Аннотация: см. Введение. Главной целью этой вещи было развлечение читателя. Так что не судите слишком строго.
ВВЕДЕНИЕ
В 1999-м эдак годе проходил я этнографическую практику - собирал всякие сказки, легенды, тосты. Конечно, послать меня в глухие и отдалённые деревни университет не захотел. Короче пришлось мне скитаться по родному городу в поисках легенд, тайн и интересных историй. Вобщем, представляю вашему вниманию то, что я услышал и разведал.
ЗОЛОТО КИЦА
Всем известно, что при старом режиме Сибирь была переполнена концлагерями, сюда попадали все неугодные строю люди и в том чиле политзаключённые. Многие из них до ареста занимали высокие посты в партии. Центр хранения всей накопленной документации о теневых делах высших служебных органов, таким образом, находился в Красноярске. А ещё точнее - в музее имени Ленина, который тогда ещё не имел такого помпезного помещения. Тем не менее, когда было построено новое внушительное здание, картотека была перенесена туда. Подтверждением тому обилие новых экспозиций, обличавших махинации советского правительства, которые появились в эпоху гласности. Очевидно старый директор музея обладал доступом к тайному архиву и счёл нужным продемонстрировать некоторые документы.
Многие журналисты переломной эпохи начала девяностых задавались вопросом о таинственном исчезновении "золота партии" - баснословных капиталов, накопленных партией в пору её могущества. Ни одно из расследований не привело к искомым сокровищам. Но это лишь потому, что не там копали. Кладоискатели обшаривали столицу в поисках зацепок и материалов или же обращали свой взгляд за рубеж, предполагая, что "красное добро" зарыто за бугром. И никто не подумал о тех сведениях, которые мог бы предоставить авантюристам Красноярский архив.
Старый директор уже мёртв, а новый, похоже, не в курсе дела. Зато на последнее Биеннале приезжал сын прежнего директора. Одним из организаторов мероприятия была некто М. А. Л., в прошлом преподаватель русского языка и литературы и мой любимый педагог. Как то при встрече она рассказала мне, что лично сопровождала того самого отпрыска прежнего директора и никак не могла взять в толк, почему это он хотел побродить по музею в одиночестве. Поскольку мне была известна предыдущая часть истории, я догадался, почему этот человек уехал восвояси таким раздражённым. Очевидно, он хотел заняться поисками секретной картотеки, но для детального исследования здания у него было слишком мало свободного времени. Что ж, дождёмся нового Биеннале.
ДЕВЯТЬ КРУГОВ ТОНАЛЯ
Вы спросите, где же могли быть спрятаны документы? О, музей необъятен и полон секретных помещений. Доступным для посещений залам нарочно придана иллюзия объёма. На самом же деле основная часть помещений скрыта от глаз публики.
Вот простой пример: все мы знаем магазин эзотерической литературы "Тональ", вход в который расположен с торца здания. Однако не все знают, что раньше вход в него находился внутри. Магазин существует очень давно, и во времена атеистического материализма он являлся местом тайных собраний оккультной элиты Красноярска, а значит, и всего края. Собственно, тогда это был и не магазин а именно центр неофициальной культовой деятельности. Хотя, литература там, конечно, распространялась. Разная литература: от обычной библии до антологии "К бессмертию через самоубийство" Л. Курпундье, поныне известной только знатокам.
Советское диссидентское подполье было хорошо тем, что своей засекреченностью привлекало тайные общины других стран. Они не опасались вступать в контакт с нашими маргиналами, поскольку знали, что те не сболтнут лишнего и очень опытны в конспирации. Кроме того, духовно дезориентированная интеллигенция советского союза становилась лёгкой добычей сект и сокровенных братств. Тем более, что Русская Православная церковь почти официально сотрудничала с Комитетотм гос-безопасности: священники обязаны были "стучать" на своих же прихожан.
А Марксизм-Ленинизм, как идеология, как принцип объяснения мироздания, к сожалению, не всех удовлетворял.
Но вернёмся к нашим баранам. Это я не про интеллигенцию. Тональ был крайне засекречен. Говорят, что в худшие времена, он имел девять кругов защиты. Посвящённый входил в соприкосновение с самыми внешними слоями общины метафизиков и, по мере своих сил и талантов, пробирался в высшие сферы, подвергаясь испытаниям и тщательным проверкам на каждом круге. Элита девятого круга уже непосредственно связывалась с заграничными храмами и святилищами.
Помню, как однажды отец повёл меня в это легендарное место. Восьмидесятые подходили к концу, в воздухе веяло свободой, вот почему некогда тайный Тональ был уже доступен очень многим. Мне было тогда восемь лет, и я мало что запомнил и понял, мало на что обратил внимание. Теперь жалею об этом. Хотя, тогда оккультное подполье уже растеряло почти всю свою силу: иностранные общества одно за другим прерывали всякую связь, да и люди выходили из душных подвалов, чувствуя в себе силы искать внутренних озарений самостоятельно, набирала могущество Церковь.
Я помню, как мы вошли в здание а потом незаметно для сторожей шагнули за декорации одной из экспозиций и оказались в небольшом корридорчике, который упирался в небольшую дверцу. Моё воспитанное Буратиной сердце заколотилось... Но внутри был не татр, а снова лесницы и корридоры. Наконец мы зашли в освещённое помещение. Там сидели люди и читали книги. Потом отец мне объяснил, что магические символы на стенах были недавно закрашены, наиболее ценные для трансцедентной практики предметы - разворованы. Я взял наугад с полки одну из книг, это был "Властелин Колец" Дж. Р. Р. Толкиена.
В 1990 году в Красноярске прошли первые ролевые игры, это было начало толкиенизма в России.
БИБЛИОТЕКА ПОД АДМИНИСТРАЦИЕЙ
Все слыхали о знаменитом русском писателе Льве Николаевиче Толстом, но немногие знают о том человеке, которого Лев Николаич называл своим идейным наставником, - некоем Бондареве. Этот Бондарев, как и вышеупомянутая литературная знаменитость, любил землю и русский народ. Он жил и творил в деревне Иудино близ Красноярска с тех пор, как был сослан в наш край за свои народовольческие мысли. Вас, быть может, удивит название деревни? Дело в том, что неподалёку от неё находилась другая деревня - Каиново. Оба населённых пункта пребывали в состоянии вражды и соперничества, потому и названия друг другу подобрали соответственные своим чувствам.
Так вот, безвестному Бондареву быстро надоела отшельническая жизнь в обстановке сельской вражды, тем более, что он сложа руки не сидел, а писал философский труд. Единственную рукопись этой объёмной статьи он послал в Петербург, где ею заинтересовался автор "Войны и мира". Благодаря усилиям цензуры опубликовать сочинение не удалось, однако между её сочинителем и Львом Толстым завязалась энергичная переписка. Бондарев был человек неугомонный и потому решился бежать из своего заключения на встречу со своим респондентом. Проезжая те места, которые по слухам посещал сам Чехов, он остановился и погрузился в такую глубокую задумчивость, что так его и поймали и вернули в деревню Иудино.
Но не будем забывать, насколько деятельным был этот ссыльный имярек: во-первых, он народил сыновей, а во-вторых, решил несмотря ни на что обессмертить своё философское сочинение, выбив его на камнях. Дело это ему закончить не удалось. На смертном одре Бондарев завещал своим детям запечатать его черновики в бутылки и сложить в гроб, а плиты, на которых была высечена часть текста, расставить вокруг могилы в качестве ограды. И только успели сыновья это сделать, как случилась революция.
Новые власти были наслышаны о беспокойном Бондареве (Толстой им что ли рассказал?) и послали своих представителей к могиле. Из каменных плит был устроен фундамент для новой школы, а вот бутылок с черновиками комиссары не нашли...
Дело в том, что несколькими неделями раньше заезжал в Иудино знаменитый любитель печатного и непечатного (в смысле, рукописного) слова - купец Юдин. (Случайно ли совпадение фамилии и имени деревни?) Конечно, и сам купец, и его литературные сокровища не ушли от всевидящего ока большевиков. Позже легендарная библиотека Юдина была продана в Америку. И всё же филологи, разыскивавшие следы творчества Бондарева не нашли его труда ни в одном из американских архивов. Это заставляет предполагать, что далеко не вся библиотека была обнаружена советской властью.
Как известно, Юдин водил дружбу с красноярским архиереем (то есть первосвященником). В поисках разгадки я неоднократно посещал храм Иоанна Предтечи, который при старом режиме служил помещением для ракового корпуса, а до революции был архиерейским домом. Сейчас это загадочное здание, построенное в барочном стиле, активно реконструируется. Из рассказов настоятеля этого храма отца Михаила мне удалось узнать, что ранее архиерейский дом был соединён подземными ходами с Воскресенской церковью, на месте которой сейчас находится краевая администрация. Трудно сказать, насколько обширны были церковные подвалы, тем более, что часть переходов теперь завалена. По остальным подземельям ходить также запрещено всвязи с ненадёжностью старых перекрытий. Открытие подземного Красноярска и стало причиной для замедления работ по постройке метро.
Несмотря на запреты, я всё-таки спустился в подвалы архиерейского дома. Далеко забраться мне не удалось, но полустёртые фрески на стенах свидетельствуют о том, что подземелья служили не только проходами, что в них располагалась множество помещений, назначение которых ещё предстоит установить. Мне также посчастливилось найти очень старый аналой - стол, предназначенный для переписывания священных текстов, а это значит, что где-то рядом должно находиться и книгохранилище. Копайте глубже, господа!
КРЕСТОВЫЙ ПОХОД НА ОРГАННЫЙ ЗАЛ
Ливонский орден крестоносцев имел простой и решительный девиз "на восток!" Это вполне соответствовало идеям паладинов об экспорте христианской веры из Европы в Азию. Однако, далеко на восток орден продвинуться не сумел: он встретил решительный отпор в лице князя Александра Невского и всего русского народа. Неподалёку от места ледового побоища выжившими рыцарями был устроен братский склеп, в который легла почти вся ливонская рать в полном обмундировании. На грудь каждому крестоносцу был положен его щит со злополучной надписью "на восток!"
Несколько веков спустя некто Гришка Отрепьев, объявивший себя царевичем Дмитрием проходил мимо со своим войском. И, поскольку он заручился поддержкой польских рыцарей в обмен на обещание распространить католическую веру на Руси, Лжедмитрий тоже считал себя крестоносцем. На этом основании он разграбил усыпальницу. Итак, щиты в числе прочих сокровищ ордена отправились вместе с Гришкиной армией к Москве, то есть на восток. Герб ливонцев остался верен своей клятве даже после исчезновения братства.
Чем закончилась история лжецаревича, мы знаем - он был разоблачён и предан казни, а его добро осталось в московской казне. С течением времени древние реликвии перекочевали в музеи, где и хранились до злополучного 1941-го года. Враг наступал на столицу, и все ценности, в том числе и исторические, эвакуировались в Сибирь, то есть опять же на восток. Большинство экспонатов, естественно, были собраны в Красноярске.
Здесь тогда жило множество ссыльных поляков, и поэтому в те времена польская диаспора в Красноярске была сильна как никогда. Центр её находился в костёле, ныне совмещающем функции органного зала и католического храма. Так или иначе, но реликвии рыцарей осели там.
Сейчас трудно с уверенностью сказать, остаются ли щиты в здании органного зала и поныне, или, следуя предписаниям крестоносцев отправились дальше на восток - в Америку. Интересно, сколько раз вокруг они пройдут вокруг света, или так и останутся у нас? Ну, чем мы не восток?