Косицын Виталий : другие произведения.

Пара заметок на тему этики

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


  • Аннотация:
    Написалось вместо проды. Для систематики и удобства. А виноваты комментаторы - как всегда.


Любительская неполная классификация ценностей

   Может использоваться для построения системы ценностей конкретного творимых автором персонажей, а также социальных групп, культур, религий, философских течений и т.п. Ценности - это то, что определяет каждый осознанный выбор человека. Итак, все ценности, которые я знаю на текущий момент, выстроенные в относительно логичном порядке:
  

Первичные ценности.

   Это те ценности, которые являются базовыми понятиями в данной систематике.
   1. Ценности группы (эмоциональных) ощущений. Сюда входят все ощущения следующих спектров: приятное, от физического удовольствия и чувства удовлетворения до счастья, радости и восторга; спектр неприятного, от боли до самой сложной формы душевного страдания; спектр спокойствия, от совершенного равнодушия до удовлетворённого спокойствия; и иные, которые просто незачем перечислять. Сюда входят все эмоционально окрашенные ощущения.
   2. Ценности группы формы. Сюда входят всевозможные формы, сочетания ощущений, ценимые как таковые, безотносительно их эмоционального принятия (хотя оно может служить стимулом, см. ниже). Например, ценится такая форма, как симметрия. Или такая, как большое или большее количество.
   3. Ценности группы свободы. Собственно, это две ценности: свобода и ограничение. Эта группа тесно связана с понятием выбора, решения, поступка. В отличие от остальных групп базовых ценностей, эта является рефлексивной по отношению к системе выбора, то есть определяет какой она должна быть и, в определённом смысле, ссылается сама на себя.
   4. Ценности группы работы. Сюда входит любая деятельность как таковая, безотносительно её дальнейшей ценности, смысла, контекста, а лишь (возможно) в рассмотрении получения некоего результата, как окончательного, так и временного.
   5. Цели, ценности, смыслы жизни - пункт для рефлексивных вторичных ценностей.
  

Некоторые вторичные ценности.

   Эти ценности сводятся к базовым с помощью трёх методов: "взятие производной" (ниже обозначено как value' - вместо value следует подставить номер ценности сверху), или переход от объекта к его изменению/неизменности, совмещение, или пересечение множеств (value1/\value2), простое обобщение, или переход от объекта к свойству (*value*), единство, или объединение множеств (value1\/value2). Однако надо учитывать, что ценности частенько сочетают в человеческом восприятии себя и вторичные от себя с помощью первого и третьего метода как единое целое, например, развитие и развитие развития. В этом же примере, если рассматривать развитие в целом, имеем, что третичная ценность входит во вторичную, как и третья, четвёртая и далее её производные. Кроме того, отмечу, что общие случаи не рассматриваются, то есть, например, из ценностей изменения 2' выбраны только ценности развития.
   2', а именно группа развития. Развитие, прогресс - качественный и количественный рост; деградация, регресс, или качественное или количественное уменьшение; статичность и стабильность, отрицающая и то, и другое. Эта группа тесно связана с понятием изменения, движения, завязано на некий изменяющийся объект, точнее, его форму, что означает, что эти ценности, метафорически, являются первой производной от ценностей формы.
   1/\2, а именно красота - на стыке групп формы (симметрия, оригинальность и т.п.) и эмоционально окрашенных ощущений (приязнь). Обобщение красоты, уродства, оригинальности, своеобразия, самобытности - так называемое "соэ", тоже 1/\2. Соэ можно определить более формально, но лень, ограничусь множеством аспектов.
   (2'/\4)\/(4/\(1/\2)) - творчество. В том числе, на стыке ценностей развития (а конкретно, качественного или количественного роста или качественного снижения) и работы (творчество-1, или направленная трансформация, упорядочивание) работы и соэ (творчество-2, или искусство) расположена ценность творческой работы, или творчества, творения.
   3'. Производные ценности свободы: ценность освобождения, ограничения, сохранения данного количества свободы.
   4/\5. Ценности группы вмешательства. Это деятельность, связанная с чужими ценностями, целями, ценностями. В частности, сюда входят: помощь, ущерб, невмешательство. В 4/\5 входит также тавтологическая ценность, или ценность собственных целей, ценностей, смыслов жизни.
   4/\(2'/\*2*) Ценности группы познания, или деятельности, направленной на рост количества и качества знаний.
  

Деление ценностей по объекту приложения, или простая иерархия.

   Ценности могут быть, в зависимости от объекта:
   - Общие. Относятся как к себе, так и к другим.
   - К самому себе. Это эгоцентричные ценности. Следует заметить, что далеко не все эгоцентрические ценности вредят другим разумным, то есть являются эгоистическими. Это характеристика направленности, не более.
   - К группе людей. Это альтруистические ценности. Следует отметить, далеко не все альтруистические ценности являются добрыми. Подразумевается направленность на других, не более и не менее.
  
   Далее, ценности делятся в зависимости от субъекта, по масштабу:
   - Личные, или ценности одного разумного.
   - Групповые, или общие ценности относительно определённой, небольшой группы разумных.
   - Социальные, или ценности государства, религиозного, философского движения, транснациональной корпорации и иной большой открытой группы. В том числе политические, религиозные, философские, классовые, социального слоя и т.п.
   - Цивилизационные, или ценности целой цивилизации, культуры как единой системы.
   - Метацивилизационные, или ценности, касающиеся многих цивилизаций, взаимодействия между ними, их объединений и союзов.
   - Видовые, или ценности целого вида разумных существ. Могут совпадать с цивилизационными, если вид представляет собой одну-единственную культуру, цивилизацию, государство.
   - Метавидовые. Могут совпадать с метацивилизационными.
   - Вселенские, или ценности мириад цивилизаций/культур и/или разумных видов вплоть до масштаба целой вселенной.
   - Метавселенские, что относятся к множествам вселенных как взаимодействующих единиц. Следует понимать, что под метавселенским подразумевается взаимодействие двух и более мириад цивилизаций, а не двух цивилизаций в разных вселенных - это межцивилизационный уровень.
  
  

Короткое прояснение терминологии, или взаимосвязь ценностей, целей и смысла жизни.

   Цель - представление (образ) некоего конечного результата той или иной деятельности. Если точнее, то цель - это вероятное состояние реальности или их совокупность, которое настанет по предсказанию некоего разума, если совершать данные действия. Цель неразрывно связана с действиями по её осуществлению и рассматривается только в их контексте.
   Однако можно определить такие действия как "достичь неких целей", что даёт "подцель" по отношению к данной цели, а данная цель по отношению к ним будет "надцелью", или целью целей. Построив таким образов цепочку более общих целей, мы можем поставит вопрос о конечной цели. Конечные цели разума - это и есть то, что называют "смысл жизни".
   Теперь перейдём к тому, что цели, включая смысл жизни, не являются самой фундаментальной вещью в системе выбора разумного. Во-первых, заметим, что множество решений принимается не только относительно к смыслу жизни или целям пожиже, но и посторонним для разумного вещам. Во-вторых, заметим, что существует процесс целеполагания, результатом которого может быть и смысл жизни, и целеполагание отнюдь не хаотично. У него есть определённые схемы выбора, алгоритмы оценки, которые называются (жизненными) принципами. В свою очередь жизненные принципы сводятся к ещё более низкому или, с другой стороны, абстрактному уровню - ориентирам, которые позволяют их выстроить, вычленить из бесконечности возможных схем выбора. Эти-то ориентиры и называются ценностями, и именно они являются тем базисом, на котором логически выстраивается ядро личности в целом и система выбора в частности.
  
   Базовые ценности 1, помимо прочего, являются ещё и стимулами. Следует различать стимулы и, собственно, ценности. Если основным жизненным ориентиром является удовольствие - это одно. Если же удовольствие сопровождает некие действия, даже не обязательно являющиеся ценными - это стимул, вложенный природой, самим разумным или извне.
  
   Создано: 30.05.2013. Исправлено и дополнено: -


Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"