слева от стены. Нашей радости не было конца. Мы потопали по живописному холмистому ландшафту, по крутым каменным лестницам, дамбе между двумя тихими озерками, на которых уже пристроились любители рыбной ловли, и вот, запыхавшись от быстрой ходьбы, мы вышли к входу в пещерный храм. Купили свечи в скромной лавке, вернее, просто слева от входа стоял малюсенький столик и продавец-монах улыбчиво растолковывал, что нам следует делать в первую очередь. Метрах в 10 уже было помещение храма, в котором плотно стояли человек 20. Хор красиво пел, разнося звуки по всем ответвлениям главной пещеры и было непонятно, где хор расположился. Некоторым показалось, что звук идет через динамики -- так необычно слушается пение в пещере. Вскоре началась исповедь в одном из коридорчиков. Некоторые исповедовались и причастились. Довольные, слегка замерзшие выбрались на свет Божий. Нам благословили о. Киприана провести для нас экскурсию. Послушник оказался очень веселым, общительным, готовым показать нам хоть весь Киев -- лишь бы деньги платили... Из рассказа о. Киприана:
"Название "Китай" переводится с тюркского языка, как "укрепление" по одной версии. Вторая версия -- князь Андрей Боголюбский, который в 12 веке пожертвовал земли Киево-Печерской Лавре, имел прозвище Китай. В Китаевой пустыни он имел резиденцию. Его мать была половчанка, поэтому и образ князя Боголюбского похож на монгольский, скуластый. Пещеры Китаевой пустыни имеют 9 ходов, которые между собой не соединяются. Археолог Эртель говорит, что там был раньше целый город, до сих пор находят пепелища. Вся земля усеяна человеческими костями. Старец Серафим сказал, что со временем здесь обретут мощи 80 святых. Сейчас в пустыньке запустение, идут восстановительные работы. Колокольня, некогда возвышавшаяся над Покровским храмом, разрушена. В 50-х годах какой-то "дуб" (прости, Господи!) соорудил дамбу между двумя озерами. Раньше здесь проходила речка с песчаными берегами, разводили рыбу. В прошлом в Киево-Печерской Лавре проживало до 1,5 тысяч человек, а кладбище там небольшое, потому что хоронили в Китаевой пустыньке. Днепр являлся основным путем, по которому возили из Лавры в пустыньку. 2,5 года назад произошло ЧП -- на территории пустыньки поселились тамплиеры. Их символ -- флаг с черной полосой, на полу пентаграмма со Спасителем. Тамплиеры поклоняются бесполому богу Бахусу. Тамплиеры известны с 16 века, во времена Филиппа существовал орден, который сопровождал паломников рыцарями в Иерусалим. Орден очень разбогател и имел сильное политическое влияние в Англии и Франции. В Бастилии один из бывших рыцарей-тамплиеров хотел исповедоваться, но ему не позвали в тюрьму священника. Тогда он рассказал все сокамернику. Тот сказал, что расскажет все властям и потрясет весь мир. Они исповедуют, что поклоняться надо и белому и черному началу. У них и появилось масонство. Во Франции решили их ликвидировать и захватить казну, что и было сделано, но главную казну захватить не удалось. В Китае силой выгнали этот орден. У них были оккультные ножи, мечи, место для приношения человеческих жертв. Место представляло собой углубление в человеческий рост, которое должно заливаться цементом.
Храм в честь 12 апостолов и симметрично храм 3-х святителей.
У Покровского храма у стены похоронен рясофорный монах Досифей, скончался 25.09.1776 г. В миру Дарья Тяпкина, дочь известных купцов, детство провела у бабки-монахини, полюбила монашество, будучи ребенком носила грубую одежду, ела простую пищу. Под видом отрока уходит в Троице-Сергиеву Лавру. Но приехавшие молиться в Лавру родственники узнают в монахе свою Дарью. Дарья уходит из монастыря в Киево-Печерскую Лавру, где ее отказались принять. Она пошла в Китаеву пустынь, но и там ее не оставили. У нее не было документов и она представлялась, как беглый крестьянин, а в то время вышел указ беглых крестьян и грамотных людей не принимать в монастыри. Досифей поселяется около Китаевой пустыни в яме, в которой и жила.
В 1774 году Великая княгиня Елизавета с семьей приехала в Киев и посетила Китаеву пустынь. Старец Досифей выходит к ней из затвора и они долго беседуют. На прощанье княгиня оставляет мешочек с золотом, но старец не принимает, отдал послушнику, который носил еду.
Именно этот Досифей благословил молодого Серафима (Мошнина) будущего Саровского чудотворца, идти подвязаться в Саров.
Господь открыл ей день своей кончины. Она обходит всю обитель, испрашивая прощение. Принять смерть решает в келье. Тело к погребению было приготовлено, в руках была хартия. В записке просила не омывать тело, а похоронить так, как есть. По одной версии тело ее стали омывать и выяснилось, что она женского пола. По другой версии родная сестра увидела на ее могиле портрет и узнала в нем свою давно пропавшую сестру.
Монастырь закрыли в 1933 году 5 февраля и устроили там учебный комбинат пчеловодов. Люди занимались расфасовкой меда.
В 1992-93 годах хотели взять ее мощи, но деревянные рукоятки лопат так нагревались, что держать их в руках было невозможно. Старцы говорят, что когда обретут ее мощи, то это будет знамением, что скоро придет антихрист.
Недалеко находится могилка прп. Феофила Христа ради юродивого. Его мощи почивают в Покровском храме. Юродивые старцы не говорили прямо, что ждет человека, а подарят то дохлого воробья, то просфору, то яблоко. Мощи митр. Филарета покоятся в Киево-Печерской Лавре. При жизни они не любили друг друга.
В числе братии о. Пафнутий -- бывший ведущий Украинского телевидения.
Рядом с могилкой прп. Феофила покоится первый наместник схиархим. Фиофил (Россоха). Он отчитывал бесноватых, исцелял больных: ударит куколем по голове и головная боль прошла. Чтобы к нему попасть люди устраивали целые палаточные городки, подолгу жили. Старца отличала необыкновенная любовь к ближним. Рассказывают, что однажды отмечали день Ангела одного монаха, сидели пили, ели. Вдруг неожиданно вошел старец, сказав: "Кушайте, кушайте", удалился, а всем стало стыдно.
Мощи старца Феофила обрели в свечном ящике, по которому его и определили. В этом же ящике похоронен схиархимандрит Феофил и оцинкован.
О. Киприан ответил на вопрос о чинах в монашестве:
простой инок,
мантийный инок,
схимник (монах в монашестве). Схимник животного происхождения ничего не вкушает, читает больше молитв, акафистов.
Затворник -- особый дар Божий. Человек берет подвиг и ему Бог дает силы нести этот дар. Дар надо сохранить, потому что за него придется отвечать.
Отшельник -- кормится руками своего труда. На сутки выдается одна свеча, 1 просфора и 1 стакан воды, живут по несколько лет без света. Старица Досифея отказалась от свечи, Евангелия и всякой литературы.
В Китаеве св. Феофил молится за обиженных.
В семье муж или жена должна быть магнитом, к которому тянется вторая сторона. Если магнит слаб, то вторую сторону тянет в мир.
Монастырь закрыли в 1933 году 5 февраля и устроили там учебный комбинат пчеловодов. Люди занимались расфасовкой меда.
Вот и закончилась наше общение с о. Киприаном, веселым и словоохотливым человеком. Далее в 13.30 мы направились в местечко, называемое Феофанией. Чудный храм предстал перед нашими взорами -- красно-белые кружева опоясывают весь храм снизу доверху. Внутри просторно, на фоне белых стен выделяется красный иконостас с золоченой лепниной. Главная святыня -- гробик со множеством мощей святых, в т. ч. свт. Николая. Подали записочки, сфотографировались на фоне красавца-храма и поехали на источники целит. Пантелиимона и Слезы Богоматери. Примерно в 1,5 километрах от храма, на холмах, покрытых негустым лесом, бьют несколько целебных источников и на открытом месте купальня, окруженная со всех сторон высокими горками. Сначала искупались мужчины, потом женщины. Погода стояла жаркая, поэтому некоторые окунались три раза по три. Уходить не хотелось, но мужчины уже изнывали от ожидания и мы нехотя побрели обратной дорогой, набрав целебной воды.
15.30 -- 16.00 -- Голосеевский монастырь. Взорванный коммунистами храм полностью восстановлен. На земле лежит купол, наполовину позолоченный. Временный храм представляет собой небольшую комнатку. Там, в маленьком ковчежце-гробике мощи св. Алексия Голосеевского. До 12 лет он был немым, и вдруг на Пасху вместе со всеми закричал: "Воистину Воскресе!" С тех пор его молитвы помогают людям, обремененным болезнями горла.
Послушник показал нам чудо: на деревянных досках, как бы половых в три ряда длиною около метра, проявились сами собой лики Спасителя, Божией Матери, архим. Михаила и св. Георгий Победоносца. Обновляется, проявляется и просветляется икона "Слезы Матери".
Послушник рассказал о св. Иоанне Сочинском, который при жизни занимался торговлей. Его за веру жестоко били и отсекли голову. Помогает в делах торговли и является покровителем Бессарабского края.
17.00 часов -- мы вошли на территорию Покровского монастыря (04053, Бехтеревский пер. 15 тел. (044)211-38-25).
"Основала обитель вел. кн. Александра Петровна (+1900) -супруга брата императора Александра II вел. кн. Николая Николаевича. 11 января 1889 года совершилось освящение места будущего монастыря: здесь были заложены домовая церковь и покои княгини. Здесь по молитве перед образом -- списком с Почаевской иконы Б. М. Александра Петровна получила исцеление и приняла тайный постриг с именем Анастасии. В 1923 г. -- упразднен. В 1941 году -- возрожден. Осенью 1943 года линия фронта приблизилась к Киеву и монастырь попал в запретную зону. Монахини во главе с игуменией отказались покинуть обитель, невзирая на угрозы и приказы фашистских властей. Закрывшись в сыром помещении под одним из храмов, инокини 40 дней, до самого освобождения Киева, пробыли здесь с 300 гражданами, скрывавшимися от преследования гитлеровцев.
Престольный храм, сооруженный вел. кн. имеет пределы св. арх. Михаила и прп. Агапита Печерского. В саду, восточнее храма, находится могила самой инокини Анастасии, а южнее -- собор свт. Николая Мирликийского (1896-1911 гг. крупнейший в Киеве храм, вмещает до 3 тыс. человек.) с боковыми пределами прп. Сергия Радонежского (левый) и Всех святых (правый), а также нижним подземным Ярусом-храмом ик. Б. М "Живоносный Источник" (боковые пределы: левый -- архистр. Михаила, правый -- прп. Серафима Саровского). Святыни: Почаевская икона Б. М. и Покрова Б. М."
До службы созвонились с Наташей, которая нас уже ждала и обещала нас сопровождать по Киеву. Договорились встретиться назавтра у входа в Трапезный храм.
Справа по ходу от главных ворот -- красивый Покровский храм, окрашенный в розово-белые тона, слева -- огромный храм свт. Николая в зелено-белых тонах. Внутри необычная архитектура: По четырем углам идут как бы ленты, соединяющиеся в центре купола. Все стены расписаны, множество красивых икон. Арки со всех сторон и в алтаре. Под куполом изображена Божия Матерь на фоне синего звездного неба с покровом. Службу вел и помазывал митрофорный архиерей. Служба длилась до 21.00 часа. На ночлег нас не принимали -- мест не было. Одни обрадовались, что придется возвращаться в Китаеву пустынь и ночевать вновь в храме, другие опечалились, так как хотели лучших условий. Вдруг я вспомнила совет-просьбу передать поклон из Пюхтиц от м. Евфросинии монахине Олимпиаде, которая может помочь в устройстве на ночлег. Галина Сергеевна и Николай вызвались пойти на поиски м. Олимпиады. Через минут 20 появились наши парламентарии вместе с м. Олимпиадой лет 40 на вид, внешне чем-то напоминавшую актрису Валентину Теличкину. Я особенно не радовалась, так как хотела вернуться в Китаеву пустынь, но обстоятельства складывались не в пользу моего желания, пришлось смиряться. Зато некоторые ликовали, когда м. Олимпиада выхлопотала нам разрешение на две ночи пребывать в гостинице для монашек и их родственников в 23 корпусе на втором этаже. Гостиница чистенькая, уютная. В коридоре читали правило ко причастию. В 00.00 -- отбой.
20 июля, воскресенье.
4.45 -- подъем.
5.15 -- утренние молитвы, полунощница. М. Олимпиада напутствует советами, как ориентироваться по Киево-Печерской Лавре. Советует посетить Церковщину, пещеры. Дает номера телефонов в Лавре для обеда.
06.30 -- Киево-Печерская Лавра.
07.00 -- Литургия в Трапезном храме. Исповедь и церковная лавка в отдельном помещении. Исповедовали два священника очень быстро. Вел службу митрофорный протоиерей. Народу много. Причастились.
8.30 -- Встретились с Наталией. Издалека узнали друг друга, заулыбавшись. Наталия оказалась симпатичной черноглазой женщиной лет сорока. Договорились встретиться в 11 часов у колокольни, так как Наташа пошла на службу в Успенский храм, а мы направились в пещеры.
Без труда нашли Ближние пещеры и, немного замешкавшись, рассуждая, заказывать экскурсовода или нет, все же отправились одни, как и многие другие паломники. Трепетное чувство охватило в пещерах, где вдоль оштукатуренных стен стоят деревянные гроба со стеклянными крышками и табличками с именами святых. Почти всех мы заочно знаем: Марк Гробокопатель, Матфей Прозорливый, Нестор Летописец, Никола Святоша, Прохор Лебедник, Агапит врач безмездный, Григорий прп. муч., Дамиан пресвитер, целебник, Алипий Иконописец, Моисей Угрин, Антоний начальник всех русских монахов. Нескончаемой вереницей медленно и тихо ходят люди по пещерам со свечками, кланяясь святым и про себя испрашивая молитвенной помощи в житейских нуждах. У некоторых святых обнажены кисти рук, покрытые темно-коричневого цвета не распавшейся кожей, свидетельствуя этим необыкновенное чудо нетления святых мощей. Как будто походили по целому городу, принадлежащему только святым. Легко и необычно душа чувствует себя от посещения таких мест.
Через небольшую площадь вход в Дальние пещеры. Показалось, что вниз шли намного дольше, чем в Ближние пещеры. Здесь покоятся: Феодосий общих житий начальник, Григорий Затворник, Ипатий Целебник, Леонтий Канонарх, Павел Послушливый, Сисой схимник, Моисей чудотворец, Илья Муромец. Все святые, молите Бога о нас!
В 12 часов едва собрались все вместе у колокольни. Очень быстро Наташа влилась в нашу компанию, как будто мы ее знали всегда. Вход на смотровую площадку платный. Винтовая лестница вьется нескончаемо... С высоты 73 метра открывается восхитительная панорама Киева. Говорят, и недаром, что кто не был на колокольне, тот не бывал в Киеве. Мы можем уверенно сказать, что в Киеве были! Наталия бойко рассказывала о достопримечательностях на территории Лавры. Ведь она окормляется там около 20 лет. Нехотя начали спуск вниз. Дежурный весело нас провожал, блистал познаниями об Эстонии, приглашал нас вновь приехать в Киев.
13.00 -- Нас ждал обед. Какими-то закоулками прошли к трапезному корпусу, недавно введенному в эксплуатацию. Для нас, как для гостей, по просьбе м. Олимпиады, был накрыт праздничный стол. Каких яств там только не было: суп из свежей капусты, рыбные котлеты, кабачки с жареным яйцом и помидорами, баклажаны, цветная капуста, салат из свежей капусты, селедка и необыкновенного вкуса морс! Все уставшие, изголодавшиеся, с радостью принялись трапезничать. А со стен на нас смотрели во весь рост изображенные на иконах святые, чинно выстроившиеся один за другим по периметру трапезной. Мы поклонились киево-печерским святым, а они нас потчевали в ответ обедом, как в ресторане -- так можно было понять смысл немого благословения с икон. Николай не удержался и запечатлел дивную трапезу на камеру. Радостные, пропев благодарственные тропари, мы отправились дальше.
14-14.50 Введенский храм. Чудотворная икона "Призри на смирение". Десять лет назад изображение иконы отпечаталось негативом на стекле и с тех пор даже ученые не могут исследовать и понять природу появления этого отпечатка. А у иконы происходят чудеса исцелений. Вся икона увешена драгоценными ювелирными украшениями. Да, дивны дела Твои. Господи!
15. 30 -17.00 -- Церковщина. Находится в районе Китаевой пустыни. Послушник Сергий произвел на всех сильное впечатление своей продуманной проповедью о цели вообще человеческой жизни и монашеской в частности. Послушник Сергий так серьезно говорил, что все внимательно слушали, затаив дыхание. Спустились в пещеры 1000-летней давности, где кельи, могильники, церкви сохранились в первозданном виде.
На территории монастыря набрали воды из источника.
17.50 -- 18.30 -- Любовались красотами и упоительным воздухом в парке на берегу Днепра.
19.00 -- ужин в Покровском монастыре и свободное время. Гуляли по вечернему Киеву, лакомились мороженым.
23.30 -- вечерние молитвы и отбой.
21 июля, понедельник. Празднование Казанской иконы Божией Матери.
07.00 -- подъем.
08.00 -- Флоровский монастырь с правым пределом в честь Казанской иконы Божией Матери. В храме множество старинных и чудотворных икон. Монахини носят необычную одежду с бархатными куколями... оказывается такой была одежда монахинь в 16 веке, которую сохранили в монастыре нисколько не меняя. Народу -- полный храм. Исповедь принимал пожилых лет священник. Вдруг неожиданно появился второй священник и встал перед праздничной иконой буквально рядом со мной и призвал, глядя на меня: "Кто на исповедь?" Я не собиралась исповедоваться, но внутренне желая этого, тоже смотрела на него. Он повторил: "Кто на исповедь?" И так как никто к нему не подходил я неуверенно сделала шаг к аналою и стала объяснять, что не готовилась, но очень хотела бы, так как сегодня у меня день рождения. Священник сразу среагировал: "Причащайтесь, потом прочитаете правило..." Я стала сомневаться в душе, правильно ли поступаю, и вдруг вспомнила про съеденное накануне мороженое...Все священники ушли в алтарь. Рядом стоял какой-то послушник и я у него стала спрашивать совета, что мне делать. Он отвел меня в боковой предел, где совершалась панихида и подтолкнул к священнику, который исповедовал ребенка. Я объяснила в двух словах ситуацию, но священник нимало не сомневаясь сказал: "Ничего, причащайтесь!" Встала в общую очередь ко причастию, но монахиня с правого клироса попросила часть очереди, в которой оказалась и я, перейти в правый предел в честь Казанской Б. М. Чудо! Так я причастилась в свой день рождения из рук Самой Божией Матери! После службы весело и долго звонили на звоннице в колокола. Чувствовалось праздничное настроение.
10.30 -- обед в Покровском монастыре.
12.00 -- Посещение Софийского собора. Преодолели искушение идти не всей группой. Приняли правильное решение и всем составом вошли на территорию Софийского собора -- где все принадлежит музею. Купили путеводитель, прочитали. Рядом с нами была группа англичан. Наташа Мельник -- преподавательница английского языка в институте -- ловко нам переводила нужную информацию. На стенах красивые фрески, на алтарной стене мозаичная Богоматерь -София Премудрость. На втором этаже выставка картин -- портретов многих киевских митрополитов и епископов.
В Трапезном храме в алтаре -- выставлены для осмотра части колонн, лепнины и пр.
14.20 -- Андреевский собор (раскольничий). Все устали и пошли только Николай, Галина Сергеевна и я. Храм -- великолепен. Стоит на возвышении, словно в небе, к нему ведет крутая и высокая белокаменная лестница. Но внутри храма неуютно: сидит музейный работник, по сторонам выставлены какие-то экспонаты...Мы поставили свечи, которые нам выдал батюшка специально для посещения раскольничьих храмов, и ушли.
15.00- 16.00 -- Владимирский собор (тоже раскольничий). Все оставшиеся свечи штук по 10-13 дружно расставили на всех подсвечниках. Храм впечатляет росписями древних святых на столбах и стенах во весь рост: Бориса и Глеба, Петра и Февронии, Евфросинии Полоцкой, кн. Ирины, Агапита...Слева у колонны покоятся мощи св. митрополита киевского Макария, справа -- рака с мощами св. вмч. Варвары. Перед алтарем в красивом деревянном резном киоте икона "Нечаянная радость". На овальной стене алтаря под куполом образ Божией Матери "Покрова", написанный художником Васнецовым. Яркие впечатления остались от посещения этого величественного собора.
16.00- 17.10 -- Сделали привал на пляже. Желающие купались.
17.00 -- 19.20 -- Ионовский монастырь, Звереницкие пещеры. Храм в стадии восстановления. Случайно услышала, как послушник пригласил двоих женщин следовать за ним, спросила, не в пещеры ли они. Получив утвердительный ответ, попросила подождать нашу группу, вернее всего 5 человек, у кого хватило сил подняться на крутой холм, на котором помимо монастыря расположился Ботанический сад. Послушник Андроник, узнав, что мы тут впервые, предложил провести нас по саду, полюбоваться редкими видами голубых елей, диковинных кустарников и красивой панорамой города со смотровой площадки. По дороге он много интересного рассказывал. Выглядел он тоже необычно: совершенно седые волосы, карие яркие глаза и худое моложавое лицо. Определить сколько ему лет -- затруднительно. Долго колесили по парку и, наконец, вышли к железным воротам, ведущим в пещеры, закрывающимися на замок. По крутой лестнице спустились к входу в пещеры. Внутри пещер имеются улицы Алтарная, Погребальная...Множество келий, представляющих из себя два земляных выступа для сна и утвари, а между ними ров в метр глубиной и полметра шириной для того, чтобы можно было встать в полный рост. В этом рве и хоронили хозяина келии. В многочисленных нишах лежат человеческие кости, выставлены черепа светлого цвета. Некоторые черепа заботливо уложены в специальные глиняные сосуды с крышкой и отверстием в нем. Один из таких сосудов благоухал. Несколько каменных гробниц хранят кости людей некогда живших в этих пещерах. Сохранилась могила с надписью: Климент Калика. Калика означает -перехожий. Люди ходили пешком в Иерусалим и приносили пальмовые ветви. Таких людей называли еще пальмовиками, позже слово интерпретировалось в "паломники".
К сожалению, не хватило времени посетить нижний храм, где покоятся мощи св. Ионы.
20.00- ужин и почти до 23.00 часов я и Галина Сергеевна общались с м. Олимпиадой, которая нам очень понравилась. Едва расстались.
22 июля, вторник.
04.30 -- подъем.
05.30 -- отъезд. М. Олимпиада провожала, напутствуя дельными советами, как родная мать... Подарила книжку о необычном мальчике Серёжике Старке. Обменялись адресами.
07.20 -- Черниговская область, Козелецкий р-он, село Даневка, Свято-Георгиевский женский монастырь (046) 211-52
Это место нам советовали посетить монахини Пюхтицкого монастыря. Ворота были закрыты и привратница объяснила, что на монашеское правило мирских людей не пускают, чтобы не отвлекали. Мы терпеливо подождали минут десять и прошли на территорию монастыря. Для нас открыли храм и подвели к чудотворной иконе "Аз есмь с вами и никтоже на вы". Как только мы увидели этот образ -- остановились, как вкопанные... Трудно объяснить, что именно притягивало к лику Богоматери...Но что-то исходило от иконы и влияло на душу, потому что многие изменились в лице. У меня же впервые под воздействием образа ручьем потекли слезы. Такое чувство, как-будто икона живая. Вместо оклада по периметру довольно большой иконы висела изящной работы гирлянда из искусственных цветов бело-розово-голубого оттенков, похожая на венок невесты. За стеклом в несколько рядов висели золотые украшения, оставленные в память о происшедших чудесах. Взгляд Божией Матери спокойный, пристальный и словно смотрит только на тебя, понимая твои житейские переживания, сочувствуя ... История этой иконы такова:
"Свидетельство отца Херувима: Зимой 1962 года я приехал в Санкт-Петербург...зашел в квартиру монахини Варсонофии и увидел на столе икону Божией Матери "Аз есмь с вами и никтоже на вы", которая мне очень понравилась. Об этой иконе монахиня Варсонофия рассказала следующее:
Икона написана по благословению дорогого батюшки отца Иоанна Кронштадтского монахинями Леушинского монастыря. И дорогой батюшка сам освятил эту икону. Иоанн Кронштадтский молился перед этой иконой и называл ее Спасительница России. Впоследствии Иоанн Кронштадтский благословил на духовный подвиг и молитву мирянина, а впоследствии иеросхимонаха Серафима (Вырицкого) этой иконой Божией Матери -- "Аз есмь с вами и никтоже на вы" и сказал: "Будешь схимником Александро-Невской Лавры. Молись о спасении России перед сей иконой". Он же предсказал ему грядущие на Россию бедствия и завладение иноплеменными властями, разорение церквей и монастырей и множество святых исповедников и мучеников, начиная от высшего духовного чина -- с митрополитов и мирского царя -- и кончая малыми детьми. Он же предсказал, что нескоро, но Свет Православия в России воссияет и Россия возродится правоверным Православным Царем. И повелел ему (Серафиму Вырицкому) пред сей иконой повторить подвиг преп. Серафима Саровского: молиться Царице Небесной, чтобы Господь умиротворил нашу страну".
Когда Серафим Вырицкий и его жена ушли в монастырь, икону Божией Матери о. Серафим забрал в Александро-Невскую Лавру. Она была у него келейной иконой.
Перед закрытием Лавры иеросхимонах взял благословение у епископа Григория, впоследствии митрополита Петербургского, поехать на лечение в Вырицу. Он же спросил Владыку, как быть с сей иконой. Епископ Григорий ответил: "Раз Вы ее получили себе в благословение от святого, то возьмите с собой икону на сохранение".
Вырицкий иеросхимонах Серафим молился о спасении России перед сей иконой тысячу дней и ночей. Когда люди в Вырице обращались за помощью к о. Серафиму во всех своих нуждах, батюшка всегда с молитвой обращался к этой иконе Божией Матери. Люди получали помощь и благодарили батюшку, а он говорил: "Это помощь Царицы Небесной, благодарите Её". Множество чудес творилось от сей иконы.
Однажды муж и жена с больным ребенком приехали из Петербурга помолиться о здравии ребенка. Но когда зашли к о. Серафиму, ребенок уже был мертв. Родители плакали и просили о. Серафима помолиться. Он помолился перед иконой Божией Матери, и дитя ожило. Слух об этом широко распространился, и пошла слава об этой иконе. Власти, узнав, постановили изъять икону.
В это время к о. Серафиму пришла Лидия -- духовное чадо. Он совершил ей монашеский постриг с именем Варсонофия и сказал: "Какая радость, что у нас есть такая икона, на ней особая благодать, но я больше не могу держать ее у себя и хранить, иначе у меня ее отберут. Возьми и храни ее у себя". Лидия (мон. Варсонофия) тайно вывезла икону в Петербург и все время хранила у себя.
Когда я стал просить икону, монахиня Варсонофия сказала: "Я батюшку Серафима (Вырицкого) спрашивала, куда девать икону, когда я буду умирать, и он ответил: "Не беспокойся, отдашь Херувиму. Икона будет в монастыре. Она будет принадлежать святому Георгию Победоносцу". "Я старая и очень слабая и ввиду того, что никогда не встречала человека с таким именем, отдаю икону Вам с тем, чтобы когда будут открывать монастыри, отдать в монастырь", -- сказала мать Варсонофия."
Долго мы толклись у церковной лавки... снова ходили поклоняться иконе...и никак не хотелось уходить...В храме еще были две старинные иконы: Казанская Божия Матерь и Ходатаица.
08.30 -- отъезд, до 09.00 -- побывали на местном базарчике...
11.00 -- Чернигов, Троицкий собор. Водосвятный молебен у мощей св. Лаврентия Черниговского. У противоположной стены рака с мощами св. Феодосия Черниговского.
13.30 -- граница с Белоруссией. Галина Сергеевна вызвалась читать акафист и призвала бодрствовать, а не спать, как обычно бывало...Я сказала, что никогда не сплю во время акафиста, и... не успев, что называется, договорить фразу...уснула и проснулась ровно при заключительной молитве. Да... "Дивны дела Твои, Господи!" -- как говаривал старец Феофил!
15.30 -- Белоруссия.
21. 00 -- Орша, Свято-Успенский женский монастырь, в котором нам предстояло заночевать по ранее совершенной договоренности. Нас ждали. Монастырь беден и паломников никогда не принимал. Послушницы весело хлопотали, готовили незатейливый ужин из деревенского творога и молока. Спали на полу в домике. Орша -- родина сестер Татьяны и Наталии, которые вместе с Вячеславом отправились на ночлег к родственникам, чтобы рано утром посетить могилки родителей и бабушки.
23.20 -- отбой.
23 июля, среда
05.30 -- подъем.
06.00 -- полунощница. Храм старинный, со множеством редких икон прошлого столетия в массивных серебряных ризах. Некоторые вышиты тонкими нитками. Главная икона -- Оршанская Божия Матерь, которой молятся о детях. На память о посещении монастыря нам раздали образки Оршанской Божией Матери и Сергия Радонежского, и кусочек ватки с миром от иконы. Благочинная м. Сергия приветливо и охотно общалась с нами. Оказалось, что ее бабушка родом из Тарту.
07.00 -- чай на дорожку.
07.30 -- отъезд.
10.00 -- Витебск.
11.30 -- Полоцк.
11.40 -- Полоцкий Спасо-Евфросиниевский женский монастырь. Древнейший на Руси Полоцкий Спасский монастырь основан в 1127 году полоцкой княжной прп. Евфросиньей. Её мечтой было -- умереть в Иерусалиме. Так и случилось. Почувствовав приближение смерти, она отправилась в паломничество в Иерусалим. Со слезами ее провожали сестры, зная, что видят ее в последний раз. Во время войны, когда иноплеменные войска уничтожали все, связанное с христианством, мощи св. Евфросинии были перевезены в Киев в Ближние пещеры и покоились там 700 лет. До сих пор бережно сохраняется место ее упокоения, украшенное гирляндами из цветов. Но в 1910 году половчане выхлопотали разрешение у Синода на возвращение св. Евфросинии в Полоцкий монастырь. Торжественно в том же году по реке Днепр на судне "Головачев" рака с мощами святой, при стечении тысяч людей из всех селений по курсу следования, была возвращена в Полоцк.
Уставшие, мы вошли на довольно просторную территорию монастыря. Сразу же нам попалась в белом апостольнике игуменья. Мы спросили благословения открыть для нас раку св. Евфросинии и, получив разрешение, тут же направились к маленькому однокупольному храму в сопровождении монахини, которая нам стала объяснять, что благодать не исчезает при закрытой раке. У входа в храм все разуваются и босиком по дорожкам проходят к необыкновенной резной деревянной раке. Вдоль раки от ног до головы сооружен овальный лаз под мощами преподобной и, поклонившись мощам, люди проползают по лазу, молятся там ...
На втором этаже над входом, где в некоторых храмах располагается клирос, сохранились келии св. Евфросинии и ее сестры Евдокии. Келия сестры глухая, а у св. Евфосинии узкое см. 10-15 вертикальное отверстие, через которое можно слушать службу. Спала св. Евросиния вне келии на каменном выступе в виде скамеечки. Сопровождавший нас молодой человек настоятельно рекомендовал посидеть на этой каменной скамеечке и помолчать, подумать... Мы исполнили совет и дружно вчетвером уселись...сидим...думаем...Вдруг, откуда-то сверху стали приходить покаянные мысли...одна, вторая и потекли чередой, превращаясь в настоящую молитву к св. Евфросинии о помощи избавиться от грехов и укрепить в вере. А из глаз просто хлынули слезы. Как-будто три мощные волны вошли в сознание извне, научая правильно совершать молитву. Повторить все то, о чем я молилась -- трудно. Но ясно одно, что ни до, ни после этого события, я так не умела и не умею молиться. Еще это можно понять так, что мне лично преподан образец истинной молитвы. Это было чудесно. Слезы текли и текли из глаз...я повернулась налево -- Галина Сергеевна плакала, направо -- Ксения тоже плакала. А молодой человек очень сосредоточенно и серьезно о чем-то думал на стульчике, не смущая нас своим вниманием. Минут через 10 мы встали, сотворили земные поклоны и спустились по винтовой лестнице вниз. Душа еще долго не могла успокоиться от пережитого. Задержались недолго у лавки: купили иконки, книжки, написали записочки.
13.20 -- отъезд.
14.40-17.40 -- граница Верхнедвинск.
18.10 -- Класлава.
21.30 -- Балви.
22.25 -- Алюксне.
23.00 -- Кохтла-Ярве. Тепло попрощались друг с другом и с водителем Анатолием, который оставил приятное впечатление о себе. Дорогой мы шутили, что в следующем году поедем в Италию к святителю Николаю и Анатолий радостно согласился...Кто знает, может, и поедем!