Эта история случилась давно. Лет десять тому назад. Вспомнил я о ней совершенно случайно. Возвращаясь как-то зимой ночью на машине в Иркутск, я увидел в свете фар несколько груженых лесовозов, которые светили огнями на обочине дороги. Водители столпились у одной из машин, что-то обсуждая. Совершенно обычная в пути картина. Но неожиданно вдруг стало вспоминаться давнее...
Мой старый знакомый Генка сидел за рулём "шестёрки" и иногда что-то то ли бухтел, то ли напевал себе под нос. Наверное, чтобы не заснуть по дороге - с ним это бывало. Я сидел рядом и чувствовал себя крайне неуютно: терпеть не могу ездить пассажиром, да ещё ночью и с пьяным водителем.
Мы догоняли свою колонну лесовозов и вот-вот должны были показаться их огни. Генка возил лес из-под Иркутска. Куда-то его потом девал, сдавал - не знаю. Его бизнес меня не интересовал. Занимался он многим и часто и никогда не сидел без дела, как и без долгов. Сейчас он и сам вряд ли бы вспомнил всё, за что брался в жизни в порыве очередного коммерческого удара. И в принципе ему было не важно, что это: лес или китайские тапочки - его душа авантюриста не давала ему покоя. Водительских прав у него не было никогда, хотя на машине он начал ездить так же, как и пить и курить, со второго класса. Машина, кстати, тоже была не его, а брата. А понять, что фотография на документах чужая, можно было даже в полной темноте. Но Генку это совсем не смущало. Он так ездил постоянно и постоянно попадал в какие-то истории. Но своими правами так и не обзавелся.
"Некогда", - говорил он.
Иногда в дальних поездках Генка просил меня побыть за рулём. Собственно и в этот раз моё присутствие здесь объяснялось только одним - я должен был вести машину. Но после "обсуждения производственных вопросов" до двух часов ночи в лесу на деляне, когда от ящика водки осталось меньше половины, он сел бы за руль в любом случае, даже если бы этот руль был привинчен на последнем сидении в троллейбусе.
"Пересяду по дороге", - решил я и мы поехали.
Прошёл час. После очередной попытки убедить его передать мне управление машиной, я вдруг подумал, что главным его призванием в жизни был всё-таки не бизнес, как он утверждал, и не воспитание двоих сыновей, а удивительная способность попадать в им самим же созданные трудности. И что ещё более удивительно, всегда из них выбираться. Это получалось у него виртуозно. Если бы за это платили деньги, Генка был бы очень обеспеченным человеком.
- Генка! Уже два часа едем. Ещё минут 20-30 и мы в Иркутске. Где лесовозы? - забеспокоился я.
- За тем поворотом, на горе должны нас ждать,- ответил он и опять что-то забурчал про себя.
И действительно, за поворотом все, как один, четыре лесовоза светились огнями. Рядом с ними весело суетилась куча гаишников.
- Генка, смотри, - только и смог я вымолвить, хотя Генка наверняка увидел их ещё раньше меня.
Это должно было случиться. Всю дорогу я думал: "Хоть бы пронесло". Но когда ждешь плохого, наступает худшее. Хуже, на мой взгляд, быть уже не могло. Без прав, без документов на машину, пьяный, четыре часа ночи, зима, холод, тёмный лес, куча гаишников и я не уверен, были ли у него документы на груз. А денег точно знаю, что нет.
- Генка, откуда они тут взялись в это время? Ты посмотри, их там человек восемь, две машины.
- Да, хоть бы и двое, так что?
"И то верно, - подумал я. Какая теперь разница, сколько их там: не драться же нам с ними".
- Прорвёмся, - бодро сказал Генка.
- Кто его знает, - засомневался я, что-то совсем не разделяя его оптимизма.
Почему-то невольно вспомнилось, как месяц назад, после дружеского застолья, Генка повёз домой друга - это двадцать минут, не больше и только утром вернулся к перепуганной жене: на обратном пути попался на посту и всю ночь пришлось рассказывать анекдоты двум милиционерам. А не задолго до этого, после полу стакана спирта, его остановили прямо напротив "Интуриста", но врач по образованию, Генка так натурально таращил удивлённые глаза и как-то по особенному дул в трубку, что она ... не показала наличие алкоголя.
Пока я предавался воспоминаниям, Генка заглушил машину и ушёл в окружении гаишников куда-то в темноту. Я остался в машине один. Стёкла полностью запотели. Подходили и уходили какие-то тени, кто-то светил фонариком в кабину, скрипел снег, хлопала крышка багажника, раздавались голоса, смех, снова голоса, снова смех - Генка был явно в ударе.
Тронулся один лесовоз, за ним другой. Дверь открылась и Генка плюхнулся за руль: "Едем". Повернул ключ зажигания, но машина молчала. Аккумулятор! До аккумулятора у Генки руки тоже никак не доходили и он часто его подводил. Генка быстро выскочил обратно и уже через минуту пять или шесть человек в форме российской милиции, дружно облепив нашу "шестёрку" пыхтя, толкали её по дороге. Вскоре она завелась и Генка дружески посигналил им на прощание.
Позади на подъёме ревели лесовозы, а вдали уже показались огни Иркутска.
- Ты чё, знал их что ли, - наконец-то догадался я спросить, ещё не веря в то, что произошло.
- Нет.
- А как ты с ними договорился?!
- Отдал им шесть бутылок водки и ещё две в багажнике осталось.
Я удивлённо посмотрел на Генку, совершенно не способный понять услышанное. Для меня это была даже не фантастика: такая виртуозность просто выходила за пределы моего понимания.
- Ну, ты талант! - только и смог сказать я.
- А талант не пропьёшь! -засмеялся Генка.
"Кто его знает", вздохнул я про себя, но вслух ничего не сказал.
"Десять лет, как десять дней", машинально подумалось мне. Генкин след безнадёжно потерялся за это время где-то на бескрайних просторах российского бизнеса. Всё стало теперь в жизни конкретней, много жёстче и ясней. Изменились цены, таксы, ставки, запросы и ... пожалуй, что больше и ничего.
Лесовозы промелькнули мимо и стали удаляться во тьму. Я бросил ещё раз взгляд в зеркало на их быстро исчезающие огни и забыл об этой истории навсегда.